Специальность: 051301 - «Общая медицина» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Специальность: 051301 - «Общая медицина»

2017-09-30 229
Специальность: 051301 - «Общая медицина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г. СЕМЕЙ

КАФЕДРА БИОХИМИИ

 

 

СИЛЛАБУС

Дисциплина: клиническая биохимия

Код дисциплины: Bioh 2202

Специальность: 051301 - «Общая медицина»

Объем учебных часов: 45

Курс: интернатура

Семестр обучения: 11 и 12 семестр

 

 

Семей 2017


 

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой биохимии на основании типовой программы по биохимии для многоуровневой структуры медицинского профессионального образования в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, рекомендованной УМО мед вузов РК в 2003 г. и изменениями и дополнениями в Государственные общеобязательные стандарты образования РК по специальностям высшего и фармацевтического образования (Приказ МЗ РК от 01июля 1005г №322 и МОН РК от 22 июля 2005 г. № 499) в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2017г. по специальности: 5В130100 - «Общая медицина»

 

 


Сведения о преподавателях:

1. Тапбергенов Салават Оразович, доктор медицинских наук профессор- заведующий кафедрой биохимии. В 1965 году с отличием закончил лечебный факультет Семипалатинского государственного медицинского института. С 1966 по 1968 год обучался в целевой аспиpантуpе на кафедре биохимии Харьковского медицинского института. В 1985 году при НИИ криобиологии и криомедицины АН УССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. С 1983 по 1997год был деканом лечебного факультета СГМА. Является автором первого в Казахстане учебника для медицинских вузов " Медицинская биохимия. Молекулярные основы физиологических функций "(2001г.) и учебного руководства для студентов и врачей " Медицинская и клиническая биохимия " (2004 г.). Автор первого на государственном языке учебника для медицинских вузов «Медициналық биохимия» изданного в 2007 году. Под руководством проф. Тапбергенова С.О. подготовлено 3 доктора и 10 кандидатов наук.

На кафедре имеется студенческий научный кружок, где студенты выполняют либо реферативные, либо экспериментальные исследования.

 

Контактная информация: кафедра расположена на первом этаже химического корпуса.

Политика дисциплины:

Политика дисциплины направлена на наиболее полное освоение студентами учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и студентов. Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по биохимии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата.

Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных лабораториях, оснащенных различными приборами, оборудованием и химическими реактивами.

Требования кафедры, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплины:

• В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками;

• Бережно относиться к имуществу кафедры;

• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;

• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий и экзаменов;

• В случае пропуска занятий и лекций по уважительной причине обучающийся отрабатывает бесплатно в объеме пропущенного материала;

• В случае пропуска двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным и должен получить допуск к занятиям и лекциям в деканате факультета;

• На лабораторные занятия необходимо заранее законспектировать лабораторные работы, ознакомиться с правилами техники безопасности и ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.

• В химическую лабораторию, лекционный зал студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.

• По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.

• При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.

Для успешного усвоения биохимии как фундаментальной медико-биологической науки необходима систематическая работа в учебное и во вне учебное время. Своевременная сдача рубежного контроля и прилежание в выполнении лабораторного практикума. Соблюдение правил работы в лаборатории и соблюдение устава ВУЗА

 

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция профессиональной подготовки врача предусматривает равноценный уровень знаний в основных разделах медицины, в том числе клинической лабораторной диагностике, занимающей среди всех диагностических дисциплин одно из первых мест. С точки зрения информативности и диагностической значимости, с позиций широты оценки метаболического статуса больного, клиническая лабораторная диагностика доминирует во многих разделах клинической медицины.

Клиническая лабораторная диагностика включает много диагностически и методически обособленных разделов, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, иммунологию, клиническую серологию и микробиологию, клиническую токсикологию, клиническую генетику.

Каждый из перечисленных разделов обладает специфическим комплексом аналитического оборудования, включает много диагностических методов, многие из которых дают клиницисту возможность разобраться в вопросах патогенеза и этиологии патологического процесса. Наибольшим числом диагностических тестов, наибольшим объемом информации и перспективами развития располагает клиническая биохимия.

Таким образом, подготовка по вопросам клинической лабораторной диагностике, в том числе по клинической биохимии - обязательная часть общей подготовки врача, ее осуществляют на разных этапах обучения в медицинском вузе.

Молекулярные основы структуры и функций клеток разных тканей, их субструктур, их взаимодействия, протекающих в них процессах роста, развития, размножения и гибели, патологических нарушений их жизнедеятельности определяют клинические проявления болезней и имеют важнейшее значение для диагностики и лечения. Понимание этих основ необходимо будущему практикующему врачу, наблюдающему и лечащему больного.

Используя полученные сведения, врач, ставя диагноз и прибегая к лечению больного, должен задуматься о возможных нарушениях биосинтеза тех или иных биологически важных молекул, их транспорта в клетки и внутри клеток, сигнальной системы, взаимодействия и адгезии клеток, рецепторов, связывающих гормоны, факторы роста и другие лиганды.

Кроме того, врожденные генетические дефекты, неправильное питание, недостаток кислорода, действие токсических веществ и т. п. приводят к изменению скорости определенных биохимических реакций, а это влияет на функционирование и структуру клеток, тканей и органов. В связи с этим глобальной клинической биохимии является выявление нарушений биохимических реакций в организме человека с целью диагностики и прогноза заболеваний. При этом, маршрут движения по предмету через биохимический анализ является одним из самых продуктивных, так как будущий врач должен грамотно заказать его в лаборатории и высоко профессионально прокомментировать, т. е. из минимума данных извлечь максимум информации.

Исходя из всего изложенного цель курса клинической биохимии сводится к следующему:

- ознакомить студентов с современными методами биохимических исследований и их интерпретацией;

- научить их правильно и своевременно брать материал для исследований и оценивать полученные результаты;

- использовать данные биохимического анализа в диагностическом и прогностическом процессах, лабораторном контроле за лечением;

- изучить принципы лабораторной диагностики, алгоритмы лабораторного обследования пациентов при различной патологии.

 

Основными задачами цикла клинической биохимии являются:

- систематизировать имеющиеся у студентов представления о предмете «клиническая биохимия», ее целях, задачах и методах в арсенале врача;

- познакомить студентов с перспективами развития клинической биохимии;

- создать целостное представление о правильности показаний к назначению и полноте исследований, тактике лабораторных исследований, интерпретации изменений биохимических показателей в анализах и их значение в диагностике и контроле за лечением.

Наиболее эффективное изучение клинической биохимии – анализ лабораторных показателей при клинических синдромах, что позволяет понять сущность основных механизмов патогенеза заболевания. Клиническая биохимия предлагают не только новые методы и виды исследований, но и свое видение интерпретации результатов, получаемых при обследовании пациентов.

Одно из современных направлений развития клинической биохимии – разработка алгоритмов исследований, обнаружение отклонений состояния организма от нормы, их трактовка (физиологический или патологический характер), формирование диагностического предположения и подтверждение диагноза. Предпосылки использования алгоритмов обследования позволяют проводить скрининг заболеваний, особенно в группах риска, и оптимизировать диагностический процесс.

Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы студенты – будущие врачи освоили:

- основные параметры биохимического анализа;

- изменение биохимических параметров под влиянием гормональной терапии и лекарственных средств;

- алгоритм отбора биохимических показателей;

- алгоритм оценки биохимических показателей.

 

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Медицинская генетика: молекулярные мутации, заболевания, вызываемые мутациями в генах, методы диагностики заболеваний, передаваемых по наследству;

Микробиология, иммунология и вирусология: свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых внедрением микроорганизмов и вирусов, механизмы специфического и не специфического иммунного ответа на повреждения;

Фармакология: лекарственные вещества и их воздействие на метаболизм;

Патологическая анатомия: диагностика патологических процессов с помощью микроскопического исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов;

Патологическая физилогия: закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения обмена веществ и физиологических функций при различных патологических состояниях организма.;

Эндокринология: гормоны и механизм их влияния на обмен веществ и физиологические функции, нарушение гормональной регуляции при различных заболеваниях;

Хирургические болезни: основные методы лечения при хирургических заболеваниях;

Пропедевтика внутренних болезней: причины и клинические про-явления заболеваний внутренних органов, методы распознавания болезней;

Поликлиническая терапия: диагностика, лечение и профилактика заболеваний в поликлинических (внебольничных) условиях;

Онкология: молекулярные основы канцерогенеза, химический и биологический канцерогенез;

Внутренние болезни: этиология и патогенез заболеваний внутренних органов.

Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине

В результате прохождения курса студент должен знать: предмет, цель, задачи и значение курса для своей будущей профессиональной деятельности; принцип (сущность) лабораторных методов исследования биологических жидкостей человека; оценка диагностической значимости лабораторных методов исследования.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Научить студента применять при профессиональной деятельности сведения о химическом составе, о метаболических процессах и биохимических константах организма человека, как характеристиках нормы и признаков болезни

ЗАДАЧИ

Студент должен уметь:

Уметь составлять программы лабораторного биохимического исследования больных, объяснять информационную и диагностическую ценность результатов лабораторных анализов;

Уметь делать выбор целесообразной совокупности клинико-биохимических анализов крови и мочи для диагностики и лечения соответствующих заболеваний.

Уметь грамотно интерпретировать биохимический анализ крови, мочи и других биологических жидкостей организма человека.

Уметь проводить основные клинико - биохимические методы, экспресс-методы для решения диагностических задач

Студент должен приобрести практические навыки:

- по организации и проведению экстренных биохимических исследований крови, мочи, и других биологических жидкостей организма человека для решения диагностических и лечебных задач;

- уметь проводить забор сыворотки, плазмы крови и мочи для биохимических исследований;

- уметь определять экспресс – методом активность ферментов и отдельных метаболитов липидного обмена в крови;

- уметь определять наличие белка, глюкозы и кетоновых тел в моче.

ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
  11 семестр
1. Общая трудоемкость электива  
2. Аудиторные занятия (всего)  
в том числе: - лекции (Л)  
- практические занятия (ПЗ)  
3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) в том числе: подготовка к занятиям подготовка к тестированию разбор ситуационных задач рефераты  
4. Формы текущего контроля тестирование по темам курса, решение ситуационных задач
5. Вид итогового контроля зачет

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Общая трудоемкость элективного курса составляет 45 часа, из них аудиторные занятия –30, самостоятельная работа –15часа.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

 

Тема лекции Кол-во часов Содержание лекций
  Строение и функции белков   Биологические функции белков. Многообразие структурно и функционально различных белков. Различия белкового состава организма в соответствии с различными функциями организмов. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера.
  Биохимия питания. Витамины и коферменты   Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами. Коферментные функции витаминов. Биологические функции витаминов. Классификация коферментов, их участие в пути энергообеспечения, метаболизме углеводов, липидов и белков. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Тестирование.
  Ферменты   Общие свойства ферментов. Механизм действия и особенности ферментативного катализа. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Органо-специфичные ферменты. Изменения активности ферментов при болезнях. Изменения ферментного состава при онтогенезе. Наследственные энзимопатии. Определение ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Происхождение ферментов плазмы крови. Энзимодиагностика и энзимопатии.  
  Биосинтез белков.   Основной постулат молекулярной биологии. Универсальность биологического кода и механизма биосинтеза белков. Понятие об опероне и регуляции на уровне транскрипции. Гормональная регуляция действия генов. Распад клеточных белков. Время полужизни разных белков. Антибиотики - ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белков. Биохимические механизмы развития молекулярных наследственных болезней. Общие принципы терапии молекулярных болезней. Генотипическая гетерогенность в популяциях человека. Полиморфизм белков. Группоспецифические белки крови и тканей. Антигенный состав организмов и трансплантационная несовместимость. Система иммунного надзора. Иммуноглобулины человека. Методы обнаружения антител. Наследственные и вторичные дефекты иммунной системы  
  Бионергетика клетки и общий путь катаболизма.   Общий путь катаболизма, образование топливных молекул, главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете. Двойственный характер цикла трикарбоновых кислот (амфиболизм и анаплероз). Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим. связи в молекуле АТФ; миграция электронов по дыхательной цепи и синтез АТФ – независимые, но функционально связанные процессы внутренней мембраны митохондрий, комплексы дыхательной цепи, образование воды, активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования.  
  Клеточные мембраны. Биохимия сигнальных систем   Типы межклеточной сигнализации. Этапы межклеточной коммуникации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации. Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические, олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении.
  Обмен углеводов   Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия  
  Обмен липидов   Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины)  
  Обмен белков   Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуодентального соков. Протеазы желудочного сока и поджелудочной железы и панкреатиты. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот. Определение трансаминаз в сыворотке крови для диагностики инфаркта миокарда, заболеваний печени. Окислительное и непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение дезаминирования аминокислот. Биогенные амины, образование и биологические функции. Ингибиторы МАО. Обезвреживание аммиака. Нарушение синтеза мочевины. Особенности обмена метионина, цистеина, серина и глицина. Фенилкетонурия: диагностика и лечение. Алькаптонурия. Альбинизм. Нарушение обмена тирозина при паркинсонизме. Гомоцистенурия, гистидинемия и другие наследственные нарушения аминокислот. Образование мочевой кислоты.    
  Обмен хромо- и нуклео -протеидов   Нарушения обмена нуклеотидов. Ксантинурия. Оротацидурия. Конечные продукты обмена белков и аминокислот. Основные этапы синтеза гема и гемоглобина. Образование пигментов желчи, мочи и кала Обезвреживание билирубина. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени. Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия.
  Биохимия крови   Основные функции крови и биохимические константы крови. Особенности развития, строения, химического состава, обмена веществ и функций эритроцитов. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты. Особенности развития, строения и химического состава эритроцитов. Особенности обмена веществ в эритроцитах. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицерата и глутатиона в функции эритроцитов. Клиническое значение биохимического анализа крови. Белки плазмы крови в норме и патологии. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Белки острой фазы. Ферменты плазмы крови. Иммуноглобулины (антитела). Кининовая система крови. Небелковые азотистые вещества крови, остаточный азот крови. Безазотистые органические вещества крови. Внутренняя и внешняя система свертывания. Наследственные гемофилии. Фибринолиз и противосвертывающая система. Минеральные вещества и показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови.  
Итого    

План практических занятий по клинической биохимии

Тема занятия   часы № занятия
1 МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. БИОХИМИЯ МОЧИ Метаболиты углеводного, липидного и белкового обмена Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи. Обнаружение патологических компонентов мочи   2. БИОХИМИЯ КРОВИ Клиническое значение биохимического анализа крови. . 3 час   3часа       Занятие № 1     Занятие № 2    
ИТОГО 6 часов  

 

5.Задания для самостоятельной работы студентов

Темы для самостоятельного изучения (СРС)

 

тема   Содержание Форма проведения и контроля Объем в часах
  Строение и функции белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Реферат, презентация  
  Ферменты Наследственные энзимопатии. Применение ферментов в лечении заболеваний. Реферат, презентация  
  Нуклеопро-теиды и нуклеиновые кислоты Структура и функции нуклеопротеидов и нуклеиновых кислот. Структурная организация хромосом. Механизмы синтеза белка и нуклеиновых кислот. Реферат, презентация  
  Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты. Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. Реферат, презентация  
  Обмен углеводов Основные углеводы тканей животных, их строение и биологическая роль. Углеводы структурно-функциональных компонентов клетки. Реферат, презентация  
  Обмен углеводов Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов). Реферат, презентация  
  Обмен липидов Важнейшие липиды тканей человека. Резервные и структурные липиды. Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека. Сфинголипидозы. Реферат, презентация  
  Обмен липидов Эйкозаноиды и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции. Перекисное окисление липидов, роль в возникновении мембранных патологий. Антиоксиданты. Реферат, презентация  
  Обмен белков и аминокислот Особенности обмена отдельных аминокислот (цистеина, гистидина, триптофана, валина и др.) Биогенные амины Окисление биогенных аминов (моноаминоксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты.   Реферат, презентация      
  Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ. Нарушения гормональной регуляции Реферат, презентация  
  Биохимия крови Токсичные формы кислорода, их образование и воздействие на клетки организма. Супероксиданионзависимый апоптоз. Система антиоксидантной защиты. Реферат, презентация  

Темы рефератов

1. Лабораторная диагностика заболеваний печени

2. Лабораторная диагностика заболеваний почек

3. Лабораторная диагностика заболеваний сердечно -сосудистой системы

4. Лабораторная диагностика заболеваний щитовидной железы

5. Лабораторная диагностика сахарного диабета

6. Лабораторная диагностика заболеваний репродуктивной системы

7. Лабораторная диагностика заболеваний панкреатической железы

8. Лабораторная диагностика заболеваний желудочно -кишечного тракта

9. Лабораторная диагностика заболеваний гипоталамо -гипофизарной системы

10. Лабораторная диагностика нарушений водно -солевого обмена

11. Лабораторная диагностика нарушений кислотного - основного равновесия

12. Лабораторная диагностика заболеваний костной системы

13. Онкомаркеры и их применение в диагностике, прогнозе и мониторинге лечения онкологических заболеваний

14.Причины и механизмы сахарного диабета.

15.Системы антиоксидантной и антибактериальной защиты организма.

16.Прионовые заболевания человека и животных.

17.Нарушение обмена гомоцистеина и поражение сосудов.

18.Происхождение свободных радикалов в организме и защитные механизмы.

19.Нарушения регуляции синтеза холестерина – ведущая причина атеросклероза.

20.Значение гликозилирования белков в норме и патологии.

21.Происхождение лакто- и кетоацидозов в организме.

22.Обмен ганглиозидов и его значение для работы клеточных рецепторов.

23.Особенности синтеза и распада пуриновых нуклеотидов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции:

Использование мультимедийного представления с элементами анимации, активного диалога с аудиторией, доски с мелом.

Аудиторные (практические) занятия:

1. Интерактивное обсуждение заданий по подготовке к занятию с коррекцией преподавателя,

2. Самостоятельная аудиторная работа студента на занятии, в процессе которой он интерактивно сотрудничает с соседями, и при необходимости обращается за консультацией к преподавателю,

3. Контроль за усвоением темы занятия (в виде теста) с последующим интерактивным обсуждением результатов (на следующем занятии).

Самостоятельная внеаудиторная работа студента:

1. Подготовка к тестированию,

2. Изучение и проработка элективных тем курса, заинтересовавших студента, с использованием рекомендуемой литературы и интернета,

3. Написание и обсуждение рефератов на избранные темы по современным проблемам биохимии.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль

Текущий контроль, предназначенный для проверки степени усвоения текущего материала, может осуществляться в виде устных вопросов, тестового контроля или письменной контрольной работы, включающей одну или несколько ситуационных задач.

I. Примеры вопросов тестового контроля по курсу:

1. Выберите правильный ответ:

1. Понятие «шапероны» обозначает:

А) Участок полипептидной цепи.
Б) Специализированный белок.
В) Комплекс РНК-аминокислота.
Г) Денатурирующий агент.
Д) Фрагменты ДНК.

Ответ: Б).

 

2. Содержание какой аминокислоты в молекуле коллагена составляет одну треть?

А) Глицин.
Б) Гистидин.
В) Глутамин.
Г) Глутамат.
Д) Гомоцистеин.

 

Ответ: А).

 

3. С чем связывается конкурентный ингибитор?

А). Субстрат реакции

Б). Продукт реакции

В). Активный центр фермента

Г). Кофермент

Д). Аллостерический центр фермента

Ответ: В).

 

4. Коферментом дегидрогеназ является:

А). Тиаминпирофосфат

Б). Биоцитин

В). Пиридоксальфосфат

Г). КоА-SH

Д). ФАД

Ответ: Д).

 

5. Конечным акцептором электронов, переносимых по дыхательной цепи является:

 

А) Молекулярный кислород

Б) Молекулярный водород

В) Перекись водорода

Г) Ион водорода

Д) Молекула воды

 

Ответ: Б).

6. Какой фермент лимитирует скорость синтеза холестерина и является мишенью для гипохолестеринемиического препарата при лечении атеросклероза?

А) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-синтаза

Б) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-лиаза.

В) Ацетил-КоА-ацетилтрансфераза.

Г) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-редуктаза.

Д) Ацетил-КоА-карбоксилаза.

Ответ: Г).

ЛИТЕРАУРА

Основная литература

1 Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Медицинская и клиническая биохимия. Павлодар: НПФ ЭКО, 2004. – 428с.

2.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Интерпретация клинико-биохимических анализов. Павлодар, 2010. – 293с.

3.Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф. Биохимические показатели в клинике внутренних болезней. – М: МЕДпресс, 1999 – 232 с.

4.Николаев А.Я. Биологическая химия, М.: 2004. – 566с.

5.Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия (Пер. с англ. – М. – СПб.: «Изда-тельство БИНОМ» - Невский диалект; 2000. – 368с.

6.Цыганенко А.Я., Жуков В.И., Мясоедов В.В., Завгородний И.В. Клиническая биохимия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). –Москва.: «Триада-Х», 2002 –504с.

7. Клиническая биохимия / Под ред. Дернера. Пер. с нем. – М.: Мир, 2001. –480с.

8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука. М.: ГЭОТАР -МЕД. 2008. – 360 с.

Дополнительная литература

1.Энциклопедия клинических лабораторных тестов (Пер. с англ. Под ред. В.В.Меньшикова. М.: Издательство «Лабинформ», 1997. – 960с.

2. Лейкок Дж.Ф., Вайс П.Г. Основы эндокринологии (Пер. с англ. М.: Медицина, 2000. – 504 с.

3. Карманный справочник по диагностическим тестам (Под ред. В.С.Камышникова. М.: МЕДпресс информ, 2004. – 464 с.

5. Неверов И.В. Лабораторная диагностика и инфаркт миокарда. Чита, 1990. – 115с.

6. Карпищенко А.И., Антонов В.Г., Бутенко А.Б. и др. Онкомаркеры и их диагностическое значение. СПб.: ВмедА, 1999. – 48 с.

7. Лифшиц В.М.,Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике. Справочник М.: МИА. 1999. – 303 с.

9.Тапбергенов С.О, Тапбергенов Т.С. Адрено-тиреоидная система. Биоэнергетика клетки и механизмы адаптации к стрессу. 1998. -210с

10.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Практическое руководство по патогенетической интерпретации клинико-биохимического анализа крови и других биологических жидкостей организма человека. Семипалатинск-Алматы, 1996 -198с.

 

На казахском языке

1.Сейтембетов Т.С., Төлеуов Б.И., Сейтембетова А.Ж.. Биологиялық химия.-Қарағанды.-2007.

2.Тапбергенов С.О. Медициналық биохимия.-Павлодар.-2007.

На английском языке

1. Lehninger «Principles of biochemistry», Fourth Edition, David L.Nelson, Michael M. Cox, 2005.

2. Murray R.K., Granner D.K., Mayes P.A., Rodwell V.W., Harpers Biochemistry.1988.

3. Saini A.S., Kaur J., Textbook of biochemistry.- New Delhi,1995.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г. СЕМЕЙ

КАФЕДРА БИОХИМИИ

 

 

СИЛЛАБУС

Дисциплина: клиническая биохимия

Код дисциплины: Bioh 2202

Специальность: 051301 - «Общая медицина»

Объем учебных часов: 45

Курс: интернатура


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.