Генезис Союза Беларуси и России — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Генезис Союза Беларуси и России

2017-10-01 475
Генезис Союза Беларуси и России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• 26 июня 1992 г. — установление дипломатических отношений
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

• 6 января 1995 г. — заключение Соглашения между Респуб­
ликой Беларусь и Российской Федерацией о Таможенном
союзе.

• 21 февраля 1995 г. — подписание в Минске Договора о
дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.

• 26 мая 1995 г. — фактическая ликвидация границы между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией (Прези­
дент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и Председатель
Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин
убрали пограничный столб у белорусской деревни Речка).

• 2 апреля 1996 г. — подписание Договора об образовании Со­
общества Беларуси и России.

 

>2 апреля 1997 г. — подписание нового межгосударственного
договора — Договора о Союзе Беларуси и России.

>23 мая 1997 г.— подписание Устава Союза Беларуси и России.

• Сентябрь 1997 г. — Секретариат ООН зарегистрировал До­
говор Союза Беларуси и России.

> Конец 1997 г.- принятие бюджета Союза Беларуси и Рос­
сии на 1998 г. (90% бюджета направлялось на реализацию
совместных программ).

25 декабря 1998 г. — подписание Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации Декларации о дальней­шем единении Беларуси и России (продолжать поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государ­ство при сохранении национального суверенитета госу­дарств — участников Союза).


 




• 25 декабря 1998 г. — заключение Договора о равных правах
граждан и Соглашения о создании равных условий субъек­
там хозяйствования.

• 8 декабря 1999 г. — подписание Президентами Республики
Беларусь и Российской Федерации Договора о создании Со­
юзного государства и Программы действий Республики Бе­
ларусь и Российской Федерации о реализации его положе­
ний (это ознаменовало выход Республики Беларусь и Рос­
сийской Федерации на новый уровень союзных отношений,
определило основные направления и этапы дальнейшего
развития интеграции Беларуси и России).

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

(Статья 19 Устава Союза Беларуси и России)

• Высший Совет (в своей деятельности руководствовался Ста­
тутом Высшего Совета Союза Беларуси и России, утверж­
денным Решением Высшего Совета Союза Беларуси и Рос­
сии от 22 января 1998 г. №10).

• Парламентское Собрание (принятие решений Парламент­
ским Собранием Союза регулируется ст. 23 Устава Союза и
Регламентом Парламентского Собрания, утвержденного По­
становлением Парламентского Собрания от 13 июня 1997 г.).

• Исполнительный Комитет (в своей деятельности руковод­
ствовался Положением об Исполнительном Комитете Союза
Беларуси и России, утвержденным Решением Высшего Со
вета Союза Беларуси и России № 10 от 22 января 1998 г. и
Регламентом Исполнительного Комитета Союза, утвержден­
ным Постановлением Исполнительного Комитета от 2 декаб­
ря 1997 г. № 1).

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе­
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от
27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Бе­
ларусь» // Свод законов БССР. 1990. № 22. Ст. 432; Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 31. Ст. 536.

3. Соглашение «О создании Содружества Независимых Госу­
дарств» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.
1992. № 1. Ст. 15; 1992. № 6. Ст. 121.


 

4. Соглашение «О Межпарламентской Ассамблее государств -
участников Содружества Независимых Государств» // Информаци­
онный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.

5. Соглашение «О координационных институтах Содружества
Независимых Государств» // Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.

6. Закон Республики Беларусь от 10 июня 1997 г. «О ратифи­
кации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Бела­
руси и России» // Ведомости Национального собрания Республи­
ки Беларусь. 1997. № 21. Ст. 386.

7. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О ратифика­
ции Договора между Республикой Беларусь и Российской Федера­
цией о совместной телерадиовещательной организации Союза Бела­
руси и России» // Ведомости Национального собрания Республи­
ки Беларусь. 1998. № 1. Ст. 505.

8. Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1999 г. «О ратифи­
кации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Российской Федерации о таможенном оформлении
товаров, ввозимых физическими лицами в государства — участники
Союза Беларуси и России» // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 95. 2/110.

9. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1999 г. «О рати­
фикации Договора между Республикой Беларусь и Российской Фе­
дерацией о равных правах граждан» // Национальный реестр пра­
вовых актов РеспубликиБеларусь. 1999. № 14. 2/18.

10. Закон Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. «О рати­
фикации Договора о создании Союзного государства» // Нацио­
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4.
2/118.

11. Закон Республики Беларусь от 4 мая 2001 г. «О ратифика­
ции Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Феде­
рацией об урегулировании вопросов, связанных с прекращением де­
ятельности органов Союза Беларуси и России» // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46. 2/754.

12. Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 1997 г.
№ 312 «О мерах по обеспечению реализации положений Договора
о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Устава Союза Бе­
ларуси и России» // Собрание декретов, указов Президента и поста­
новлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 16. Ст. 580.

13. Указ Президента Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г.
№ 194 «О мерах по реализации решения Высшего Совета Союза
Беларуси и России от 22 января 1998 г. № 3» // Собрание декре­
тов, указов Президента и постановлений Правительства Республи­
ки Беларусь. 1998. № 10. Ст. 258.

14. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от
4 мая 1996 г. «О ратификации Договора о создании Сообщества Бе­
ларуси и России» // Ведомости Верховного Совета Республики Бе­
ларусь. 1996. № 16. Ст. 212.


15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
16 июня 1997 г. № 725 «Об организации выполнения Программы
первоочередных действий по реализации в 1997 году положений
Договора о Союзе и Устава Союза Беларуси и России» // Собра­
ние декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1997. № 17-18. Ст. 638.

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
21 мая 2002 г. № 646 «Об утверждении Соглашения между Пра­
вительством Республики Беларусь и Правительством Российской
Федерации о создании равных условий в области ценовой полити­
ки» // Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 2002. № 59. 5/10475.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма.
М., 1994.

2. Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интег­
рации 1996 - 2001 гг. /Л. П. Козин, М. В. Мясникович, А. М. Аб­
рамович и др. Мн., 2001.

3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела­
русь. Мн., 2003.

4. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 74—83.

 

5. Конституции республик в составе Российской Федерации.
Сборник документов. М., 1995.

6. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.,
1994.

 

7. Козин Л. П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы. М.,
2000.

8. Лазаревский Н. И. Автономия. СПб., 1906.

9. Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в совре­
менной России. М., 1995.

 

10. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Го­
сударств. / Под ред. проф. К.А. Бякишева. М., 1995.

11.Федерации в зарубежных странах. М., 1993.

12. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

13. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.

14. Уставы краев, областей, городов федерального значения, ав­
тономной области, автономных округов РФ. Вып. 1. М., 1995.

15. Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный ана­
лиз. М., 1995.

16. Ященко А. С. Теория федерализма. Опыт синтетической те­
ории права и государства. Юрьев, 1912.


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

РЕФЕРЕНДУМ

Институт выборов в современном конституционном праве рассматривается как важнейшее свойство демокра­тии, как способ формирования и выражения общественно­го мнения. Посредством выборов избираются различные органы государственной власти и местного самоуправления -парламенты, главы государств, губернаторы, Советы депу­татов, думы и т. п.

Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина (1948 г.) подчеркивается: «Воля народа должна быть ос­новой власти правительства: эта воля должна находить се­бе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечи­вающих свободу голосования».

Избирательное право — это система конституцион­но-правовых норм, регулирующих общественные отноше­ния в области организации и проведения выборов в орга­ны государства и местного самоуправления (избирательное право в объективном смысле).

Избирательное право это гарантированная госу­дарством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти (избирательное право в субъективном смысле). Представляет собой комплекс сле­дующих правомочий:

• активное избирательное право;

• пассивное избирательное право;

• прямое избирательное право;

• косвенное избирательное право.

Активное избирательное право — право участво­вать с решающим голосом в избрании и отзыве членов вы­борных государственных органов.

Пассивное избирательное право — право быть из­бранным в качестве полномочного лица в выборные госу­дарственные органы.


Прямое избирательное право право избирать членов выборных государственных органов непосредствен­но, лично участвуя в голосовании.

Косвенное избирательное право право избирать членов выборных государственных органов не непосред­ственно, а через ранее избранных представителей.

Источниками избирательного права государств являются конституции и иные акты законодательства. В Республике Беларусь это прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изме­нениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.).

Конституции закрепляют основные принципы избира­тельного права, основные положения, на которых оно должно строиться, определяют круг субъектов данного права, условия предоставления и лишения избирательного права.

Таким образом, содержание избирательного пра­ва составляет правовое регулирование организации прове­дения выборов и подсчета голосов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В лю­бом государстве избирательная система является сред­ством закрепления практики организации проведения вы­боров на фактическом и нормативном уровне.

Избирательную систему следует рассматривать в широ­ком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле слова представляет совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулирован­ных нормами правд), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной влас­ти. Избирательная система в узком смысле — это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Реализация данных общественных отношений находит свое отражение прежде всего в выборах органов законода­тельной (представительной) власти. Сам же процесс реа­лизации указанных общественных отношений называется избирательной кампанией.

Избирательная система строится на основе ряда принципов'.

• всеобщность;

• свободное участие в выборах;

• обязательный вотум;


 

• равенство граждан при выборах;

• состязательность избирательного процесса;

• равные возможности претендентов;

• гласность при подготовке и проведении выборов и др.

Согласно принципу всеобщности всеобщими при­знаются такие выборы, в которых принимает участие боль­шинство населения страны, а от участия в них отстраня­ются лишь те лица, которые не имеют возможности созна­тельно осуществлять свои действия, то есть несовершен­нолетние и люди, страдающие нервно-психическими забо­леваниями.

В ряде стран всеобщее избирательное право ограничи­вается рядом цензов, К ним относятся:

• возрастной ценз (установленное законом требование,
согласно которому право участвовать в выборах предостав­
ляется по достижении определенного возраста);

• ценз оседлости (избирательное право предоставляется
только тем гражданам, которые проживают в той или иной
местности в течение определенного времени);

• ценз имущественный;

• ценз образовательный;

• ценз моральный.

Указанные цензы представляют собой ограничение как активного, так и пассивного избирательного права.

Принцип свободных выборов означает, что избира­тель сам принимает решение об участии в избирательном процессе. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. В некоторых странах (Италия, Австралия, Бельгия, Турция) предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять учас­тие в голосовании.

Равенство граждан при выборах предполагает рав­ную для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов. Равенство избирательного права обес­печивается наличием у каждого избирателя такого же чис­ла голосов, как и у других избирателей.

В науке конституционного права и избирательной прак­тике различают следующие способы определения результа­тов выборов:

• мажоритарную систему;

• пропорциональную систему;

• смешанную систему.


ственной и общественной жизни. Различается несколько видов референдума:

• императивный и консультативный;

• конституционный и законодательный;

• обязательный и факультативный;

• общегосударственный и местный.

Императивным считается референдум, результат кото­рого является окончательным и обязательным. Решение референдума приобретает силу закона с момента голосова­ния и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа.

При консультативном референдуме выявляется обще­ственное мнение, которое учитывается органами государ­ственной власти в принятии какого-либо законодательного акта или иного решения.

Разделение референдума на конституционный и зако­нодательный основано на правовом характере принимае­мых актов: конституции или закона.

Обязательным референдум считается тогда, когда ор­ган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение. При фа­культативном референдуме компетентный государствен­ный орган по своему усмотрению решает вопрос о назна­чении референдума.

Референдумы могут проводиться по инициативе глав государств, высших законодательных органов либо по инициативе граждан.

Правовое регулирование вопросов, связанных с прове­дением референдумов, в различных государствах осущест­вляется по-разному. В соответствии с Основным законом ФРГ предусматривается возможность проведения рефе­рендума, народного опроса и народной инициативы. В США нет федерального законодательства о референдуме, так как здесь считается проведение референдумов нецеле­сообразным, во-первых, вследствие подмены референду­мом представительных органов; во-вторых, из-за возмож­ного некомпетентного решения вопросов на референдуме и подмены профессионализма популизмом; в-третьих, из-за дороговизны. По конституционному законодательству Италии и Франции референдумы проводятся при необхо­димости внесения изменений в Конституцию. Конституция Италии (статья 75) предусматривает возможность проведе-


ния референдума для отмены, полностью или частично, любого закона или акта Республики, имеющего силу зако­на, за исключением законов о налогах и бюджете, об ам­нистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.

В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь и статьей 111 Избирательного кодекса Республи­ки Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Рес­публике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республи­ки Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и обще­ственной жизни Республики Беларусь. На местный ре­ферендум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих ад­министративно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депута­тов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканский референдум не могут выно­ситься:

• вопросы, которые могут вызвать нарушение террито­
риальной целостности Республики Беларусь;

• вопросы, связанные с избранием и освобождением
Президента Республики Беларусь, назначением (избрани­
ем, освобождением) должностных лиц, назначение (избра­
ние, освобождение) которых относится к компетенции
ПрезидентаРеспублики Беларусь и палат Национального
собрания Республики Беларусь;

• вопросы о принятии и изменении бюджета, установле­
нии, изменении и отмене налогов;

• вопросы об амнистии, о помиловании.

Такая же практика существует во многих странах. Сог­ласно законодательству ФРГ не допускается проведение референдума в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратифика­цию международных договоров.

На местный референдум не выносятся вопросы, пере­численные в части третьей статьи 112 Избирательного ко­декса Республики Беларусь (т. е. вопросы, которые не мо-


 


гут выноситься на республиканский референдум), вопро­сы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от долж­ности, относящиеся к компетенции местного исполнитель­ного и распорядительного органа либо его руководителя.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Бела­русь, Палате представителей, Совету Республики и граж­данам Республики Беларусь. Инициатива Палаты предста­вителей и Совета Республики на проведение республикан­ского референдума выражается в виде предложения, кото­рое принимается на их раздельных заседаниях большин­ством голосов от полного состава каждой из палат и вно­сится на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского ре­ферендума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

В случае, если с инициативой проведения республикан­ского референдума выступают граждане, ими образует­ся группа по проведению референдума (инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в рефе­рендуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой об­ласти и города Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную ко­миссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на рефе­рендум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о прове­дении референдума, вопросе (проекте решения), предлага­емом на референдум, избрании председателя группы и ко­ординаторов по областям и городу Минску, -список участ­ников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной груп­пы, что должно быть подтверждено их собственноручны­ми подписями, подлинность которых подлежит нотариаль­ному засвидетельствованию.

Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициа-

'


тивной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был воз­можен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проек­та решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.

Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направ­ляются Центральной комиссией на заключение в Министер­ство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь, кото­рые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соб­людение порядка образования инициативной группы.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республи­канский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав ини­циативной группы регистрируются Центральной комиссией.

В регистрации отказывают в случае нарушения требова­ний законодательства Республики Беларусь. Отказ в реги­страции инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).

После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец подписного листа для сбора подписей граждан под предло­жением о проведении республиканского референдума. Членам инициативной группы выдаются соответствующие удостоверения.

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору под­писей граждан осуществляется за счет средств инициа­тивной группы, которая открывает для этого счет в бан­ке. Инициативная группа может использовать доброволь­ные пожертвования организаций (за исключением государ­ственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.

На подготовку и проведение референдума употребление средств иностранных государств, предприятий, организа­ций, иностранных граждан и международных организа­ций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается.


Сбор подписей граждан под предложением о проведе­нии референдума осуществляется только членами инициа­тивной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы. В подписной лист могут быть вклю­чены только подписи граждан, проживающих в одном на­селенном пункте, а в городах с районным делением — в од­ном районе города.

Принуждение граждан Республики Беларусь подписать подписной лист, а также использование других противо­правных форм сбора подписей запрещается. Ответствен­ность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

В случае обнаружения в подписных листах нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной счита­ется только одна подпись.

Решения о результатах сбора подписей граждан в под­писных листах в поддержку инициативы проведения рес­публиканского референдума принимаются соответствую­щими районными, городскими исполнительными комитета­ми, районной администрацией города и направляются соответственно в областной, Минский городской исполни­тельный комитет.

Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях городов.

Областные, Минский городской исполнительный коми­теты при необходимости в пятидневный срок могут про­верить достоверность подписей граждан в подписных лис­тах. После принятия решений областными и Минским го­родским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.

Центральная комиссия проверяет соответствие заклю­чительного акта инициативной группы и поступивших ре­шений областных, Минского городского исполнительных комитетов, требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь и составляет заключение о соблюдении данной группой требований Из­бирательного кодекса.

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют осно­вания для отклонения предложения о проведении рефе-


рендума, Центральная комиссия передает Президенту Рес­публики Беларусь.

Решение Центральной комиссии об отклонении предло­жения по проведению референдума может быть обжалова­но в месячный срок в Верховный Суд Республики Бела­русь (жалоба должна быть подписана большинством соста­ва инициативной группы).

Повторное инициирование гражданами проведения ре­ферендума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через 1 год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года пос­ле проведения референдума по этому вопросу.

В соответствии со статьей 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодек­сом предложений палат Национального собрания Респуб­лики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, дается:

• дата проведения референдума;

• юридическая сила решения, принятого референду-
мрм;

• формулировка вынесенного на референдум вопроса
(вопросов);

• перечень иных организационных мероприятий по
обеспечению проведения референдума.

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания ука­за Президента Республики Беларусь о назначении рефе­рендума.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соот­ветствует требованиям Избирательного кодекса и иных ак­тов законодательства Республики Беларусь. Решение Пре­зидента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение,


порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граж­дан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам за­конодательства о республиканском референдуме.

Правом инициативы на проведение местного рефе­рендума обладают местные представительные органы и граждане Республики Беларусь, постоянно проживаю­щие на территории соответствующей области, района, горо­да, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентов граждан, обладающих избиратель­ным правом и проживающих на соответствующей терри­тории.

В случае, когда граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется иници­ативная группа из числа лиц, имеющих право участвия в референдуме:

• в области и городе Минске — в количестве не менее
50 человек;

• в районе, городе, районе в городе — не менее 20 человек;

• в поселке, сельсовете — не менее 10 человек.

Документы на проведение местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предла­гаемый на референдум, направляются местным исполни­тельным и распорядительным органом на заключение в со­ответствующий областной, Минский городской орган юс­тиции, которые проверяют соответствие вопроса, выноси­мого на референдум, требованиям законодательства и соб­людение порядка образования инициативной группы.

В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистра­ции, образец подписного листа, а членам инициативной группы — соответствующие удостоверения.

Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество досто­верных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.


Решение о назначении областного, Минского городско­го, районного, городского, поселкового, сельского рефе­рендума принимается соответствующим местным Сове­том депутатов, а решение о назначении районного рефе­рендума в городе с районным делением — городским Сове­том депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соот­ветствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Местный Совет депутатов, принимая решение о назна­чении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позд­нее 3 месяцев со дня принятия решения о назначении ре­ферендума.

Решение местного Совета депутатов о назначении рефе­рендума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.

Решения, принятые местным референдумом, подписы­ваются руководителем соответствующего местного испол­нительного и распорядительного органа.

Подготовка и проведение референдума на территории области, города, района, района в городе, поселка, сельсо­вета осуществляются соответствующими комиссиями по референдуму, образованными в соответствии с Избира­тельным кодексом Республики Беларусь.

На основании протоколов, полученных от участковых комиссий по референдуму и составленных в соответствии с требованиями статьи 55 Избирательного кодекса Респуб­лики Беларусь, районные, городские, районные в городах комиссии по референдуму подводят итоги проведения ре­ферендума. Результаты референдума устанавливаются на заседаниях указанных комиссий и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей ко­миссии по референдуму и передается немедленно, но не позднее чем через 2 дня после окончания голосования лич­но председателем или заместителем председателя либо сек­ретарем комиссии в областную, Минскую городскую ко­миссию по референдуму и в органы, образовавшие комис­сию, для информации.

Если органы, образовавшие комиссию, находят нару­шения требований Избирательного кодекса и иных актов


 


 


!


законодательства Республики Беларусь, допущенные в хо­де голосования или при подсчете голосов, об этом немед­ленно сообщается в вышестоящую комиссию по референ­думу или Центральную комиссию.

Результаты референдума в областях, городе Минске определяются на заседаниях областных, Минской город­ской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов ко­миссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.

Если органы, образовавшие областные, Минскую город­скую комиссию по референдуму, обнаружили нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь в ходе голосова­ния или при подсчете голосов, об этом немедленно сообща­ется в Центральную комиссию.

На основании протоколов областных, Минской город­ской комиссий по референдуму Центральная комиссия ус­танавливает:

• общее число граждан, имеющих право участвовать в
референдуме;

• число граждан, получивших бюллетени для голосова­
ния;

• число граждан, принявших участие в голосовании;

• число голосовавших за одобрение вынесенного на ре­
ферендум вопроса (проекта решения) и число голосовав­
ших против его одобрения;

• число бюллетеней, признанных недействительными.

Референдум считается состоявшимся, если в голосова­нии участвовало более 50 % граждан, внесенных в списки для голосования. Решение считается принятым референду­мом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших учас­тие в голосовании.

Решение о принятии, изменении и дополнении Консти­туции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии и заносятся в протокол. Протокол


подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

Центральная комиссия по представлению соответствую­щих комиссий по референдуму и органов, образовавших комиссии, а также по установленным ею основаниям мо­жет признать результаты референдума в области, районе, городе, районе в городе, на участке для голосования не­действительными из-за допущенных нарушений требова­ний Избирательного кодекса и иных актов законодатель­ства Республики Беларусь.

Сообщение об итогах референдума публикуется в печа­ти Центральной комиссией в семидневный срок. В сообще­нии указываются: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения; число бюллете­ней, признанных недействительными.

По представлению Генерального прокурора Республики Беларусь о нарушениях, допущенных при проведении ре­ферендума, Центральная комиссия имеет право принять решение либо о проведении в течение месяца повторного голосования на тех участках для голосования и других территориях, где были допущены нарушения, либо о про-иедении в течение года повторного голосования на всей территории Республики Беларусь.

Решение, принятое референдумом, подписывается Пре­зидентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Рес­публики Беларусь.

Решение, принятое референдумом, вступает в силу че­рез 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

Юридическая сила решения, принятого референду­мом, определяется Указом Президента Республики Бела­русь о назначении референдума. Решения, принятые рефе­рендумом, могут


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.