Раздел 8. Морфология застройки и качество городской среды пост-индустриальной эпохи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раздел 8. Морфология застройки и качество городской среды пост-индустриальной эпохи

2017-10-01 282
Раздел 8. Морфология застройки и качество городской среды пост-индустриальной эпохи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальные проблемы градостроительного планирования. Основы урбанистики как системы научных о формах и методах анализа, прогнозах и проектирования и управления развитием урбанизированных территорий (городов). Система ценностей и философия градостроительной деятельности: Город и природа, Город и транспорт, Город и люди, Город и культура, Город и искусство.

Пространственная структура урбанизированной территории.Пространственный каркас постиндустриального города. Когнитивная урбанистика. Острова и архипелаги урбанизированной территории. Природный (эко-) каркас, Транспортно-коммуникационный каркас (техно-) каркас, Антропогенный (социо-культуроный) каркас и культурное наследие. Примеры градостроительных концепций развития парижской и московской агломераций

 

Лекция – 4 часа

· Трансформация индустриальных городов - основные вызовы

· Морфология застройки и качество городской среды пост-индустриальной эпохи

Подтемы:

- Система ценностей градостроительной деятельности

- Плотность и структура городской ткани

- Основы когнитивной урбанистики

- Пространственные модели пост-индустриальных градостроительных комплексов

Практическое занятие – 4 часа

· Пространственная структура градостроительного кластера

 

Содержание практического занятия:

Практическое занятие 8.1. Пространственная структура градостроительного кластера

 

Занятие разбивается на две части. В первой студенты в группах готовят презентации на заданные темы. Необходимо представить примеры наилучшей практики и их анализ; типологическую модель рассматриваемой территории: функциональные объекты; привязку к градостроительным ресурсам территории; топологическую модель макро-пространства; ключевые площади и пешеходные связи публичного пространства; знаковые объекты топологической схемы. Во второй части студенты представляют результаты в виде презентации.

 

Задача - изучить основные принципы и особенности пространственной организации градостроительного комплекса, ядром которого выступает одна из следующих целевых программ:

 

Темы Группа студентов
1 Научно-образовательный кластер (университет на 5000 студентов)  
2 Торгово-рекреационный кластер (мега на 2000 торговых мест)  
3 Медицина и реабилитация больных (на 1000 койко-мест)  
4 Поселение для поддержание сил и здоровья пожилых людей с возможностью проживания (1000 чел)  
5 Общественно-деловой-бизнес центр с международными связями (3000 раб мест)  
6 Транспортно-логистический центр (1000 раб мест)  
7 Техно-парк/иннополис (3000 раб мест)  
8 Автономное поселение на 4000 чел  

 

В составе каждого Кластера будет несколько якорных объектов, которые следует развивать в определенной последовательности

Фактически на каждой территории будут присутствовать, но в разных пропорциях, все вышеперечисленные программы, плюс Различные виды жилья и сопутствующего соц-культ-быта.

 

1. В качестве первого этапа необходимо найти и систематизировать международный опыт по выбранному направлению.

2. Далее выстроить цепочки, обуславливающие развитие сопутствующих объектов и построить из них логические –«типологические» схемы.

3. Заключительный этап – предложения по оптимизации программы развития с учетом объединяющей роли публичных пространств.

 

Примерные вопросы для обсуждения предложенных моделей:

1. «экологичность» подразумевает условия для энергоэффективной, устойчивой, экологически чистой, безвредной городской среды. Безвредность достигается путем внедрения альтернативных источников энергии, биотехнологий. Экологичность означает планировку с учетом: рельефа, направлений естественного стока воды, видовых точек и панорам. Особое внимание уделяется климату (влажности, световому режиму, направлению и скоростям воздушных потоков).

3. «автономность» подразумевает функционирование Планировочных единиц на основе автономной системы.

4. «программируемость» подразумевает взаимозависимости различных процессов как технологического, так и социального назначения.

5. «эффективности использования пространства» жилых и общественных территорий –. Произойдет скрещивание разнородных пространств, их гибридизация в целях совершенствования и экономии времени.

6. «локализация» обуславливает создание рационально используемого, многофункционального городского пространства в составе нескольких макро-пространств

7. «трансформация» подразумевает способность к росту и изменениям

9. «адаптация» подразумевает деление на каркас, ткань и плазму

11. «оздоровление» подразумевает условия для развития естественной природы

13. «стилистическое содержание» подразумевает ясность пространственной структуры

 

Основная литература:

1. А.А. Высоковский. Точка отсчета городского пространства / В кн.: Человек и город: пространства, формы, смысл. С-Пб.: Архитектон, 1995. с. 85-89

2. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки. Архитектура –С.,2005 год.

3. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие урбанизированных территорий. Архитектура. МАРХИ, 2015

4. Малоян Г.А. Градостроительство. Уч. пособие, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Голд Дж. Психология и география:основы поведенческой географии. Пер. с анг.М.: Прогресс. 1990.-304 с.

2. Смирнягин Л.В. Районирование общества: теория, методология, практика (на материалах США). М.: ИГАН, 2005.

3. 10 принципов для Большого Парижа. Экономика. Город. Климат. I AUC. Стимулировать Большой Париж. Проектinternational (Пi) 2011. # 26-27 стр. 27-167.

4. Барбаш Н.Б. Методика изучения территориальной дифференциации городской среды. М., Институт географии АН СССР, 1986.

5. Horton F., and Reynolds, D.R. (1969) An Investigation of Individual Action Space: A Progress Report. Proceedings of the Association of American Geographers, 1, 70-5

6. Horton F., and Reynolds, D.R. (1971) Effects of Urban Spatial Structure on Individual Behaviour, Economic Geography, 47 p.p. 36-48.

7. Павлюк, С.Г. Традиционные и исторические районы как форма территориальной самоорганизации общества (на примере США и России)» Авторнеферат диссертации. М.:, МГУ, 2007.

8. От киберпространства к физическому пространству, вызов метрополии. Проектinternational (Пi) 2011, #28 стр. 2-65.

9. Международная Федерация жилищного строительства и градостроительства / International Federation for Housing and Planning - IFHP http://www.ifhp.org/

10. Cyburbia http://www.cyburbia.org/

11. Planetizen: Urban Planning and Development Network http://www.planetizen.com/

12. Radical Urban Theory http://www.radicalurbantheory.com/

13. Resource for Urban Design Information (RUDI) http://www.rudi.net/

14. Curbed http://www.curbed.com/

15. The Slatin Report http://www.theslatinreport.com/

16. UrbanScraper http://urbanscraper.blogspot.com/

 

Раздел 9. Актуальные принципы и подходы к градостроительному развитию территорий на примере реальных проектов

Мастер-класс от практикующих специалистов с наглядной презентацией применяемых подходов и принципов новго урбанизма. Обзор и обсуждение актуального отечественного опыта реализации проектов развития территорий в сложных условиях центральных зон городов. Работа строится на анализе намерений и рисков планировщиков, девелоперов, жителей территории и государственных администраторов. Ролевая работа предполагает поиск баланса интересов. Например: хорошая ли идея делать предлагаемый объект на заданной территории? Что там еще могло бы быть? Что нужно учесть при разработке концепции развития (транспортное обеспечение, доступность, инженерия, землепользование)?

Лекция – 4 часа

· Актуальные принципы и подходы к градостроительному развитию территорий на примере реальных проектов

 

Основная литература:

1. World Cities Report 2016: Urbanization and Development – Emerging Futures, 2016, http://unhabitat.org/books/world-cities-report/

2. http://permgenplan.ru/preobrazovanie-goroda/

3. Lucy Bullivant, Masterplanning Futures, 2012

 

Дополнительная литература:

Будет рекомендована в ходе курса.

 

Раздел 10. Градостроительное проектирование – типология градостроительной документации

Градостроительное проектирование – составная часть градостроительной деятельности, призванная обеспечить разработку градостроительной документации для реализации законных прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности. В лекции будет дано общее описание субъектов градостроительной деятельности, их прав и обязанностей. Также будут разобраны принципы и влияния различных факторов при формировании целей и задач градостроительного проектирования: федеральные программы, региональные, местные.

 

Типология градостроительной документации: документы территориального планирования (схемы территориального планирования РФ, схема территориального планирования субъекта РФ, схема территориального планирования муниципального района, генеральный план городского округа / поселения), градостроительное зонирование (правила землепользования и застройки), документация по планировки территории (проект планировки территории, проект межевания, градостроительный план земельного участка). Предмет рассмотрения - взаимовлияние различных типов градостроительной документации между собой.

 

Лекция – 2 часа

· Основные цели и задачи градостроительного проектирования.

 

 

Основная литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2005.

2. Трутнев Э. К., Сафарова М. Д. Градорегулирование в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 2009.

 

Дополнительная литература:

Будет рекомендована в ходе курса.

 

 

Футуристический блок

Раздел 11. Цифровой город

Крупные города – системы достаточно инерционные. Но в настоящее время городская жизнь стала меняться гораздо быстрее, чем раньше. Появление терминов «smart city», «адаптивный город». Цифровые технологии как новый инструмент управлением города. Аналитики городских данных все чаще говорят, что большие данные - не такие уж большие. Информации мало, она плохо структурирована и принадлежит частным компаниям, которые боятся ей делиться. В то же время многие эксперты напрасно недооценивают сегмент открытых данных. Во-первых, они намного больше, чем кажутся. Во-вторых, их можно совмещать и трансформировать в любопытные метрики. Наконец, они доступны практически каждому - по сути это вся информация, которую вы можете найти в интернете.

 

Как оценить технологичность города, работая с новостными статьями? Как социальные сети могут повлиять на рынок недвижимости? Как оценить транспортную нагрузку в городе, где ты никогда не был? Аналитики Habidatum расскажут о своем опыте работы с данными - в том числе и в первую очередь открытыми.

 

Лекция – 4 часа

· Городская информация: открытия из открытых данных

 

Практическое занятие – 4 часа

· Анализ транспортной ситуации на основе открытых данных

Содержание практического занятия:

Семинар 11.1. Анализ транспортной ситуации на основе открытых данных.

Формат практического занятия – мастеркласс специалистов компании Habidatum, уникальной исследовательско-консалтиноговой компании. Работа проводится в группах.

Студентам будет предложено поэкспериментировать с самыми распространенными слоями данных из онлайн-источников и их неординарными интерпретациями.

Группы будут разделены либо по темам (транспорт, недвижимость и т.д.), либо по типам данных (уточняется на занятии).

Специалисты компании расскажут, как работали с этим проектом и выдадут предварительные результаты исследований, уже выполненных и опубликованных в Habidatum. Это могут быть предобработанные статистические данные, карты и пр. Студентам будет предложено проанализировать эти данные: найти какие-то закономерности, паттерны и девиации.

 

Основная литература:

  1. Hillier B. The Social Logic of Space. – Cambridge University Press, 1984
  2. Mitchell William J. ME++. – The MIT Press, 2003
  3. Townsend, A.M., 2013. Smart cities: Big Data, Civic Hackers, and the Quest for A New Utopia, W.W. Norton&Co,

http://www.amazon.co.uk/Smart-Cities-Civic-Hackers-Utopia/dp/0393082873

  1. Исследование «Хронотоп города» http://chronotopecity.habidatum.com/timeuse/moscow/#introduction
  2. Batty M. Big data, smart cities and city planning //Dialogues in Human Geography. – 2013. – Т. 3. – №. 3. – С. 274-279
  3. http://www.spatialcomplexity.info/files/2013/12/BATTY-DHG-2013.pdf
  4. Kitchin R. The real-time city? Big data and smart urbanism //GeoJournal. – 2014. – Т. 79. – №. 1. – С. 1-14.
  5. http://eprints.maynoothuniversity.ie/5625/1/RK-Real-time-City.pdf
  6. Batty M. Data About Cities: Redefining Big, Recasting Small //CASA Working Papers. – 2015. – Т. 203
  7. http://www.bartlett.ucl.ac.uk/casa/pdf/paper203
  8. Townsend, A.M. Smart Cities: Big Data, Civic Hackers, and the Quest for a New Utopia
  9. http://anthonymobile.com/

 

Популярные статьи:

  1. Eight trends that will shape the big data driven future of urban planning
  2. http://thinkbigdata.in/eight-trends-that-will-shape-the-big-data-driven-future-of-urban-planning/
  3. Smart cities will be necessary for our survival (from The WIRED World in 2016 - annual trends report)
  4. http://www.wired.co.uk/news/archive/2016-01/11/smart-city-planning-permission
  5. Dan Hill. The idea of the "Predictive City" should be treated with a healthy dose of scepticism
  6. http://www.dezeen.com/2014/10/30/dan-hill-opinion-predictive-cities-analytics-data-bridj-police-rats/

 

Видео:

  1. Professor Mike Batty, UCL. Big Data in Cities.
  2. https://www.youtube.com/watch?v=0wAXXC3jA_c
  3. Professor Rob Kitchin. Data-driven, networked urbanism
  4. https://www.youtube.com/watch?v=71y9Z9EVNyY
  5. Управление городом на основе данных (сессия МУФ-2016)
  6. https://www.youtube.com/watch?v=1Quoc8HAhNo

 

Дополнительная литература:

Будет рекомендована в ходе курса.

 

Образовательные технологии

В ходе чтения лекций и проведения семинарских занятий используются следующие образовательные технологии: деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, дискуссии по заданным темам (домашние задания), лабораторные работы, воркшопы и выполнение проектов. Возможны мастер-классы экспертов и специалистов.

9.1 Методические рекомендации преподавателю

Домашнее задание, коллоквиум 3 (дискуссия)

1. В конце лекции студентам раздается список районов равный количеству групп по 5 человек, которые нужно изучить и перечень общих критериев (внешний вид, инфраструктура, транспорт и пр.). Студенты должны подготовить папки с фотографиями этого района (типичные картинки этого района по 2-3 фотографии). Перечень критериев должен быть открыт для самостоятельного дополнения.

‪2. На семинаре первые 30-45 минут разбираются 2-3 района подробно (других, не тех, которые изначально были заданы). Задача систематизировать конкретные показатели перечень общих критериев.

‪3. Следующие 45 мин. студенты готовят групповые выступления по одному из своих районов. Конкретный район и распределение задач внутри групп происходит непосредственно на семинаре.

‪4. Следующие 90мин. группы последовательно представляют результаты сравнений в виде презентаций. Максимальное время выступления команды - 8 минут. После презентации проводится обсуждение и задаются уточняющие вопросы (максимум 7 минут).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.