Учение Августина Блаженного. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Учение Августина Блаженного.

2017-09-30 475
Учение Августина Блаженного. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В патристике (II в. – VIII в.) принято различать три этапа:

1) апологетика (II - III вв.), (греч. apologetikos – защита), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения от язычества;

2) классическая патристика (IV – V вв.), сформировавшая философские принципы и основания христианского учения, систематизировавшая его;

3) заключительный период (VI – VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности Бога и Его тройственности (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Дух святой);

2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников;

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»;

4) свобода воли человека и возможность спасения его души;

5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог – теодицея (греч. theos – бог + dike - право, справедливость).

В IV в. сформировалась христианская догматика, т. е. перечень основных положений вероучения (догматов), признавать которые обязывался каждый сторонник христианства. Прежде всего, это так называемый «символ веры», составленный «отцами» христианской церкви (богословами) и утвержденный на Никейском общецерковном (вселенском) соборе в 325 г. и дополненный на Константинопольском соборе в 381 г.

Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель патристики Аврелий Августин (354 – 430), именуемый «Блаженным» и причисленный в дальнейшем, клику святых. Он родился в африканском г. Тегасте, в семье мелкого собственника. По тем временам получил основательное гуманитарное образование. Преподавал риторику. Еще во время учебы начался долгий и сложный путь духовных исканий. В 33 года в Милане принял христианство. В 391 г. в Гиппоне (Сев. Африка) Августин получает сан священника и вскоре становится епископом (греч. episkopos), т.е. главой церковно-административной территориальной единицы (епархии).

Основными трудами являются: «О Троице», «О Граде Божьем» и «Исповедь». Главные идеи - это проблемы бытия и времени, движения истории и исторического процесса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.

В «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего прихода к этой религии, давшей ему нравственное удовлетворение и ответы на его мировоззренческие поиски.

Проблема времени и бытия. Августин утверждает, что Бог сотворил мир из ничего, создав не только порядок в нем, но и саму первоматерию (субстанцию). Бог сотворил и время. Сам он пребывает вне времени, а в вечности. Человек же неразрывно связан со временем, от рождения до смерти. Он имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Но само время есть человеческое понятие, потому что ум имеет способность разделять события на «до», «сейчас» и «после». На самом же деле человек живет только в «настоящем». Настоящее человека распадается на «настоящее прошлого» (память), «настоящее настоящего» (созерцание сегодняшнего), «настоящее будущего» (надежда, ожидания). Таким образом, время существует только в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Значит, времени до Бога не было.

Движение истории и исторического процесса. История, по мнению Августина, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Первый - составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти, а другой – из желающих жить по духу. Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Град земной – это мир зла и сатаны, Град Божий – это мир добра и Бога, где по любви служат взаимно друг другу. Вся история человечества – это борьба двух градов. История закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека в отдельности за деяния земной жизни. Поэтому, вне Града Божьего, вне Церкви нельзя обрести спасение души.

Итак, высшей целью человеческой жизни должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего.

Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Личность человека, его свобода, воля и разум перед лицом Бога. Августин утверждает, что человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Но он стремится к Богу, потому что в нем он находит любовь, покой и благодать.

К Богу есть 2 пути.

1. Путь познания разумом, при помощи теологии и философии.

2. Путь через веру, проявляющуюся в воле человека.

Воля позволяет подражать Христу. Поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который часто склонен к ошибкам.

Вера есть самостоятельный и высший источник Истины. Разум подкрепляет положения веры, но сам Истину обрести не может, поэтому вера важнее разума. «Верь, чтобы понимать», учил Августин, кратко формулируя суть своей теории познания.

Человек в учении Августина не просто «раб Божий», он – личность, связанная с Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит, обладает свободной волей, которую может направить к спасению души или погибели, к добру или злу.

Личность человека абсолютно свободна и находится в состоянии выбора между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла. Он – творец гармонии, добра, благодати и любви.

Признание любого человека личностью (даже ребенок впервые понимается как личность ), имеющей сложную структуру, включающую моральную сторону, является значительным достижением философии Августина. Впервые было четко сказано о свободе и уникальности людей, личности и ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки с позиции христианской философии.

В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина не только в то время, но и в последующие столетия.

 

 

Вопрос 3. Религиозно – философские взгляды Фомы Аквинского. Полемика между «реалистами» и «номиналистами».

Этап схоластики (IX-XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются.

Главные проблемы схоластики:

1) вопрос о доказательстве бытия Бога (может ли человек, существо несовершенное, вообще что-либо знать о совершенном Боге и логически доказать его существования?);

2) проблема теодицеи (богооправдания) (если мы признаем, что мир создал Бог, который всеблаг и вседобр, то как тогда объяснить наличие в мире зла?);

3) проблемы соотношения разума и веры и их роли в познании Бога;

4) проблема реализма и номинализма (что обладает истинной реальностью единичное или общие, имена или понятия?).

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки. Отсюда философия обретает статус науки, вполне готовой бороться за спасение человеческой души. Античная философия уже не считается враждебной христианству. Переосмысливается ряд положений, используется категориальный аппарат.

Правда, отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам иногда становилось чрезмерным, заслоняя собой суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустыми по содержанию – той самой «схоластикой», которую отождествляют и сейчас с бессодержательностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов. В этот период влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля, с его четко выраженной философской позицией реализма и развитым логическим мышлением.

Фома Аквинский (1225 –1274) родился в Италии в местечке Аквино, был седьмым сыном графа Аквинского. Семья графа принадлежала к одной из самых знатных семей Европы. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. Он вошел в историю философии как систематизатор схоластики и основатель религиозно- философской системы католицизма, получившей название томизм (Фома – лат. Thomas). За особые заслуги церковь причислила Фому Аквинского после его смерти (в 1323 г.) к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех учебных заведениях, как единственно правильную.

Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблем:

а) соотношение веры и разума в познании;

б) сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.

Эта проблема остро встала потому, что в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обостре­ния споров по поводу содержания основных церковных догм, церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по во­просу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.

Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, Ф. Аквинский создал развернутое уче­ние, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:

1) между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство;

а) – и вера, и разум познают один и тот же предмет — Бога и созданный им мир;

б) - оба метода познания — вера и разум — не исключают, а до­полняют друг друга;

в) - оба источника познания созданы Богом, и потому имеют одинаковое право на существование.

2) однако, сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

а) вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле;

б) разум постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога;

в) поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестест­венный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим све­том наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это че­ловеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию.

Причем главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования Бога через его творения.

 

 

С этой целью он разработал пять доказательств:

Первое доказательство. Мир есть движение, причем каждая движу­щаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не мо­жет быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, пер­воисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

Второе доказательство. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следст­вий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная при­чина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.

Третье доказательство. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчи­няется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Твор­цом такого закона мог быть только Бог.

Четвертое доказательство. Мир представляет собой своеобразную мно­гоступенчатую пирамиду, каждая, из последующих ступеней кото­рой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

Пятое доказательство. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником це­лесообразности мира может быть только Бог.

И, наконец, Фома Аквинский решает ожесточенный спор средневековых «номиналистов» и «реалистов». Философы давно заметили, что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но, вместе с тем, в нашей речи и мышлении большую роль играют и общие понятия, в которых выражаются общие свойства предметов: дерево, овощи, животные и т. д. Поэтому стоял вопрос: «Что такое общее? Это только слово или оно существует реально?» Реалисты полагали, что общее существует реально, как идея Платона. Например, существует «яблоко вообще» — в чистом виде. Номиналисты считали, что общее существует только в имени, а реально существуют единичные предметы, в нашем примере это реальные яблоки с дерева. Было сделано несколько попыток примирения этих позиций.

Фома Аквинский предложил иное, оригинальное решение, которое и было принято церковью. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». «Общее» – это бытие, созданное богом. Другого «общего», кроме Бога и связи, единичных вещей через Бога, нет.

 

Подводя итог, следует отметить.

1. С Фомой Аквинским философия Средневековья достигла своей высшей точки развития, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все – и Бог, и природа, и человек – заняли каждый свое достойное место.

2. Средневековая философия внесла существенный вклад в разработку ключевых понятий и проблем западноевропейского варианта философии, например, категории веры и разума, абстрактного и конкретного, логических доказательств и др.

3. Средневековая философия внесла существенную струю рационализма в христианское вероучение, что в дальнейшем, вольно или невольно способствовало появлению протестантизма, как нового направления в европейском христианстве, и секуляризации самой философской мысли Европы, а также укреплению нравственных устоев общества, проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом, воспитания людей в духе любви и терпимости.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Лекция.

Время: 2 часа.

Вопросы лекции

1. Особенности эпохи Возрождения.

2. Основные идеи раннего Возрождения.

3. Философия Высокого Возрождения.

4. Философия позднего Возрождения.

 

Конспект лекции

 

Вопрос 1. Особенности эпохи Возрождения.

 

Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (XIV – XVI вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция.

Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др.

Для этой эпохи характерно.

1. Становление простого товарно-денежного хозяйства.

2. Возрастание социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников.

3. Развитие торговли и банковского дела.

4. Появление мануфактуры.

5. Появление первых парламентов.

6. Возникновение светской культуры:

а) пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв;

б) возврат к ценностям античной культуры;

в) формирование на этой основе нового мировоззрения;

г) новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу).

Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд географических открытий конца XV – начала XVI в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара.

 

Для философской мысли этого периода характерны:

во-первых, гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей;

во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

в-третьих, антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии;

в – четвёртых, пантеизм (гр. Pan – всё + theos - Бог) – течение, где Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе;

в – пятых, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

 

В философии Возрождения выделяют 3 периода:

I - раннее Возрождение (XIV – XV вв.);

II -период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.);

III - позднее Возрождение (XVI в.)

 

 

Вопрос 2. Основные идеи раннего Возрождения.

 

Особенности периода.

1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

2. Сформирован основной принцип антропоцентризмачеловек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом.

3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

4. Набирает силу антиклерикализм.

 

Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:

во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека:

а) божественное и человеческое существуют в единстве;

б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека;

в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с другой – природой;

во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;

в-третьих, человеческое существование подчинено его разуму.

 

Франческо Петрарка (1304 – 1374), родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.