Основные аспекты региональной инновационной политики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные аспекты региональной инновационной политики

2017-10-01 286
Основные аспекты региональной инновационной политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Региональная инновационная политика в России имеет значительные отличия, вызванные межрегиональной дифференциацией уровня социально–экономического состояния и качества жизни, человеческого капитала, инновационного и научно–технического потенциала, уровня развития инновационной инфраструктуры. Большая часть населения страны проживает в европейской части, площадь которой не превышает 25 % территории страны. Здесь сосредоточена основная часть научного потенциала и производится около 80 % промышленной продукции. Вместе с тем две трети объема добываемого энергетического сырья и минеральных ресурсов обеспечивают Сибирь и Дальний Восток. Региональное развитие определяется в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся:

1. крупнейшие агломерации с динамичным экономическим ростом, высоким притоком населения и концентрацией в них значительных финансовых и инновационных ресурсов;

2. крупные города – центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и высокотехнологичных производств обрабатывающих отраслей;

3. территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, развитие которых менее устойчиво и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные поступления позволяют развивать человеческий потенциал и инфраструктуру.

Значительный вклад в региональное развитие в перспективе будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста:

4. агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко– и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;

5. города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики (Томск, Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск), а также порты Севера и Дальнего Востока (Игарка, Дудинка, Советская Гавань, Находка, Комсомольск–на–Амуре, Хабаровск и Владивосток);

6. новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Нижнем Приангарье, Южно–Якутском территориально–производственном комплексе, а также проекты в Забайкальском крае.

Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации до 2020 г., принятая распоряжением Правительства РФ № 1662–р от 17.11.2008 г., что инновационный социально ориентированный тип экономического развития российских регионов должен предусматривает решение следующих основных задач:

1. модернизацию традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечивающую опережающее увеличение объема продукции отраслей высокого передела;

2. превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, обеспечивающих повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 – 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 – 1,8 раза;

3. формирование региональной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях;

4. развитие инновационной инфраструктуры регионов и создание условий для повышения конкурентоспособности их экономики;

5. создание условий для формирования в каждом регионе, с учетом его конкурентных преимуществ, центров опережающего экономического роста;

6. развитие научно–технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

7. формирование территориально–производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

8. создание территориально–производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

Сбалансированное инновационное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на реализацию потенциала развития каждого региона, обеспечение необходимых и достаточных ресурсов для инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

В настоящее время в регионах Российской Федерации происходит процесс активного формирования инновационных систем, заключающееся:

9. в выработке региональных форм регулирования инновационной деятельности. Формы регулирования часто воспроизводят «лучшие практики», имевшие место в отдельных регионах, и вписываются в макроэкономические условия и программы, предлагаемые Российской Федерацией;

10. развитии инфраструктуры инноваций;

формировании инновационной практики субъектов экономической деятельности.

В различных регионах взаимное влияние и согласованность указанных процессов имеет разное качество и интенсивность и определяется несколькими ключевыми факторами, одним из которых является региональная инновационная политика. Она выражается, в том числе, в регулировании инновационной деятельности на региональном уровне.

Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются:

1. региональные законы об инновационной деятельности;

2. региональные стратегии регионального социально–экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала);

3. региональные целевые программы развития инноваций;

4. положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики.

Важнейшими механизмами инновационной политики в регионах Российской Федерации являются:

5. нормативно–правовое регулирование научной и инновационной деятельности в регионе;

6. финансово–экономические механизмы реализации региональной инновационной политики;

7. формирование инфраструктуры инновационной системы субъекта Федерации;

8. развитие конкурентоспособного регионального рынка инноваций;

9. информационная и консультационная поддержка инновационной деятельности предприятий региона.

Финансово–экономический механизм региональной инновационной политики предусматривает как прямые формы поддержки инновационной деятельности (предоставление инвестиций в уставный капитал, субсидирование проектов по внедрению инновационных технологий и разработки промышленных инноваций, предоставление грантов из регионального бюджета), так и косвенную поддержку в виде законодательно закрепленной региональной системы льгот. Важным шагом в формировании законодательной базы для развития инновационной деятельности ряда регионов является разработка мер по созданию механизмов венчурного финансирования, в частности, региональных венчурных фондов. В некоторых региональных стратегиях (Ростовская, Оренбургская, Ульяновская, Челябинская области, Республика Татарстан) заявляется о необходимости введения налоговых льгот и бюджетной помощи инновационным предприятиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Исходя из каких основных принципов осуществляется Государственная инновационная политика?

2. Почему административные и экономические методы государственной инновационной политики делятся па прямые и косвенные? Какие методы инновационной политики относятся к прямым?

3. Как, по Вашему мнению, связаны инновационная политика и политики реиндустриализации страны и импортозамещения? В чем суть последних?

4. Что такое «инновационная экономика»? Каковы ее основные черты?

5. Какие практические мероприятия осуществляет государство для поддержки и стимулирования инновационного развития экономики?

6. С какой целью государство формирует приоритеты в фундаментальных, прикладных научных исследованиях и разработках?

7. Какова структура государственного управления инновационной деятельностью на федеральном и региональном уровне?

8. В чем заключаются основные функции элементов структуры государственного управления инновационной деятельностью?

9. Какова правовая и экономическая роль защиты интеллектуальной собственности в инновационной деятельности?

10. В чем состоит суть и каковы основные отличия защиты авторского и патентного права?

11. Какова цель и в чем смысл налогового стимулирования научных исследований и инновационной деятельности?

12. Какие налоговые льготы применяются для инновационных предприятий?

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.