Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-10-01 | 4962 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев
Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии
Возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста.
Инструкция
Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» или «Нет». Работайте быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих размышлений. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь нет хороших или плохих ответов, это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление особенностей Вашего поведения.
Текст опросника
1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
5. Подчас я в резкой форме требую, чтобы уважали мои права.
6. От злости я часто про себя посылаю проклятия обидчику.
7. Бывали случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руки вещь и ломал ее.
8. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.
9. Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все, что о нем думаю.
10. При возникновении конфликта в классе (школе) я чаще всего «выплескиваю» свое раздражение в разговоре с друзьями и близкими.
11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
12. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я ее применяю.
13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
14. Я часто рассказываю дома о недостатках одноклассников, которые критикуют меня.
15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
16. В детстве мне нравилось драться.
17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать учителю (тренеру, руководителю кружка), но так и не делаю этого.
19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
20. Если кто-то взял мою вещь, не отдает ее, то я могу применить силу.
21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
23. Не было случая, чтобы я от злости что-нибудь сломал.
24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
25. Даже если я злюсь, Яне прибегаю к сильным выражениям.
26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
28. Я не способен ударить человека.
29. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
30. Иногда я про себя обзываю учителя (тренера, руководителя кружка), если остаюсь недоволен его решением.
31. Вымещать зло на детях, раздавая им подзатыльники, я считаю не допустимо.
32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
34. После неприятностей в школе я часто грублю дома родителям.
|
35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
36. Я никогда не любил драться.
37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
38. Если в транспорте мне наступили на ногу, то я про себя ругаюсь всякими словами.
39. Всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них самих плохое настроение.
40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.
Ключи к шкалам опросника
1. Склонность к прямой вербальной агрессии:
- «да» - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37;
- «нет» - 25, 29, 33.
2. Склонность к косвенной вербальной агрессии:
- «да» - 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34, 38;
- «нет» - 22, 26.
3. Склонность к прямой физической агрессии:
- «да» - 8, 12, 16, 20, 32;
- «нет» - 4, 24, 28, 36, 40.
4. Склонность к косвенной физической агрессии:
- «да» - 7, 11, 15, 27, 35;
- «нет» 3, 19, 23, 31, 39.
|
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность испытуемого к данному виду агрессивного поведения.
Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию дает возможность судить о несдержанности или о сдержанности данного человека.
Количество баллов по косвенной вербальной агрессии говорит только о степени склонности к данному виду агрессии.
Для того, чтобы сделать вывод о степени выраженности склонности к проявлению прямой и косвенной физической, вербальной агрессии необходимо результаты испытуемого сравнить со среднегрупповыми значениями для данного возраста.
На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» + или «Нет» -
Текст опросника
К тебе хорошо относятся почти все ребята | или | только некоторые ребята | |
Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раздражительный | или | тебе сразу хочется поговорить с кем-нибудь | |
При неожиданном звуке ты вздрагиваешь | или | ты просто оглядываешься | |
Бываешь ли ты иногда не уверен в себе | или | ты обычно чувствуешь себя уверенно | |
Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей | или | иногда тебе никого не хочется видеть | |
Если ты чем-то взволнован, то невольно говоришь громко | или | ты всегда разговариваешь спокойно | |
Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь | или | им не всегда это нравится | |
Если ты смотришь телевизор, а рядом громко разговаривают, это портит тебе удовольствие и злит | или | тебе это не мешает | |
Тебе бывает скучно, когда ты остаешься один и не с кем поговорить | или | тебе бывает приятно побыть одному | |
Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается | или | у тебя таких невезучих дней не бывает | |
Иногда ты можешь прихвастнуть | или | ты никогда не хвастаешься | |
Ты сидишь во время урока спокойно | или | любишь и повертеться | |
Ты обычно возражаешь маме, учителям, если считаешь, что они не правы | или | обычно ты просто выслушиваешь замечания | |
У тебя меньше друзей, чем у большинства ребят | или | у тебя их даже больше, чем у других | |
В игре ты любишь выигрывать | или | тебе все равно, выиграешь ты или нет | |
Ты считаешь, что ты всегда вежлив | или | ты бываешь и надоедливым | |
Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем | или | с тобой легко иметь дело | |
Меняешься ли ты обычно с ребятами своими вещами (карандашами, линейками) | или | ты никогда этого не делаешь | |
Бывало такое, что ты грубил своим родителям | или | никогда такого не было | |
Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно | или | тебе от радости хочется прыгать | |
Твои родители знают все лучше, чем ты | или | часто твое предложение бывает лучше | |
Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем | или | ты стал бы львом | |
Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре | или | ты легко соглашаешься, что был не прав | |
На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться | или | ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока | |
Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это | или | ты тоже к нему не очень хорошо относишься | |
Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать | или | нырять с вышки | |
Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания | или | иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать | |
Учителя часто говорят, что ты невнимателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях | или | они этого почти никогда не говорят | |
В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту | или | ты легко можешь и уступить | |
Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях | или | о том, как работают люди в заповедниках | |
Ты всегда следуешь советам старших (родителей, учителей) | или | ты на их рекомендации мало обращаешь внимания | |
Ты быстро знакомишься с новыми ребятами на даче, в лагере, во дворе | или | тебе трудно бывает подойти и первому заговорить | |
Кем бы ты больше хотел стать: бизнесменом, директором завода, банка | или | тебе интереснее было бы быть писателем или артистом | |
Если мама или учитель тебя отругают, ты очень расстраиваешься | или | у тебя почти не портится настроение | |
Обычно ты собираешь свой портфель с вечера | или | чаще это делаешь перед самым уходом в школу | |
Тебя нередко хвалит учитель, иногда делает замечания | или | он о тебе на уроках мало говорит | |
Ты можешь спокойно дотронуться до паука | или | паук тебе неприятен | |
Ты часто обижаешься | или | это случается очень редко | |
Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сразу идешь | или | только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну | |
Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком | или | ты совсем не смущаешься | |
Тебе больше нравятся уроки русского языка | или | математики | |
Ты долго помнишь о своих неудачах | или | ты быстро о них забываешь | |
Бывает, ты садишься за уроки и обнаруживаешь, что домашнее задание не записано | или | у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам | |
Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются | или | тебе не так-то это легко, как некоторым ребятам | |
Тебе больше нравятся уроки музыки, рисования | или | домоводство, ручной труд | |
Сидишь ты иногда без дела и чувствуешь себя плохо | или | такого с тобой не бывает | |
По пути из школы ты успеваешь погулять, зайти к друзьям в гости | или | после школы ты сразу идешь домой | |
Тебе труднее отвечать у доски, чем с места | или | ты никакой разницы не замечаешь | |
Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно | или | тебе это безразлично | |
Когда ты идешь в школу, тебя нередко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки положил | или | тебе такое не приходит в голову | |
У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело | или | ты не займешься другим, пока не доделаешь начатое | |
Ты чувствуешь себя уже достаточно самостоятельным человеком | или | ты пока себя таким не считаешь | |
Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного | или | ты сердишься на них | |
Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие | или | тебе надо немного больше времени, чем другим | |
Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя лежат на своих местах | или | иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь | |
Ты любишь все делать не спеша | или | тебе нравится, когда работа кипит | |
Ты стараешься хорошо подготовиться к контрольной работе, диктанту | или | ты надеешься, что тебе повезет | |
Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои действия, то это тебе не нравится | или | ты не обращаешь на это внимания | |
Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал | или | это тебя мало беспокоит | |
Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты | или | выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью |
Личностные особенности учащихся 5-6 классов (нормы)
|
|
|
Зоны | |||||||
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |||
Личностные особенности | |||||||
Исполнительность | Кеттелл(G) | 0-1 | 2-3 | ||||
Волевой самоконтроль | Кеттелл (Q3) | 0-1 | 2-3 | ||||
Активность | Кеттелл (D)- осн. | 0-1 | 2-3 | ||||
Кеттелл (Н) | 0-1 | 2-3 | |||||
Кеттелл (Q4) | 0-2 | ||||||
Самокритичность | Кеттелл (Q5) | 4-5 | 2-3 | ||||
Независимость, самостоятельность | Кеттелл (Е) | 0-1 | 2-3 | ||||
Тревожность | Кеттелл (О)- осн. | 0-1 | 2-3 | ||||
Кеттелл(Н) | 0-2 | ||||||
Кеттелл (F) | 0-2 | ||||||
Эмоциональность | Кеттелл(С) | 3-4 | 1-0 | ||||
Активность в общении | Кеттелл (Н)- оси. | 0-1 | 3-4 | ||||
Кеттелл(F) | 0-1 | 3-4 | |||||
Потребность в общении | Кеттелл (А) | 0-1 | 2-3 | ||||
Психическое напряжение | Кеттелл (Q4) | 0-1 | 2-3 | ||||
↓↓ | ↓ | N | ↑ | ||||
Физиологическая энергия | Люшер (ВК) | 0-0,05 | 0,51-0,91 | 0,92-1,99 | 2-5 | ||
+ | N | - | |||||
Эмоциональный фон | Люшер (СО) | 0-8 | 10-18 | 20-32 |
Интерпретация результатов
Исполнительность (фактор G)
Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его просят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения В этом случае необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жизни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.
Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется
Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени исполнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания Необходимо учить рациональному подходу к любой работе
Независимость (фактор Е)
Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.
Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно договариваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.
Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые советы взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция
может формироваться у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Эмоциональность (фактор С)
Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.
Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.
Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.
Потребность в общении (фактор А)
Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается не часто.
Зона 3. Потребность в общении выражена средне.
Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В
школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.
В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне, то есть, ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок может чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения - ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.
Интерпретация результатов
Исполнительность (фактор G)
Зона1. Подросток фактически недисциплинирован и неисполнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже бравировать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Необходимо контролировать учебную деятельность подростка, спокойно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и помогать подростку выполнять все необходимое (объяснять, показывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.
Зона 2. Подросток еще нуждается во внешнем контроле' так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.
Зона 3. Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 4. Подросток исполнителен в высшей степени, то ест у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказа учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Час то абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую
Волевой самоконтроль (фактор Q3)
Зона 1 Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цел заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования. Подросток должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.
Зона 2 Подросток может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Зона 3
Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложились. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обязанности, доделать неинтересную работу. Способен контролировать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.
Зона 4 Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правильность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.
Честолюбие (фактор L)
Зона 1 Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.
Зона 2
Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.
Зона 3
Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.
Зона 4
Подросток зациклен на себе, фиксирован на собственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит перед собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их достичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко негативно реагирует на критику, могут случаться истеричные срывы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, когда у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.
Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)
Зона 1
Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать подростка самостоятельному принятию решений.
Зона 2
Подросток может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные моменты теряется, предпочитает избегать самостоятельного принятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Зона 3
Самостоятельный и независимый подросток. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие подростки могут доставлять
родителям немало хлопот, но если находят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельности многого достигают в жизни.
Зона 4
Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доминированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе других ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко складывается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Прагматизм (фактор М)
Зона 1
Подросток живет в придуманном мире, восприятие окружающей действительности далеко от реальной прозы жизни, хотя этого он может и не осознавать. Мечтательный, фантазии его часто нереалистичны, как и цели, которые он перед собой ставит. Планирование путей и способов достижения целей также нереалистично. Могут развиваться гуманитарные и творческие способности.
Зона 2
Частично осознает несоответствие своих желаний и возможностей их реализации, предпочитает расширять сферу возможностей. Не хочет мириться с прозой жизни. Воображение, мечтательность активны, стимулируют самосовершенствование, развитие творческих и гуманитарных способностей.
Зона 3
Подросток практичен, настроен реалистически, не склонен витать в облаках, адекватно оценивает возникающие проблемы и жизненные ситуации, выбирает реально достижимые цели. Готов к компромиссам между своими желаниями и тем, что диктуют обстоятельства и условия жизни в нашей стране. Прагматизм повышает его способность к адаптации, позволяет успешнее действовать в самостоятельной жизни.
Зона 4
Подросток излишне прагматичен. Цели выбирает только такие, которые достижимы со стопроцентной вероятностью. Если он видит, что необходимо прикладывать какие-то усилия для достижения цели, то, скорее, от нее откажется, выберет более простую. Излишний прагматизм тормозит развитие, т.к. человек выбирает только посильные задачи и не заставляет себя совершенствоваться. Его не интересует ничего из того, что относится к идеальной и эмоциональной сфере человеческой жизни. Такого подростка обычно характеризует отсутствие духовных ценностей, эстетических интересов, пустота и убогость внутреннего мира.
Тревожность (фактор О)
Зона 1
Слабый уровень тревожности. Подросток не замечает появления проблем. У него отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение, когда этого требует ситуация. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке. Или считать, что ребята к нему хорошо относятся. Любые неприятности для него оказываются неожиданными.
Зона 2
Оптимальный уровень тревожности. Подросток вовремя замечает осложнение обстановки. У него имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях. Достаточная адаптивность и гибкость поведения, способность к предупредительному реагированию, готовность к неприятностям и осложнению ситуации.
Зона 3
Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни
подростка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим одноклассникам, и ему приходится проявлять повышенную озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Следует эти ситуации выяснить и помочь подростку либо в учебе, либо в самоорганизации.
Зона 4
Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации подростка, постоянном ожидании неприятностей. Он не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить ребенка успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят учащиеся, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими, но не высокими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли подростку с учебой, а не только ожидали или требовали высоких оценок. Попытки психолога преодолеть тревожность подростка через постепенное приучение его к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, нацеленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется. Высокая тревожность формирует зависимость от взрослых или от друзей, блокирует развитие самостоятельности, направляет процесс социализации по пассивному типу. Подросток не может действовать активно и предпочитает приспосабливаться, избегая риска и неопределенных ситуаций; может тормозиться развитие его творческих способностей
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!