Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев

2017-10-01 4962
Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев

Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии
Возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста.


Инструкция
Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» или «Нет». Работайте быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих размышлений. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь нет хороших или плохих ответов, это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление особенностей Вашего поведения.

Текст опросника
1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
5. Подчас я в резкой форме требую, чтобы уважали мои права.
6. От злости я часто про себя посылаю проклятия обидчику.
7. Бывали случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руки вещь и ломал ее.
8. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.
9. Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все, что о нем думаю.
10. При возникновении конфликта в классе (школе) я чаще всего «выплескиваю» свое раздражение в разговоре с друзьями и близкими.
11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
12. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я ее применяю.
13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
14. Я часто рассказываю дома о недостатках одноклассников, которые критикуют меня.
15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
16. В детстве мне нравилось драться.
17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать учителю (тренеру, руководителю кружка), но так и не делаю этого.
19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
20. Если кто-то взял мою вещь, не отдает ее, то я могу применить силу.
21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
23. Не было случая, чтобы я от злости что-нибудь сломал.
24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
25. Даже если я злюсь, Яне прибегаю к сильным выражениям.
26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
28. Я не способен ударить человека.
29. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
30. Иногда я про себя обзываю учителя (тренера, руководителя кружка), если остаюсь недоволен его решением.
31. Вымещать зло на детях, раздавая им подзатыльники, я считаю не допустимо.
32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
34. После неприятностей в школе я часто грублю дома родителям.

 

 

35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
36. Я никогда не любил драться.
37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
38. Если в транспорте мне наступили на ногу, то я про себя ругаюсь всякими словами.
39. Всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них самих плохое настроение.
40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Ключи к шкалам опросника
1. Склонность к прямой вербальной агрессии:
- «да» - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37;
- «нет» - 25, 29, 33.
2. Склонность к косвенной вербальной агрессии:
- «да» - 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34, 38;
- «нет» - 22, 26.
3. Склонность к прямой физической агрессии:
- «да» - 8, 12, 16, 20, 32;
- «нет» - 4, 24, 28, 36, 40.
4. Склонность к косвенной физической агрессии:
- «да» - 7, 11, 15, 27, 35;
- «нет» 3, 19, 23, 31, 39.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность испытуемого к данному виду агрессивного поведения.
Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию дает возможность судить о несдержанности или о сдержанности данного человека.
Количество баллов по косвенной вербальной агрессии говорит только о степени склонности к данному виду агрессии.
Для того, чтобы сделать вывод о степени выраженности склонности к проявлению прямой и косвенной физической, вербальной агрессии необходимо результаты испытуемого сравнить со среднегрупповыми значениями для данного возраста.

На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» + или «Нет» -

 

         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

Текст опросника

  К тебе хорошо относятся почти все ребята или только некоторые ребята
  Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раз­дражительный или тебе сразу хочется поговорить с кем-нибудь
  При неожиданном звуке ты вздра­гиваешь или ты просто оглядываешься
  Бываешь ли ты иногда не уверен в себе или ты обычно чувствуешь себя уверенно
  Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе никого не хочется видеть
  Если ты чем-то взволнован, то не­вольно говоришь громко или ты всегда разговариваешь спокойно
  Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нравится
  Если ты смотришь телевизор, а ря­дом громко разговаривают, это пор­тит тебе удовольствие и злит или тебе это не мешает
  Тебе бывает скучно, когда ты оста­ешься один и не с кем поговорить или тебе бывает приятно побыть одному
  Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается или у тебя таких невезучих дней не бывает
  Иногда ты можешь прихвастнуть или ты никогда не хвастаешься
  Ты сидишь во время урока спо­койно или любишь и повертеться
  Ты обычно возражаешь маме, учи­телям, если считаешь, что они не правы или обычно ты просто выслушиваешь за­мечания
  У тебя меньше друзей, чем у боль­шинства ребят или у тебя их даже больше, чем у других
  В игре ты любишь выигрывать или тебе все равно, выиграешь ты или нет
  Ты считаешь, что ты всегда вежлив или ты бываешь и надоедливым
  Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем или с тобой легко иметь дело
  Меняешься ли ты обычно с ребята­ми своими вещами (карандашами, линейками) или ты никогда этого не делаешь
  Бывало такое, что ты грубил своим родителям или никогда такого не было
  Когда тебе сообщают приятную но­вость, ты радуешься спокойно или тебе от радости хочется прыгать
  Твои родители знают все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше
  Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем или ты стал бы львом
  Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре или ты легко соглашаешься, что был не прав
  На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться или ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока
  Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это или ты тоже к нему не очень хорошо от­носишься
  Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать или нырять с вышки
  Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания или иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать
  Учителя часто говорят, что ты невни­мателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях или они этого почти никогда не говорят
  В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту или ты легко можешь и уступить
  Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях или о том, как работают люди в заповед­никах
  Ты всегда следуешь советам стар­ших (родителей, учителей) или ты на их рекомендации мало обра­щаешь внимания
  Ты быстро знакомишься с новыми ре­бятами на даче, в лагере, во дворе или тебе трудно бывает подойти и пер­вому заговорить
  Кем бы ты больше хотел стать: бизнес­меном, директором завода, банка или тебе интереснее было бы быть пи­сателем или артистом
  Если мама или учитель тебя отру­гают, ты очень расстраиваешься или у тебя почти не портится настроение
  Обычно ты собираешь свой порт­фель с вечера или чаще это делаешь перед самым ухо­дом в школу
  Тебя нередко хвалит учитель, иног­да делает замечания или он о тебе на уроках мало говорит
  Ты можешь спокойно дотронуться до паука или паук тебе неприятен
  Ты часто обижаешься или это случается очень редко
  Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сра­зу идешь или только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну
  Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым чело­веком или ты совсем не смущаешься
  Тебе больше нравятся уроки русско­го языка или математики
  Ты долго помнишь о своих неудачах или ты быстро о них забываешь
  Бывает, ты садишься за уроки и об­наруживаешь, что домашнее зада­ние не записано или у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам
  Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются или тебе не так-то это легко, как неко­торым ребятам
  Тебе больше нравятся уроки музы­ки, рисования или домоводство, ручной труд
  Сидишь ты иногда без дела и чув­ствуешь себя плохо или такого с тобой не бывает
  По пути из школы ты успеваешь по­гулять, зайти к друзьям в гости или после школы ты сразу идешь домой
  Тебе труднее отвечать у доски, чем с места или ты никакой разницы не замечаешь
  Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно или тебе это безразлично
  Когда ты идешь в школу, тебя неред­ко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки по­ложил или тебе такое не приходит в голову
  У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело или ты не займешься другим, пока не до­делаешь начатое
  Ты чувствуешь себя уже достаточ­но самостоятельным человеком или ты пока себя таким не считаешь
  Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного или ты сердишься на них
  Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие или тебе надо немного больше времени, чем другим
  Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя ле­жат на своих местах или иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь
  Ты любишь все делать не спеша   или   тебе нравится, когда работа кипит
  Ты стараешься хорошо подготовить­ся к контрольной работе, диктанту или ты надеешься, что тебе повезет
  Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои дей­ствия, то это тебе не нравится или ты не обращаешь на это внимания
  Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал или это тебя мало беспокоит
  Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя из комнаты, ты можешь хлоп­нуть дверью

Личностные особенности учащихся 5-6 классов (нормы)

      Зоны
         
уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
Личностные особенности
  Исполнительность Кеттелл(G)   0-1 2-3    
  Волевой самоконтроль Кеттелл (Q3)   0-1 2-3    
  Активность Кеттелл (D)- осн.   0-1 2-3    
Кеттелл (Н)   0-1 2-3    
Кеттелл (Q4)   0-2      
  Самокритичность Кеттелл (Q5)   4-5 2-3    
  Независимость, самостоятельность Кеттелл (Е)   0-1 2-3    
  Тревожность Кеттелл (О)- осн.   0-1 2-3    
Кеттелл(Н)         0-2
Кеттелл (F)         0-2
  Эмоциональность Кеттелл(С)     3-4   1-0
  Активность в общении Кеттелл (Н)- оси.   0-1   3-4  
Кеттелл(F)   0-1   3-4  
  Потребность в общении Кеттелл (А)   0-1 2-3    
  Психическое напряжение Кеттелл (Q4)   0-1 2-3    
  ↓↓ N
  Физиологическая энергия Люшер (ВК)   0-0,05 0,51-0,91 0,92-1,99 2-5
  + N -  
  Эмоциональный фон Люшер (СО)   0-8 10-18 20-32  

 

 

Интерпретация результатов

Исполнительность (фактор G)

Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его про­сят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведе­ния В этом случае необходимо спокойно, методично и последо­вательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Сле­дует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жиз­ни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокой­но, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное пове­дение постепенно сформируется

Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания стар­ших, старается выполнять все, что от него требуется.

Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени ис­полнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагиру­ет на замечания Необходимо учить рациональному подходу к любой работе

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко уп­равлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспи­танной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка са­мостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидер­ство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказы­вать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеж­дать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно догова­риваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискус­сии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и са­моутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одино­честве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые со­веты взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция

может формироваться у ребенка в начальный период под­росткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сфе­ры. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы дру­гих людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать толь­ко на то, что касается непосредственно его самого.

Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональ­ной реактивности.

Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситу­ациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок мо­жет глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близ­ких ему людей.

Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубо­стей, а потом жалеть об этом Эмоциональная реактивность мо­жет усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.

Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребе­нок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу однокласс­ников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одно­го друга, с которым тоже встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне.

Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из глав­ных жизненных потребностей. В

 

школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговари­вать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.

В процессе интерпретации потребность и активность в об­щении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристи­ки находятся в одной зоне, то есть, ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испыты­вает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок мо­жет чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения - ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.

Интерпретация результатов

Исполнительность (фактор G)

Зона1. Подросток фактически недисциплинирован и неис­полнителен, и считает это вполне приемлемой формой поведе­ния. Может никак не реагировать, когда его побуждают что-то сделать. Ребенок не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу неисполнительности, может даже брави­ровать этим. Отрицательные последствия вполне очевидны. Не­обходимо контролировать учебную деятельность подростка, спо­койно, методично и последовательно добиваться от него того, что он обязан делать. Однако надо не только требовать, но и по­могать подростку выполнять все необходимое (объяснять, пока­зывать, советовать). Следует избегать выговоров и нотаций, лучше терпеливо договариваться, помогать и систематически контролировать то, что должно быть им сделано. При таком подход подросток постепенно может привыкнуть к другому образу жизни, избежать неприятностей в школе и семейных конфликтов.

Зона 2. Подросток еще нуждается во внешнем контроле' так как не всегда бывает исполнительным. Он в, целом настрое; делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дел и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.

Зона 3. Подросток исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.

Зона 4. Подросток исполнителен в высшей степени, то ест у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказа учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания' Иногда это - демонстрация послушания, отсутствие самостоятельной позиции, готовность делать так, как скажут старшие Необходимо учить рациональному подходу к любой работе. Час то абсолютную исполнительность подростки выбирают для сохранения отличной успеваемости, когда она становится самоцелью. Буквальное выполнение требований педагогов тормозит развитие самостоятельности мышления, знания при этом обычно поверхностны, собственно познавательные интересы отсутствую

 

Волевой самоконтроль (фактор Q3)

Зона 1 Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Подросток но может планомерно направлять свои действия к определенной цел заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Может чем-то увлечься и забыть про все остальное. Обычно спохватывается в последний момент, поэтому многое не успевает сделать, даже если старается. Нуждается в том, чтобы взрослые помогали ему организовать свою деятельность, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального пла­нирования. Подросток должен как можно более точно представ­лять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельно­сти (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тог­да он сможет научиться распределять работу во времени и раци­онально планировать свой день. Также надо учить его периодичес­кому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли выполнять намеченное.

Зона 2 Подросток может иногда заблаговременно подго­товиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему заранее продумывать, планировать все, что надо сделать, придерживаться определенного распорядка дня, то у подростка сформируются необходимые навыки самоконтроля.

Зона 3

Подросток приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет органи­зовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успева­ет все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой ре­гуляцией взрослого человека, но определенные навыки самокон­троля и целенаправленной деятельности у подростка уже сложи­лись. Может заставить себя выполнять рутинные бытовые обя­занности, доделать неинтересную работу. Способен контролиро­вать эмоциональные реакции, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, если считает такое поведение для себя правильным.

Зона 4 Спонтанность поведения, свойственная детям это­го возраста, фактически отсутствует, подросток «заорганизован», чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, и как он выглядит перед другими, теряется, если приходится действовать по ситуации и нельзя все продумать заранее. Свою «правиль­ность» может выставлять напоказ, чтобы получить одобрение и поддержку взрослых. Во всем старается проявлять педантичность и повышенную аккуратность.

 

Честолюбие (фактор L)

Зона 1 Честолюбие у подростка фактически отсутствует. Его полностью устраивает то, как у него складывается жизнь, какое положение он занимает в классе и своей компании. Если у него что-то не получается, он оказывается слабее и хуже своих друзей и одноклассников, то это его не волнует. К учебной неуспешности также может относиться спокойно и не предпринимав никаких усилий по преодолению школьных проблем. Побудительные мотивы не выражены, о своем будущем еще не задумывается Может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Такое состояние может быть временным пока старшеклассник не определится с выбором профессии, и решить для себя, чего же он хочет от жизни.

Зона 2

Подросток хочет быть не хуже других, но превзойти друзей и одноклассников не стремится. Обычно прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для него, уровень успешности. Не завидует чужим достижениям.

Зона 3

Для подростка важно то положение, которое он занимает в классе, и то, как его оценивают окружающие. Он старается добиться уважения и признания своих заслуг, стремится хоть в чем-то превзойти других ребят. Считает себя способным чего-то добиться в жизни, строит планы будущей карьеры, задумывается о выборе жизненного пути. Честолюбие является двигателем личностного и интеллектуального развития подростка Оно может компенсировать недостаток исполнительности и волевого самоконтроля, способствовать преодолению учебных проблем. Похвала и поддержка обычно стимулируют его усилия, критика может вызывать болезненную реакцию, эмоциональное неприятие и агрессию.

Зона 4

Подросток зациклен на себе, фиксирован на соб­ственных проблемах. Хочет быть во всем лучше всех. Ставит пе­ред собой нереальные цели, оказывается не в состоянии их дос­тичь, самолюбие его при этом очень страдает, и он еще больше; углубляется в свои проблемы. Болезненно самолюбив. Резко не­гативно реагирует на критику, могут случаться истеричные сры­вы или агрессивные выпады. Ищет похвалы, но она не является стимулом к дальнейшей деятельности, а только успокаивает, удовлетворяет самолюбие. Завидует чужим успехам и радуется, ког­да у кого-то из одноклассников неприятности. Если сам не может добиться успеха, то старается снизить чужие достижения.

Самостоятельность, независимость (основной фактор Е, вторичные - L, Q,, Q2)

Зона 1

Подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуется, чтобы кто-то ему сказал, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают, выбирая за него вуз и будущую профессию. Возможно закрепление воспитанной бес­помощности, если постепенно не обучать подростка самостоя­тельному принятию решений.

Зона 2

Подросток может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях, но в ответственные мо­менты теряется, предпочитает избегать самостоятельного при­нятия решений. Обычно на лидерство не претендует, но свое мне­ние имеет и может его высказывать. С ним легко сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Зона 3

Самостоятельный и независимый подросток. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним хотя и непросто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению. Это человек экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, лучше поощрять расши­рение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось, и у него появились другие интересы. Такие под­ростки могут доставлять

 

 

родителям немало хлопот, но если на­ходят свое призвание, то благодаря энергии и самостоятельно­сти многого достигают в жизни.

Зона 4

Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении, во что бы то ни стало. Подросток стремится к доми­нированию над другими ребятами. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Мо­жет остаться в одиночестве, если не удастся подчинить себе дру­гих ребят, собрать группу, в которой все будут признавать его лидерство. На любые советы друзей и взрослых сразу, не заду­мываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция нередко склады­вается у ребенка в начальный период подросткового кризиса и закрепляется, если окружающие его взрослые усиливают авто­ритарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

 

Прагматизм (фактор М)

Зона 1

Подросток живет в придуманном мире, восприя­тие окружающей действительности далеко от реальной прозы жизни, хотя этого он может и не осознавать. Мечтательный, фан­тазии его часто нереалистичны, как и цели, которые он перед собой ставит. Планирование путей и способов достижения целей также нереалистично. Могут развиваться гуманитарные и творческие способности.

Зона 2

Частично осознает несоответствие своих желаний и возможностей их реализации, предпочитает расширять сферу возможностей. Не хочет мириться с прозой жизни. Воображе­ние, мечтательность активны, стимулируют самосовершенство­вание, развитие творческих и гуманитарных способностей.

Зона 3

Подросток практичен, настроен реалистически, не склонен витать в облаках, адекватно оценивает возникающие про­блемы и жизненные ситуации, выбирает реально достижимые цели. Готов к компромиссам между своими желаниями и тем, что дик­туют обстоятельства и условия жизни в нашей стране. Прагма­тизм повышает его способность к адаптации, позволяет успеш­нее действовать в самостоятельной жизни.

Зона 4

Подросток излишне прагматичен. Цели выбирает только такие, которые достижимы со стопроцентной вероятнос­тью. Если он видит, что необходимо прикладывать какие-то уси­лия для достижения цели, то, скорее, от нее откажется, выберет более простую. Излишний прагматизм тормозит развитие, т.к. человек выбирает только посильные задачи и не заставляет себя совершенствоваться. Его не интересует ничего из того, что от­носится к идеальной и эмоциональной сфере человеческой жиз­ни. Такого подростка обычно характеризует отсутствие духовных ценностей, эстетических интересов, пустота и убогость внутрен­него мира.

 

Тревожность (фактор О)

Зона 1

Слабый уровень тревожности. Подросток не заме­чает появления проблем. У него отсутствует необходимая реак­ция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведе­ния обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позво­ляет вовремя корректировать поведение, когда этого требует ситуация. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке. Или считать, что ребята к нему хорошо относятся. Любые неприятности для него оказыва­ются неожиданными.

Зона 2

Оптимальный уровень тревожности. Подросток вовремя замечает осложнение обстановки. У него имеется адек­ватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях. Достаточная адаптивность и гибкость поведения, способность к предупредительному реагированию, готовность к неприятностям и осложнению ситуации.

Зона 3

Несколько повышенный уровень тревожности. Сви­детельствует о наличии в жизни

 

 

подростка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим одноклассникам, и ему приходится проявлять повы­шенную озабоченность по этому поводу. Иногда неумение раци­онально организовать свою деятельность приходится компенси­ровать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Следует эти ситуации выяс­нить и помочь подростку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 4

Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации подростка, постоянном ожидании неприятностей. Он не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представ­ляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвра­тить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его пре­увеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить ребенка успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят учащиеся, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими, но не высо­кими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли подростку с учебой, а не только ожида­ли или требовали высоких оценок. Попытки психолога преодо­леть тревожность подростка через постепенное приучение его к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направле­ны на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, нацеленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется. Высокая тревожность формирует зависимость от взрослых или от друзей, блокирует развитие самостоятельности, направляет процесс социализации по пассивному типу. Подросток не может действовать активно и предпочитает приспосабливаться, избе­гая риска и неопределенных ситуаций; может тормозиться раз­витие его творческих способностей


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.