Понятие и особенности управления земельными отношениями — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие и особенности управления земельными отношениями

2017-10-01 551
Понятие и особенности управления земельными отношениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследователи рассматривают земельные отношения как общественные отношения, преимущественно экономического характера по поводу использования, охраны и воспроизводства земель[1].

Также земельные отношения представляют собой волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю[2]. Еще одно определение позволяет говорить о земельных отношениях как об общественных отношениях людей, связанных с владением и пользованием землей[3].

Земельные отношения являются в первую очередь общественными отношениями. То есть возникают в социальном взаимодействии и в связи с положением людей и их функциями. Еще одной характеристикой земельных отношений, исходя из вышеизложенных определений, является объект - земля.

Земля обладает различными качественными функциями. В частности, земля обеспечивает определение жизненного пространства, а также служит природной кладовой. Кроме того, земля выполняет роль главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Относительно рыночной экономики, земля является объектом социально-экономических отношений[4].

Управление земельными ресурсами также предполагает систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения.

Управление земельными ресурсами касается множества субъектов земельных отношений. Соответственно, органы управления призваны реализовывать мероприятия по использованию и охране земельных ресурсов в комплексном и системном порядке. Управление земельными ресурсами должно обеспечивать общегосударственные интересы, интересы субъектов РФ и муниципальных образований, а также интересы отдельных членов общества или групп.

Процессы организации использования земельных ресурсов предполагают многообразие способов. Соответственно, выделяют следующие способы[5]:

· Территориальная организация использования земли в границах землепользования отдельных участков;

· Инженерное обеспечение процесса использования земель;

· Установление правового статуса земель;

· Установление направлений и видов использования земли;

· Разработка и внедрение экономически и экологически эффективных методов использования земли;

· Анализ природного и экономического состояния земель;

· Иные мероприятия, оказывающие воздействие на правовой статус и текущее состояние земельных ресурсов.

Административно-территориальные уровни предполагают разграничение функций и задач управления любой сферой, в том числе, земельными отношениями.

Соответственно, выделяют государственный уровень, а также уровень местного управления и частного (внутрихозяйственного) управления:

1. Государственное управление земельными отношениями:

· Общее государственное управление земельными отношениями - субъектами реализации являются государственные органы общей и специальной компетенции; носит территориальный характер; распространяется на все виды земельных ресурсов вне зависимости от категории земель, субъектов права и иных особенностей;

· Ведомственное (отраслевое) управление земельными отношениями - субъектами реализации являются исполнительные органы власти (министерства, комитеты, службы); принцип реализации заключается в подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; не носит территориальный характер;

2. Уровень местного управления земельными отношениями - субъектами реализации являются органы местного самоуправления; управление подразделяется на общее и специальное;

3. Уровень частного (внутрихозяйственного) управления - субъектами реализации являются собственники, землепользователи, арендаторы земельных площадей.

Следует также указать содержание системы земельных отношений. Исследователи выделили следующие элементы[6]:

· Формы земельных прав:

- владение (бессрочное или пожизненное наследование);

- пользование (срочное или бессрочное);

- распоряжение;

- собственность (государственная, муниципальная, коллективная, частная);

· Способы приобретения прав:

- возмездный (предполагает покупку или аренду);

- безвозмездный (в результате дарения или наследования);

· Условия приобретения прав:

- капиталовложение;

- профессиональная подготовка;

- целевое использование земель;

· Операции по реализации прав:

- продажа земель;

- передача земель в аренду, в пользование, посредством института наследства, дарение;

· Формы правоприобретения:

- земельный налог;

- арендная плата;

- ограничения;

- ответственность за правонарушения;

· Формы стимулирования:

- льготы;

- дотации;

- инвестиции;

· Формы управления земельными ресурсами.

Земельные отношения находятся под влиянием целого ряда факторов в комплексном порядке. Здесь можно говорить и о исторической преемственности, социально-экономической основе общества, а также обеспечении финансовой устойчивости и инвестиционной активности.

Субъекты земельных правоотношений представляют собой лица, наделенные земельными правами и соответствующими обязанностями, предусмотренными земельным законодательством. В качестве субъектов рассматриваются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Под государственным регулированием земельных отношений следует понимать систему мер, нацеленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышения плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды посредством реализации множества организационных, правовых, экономических действий.

А.С. Виднов указывает на необходимость соблюдения некоторых требований в осуществлении государственного регулирования земельных отношений[7]:

1. Соответствие нормам Конституции РФ и Земельного кодекса РФ, законодательству РФ и правовому управлению муниципального образования;

2. На федеральном уровне правового регулирования определяются общие для всех участников земельных отношений правила (требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, земельному кадастру и так далее);

3. Соблюдение соотношения земельного законодательства субъектов РФ и муниципальных нормативных правовых актов согласно установленному разграничению полномочий между уровнем субъектов РФ и муниципальных образований;

4. Ориентиром в регулировании земельных отношений является принцип целевого назначения и правового режима земель;

5. Порядок использования отдельных категорий земель определяется непосредственно собственником (землепользователем, владельцем и так далее) согласно природно-сельскохозяйственному районированию земель;

6. Необходимость создания экономических, правовых, организационных условий для стимулирования рационального и эффективного использования земель (обеспечение условий возложено на государство и его институты);

7. Необходимость регулярного совершенствования экономических методов регулирования земельных отношений посредством платности землепользования, рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей на рациональное и эффективное использование земли, а также создания источников налоговых поступлений;

8. Необходимость следования научно обоснованным концепциям и социально-экономическому прогнозированию в ходе реализации государственного регулирования земельных отношений;

9. Последовательное осуществление государственного регулирования земельных отношений (планирование, зонирование, районирование, землеустройство, мониторинг и кадастр);

10. Внедрение методов контроля за использованием земель в соответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием и обеспечение охраны земель;

11. Информационная открытость о природном, хозяйственном и правовом положении земель;

12. Осуществление различного рода мероприятий, направленных на использование и охрану земельных ресурсов, сохранение и повышение плодородия почв, а также недопущение необоснованного и незаконного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота;

13. Соблюдение установленных законодательством норм, правил, нормативов и требований, прав и обязанностей.

Таким образом, система управления земельных отношений включает в себя не только органы власти различных уровней, но и граждан и юридические лица. На теоретическом уровне разработаны условия, которые должны соблюдать органы государственной власти при реализации государственного регулирования земельных отношений. Кроме того, важным оказывается установление элементов, входящих в систему земельных отношений.

Целесообразно рассмотреть нормативно-правовые основы государственного управления земельными отношениями в Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.