Проведение патентных исследований — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проведение патентных исследований

2017-10-01 387
Проведение патентных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При выполнении научно-исследовательских работ, наряду с литературным обзором по состоянию разрабатываемой проблемы, проводят патентные исследования.

Патентные исследования включают в себя поиск и определение технического уровня и тенденции развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты разрабатываемого объекта. Они проводятся на протяжении всех стадий работы, заканчивая патентованием и реализацией итоговой разработки.

Для исследований используются как патентные, так и прочие источники научно-технической информации. Порядок и правила составления патентных исследований регламентируются ГОСТ Р 011-96.

Патентные исследования проводятся в пять этапов:

– определение цели и составление технического задания;

– разработка регламента поиска;

– проведение поиска по патентной и научно-технической литературе;

– анализ отобранной информации;

– формулировка выводов и оформление результатов.

Патентные исследования проводятся с целью, под которой понимают ожидаемый результат инженерной и научной деятельности. Если исследования ведутся при составлении технического задания на разработку объекта или в ходе его разработки либо усовершенствования, то цель исследований – определение технического уровня области техники, к которой относится объект. Если объект уже разработан, то цель состоит в определении новизны объекта для доказательства его охраноспособности.

Если объект предполагается разрабатывать с помощью соисполнителей или если объект готовится к реализации, то проводят конъюнктурные патентные исследования. Конъюнктура – это совокупность условий, явлений, ситуаций, стечения обстоятельств, способных повлиять на исход какого-либо дела. При подготовке объекта (в виде проекта или готовой продукции) к реализации, то в этом случае целью конъюнктурных исследований является определение патентной чистоты объекта относительно выбранных для реализации стран, в том числе и в России. В этом случае в результате патентных исследований надо доказать, что объект или его часть не нарушает действующие в данной стране патенты, то есть объект относительно этой страны обладает патентной чистотой. Такие исследования называют экспертизой на патентную чистоту.

Регламент патентного поиска состоит из определения вида исследований, вида поиска, его глубины или ретроспективности и его широты, то есть перечня стран, которыми ограничивают объем поиска.

В регламенте также определяется выбор источников информации, по которым будет проводиться патентный поиск по данному объекту.

Виды поиска: тематический, именной и нумерационный.

Тематический поиск ведут в том случае, если нужно определить технический уровень или новизну объекта. Поиск ведут по заданной тематике в известной области техники.

Именной поиск ведут, когда известно имя автора или патентовладельца и найти надо относящиеся к ним охранные документы. Он может быть использован как дополнительный к тематическому поиску.

Нумерационный поиск ведут тогда, когда нужно по известным номерам охранных документов (патентов, авторских свидетельств и т.п.) найти описания относящихся к ним объектов.

Глубина поиска зависит от цели патентных исследований. Если область техники нова, то глубину поиска выбирают до первого появления в технике ее объектов. Если область техники известна давно, то ограничиваются периодом ее интенсивного развития. Следует иметь в виду, что объекты техники в среднем обновляются каждые 7–10 лет. Максимальная глубина поиска установлена в 50 лет.

Если цель исследований – определение уровня компетентности фирмы или физического лица, то глубину поиска лучше принять равной 5 годам, так как важно знать творческий потенциал партнеров либо конкурентов сейчас, а не в далеком прошлом. Большая глубина поиска требуется, например, для изучения истории развития фирмы-конкурента.

При экспертизе на патентную чистоту глубину поиска принимают равной сроку действия патентов в стране поиска.

Сроки действия патентов в различных странах указаны ниже:

Мексика – 10 лет;

Индия, Югославия – 14 лет;

Аргентина, Болгария, Бразилия, Вьетнам, Греция, Египет, Иран, Южная Корея, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция, Чехословакия, Япония – 15 лет;

Австралия, Пакистан – 16 лет;

Канада, Куба, США, Филиппины, Финляндия – 17 лет;

Австрия – 18 лет;

Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирак, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, СССР и Российская Федерация, Тунис, Франция, Швейцария, Швеция, Южно-Африканская Республика – 20 лет;

КНР – авторское свидетельство, КНДР (Северная Корея) – свидетельство – бессрочно.

Широта поиска – перечень стран, по которым предполагается вести поиск, зависит от цели патентных исследований. Если цель – определение технического уровня или новизны объекта, то выбирают страны с наиболее развитой областью техники, к которым относится объект. В этих странах может быть наиболее полная информация об исследуемой области техники. При экспертизе на патентную чистоту выбирают страны, в которых предполагается реализовать разрабатываемый объект.

В качестве источников информации – национальные патентные бюллетени, которые выбираются в первую очередь, если они доступны. Далее могут быть использованы описания изобретений, реферативные журналы и сборники, а также отраслевые технические журналы.

По завершении поиска нужно выбрать краткие описания всех найденных аналогов. Если аналоги – изобретения, то нужно выписать их формулы, если это информация из книг, статей, проспектов и др. источников, то выписывают или составляют рефераты аналогов. Перед текстом формулы или реферата приводят библиографические данные, с помощью которого можно найти первоисточник информации об этом аналоге. Для изобретения – имя автора, название изобретения, вид и номер охранного документа, наименование выдавшей его страны, дата приоритета, индекс МКИ. Для журнальной статьи – имя автора, название статьи и журнала или сборника, год издания, номер журнала или место издания сборника и наименование издательства. В скобках можно указать источник получения информации об этом аналоге при поиске. Затем проводится предварительный анализ найденных аналогов и их отбор для последующего использования.

Если цель – определение новизны объекта, то анализ ведут, сравнивая признаки исследуемого объекта с признаками аналогов. Выявляют аналог, имеющий большое количество признаков, идентичных признакам объекта исследований. Затем выбирают аналоги, имеющие хотя бы один идентичный с объектом признак, которого нет в выбранных ранее аналогах. Их принимают для последующего сопоставительного анализа при выявлении изобретения, остальные аналоги для последующего использования не нужны.

Если цель – определение технического уровня исследуемого объекта, то сравнивают функции и эффективность аналогов между собой и с исследуемым объектом. Отбирают 2–5 аналогов, лишенных тех недостатков исследуемого объекта, которые нужно устранить. Их признаки используют при разработке нового технического решения.

Завершают патентные исследования выводами, в которых показывают, что найденных и отобранных аналогов достаточно для последующего использования и цель исследований достигнута. Выводы пишутся в утвердительной форме, и в них должны содержаться результаты исследований, а не перечень действий, выполненных в ходе исследований. Отчет оформляют в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96.

 

Патентный поиск в интернете

 

1.Зайти на сайт www1.fips.ru (рис. 4)

Или в поисковике набрать ФИПС (Роспатент, Федеральный Институт Промышленной собственности)

 

Рис.4 – Изображение сайта www1.fips.ru

2.Переходим по ссылке «Информационные ресурсы» (Рис. 5)

 

Рис. 5 – Вкладка «Информационные ресурсы»

 

3.В открывшемся окне выбираем «Информационно-поисковая система» (Рис.6)

 

Рис.6 – Вкладка «Информационно-поисковая система»

4.Вводим имя пользователя и пароль (Рис.7)

 

Рис.7 – Ввод логина и пароля

 

5.Выбираем базы данных для поиска (Рис.8)

 

Рис.8 – Выбор баз данных для поиска

 

6.Заходим в поиск, и вводим поисковые данные (Рис.9)

 

Рис.9 – Ввод ключевого слова

7.В открывшемся окне выбираем нужный патент (Рис.10)

 

Рис.10 – Выбор нужного патента

 

8.Просматриваем его (Рис.11)

 

Рис.11 – Просмотр патента

 

9.Скачиваем патент (чтобы скачать, нужно выбрать «Опубликовано», и в поисковике сохранить как *.pdf) (Рис.12)

Рис.12 – Сохранение патента

 

Зная номер патента его можно скачать не прибегая к поиску, для этого нужно во вкладке «Информационные ресурсы» пройти по ссылке «Открытые реестры», а далее «Реестр изобретений» (Рис.13) и там ввести номер патента, и так же скачать его как в пункте 9.

 

Рис.13 – Реестр изобретений


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.