Й этап – обследование пациента и сбор информации. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Й этап – обследование пациента и сбор информации.

2017-09-30 1408
Й этап – обследование пациента и сбор информации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сферы обучения.

Сферы обучения – области, в которых происходит процесс обучения:

  • в познавательной сфере – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритет­ную) от информации второстепенной;
  • в эмоциональной – реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изме­няет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями;
  • в психомоторной – обучается новым действиям благода­ря умственной и мышечной деятельности; уверенно их выполняет; способен изменить двигательную реакцию в не­обычной ситуации.

Сферы обучения соответствуют педагогическим принципам обучения и психологии: доступное изложение материала («голова») – когнитивный уровень, создание открытой и доверительной атмосферы («сердце») – эмоциональный и повторение узнанного («рука»)- сенсорный уровень восприятия и поведения.

    Когнитивный уровень (голова) Понял (умом)  
      Эмоциональный уровень (сердце) Принял (сердцем)  
    Сенсомоторный уровень (рука) Поступил (сделал руками)

Методы обучения.

Метод – способ взаимодействия обучающего и обучаемых.


 

По источнику передачи и восприятия информации различают методы
Словесные: рассказ, беседа, лекция.   Наглядные: иллюстрация, демонстрация. Практические: отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.). Активные: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссия, тренинг, ролевая игра и т.п.

 

Прием – это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

Активные методы обучения повышают мотивацию к обучению, обеспечивают высокую степень вовлечения пациента в учебный процесс.

 

Выбор методов обучения зависит от:

  • содержания обучения;
  • задач обучения;
  • времени, которым располагают сестра и пациент;
  • особенностей пациента;
  • наличия средств обучения.

 

Независимо от того, какие методы применяются в процессе обучения, необходимо:

  • нужную информацию давать небольшими блоками,
  • идти от простого к сложному,
  • четко выделять главное – то, что пациент должен усвоить обязательно,
  • демонстрировать качественный материал.

То есть, необходим путь поэтапного овладения знаниями, умениями с последующим формированием навыков (частично автоматизированное действие без непосредственного контроля сознания).

 

От методов обучения зависит способность воспроизвести информацию.

 

ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ

 

Способ передачи информации Способность воспроизвести через 3 часа Способность воспроизвести через 3 дня
  • Словесный (лекции)
  • Письменное чтение
  • Визуальный и устный (иллюстрированная лекция)
  • Требующий активного участия (игра, разбор конкретной ситуации, практика)
25% 72% 80%     90% 10 – 20% 10% 65%     70%

 

! Если пациенты не могут воспроизвести информацию, медсестра не должна обвинять их в неспособности к обучению, а должна подумать об изменении методики обучения или о предоставлении дополнительного времени для обучения.

Формы организации обучения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

 

Групповое обучение Индивидуальное обучение
Преимущества: - Создаёт определённую атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. - Пациенты имеют возможность обменяться опытом, увидеть положительную динамику в течении заболевания на примере других людей. - Возникает положительное соперничество. Недостатки: - При отсутствии опыта у медсестры может быть полностью исключён индивидуальный подход. - Недопустимо обучение интимным процедурам. Преимущества: Позволяет - лучше узнать пациента: его сильные и слабые стороны, установить более доверительные отношения; - установить контакт с робкими и стеснительными пациентами; - уделить больше внимания конкретному пациенту. Недостатки: - Требует достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ, а иногда и пациента.

Мотивация обучения.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотива­ция стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохра­нения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Мотивация – это осознанное стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия. Побудительным эффектом является мотив. Мотивы делят на группы:

  • личностные (жизнь, здоровье, семья);
  • социальные (общество, работа, карьера);
  • познавательные (связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес);
  • творческие (связанные с возможностью развития индивида как личности).

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпели­во, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя пу­тями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения; содер­жание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны.

2) Разнообразием методов обучения.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть полимотивированным и эмоционально окрашенным.

  1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

 

Обучение будет эффективным, если:

· выполнятся условия эффективного обучения;

· учитываются факторы, влияющие на обучение;

· медицинский работник, занимающийся обучением, обладает не только необходимыми знаниями и умениями, но и личностными качествами, влияющими на эффективность обучения.

Обучение эффективно при следующих условиях:

  • наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
  • доброжелательное отношение сестры к обучающимся;
  • создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
  • обязательная практическая отработка полученных знаний.

Факторы, влияющие на обучение:

  • Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение д.б. отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения.
  • Способность к обучению зависит от возраста, физического состояния и состояния сознания.
  • Окружающая обстановка (наличие удобной ау­дитории, свежий воздух, оптимальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.) и количество обучающихся (группой, малой группой, индивидуальное).

Личностные качества медицинской сестры, влияющие на процесс обучения:

  • отзывчивость и сердечность;
  • способность понять проблемы пациента;
  • высокий профессионализм, грамотная речь;
  • умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
  • умение настроить себя на задушевность, конфиденциаль­ность;
  • умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
  • умение мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
  • способность к организации учебного процесса.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

  • выслушивает все, что ей говорят или о чем ее спрашивают;
  • даёт рекомендации не в форме жёсткого ограничения, а в виде поиска путей максимальной независимости от болезни;
  • относится терпеливо к обучающимся;
  • хвалит за успехи в обучении;
  • делает перерыв, если обучающиеся плохо себя чувствуют, устали или чем-то расстроены.
  1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.

Й этап – оценка.

 

Оценка – это соотношение результата с поставленной целью.

В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения: контроль исходного уровня знаний и умений, текущий и итоговый контроль.

Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений.

Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

  • адекватная (совпадает с мнением медсестры);
  • неадекватная (завышенная или заниженная);
  • нестабильная (сегодня доволен, завтра – нет).

 

 

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ

Задача 1.

Пациент, Иван Петрович 45 лет, по профессии инженер по сельхоз­технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижает­ся, и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую заня­тость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекоменда­ции врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней гос­питализации АД 200/120 мм рт. Ст., Р = 100 уд. В мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные сред­ства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, вы­глядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр. Оказалось, что он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.

Задание:

    1. Выявите потребность пациента в обучении.
    2. Определите цель обучения.
    3. Составьте план обучения.
    4. Осуществите обучение.
    5. Проведите оценку эффективности обучения.

 

Этап – сбор информации.

Возраст – 45 лет.

Образование – высшее.

Врачебный диагноз – гипертоническая болезнь 2 ст.

Самочувствие – удовлетворительные, пациент способен анализировать и запоминать информацию.

Уровень знаний: минимальный (пациент имеет минимальные представления о своей болезни, не придерживается рекомендаций врача, не умеет пользоваться тонометром и контролировать свое артериальное давление, не знает о возможных осложнениях гипертонической болезни).

Мотивация: желание пациента работать – необходимость сохранения здоровья.

 

Вывод: пациент способен научиться технике измерения АД.

Й этап – реализация.

Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.

Время: свободное от лечебных процедур.

Место: пост медсестры.

Обучение индивидуальное.

 

Этап – оценка.

Пациент измеряет АД самостоятельно, правильно оценивает результаты измерения, знает о необходимости постоянного контроля АД и применении гипотензивных средств, назначенных врачом.

 

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ

 

1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения

А. психология Б. дидактика В. педагогика Г. этика

 

2. К активным методам обучения относятся все, кроме

А. дискуссия Б. рассказ В. ролевая игра Г. тренинг на фантоме

 

3. Обучение при выполнении медсестрой других обязанностей называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

 

4. Человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритет­ную) от информации второстепенной в сфере

А. познавательной Б. эмоциональной В. психомоторной Г. сенсорной

 

5. При постановке целей в психомоторной сфере обучения следует использовать глаголы


А. определяющие навыки и умения

Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры


 

6. Целенаправленное обучение медсестрой навыкам, прие­мам выполнения привычных (повседневных) действий называется

А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное

 

7. Обязательное условие эффективности обучения


А. просмотр видеофильма

Б. индивидуальная беседа с пациентом

В. практическая отработка навыков

Г. запись необходимой информации


 

8. Способность и готовность пациента к обучению не зависят от


А. состояния сознания

Б. состояния здоровья

В. умственных способностей

Г. имеющихся у человека знаний и умений


 

9. Человек реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изме­няет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями в сфере

А. познавательной Б. эмоциональной В. психомоторной Г. сенсорной

 

10. Лекция относится к методам обучения

А. активным Б. словесным В. наглядным Г. практическим

 

11. Самооценка обучения, совпадающая с мнением медицинской сестры

А. адекватная Б. стабильная В. нестабильная Г. неадекватная

 

12. При постановке целей в познавательной сфере обучения следует использовать глаголы


А. определяющие навыки и умения

Б. отражающие мыслительную деятельность

В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

Г. по усмотрению медицинской сестры

 

 


13. Работа относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

 

14. Наибольшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации

А. словесный Б. письменное чтение В. визуальный и устный

Г. требующий активного участия пациента

 

15. Семья относится к группе мотивов

А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих

 

16. Установите соответствие.

Методы обучения Действия медсестры (приёмы)
1. словесный А. демонстрация слайдов
2. наглядный Б. изложение материала в виде беседы
3. практический Г. набор дозы инсулина в шприц
  Д. разбор конкретной ситуации

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задание: Используя задачу №1 как образец, решите задачи 2 и 3.

1. Выявите потребность пациента в обучении.

2. Определите цель обучения.

3. Составьте план обучения.

4. Осуществите обучение.

5. Проведите оценку эффективности обучения.

 

Задача 2.

Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает её внучка, ученица 10 класса.

Пациентка предъявляет жалобы на слабость, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у неё повышается температура тела, а иногда и днём познабливает.

Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь слегка горячие,
дыхание 18 в мин., пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный,
пульс 9О в мин., ритмичный, АД 13О/8О мм рт.ст. Медсестра посоветовала
измерять температуру тела каждые 3 часа и записывать, обещала навестить её снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка ответила: "Сама не смогу, плохо вижу. Да я и не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Мне внучка поможет, если Вы её научите".

 

Задача 3.

Пациентка Н., 4О лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время занятий спортом. Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство «передвижения, как по дому, так и вне дома». Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, словом адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности двигаться. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх.

При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные. дыхание 18 в мин., пульс 102 уд. в минуту, аритмичный, АД 12О/75 мм рт.ст. Врач назначил лечение и сказал: "Принимайте лекарство под контролем частоты и ритма пульса".

При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, она не знает.

 

ЭТАЛОН ОТВНТОВ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

  1. В
  2. Б
  3. Б
  4. А
  5. Б
  6. А
  7. В
  8. Г
  9. Б
  10. Б
  11. А
  12. Б
  13. Б
  14. Г
  15. 1Б, 2А, 3Г
 
    Критерии оценки: 14-15 правильных ответов – «5» 13-12 – «4» 11-10 – «3» Менее 10 – «2»

 

ЛИТЕРАТУРА

· Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Практикум. Серия «Медицина для вас» – Феникс, Ростов н/Д, 2003.

 

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела / Учебное пособие в 2-х частях. – Исток, М., 1996-1998.

 

  • Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 1999.

 

· ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.

 

  • Двойников С.И., Карасёва Л.А., Пономарёва Л.А. Теория сестринского дела / Учебное пособие. – М., 20002.

 

· Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас» - Феникс, Ростов н/Д, 2000.

 

 

· Осипова В., Тарасова И. «Педагогические аспекты обучения пациентов», Сестринское дело, 20003, №1 (36-37).

 

· Колодкина О.Ф. и др. «Сестра и больной. Сестринские астма-школы в России», Сестринское дело, 20002, №1 (10-12).

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 
 


«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

семинарско- практического занятия

для преподавателей профессионального модуля

 

ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям

рабочих, должностям служащих»

МДК 01 «Теория и практика сестринского дела»

по теме: «Обучение в сестринском деле»

 

по специальностям

34.02.01 Сестринское дело,

31.02.01 Лечебное дело

 

Челябинск

2013 г.

 

Рассмотрено на заседании ЦМК Сестринское дело Цетвинская О.А. ________________ Протокол № «______»__________201 г. Утверждаю: Зам директора по УВР Замятина О.А. ______ «____»_________201 г.  

 

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

 

Составители: Цетвинская О.А. преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Челябинского базового медицинского колледжа» высшей квалификационной категории;

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Тема.
 
  1. Методическое пояснение.
 
  1. Цели занятия.
 
  1. Место проведения.
 
  1. Количество часов, оснащение (ТСО)
 
  1. Методы и методические приёмы.
 
  1. Должны знать, должны уметь.
 
  1. Логико-дидактическая структура занятия.
 
  1. Схема интегративных связей (внутрипредметные и межпредметные связи).
 
  1. Этапы планирования занятия.
 
  1. Литература.
 
  1. Приложения.
 

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Обучение в сестринском деле».

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю, ведущему семинарско-практическое занятие по предмету «Основы сестринское дело» по теме «Обучение в сестринском деле». Данная тема изучается в 1 семестре 2 курса после тем: «Общение в сестринском деле. Сестринский процесс. 1 этап: субъективные методы обследования», «Сестринский процесс. 1 этап: объективные методы обследования», «Сестринский процесс. 2-5 этапы» для наиболее эффективного понимания и освоения материала. Такая последовательность также предполагает повторение и закрепление материала перечисленных тем.

Продолжительность занятия 4 часа. Для студентов, обучающихся по специальности «акушерское дело» и вечернего отделения по специальности «сестринское дело» тема «Обучение в сестринском деле» совмещена с темой «Сестринский процесс. 2-5 этапы», поэтому необходимо при планировании занятия внести соответствующие изменения и дополнения.

Тема имеет важное практическое значение в подготовке и профессиональной деятельности сестринского персонала, т.к. ОБУЧЕНИЕ является одной из функций медицинской сестры (акушерки, фельдшера). ОБУЧЕНИЕ – это та область сестринской дея­тельности, в которой медицинская сестра может проявляет свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм, знания по сестринской педагогике, терпение и такт.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с практическими основами сестринской педагогики, научить применять технологию «Сестринский процесс» для решения проблем пациента посредством обучения.

 

ЗАДАЧИ:

А. Дидактические:

2 уровень усвоения – повторить закрепить материал теоретического занятия; сформировать систему знаний по теме,

3 уровень усвоения - применить знания на практике при решении клинико-ситуационных задач.

Б. Развивающие:

  • Развивать речь, память, логическое мышление.

В. Воспитательные: способствовать воспитанию профессионально-значимых качеств личности медицинского работника, необходимых в педагогической деятельности.

 

Профессиональные качества   Возможности их формирования на занятии через содержание деятельности студентов
Организованность, собранность.   Культура общения, тактичность, коммуникабельность.   Чуткость, доброжелательность, терпение, умение успокоить. Внимание, ответственность, точность. Эмоциональная устойчивость (подавление раздражительности, брезгливости). При подготовке и в процессе занятия, при выполнении заданий. При общении с преподавателем, друг с другом, медицинским персоналом, пациентами и их родственниками. При общении и обучении пациентов, членов семьи.   При работе с тяжелобольными пациентами.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет доклинической практики.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 2/4 часа (семинарско-практическое занятие).

ОСНАЩЕНИЕ: Учебно-методические средства – учебно-методическое пособие, методическая разработка занятия, дидактический материал (контрольные (письменные задания), тесты, задачи).

МЕТОДЫ

  • репродуктивный
  • информационно-сообщающий
  • частично-поисковый

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

  • беседа
  • рассказ
  • фронтальный опрос
  • устный индивидуальный опрос
  • письменный опрос
  • решение ситуационных задач
  • ролевая игра
  • тест-контроль

 

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ

знать:

  • определения основных терминов темы
  • задачи обучения в сестринском деле
  • цели обучения
  • сферы обучения
  • приемы и методы обучения
  • условия эффективности обучения

уметь: применить сестринский процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний/умений:

  • на I этапе – оценить потребность пациента, его семьи в обучении; оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению;
  • на II этапе – интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний;
  • на III этапе – сформулировать цели обучения;
  • на IV этапе – составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его;
  • на V этапе оценить качество и эффективность обучения, при необходимости – внести коррективы.

 

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I ЭТАП    
Сестринский процесс
  II ЭТАП
Основы сестринской педагогики
  III ЭТАП
Сестринский процесс в обучении пациента

 

Сестринская педагогика
  Определение   Цели   Задачи   Сферы Методы и приёмы Условия эффективности обучения
1 этап – сбор информации
Определение потребности пациента / членов семьи в обучении Оценка исходного уровня знаний и умений Оценка способности и готовности пациента к обучению   Выбор мотивации
2-й этап – определение проблем
  Дефицит знаний     Дефицит умений
3-й этап – планирование
  Определение целей   Планирование содержания обучения   Мотивация пациента, вовлечение в процесс планирования.  
4-й этап – реализация
  медсестра     пациент  
знания, умения и навыки, личностные качества готовность и способность к обучению, мотивация и стимул
  эффективное обучение     новые знания и умения; решение проблем  
5-й этап – оценка
  Повышение степени самостоятельности пациента (пациент осведомлён обо всех аспектах своего заболевания, умеет управлять своим состоянием в зависимости от ситуации)  
                 

 

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

 

 
 

 


 

«ОБУЧЕНИЕ В

СЕСТРИНСКОМ

ДЕЛЕ»

 

 
 

 


 

 

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ».

 

  Название этапа Краткое описание деятельности     Цель Вре- мя (мин.)   Оснащенность
преподавателя студентов
  Организа ционный момент. Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид. Обращает внимание на состояние учебной комнаты. Проверяет готовность студентов к занятию. Отмечает отсутствующих. Приветствуют преподавателя. Бригадир называют отсутствующих.   Мобилизация внимания студентов. Создание рабочей обстановки.   Журнал преподавателя, бригадира.  
  Изложение темы, целей занятия, мотивация темы. Сообщает тему, план, цели практического занятия. Мотивирует учебную деятельность (кратко сообщает о значимости обучения, как эффективного средства лечебно-профилактической помощи пациентам). Слушают преподавателя Записывают в дневник дату, тему, цели занятия. Осмысливают, ставят пред собой цели.   Раскрытие теоретической и практической значимости темы. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Определение конечных результатов работы на занятии.     Дневни ки.  
  Разъяснение вопросов, возникших в ходе домашней подготовки к занятию.   Спрашивает, о возникших вопросах по теме в ходе домашней подготовки к занятию. Отвечает на вопросы. Объясняет непонятное. Задают вопросы по теме. Слушают, записывают, участвуют в обсуждении. Понимание неясных моментов темы занятия.   Дневни ки.  
  Предваритель ный контроль знаний. Задаёт вопросы (приложение №1). Оценивает ответы. Выставляет оценки в оценочный лист студентам активно участвующим в фронтальном опросе.   Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют отвечающего по просьбе преподавателя.     Определение исходного уровня теоретических знаний по теме и готовности студентов к занятию с целью выявить и скорректировать имеющиеся пробелы в знаниях. Формирование единого исходного уровня знаний.   Оценоч ный лист. Методразработка (вопро сы фрон тального опроса).
  Углублен ный контроль усвоения теоретичес кого материала, полученного в процессе домашней подготовки. Задает вопрос по данной тематике, на которые студент должен дать развёрнутый, логически построенный ответ (приложение №2). Задаёт наводящие вопросы во время ответа. Привлекает других студентов к обсуждению спорных моментов. Оценивает знания студентов и выставляет оценки в оценочный лист.   Внимательно слушают отвечающего студента, фиксируют ошибки, дополняют и исправляют ответы по просьбе преподавателя. Развитие логического мышления, памяти, речи, внимания, познавательной активности, умения анализировать, систематизировать, делать выводы.   Определение понимания студентами нюансов темы.   Оценоч ный лист.
  Итоговый контроль теоретических знаний. Раздаёт студентам карточки с заданием (приложение №3). Следит за дисциплиной во время работы. Проверяет и оценивает выполнение заданий.   Отвечают на вопросы письменного задания. Контроль уровня теоретических знаний после разбора и коррекции, закрепление теоретических знаний.   Оценоч ный лист.
  Подведение итогов семинара.   Объявляет и обосновывает итоговые оценки. Указывает недостатки теоретической подготовки, предлагает способы их устранения.   Слушают, принимают к сведению. Анализ деятельности студентов при подготовке к занятию, осмысление студентами своих знаний.     Журнал преподавателя.
  Изложение целей практического занятия. Определяет цели практического занятия.   Слушают, принимают к сведению, записывают в дневник. Стимулирование познавательной деятельности студентов. Мобилизация внимания.   3-5 Методи ческая разработка. Дневни ки.
    Решение ситуацион ных задач.     Называет задание, определяет условия выполнения. Вызывает студента для ответа. Слушает вариант решения ситуационной задачи. Предлагает студентам дополнить, исправить, оценить отвещающего. Решают ситуационные задачи из методического пособия по предложенному образцу. Слушают отвечающего, проверяют свой вариант ответа, исправляют свои ошибки. Исправляют, дополняют отвечающего по просьбе преподавателя, задают вопросы, при возникновении неясных моментов.     Проверка заданий, устранение и коррекция ошибок. Развитие клинического мышления, речи, умения анализировать, систематизировать, делать выводы. Применение теоретических знаний на практике. Формирование новых умений и навыков.     Методи ческое пособие. Тетрадь для решения задач. Дневни ки. Оценоч ный лист.    
  Самостоятель ная работа студентов по отработки практичес ких навыков. Слушает, оценивает, Высказывает замечания.   Один из студентов выступает в роли медсестры, остальные - в роли пациентов (обучение групповое) или один из студентов в роли пациента или члена семьи (индивидуальное обучение). «Медсестра» организует обучение «пациентов», «члена семьи» по конкретной проблеме. Применение теоретических знаний на практике. Формирование новых умений и навыков.   Дневни ки. Оценоч ный лист.  
  Итоговый контроль.     Раздает задания итогового тестового контроля. Следит за дисциплиной во время выполнения задания. Проводит проверку (или организует взаимопроверку) правильности выполнения задания. Выставляет оценки в оценочный лист. Решают итоговые тестовые задания. Закрепление полученных знаний. Оценка итоговых знаний студентов.   Тест-контроль 2 вар. Метод. разработка (эталон ответов на тест-контроль. Оценоч ный лист.  
  Подведение итогов занятия.     Объявляет итоговые оценки, обосновывает их, выставляет оценки в журнал. Анализирует работу бригады. Слушают, принимают к сведению. Участвуют в обсуждении анализа работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира.   Анализ деятельности бригады. Осмысление своих знаний и результатов работы на занятии.   Журнал преподавателя, оценочный лист.  
  Домашнее задание. Сообщает домашнее задание на следующее занятие. Записывают домашнее задание. Организация управления самоподготовкой.   Журнал преподавателя.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

· Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Практикум. Серия «Медицина для вас» – Феникс, Ростов н/Д, 2003.

 

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела / Учебное пособие в 2-х частях. – Исток, М., 1996-1998.

 

  • Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 1999.

 

· ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.

 

  • Двойников С.И., Карасёва Л.А., Пономарёва Л.А. Теория сестринского дела / Учебное пособие. – М., 20002.

 

· Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас» - Феникс, Ростов н/Д, 2000.

 

 

· Осипова В., Тарасова И. «Педагогические аспекты обучения пациентов», Сестринское дело, 20003, №1 (36-37).

 

· Колодкина О.Ф. и др. «Сестра и больной. Сестринские астма-школы в России», Сестринское дело, 20002, №1 (10-12).

 

Приложение 1.

ВОПРОСЫ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

ВОПРОСЫ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1.Дайте определение понятия «обучение в сестринском деле».     2.В чем заключается цель сестринской педагогики?     3.Назовите задачи обучения в сестринском деле.     4.Охарактеризуйте формальное и неформальное обучение.     5.Назовите сферы обучения.   6.Как происходит процесс обучения в познавательной сфере?     7.Как происходит процесс обучения в эмоциональной сфере?     8.Как происходит процесс обучения в психомоторной сфере?   9.Назовите методы обучения.     10.Какой способ передачи информации обладает наибольшей способностью воспроизведения?   11.Что так

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.