Диагностико -консультативный блок — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Диагностико -консультативный блок

2017-10-01 520
Диагностико -консультативный блок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК (комиссии или консультации). Веду­щей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, опреде­ление их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. Приоритетной является задача дифференциальной диагностики.

В условиях специального детского сада на первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностно­го развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, пред­ставлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педа­гогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углуб­ленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные ин­дивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно -развивающего воздействия.

Основными задачами обследования детей являются:

- изучение качественных особенностей психического развития ребёнка;

- выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

- определение характера динамики развития и обучаемости;

- дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специали­стами встает еще одна важная задача обследования -- определение пара­метров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школь­ного обучения.

Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные психолого –диагностические принципы, признанные отечествен­ной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, В.И.Лубовского, Д.Б.Эльконина и др. При обследовании предполагается использование апробированных ме­тодов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные спе­циалистам методики и диагностические комплексы Л.А.Венгера, С.Д. 3аб­рамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л. С. Цветковой и др.

При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагоги­ческой диагностике дошкольников, в них недостаточно полно рассматри­вается технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы отражения результатов комплексного исследования детей с 3ПР в специальном детском саду.

Сочетание экспериментально -психологических исследований и дли­тельного наблюдения обеспечивает объективность оценки показателей развития ребенка и позволяет выбрать наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия.

Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную груп­пу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиум специ­ального детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наи­более подходящую коррекционную группу и определяют основные на­правления работы с ребенком.

В структуре психолого-педагогического изучения ребенка можно вы­делить несколько направлений.

Одно из них предполагает уточнение структуры и степени выраженно­сти нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особен­ностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет опреде­лить задачи и содержание коррекционно -развивающей работы в течение года. Результаты соотносятся с качественными характеристиками психи­ческого и личностного развития "возрастной нормы", что помогает выя­вить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям разви­тия, а также определить соотношение нарушенных и задержанных в сво­ем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.

Следующее направление ориентировано на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также умений и навыков, необхо­димых для дальнейшего усвоения образовательной программы в услови­ях специального детского сада.

Важным аспектом исследования является выявление качественных осо­бенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка. позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.

В течение учебного года специалисты и воспитатели проводят обсле­дование в три этапа.

Первый этап (сентябрь).

Цель обследования на начальном этапе выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

(Оценивая уровень обученности ребенка можно ориентироваться на программное содер­жание "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой и парциальных программ, изложенных в пособии «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко, 2004 год)

Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ре­бенка, изучаются микро социальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в "Диагностико -эволюционную кар­ту". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функцио­нальных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физическо­го состояния.

На первом году обучения обследование проводится в течение 4-х не­дель, в последующем - З-х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели сентября, предоставив детям время дляадаптации к новым условиям.

Второй этап (первые две недели января).

Основной целью обследова­ния на втором этапе является выявление особенностей динамики разви­тия каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревож­ным симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диаг­ноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Дина­мическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, опреде­ляются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (две последние недели апреля).

Цель - определить ха­рактер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе резуль­татов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возра­стную группу или выпуск в школу.

Возможны следующие варианты:

- При выраженной положительной динамике, когда результаты об­следования близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида. Такой вариант возможен при педагоги­ческой запущенности, когда в процессе интенсивной педагогической работы удается в значительной мере преодолеть недостатки и про­белы в знаниях ребенка.

- При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения.

- При положительной, но слабовыраженной динамике и частых про­пусках занятий по состоянию здоровья возможно повторное про­хождение программы, ребенок остается на повторный год обуче­ния.

- Если обследование показывает, что задержка психического разви­тия носит вторичный характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре дефекта, коррек­ционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая харак­теристика, и ребенок направляется на ПМПК.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития- сво­евременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формиро­вание полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает, что многие дети с ЗПР, посещавшие дошкольные диагностико -коррекционные группы усваивают общеобразовательную школь­ную программу.

Определенная часть выпускников, у которых недостатки развития имеют более стойкий характер, направляется в классы коррекционно -развиваю­щего обучения.

В условиях диагностико -коррекционной группы, длительно наблюдая за развитием ребенка и, при необходимости, консультируя его у специ­алистов, можно более точно квалифицировать вариант дизонтогенеза. Если выявлены выраженные отклонения в интеллектуальном или в речевом развитии, то на основании заключения ПМПК, ребенку может быть ре­комендовано обучение в школе иного вида (VIII- го или V- го вида).

Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекоменда­тельный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача педагогов -- раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обу­чения.

Остановимся на содержании диагностической работы и функциональ­ных обязанностях специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть комплексным, что пред­полагает участие врачей, психолога, педагогов.

Диагностическая работа начинается со сбора анамнестических данных, сведений о развитии ребенка до поступления его в специальный детский сад.

Изучение медицинской документации является важным методом диаг­ностики, так как владение этой информацией имеет значение для понима­ния причин и характера ЗПР, определения стратегии и тактики психоло­го-педагогического воздействия, определения прогноза относительно даль­нейшего развития ребенка. Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения врачей -специалистов содержатся в меди­цинской карте, часть этих сведений переносится в "Диагностико –эволюционную карту ребенка". ("Диагностико –эволюционная карта ребенка" имеет определенную форму и включает ряд документов, отражающих историю развития, состояния здоровья, результаты комплексного психолого –педагогического обследования, задачи и направления индивидуальной коррекционно –развивающей работы.)

В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалис­ты, включенные в процесс коррекционно -развивающего обучения.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя -дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель -дефектолог (совместно с психологом и логопедом) исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Важно выявить уровень сформированности компо­нентов деятельности: мотивации, программирования, регуляции. Учите­ля -дефектологи и воспитатели определяют уровень "обученности" каж­дого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Содер­жание диагностической работы определяется "Образовательной програм­мой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно-педагогической де­ятельности педагогов, определен характер их взаимодействия.

Задачи обследования речи совместно решают учитель -дефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Учитель -дефектолог совместно с логопедом исследует состо­яние связной речи, так как при построении связных высказываний мож­но выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмо­ционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внима­ние уделяется изучению игровой деятельности, особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микро социальной среды. Результаты об­следования служат основанием для выбора направлений и содержания работы психолога в текущем учебном году и формирования групп, с кото­рыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия.

Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по соответствующим разделам программы.

Эффективность коррекционно -развивающей работы во многом опреде­ляется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Обра­ботка результатов обследования требует от специалистов высокой про­фессиональной квалификации. Этого можно достичь при условии владе­ния специалистами знаниями и практическими умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии, психодиагностики, ней­ропсихологии и др.). Желательно, чтобы психолог и учителя –дефектологи прошли подготовку по специальной психологии и имели опыт диаг­ностической работы.

Психолога и дефектолога, прежде всего, должны интересовать качествен­ные характеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ре­бенка:

- особенности мотивации;

- способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправ­ленному ее исполнению ( т. е. к программированию и реализации программы деятельности);

- сформированность знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых для решения задачи;

- особенности самоконтроля и самооценки.

 

Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятель­ности представляют показатели, характеризующие обучаемость ребенка:

- степень самостоятельности при выполнении задания;

- характер взаимодействия со взрослым в процессе обследования;

- способность к использованию помощи и мера этой помощи;

- возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию.

Следует обратить внимание на способности детей к вербализации, к словесному отчету о своей деятельности.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные табли­цы. На основании полученных данных составляется психолого – педагогическое заключение и план индивидуальной коррекционно -развивающей работы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.