Г. С.-Петербург: 197198, Городское правление Всероссийского общества — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Г. С.-Петербург: 197198, Городское правление Всероссийского общества

2017-09-30 184
Г. С.-Петербург: 197198, Городское правление Всероссийского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слепых, Ориенбаумскан, 5.Тел. 235-57-32.

Г. С.-Петербург; 197199, Шамшева, 8.

Библиотека слепых, отдел тифлологической литературы.

Тел. 232-36-54, 232-71-07.

5. г. С.-Петербург: 191126, Марата, 79ェ

Консультационно-практический центр по абилитации детей со зрительной

Патологией.

Тел. 164-88-44.

Г. Москва: 119834, НИИ Дефектологии АПН,

Лаборатория тифлопедагогики, Погодина, 8.

Тел. 247-66-14.

Г. Москва: 103372, Новая площадь, 14.

Всероссийское общество слепых, отдел реабилитации инвалидов по зрению.

Тел. 924-24-75.

Г. Москва: 121165, Киевская, 20.

Специальный магазин “Рассвет” по продаже специальной

Литературы и оборудования для слепых.

Тел. 249-43-14.

Примечание. Кроме перечисленных выше адресов, родители могут обратиться за

консультацией в городские и областные специальные отделы народного образования, которые

располагают адресами дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями

Зрения.

В НИ МА НИ Е Р ОД ИТ ЕЛ ЕЙ

Если у Вашего ребенка врачи обнаружили глубокие нарушения зрения ─н е

О тч аи ва йт ес ь, у Вас есть шансы либо вылечить глаза ребенка, либо воспитать

Его так, что бы Вы были спокойны за его будущее.

Санкт-Петербургская ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению

(АРДИЗ) окажет Вам помощь в преодолении Вашего несчастья:

подскажет, кто и где занимается лечением зрения у детей;

Познакомит Вас с организациями, занимающимися воспитанием детей с

нарушениями зрения;

Познакомит с семьями, в которых живут слепые, частичнозрячие и

слабовидящие дети;

Познакомит В ас с л ьготами и п равами для с емей, в оспитывающих

Детей-инвалидов.

П ом ни те ч тоб уд ущ ееВ аш ег о р еб ен кавв аш ихр ук ах

Ваше счастье─ если Ваш ребенок прозреет, но Вы будете дважды

Несчастливы, если Ваш ребенок останется незрячим, а Вы не дадите ему вовремя

необходимую подготовку и должное воспитание, которые сведут слепоту до

Уровня физического недостатка.

АРДИЗ создана родителями детей с дефектами зрения 1 июня 1990 года для

Оказания взаимоподдержки, взаимопомощи и решения совместно с

Государственными организациями проблем по лечению и воспитанию детей с

Глубокими нарушениями зрения. АРДИЗ ставит своей основной целью оказание

Помощи родителям в воспитании из детей-инвалидов социально и нравственно

Здоровых членов общества.

Членами АРДИЗ могут быть любые родственники ребенка, а также лица,

Желающие оказать помощь детям, имеющим дефекты зрения.

О ГЛ АВ ЛЕ НИ Е

ОТ РЕДАКТОРА........................................................................................................................................................................... 3

I. СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА................................................................................................................................................. 4

II. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......................................... 8

III. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ.................... 14

IV. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ИГРАТЬ............................................................................................................... 21

V. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ........................................................................................................... 34

VI. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И КУЛЬТУРЕ

ПОВЕДЕНИЯ........................................................................................................................................................................ 39

VII. РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ............... 55

VIII. ВЫ НЕ ОДИНОКИ!........................................................................................................................................................... 69

П Р И Л О Ж Е Н И Я........................................................................................................................................................... 72

ПОМОГИТЕ МНЕ!..................................................................................................................................................................... 72

(Советы родителям, которые мог бы дать слепой ребенок, если бы его спросили).............................................................. 72

КОНСУЛЬТАЦИИ...................................................................................................................................................................... 74

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!...................................................................................................................................................... 76

В ОС ПИ ТА НИ Е С ЛЕ ПЫ Х Д ЕТ ЕЙ Д ОШ КО ЛЬ НО ГОВ ОЗ РА СТ А ВС ЕМ ЬЕ Б иб ли от еч кад ляр од ит ел ей Авторы: В А Ф ео кт ис то ва Э М С те рн ин а, В М С ор ок ин

А М В ит ко вс ка я, Л С В ол ко ва Н Н З ай це ва, В Д О зе ро в

Научный редактор доц. В А Ф ео кт ис то ва Главный редактор Е. М. Панина

Редактор Т. А. Шакун

Технический редактор Г. П. Грачёва

Корректор Н. В. Дулина

Сдано и иябор 15.09.93. Подписано в печать 08.12.93.

Формат 60× 84/16. Бумага типографская № 1. Усл. печ. л. 5,35.

Уч.-изд. л. 5.0- Тираж 650 экз. Зак. № 694.

Изд. № 21. ТП─ 1993 г. Цена договорная.

Редакционно-издательский отдел

ИПТК “Логос” ВОС

129164 Москва, ул. Маломосковская, 8__

Тактильные игры

ТАКТИЛЬНОЕ ОДЕЯЛО
Сшейте его из кусочков разной ткани. Одеяло должно быть достаточно большим, чтобы ребенок мог лежать на нем в периоды игры|бодрствования.
Если оно будет теплым, ребенок сможет лежать на нем раздетым и получать тактильные ощущения всем телом.
Возможные материалы: вельвет, атлас, рубчатый плис, войлок, вышитая ткань, деним, винил, шерсть, вязаные кусочки, тафта.
Ребенок почувствует разницу не только между шершавым и гладким, но и между холодным и теплым.

Усложненный вариант - одеяло с нашитыми картинами, (историями, формами, цифрами, именами и т.д.) из лоскутков.

ТАКТИЛЬНАЯ ПОДУШКА
Для такой подушки можно придумать иcторию или просто сюжет, при этом сама подушка будет фоном, а герои истории могут прикреляться к ней пуговицами, кнопками, или липучкой, в зависимости от ловкости рук ребенка.
Такая подушка будет стимулировать зрение и тактильные ощущения ребенка, разовьет его мелкую моторику.

С ней можно считать, учить ребенка цветам и простым понятиям (части тела, верх|низ, такой же, сколько).

Яркие краски и разнообразные поверхности подушки могут побудить ребенка обследовать ее тактильно.

Можно задействовать еще и слух, прикрепив к фигуркам (или вложив к ним внутрь), колокольчики.

Части фона могут быть неизменными, а могут и меняться вместе с историей.

ЖЕСТЯНКА ДЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ
Приклейте на старую банку из-под краски кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или зверя. К крышке или верхнему ободку можно приклеить "волосы", так, чтобы они снимались.

Такое ведерко может стать местом для тактильных экспериментов с пенопластом, клубками ниток, деревянными кубиками, пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д.

Можно узнавать спрятанные в ведре предметы на ощупь. Возьмите, например, машинку, пуговицу, кольцо, прищепку, кубик, ложку, фрукт, чашку, резинку, перо, фонарик, яйцо, вилку, очки, наждачную бумагу.

Можно играть, находя по заказу твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.

ТАКТИЛЬНЫЙ МЯЧ
Сделайте мяч из тканей разной фактуры.

ТАКТИЛЬНЫЙ КУБИК
Сделайте игральный кубик из тканей с одинаковыми или разными поверхностями. Вместо точек пришейте пуговицы (они тоже могут быть разными на ощупь).

КОРОБКА ДЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ
Можно просто взять картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь.
Например, приклейте на коробку снаружи:
кусочки пенопласта
катушки
песок
опилки
яичную скорлупу
ткань
пуговицы
полистирол
пластик
другие предметы
Изнутри вы можете обклеить коробку полосками интересных для ощупывания материалов (рис, овес, шерсть, ракушки, пуговицы, полистирол и т.д.). Кроме того, ее можно наполнить разными на ощупь предметами.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
В мешочек, перетянутый веревочкой, сложите разные предметы для ощупывания. Ребенок должен засунуть туда руку и какой-нибудь из них нащупать. Можно поговорить о свойствах предмета - длинный он или короткий, мягкий или жесткий, тяжелый или легкий и т.д, выяснить для чего он используется.
Кроме того, можно, не вынимая предмета из мешочка, угадывать, что это такое.
Можно приготовить два мешочка и отыскивать в них одинаковые на ощупь предметы.

ТАКТИЛЬНОЕ ДОМИНО
Сделайте геометрическое домино из картона, наклеив на него фигуры из наждачной бумаги. Играйте так же, как и в обычное домино.

ТАКТИЛЬНЫЙ СНЭП
Сделайте карты с поверхностями разной фактуры, или с приклеенными кусочками наждачной бумаги разных форм, так, чтобы было по две карты каждого вида. Цель игры - найти парные карты.

В СЕТКЕ ИЗ-ПОД ЛУКА
Сложите в сетку из-под лука пластиковые крышки от бутылок. Эту плетенку можно:
трясти
бросать
ловить
проводить ею по коже
использовать как мобиль для стимуляции слуха, зрения и тактильного восприятия.

Вместо крышек можно взять:
мраморные шарики
большие пуговицы
металлические крышки от бутылок
мячики для пинг-понга
колокольчики
бусины
маленькие деревянные кубики


ИДЕИ ДЛЯ ИГРУШЕЧНОЙ КОРОБКИ

Сложите игрушки в деревянные, металлические, пластиковые или картонные коробки для игрушек, сравните, какие разные бывают звуки при перекладывании игрушек.
Вложите туда похожие предметы для сравнения.

большую крышку от кастрюли / маленькую крышку

пакет / обёрточную бумагу

большой мяч / маленький мяч

большую ложку / маленькую ложку

большую пластиковую чашку / маленькую пластиковую чашку

Сильно надутый воздушный шарик (можно бросить туда немного риса, чечевицы, налить воды...) / слегка надутый шарик

грелку с теплой водой / грелку с холодной водой

коробочку из-под маргарина / коробочку из-под сыра

коробку из-под маргарина с крышкой с песком внутри / коробку из-под маргарина с крышкой, с ракушками внутри

длинные соломинки / короткие соломинки

коробку из weetbix / маленькую картонную коробку

щетку для мытья посуды / спонж для лица

две разные мягкие игрушки

большой болт / маленький болт

большую дверную защелку / маленькую защелку для двери

квадратный деревянный брусок / круглый деревянный брусок

ложку / вилку(неострую)

резиновую перчатку / перчатку из ткани

большой ботинок / маленький ботинок

туфлю на каблуке / туфлю без каблука

пластиковую пробку для ванны / резиновую пробку дла ванны

пластмассовый браслет / браслет из металла


Сенсорные игрушки и игры


Сделала для Егорки сенсорную книжку. Это такой большой картонный альбом, который можно скточем прикреплять к столику. А на каждой странице - разные интересные материалы. Скажем, на одной - всё мягкое: вата, пёрышки и т.д., на другой - разные губки, на третьей - ёлочная мишура, на четвёртой - рельефные обои. Вышло интересно:)

Ещё приделала ручки к коробкам из-под кофейных наборов (знаете, такие круглые?). Поверхность коробок можно оклеить кусочками тех же губок или рельефных обоев, а внутрь класть разные маленькие игрушечки: сенсорные мячики, бубенчики, погремушки...

Ещё мы занимаемся в ванной. Я наливаю в миски воду разной степени теплоты (от чуть тёплой до очень тёплой (не горячей, разумеется:), а Егор сравнивает температуру, опуская руку в воду. Иногда я добавляю пены, тогда восторгу нет предела. Часто запускаю в миску игрушки, но Егор их не вылавливает. Почему-то не нравится. Тогда мы делаем наоборот: я даю ему игрушку, а он плюхает её в воду. Кроме того, в ванной можно получить много других интересных ощущений - большие и маленькие мочалки, сухие и влажные губки, тяжелое - лёгкое ведёрко (с водой и без воды), запахи, "съедобные и несъедобные" - шампуни, мыло и принесённые с собой мандаринки-конфеты-соки.

Пытаюсь реализовать принцип "самостоятельного исследования пространства". Развешиваю по стенкам погремушки, бубны и прочие штуки, а потом помогаю Егору передвигаться от стены к стене. Когда он чувствует перед собой преграду, то начинает её обследовать. Ну и, конечно, обнаруживает игрушку. Я не направляю его руку. Игрушки он берёт и бросает сам.

Хорошая вещь - миска на присоске (с крышкой) Её можно прикрепить к столику, а внутрь положить "привлекательные предметы". Обнаружив на своём столике миску, Егор сначала пытается сбросить её на пол, а когда это не удаётся, сбрасывает крышку. Через некоторое время он находит в миске игрушки - и вперёд, свободное исследование!

Игра по развитию слухового восприятия.
Кто-то из взрослых играет на любой музыкальной игрушке, а мы с Егором стоим на некотором расстоянии. Я помогаю Егору двигаться по направлению звука, но исполняю достаточно пассивную роль - только поддерживаю, а направление он должен выбрать сам. Дойдя до мамы (бабушки), Егор протягивает руку на звук берёт игрушку, и мы играем все вместе (под песенку). Лучше, чтобы игрушки были парные (две ложки, две палочки для барабана и т.д.)

Игра "найди руку, лицо".
На руку надевается браслет с бубенцами, на лицо - маска. Я подвожу Егора к маме (бабушке). Взрослый звенит бубенчиками, и Егор должен поймать его руку и снять браслет. Потом взрослый зовёт Егора, он протягивает руку на звук, стягивает маску и находит лицо мамы или бабушки.

А ещё можно взять большую коробку (от телевизора, например, или ещё больше. Или бывший манеж;-)) и набросать туда мячиков, смятых в комок газет, мягких и твердых игрушек и т.д. А потом там барахтаться.

А еще очень хорошо поиграть с тестом. Можно вместе с ребенком приготовить, например, печенье. Сначала изучить все составляющие по-отдельности, потрогать сахар, муку, орешки, изюм и т.д. (и все можно пробовать на вкус!), потом сделать тесто и от души его помесить. Можно использовать разные формочки. Важно, чтобы вы ВСЕ делали ВМЕСТЕ, насколько это возможно, от самого начала до конца. А в конце самое приятное - угощать всех домашних!

ще о сенсорике: (адрес поста: http://community.livejournal.com/razvitie_il/52893.html)

Sensory Processing Disordres
Что это такое?

Если вы заглянете в инфо моего журнала, то там есть ссылка на статью "тактильная сверхчувствительность..." так вот. Все это давно неактуально,вернее, актуально, но расширено и изменено. Эта область очень развилась в последние 20 лет. Итак, о чем сегодня идет речь?


Речь о том, что проблемы модуляции (излишняя чувствительность,пониженная чувствительность, сенсорный поиск итд) есть не только в тактильной системе. Речь о проблемах сенсорной регуляции во всех сенсорных системах организма.

-Тактильной
-Вестибулярной
-Проприоцептивной(сильные прикосновения)
-Аудиторной
-Визуальной
-Вкус и запах
-Оральной (область рта)

Во всех этих сенсорных системах происходит регуляция стимулов,приходящих из окружающей среды или из тела. Если регуляция нарушена, неугрожающие жизни,простые стимулы могут восприниматься организмом, как резко неприятные, угрожающие,болезненные. Это при повышенной чувствительности. При пониженной чувствительности- уровень реакции снижен, ребенок пассивен, реагирует на окружающее вяло и замедленно и,как правило, имеется отставание в развитии.


Все это очень умно, и совершенно непонятно непосвященному.Давайте на примерах. Примеры повышенной чувствительности (правильнее говорить- повышенной реагентности) в тактильной системе:

- Нелюбовь к объятиям,поцелуям.
- Сам инициирует прикосновения,но не дает касаться себя.
- Когда его целуют- всегда сильно проводит по щеке.Статается избегать.
- Плохо реагирует на неожиданные прикосновения.

-Одежда: проблема с переходом от зимней одежды к летней или наоборот, носит летом в жару длинные рукава или наоборот- зимой требует короткие,не выносит некоторые ткани и текстуры и отказывается их носить, не может носить носки,обувь, не выносит новую одежду...

- Гигиена - отказывается стричь ногти, мыть голову, стричься,вытираться полотенцем, отказывается принимать душ, итдитп.

- Еда- требует только сухую еду!!(очень распространено). Без соуса, без жидкостей. Корнфлекс- без молока. Не может есть йогурт с кусочками внутри. Не может есть суп с кусочками- требует суп-пюре или просто бульон.
В более тяжелых случаях- есть только протертую в блендере пищу.Часто родители рассказывают, что младенцем не мог перейти от протертой пищи к пище кусочками.

Очень тяжело реагирует на то,что испачкался,сразу бежит мыть руки, плачет,взрывается. Не терпит даже капли воды на одежде. Не соглашается ходить босиком по траве..итд итп.


ВСЕГДА!!! вместе с этими симптомами, присутствует симптоматика овер-реакции в других системах. Чаще всего - в аудиторной.

 

Не терпит определенных шумов, звуков,закрывает уши пальцами как реакция на шум, не может сосредоточиться,если ему мешает какой-то шум,скажем,телевизор или вентилятор.Отказывается ходить в шумные места (детский ДР, магазин, детские представления). В шумных местах - громко кричит, бегает, убегает,ведет себя ужасно, не функционирует и не реагирует на замечания,как будто не слышит).


Ну и несколько симптомов овер-реагентности в других системах- менее распространено, но бывает.

Вестибулярная система- боится забираться на высокие места(на детской площадке,например) боится прыгать с высоких мест,не выносит каруселей, его сильно укачивает в машине, боится находиться в положении,когда голова внизу, (висеть например,как многие дети любят))в тяжелых случаях- боится подниматься по лестнице, боится прыгать, боится слезать сверху(например, с высокой ступени). Я видела мальчика, которого мутило после того, как он поднимал с пола что-то упавшее. Вообще, в вестибулярной системе признаком овер-стимуляции является ощущение тошноты, головокружение. Страх высоты,когда речь о небольшой высоте, тоже часто есть при овер-реагентности в этой системе.


Визуальная система- нечасто, но случается. У меня сейчас есть мальчик с такой вот симптоматикой. До трех лет он не смотрел в глаза вообще- думали, аутист. Итак,какие тут признаки:

Предпочитает играть в темноте, предпочитает темноту.
Уклоняется от глазного контакта.
Часто моргает,трет глаза.
Избегает яркого света.
Плохо (явно не по возрасту) различает цвета и фигуры...


Проприоцептивная система:

При повышнной реагентности этой системы ребенок будет избегать любых действий,связанных с проприоцетивной стимуляцией. Что есть проприоцептивная ситмуляция:

Поднимание тяжелых вещей
Толкание тяжелых вещей
Бросание тяжелых вещей
Нахождение в тесных,закрытых местах, глубокое давление
Сильное объятие
Висеть на перекладине- тоже пример проприо.
Удары, бить ногой по стенке,например, это- проприоцентивная стимуляция
Сильные прыжки

Вообще- мышечные усилия вызывают стимуляцию проприо наряду с сильным давлением на тело.
Вкус и запах -предпочтение определенных вкусов и отторжение других, сильная реакия на запахи итд.
Оральная система!!!! Очень важная в сенсорной модуляции система!!!

При повышенной реагентности в это системе ребенок затрудняется принимать любую стимуляцию вокруг и внутри рта- он плачет,когда берет материнскую грудь,могут быть серьезные проблемы при ГВ, он не берет соску,не терпит даже небольшой загрязненности вокруг рта. Впрочем, в оральной системе чаще наблюдается именно поиск.


Что есть СЕНСОРНЫЙ ПОИСК!!!????

 

При наличии различных расстройств в сенсорной модуляции в зависимости от сенсорного профиля (вычсокая реагентность, низкая реагентность, итд) всегда наблюдается сенсорный поиск в разных системах. В зависимости от профиля.

Что сие значит?

речь о целенаправленном и активном поиске сенсорной ситмуляции одного или нескольких видов.

Природа этого явления многоообразна. Скажу кратко- при профиле "сенсорная овер-реагентность" поиск будет в трех системах или одной из трех: вестибулярная система, проприо и оральная. Как выглядит поиск:

Вестибулярная система: бесконечный поиск кружения(карусели) и вообще движения. Много кружится,любит висеть головй вниз, любит прыгать с высоты, любит ходить на цыпочках, бесконченые залезания наверх итд.

проприо- бросания предметов, залезания в тесные места, толкания, удары ногами (обычно в твердые предметы). Толкания и поднимания тяжелых вещей.Часто кажется, что ребенок "бросает себя" на пол - часто и сильно падает, натыкается на предметы.

Оральная система- сосание, грызение, засовывание в рот предметов, не являющихся пищей. Засовывание огромного количества пищи в рот при еде. Часто дети просят сильно, с давлением чистить им зубы,иногда- несколько ра в день.

Посик бывает и во всех остальных системах(тактильной,аудио, визуальной, вкус и запах итд). При каждом профиле есть свои виды поиска, обусловленные специфическими трудностями.


Последнее: Многие описанные тут симптомы могут быть,а могут и не быть признаками SPD - sensory processing disorder

Например, постоянный поиск движения может быть проявлением сенсорного поиcка при овер-реагентгности, а может быть просто следствем ADHD, или (реже) психологического состояния. Ребенок может часто падать- изза SPD, из-за моторных проблем, из-за импульсивности(adhd), или как следствие эмоциональных проблем(поиск внимания,например). Отличить одно от другого может только специалист, путем скрупулезного опрашивания родителей,учителей, воспитателей плюс наблюдение за ребенком.

Какие еще виды SPD,кроме овер-реагентности,есть?

Есть еще несколько. Пониженная реагентность, сенсорный поиск(не как синдром,а как отдельный профиль), трудности с определением качества и расположения стимуляции, и моторное расстройство как следствие сенсорных трудностей. Об этом- позже,если нужно.

И тепреь главное- что делать?

Есть терапия, которая может полностью или почти полностью решить эти проблемы. Продолжение следует...

 

SPD - продолжение
Прежде чем написать про терапию, я все же перечислю еще раз возможные профили,а также дополню про тот профиль, про который писала в первом посте.

Итак, что есть сенсорный профиль?

Совокупность симптомов, указывающих на расстройство в системе сенсорной регуляции (речь о различных системах в мозговом стволе, лимбической системе итд).

Прфилей всего пять. Первый и самый распространенный - сверх-реагентность, over-responsiveness, תגובתיות יתר
О нем я подробнее писала в прошом посте.
Кроме реакций как то - избегание угрожащей стимуляции и тяжелая реакция на нее, этот профиль имеет еще особенности.

В принципе,задетая система не выносит большой нагрузки. Что происходит,если нагрузка все же огромна? Например, ребенок с сверх-реагентностью в аудиторной системе пришел на свадьбу,где шумно, громкая музыка итд?

Аудиторная система перегружена. Что может случиться?

1. Взрыв гнева, истерика, приступ громкого плача. В результате плача эндорфины в крови поднимутся и это приводит к некоторому успокоению.

2. Второй вариант - Shutdown

Система выключается, перестает принимать стимуляцию. Ребенок как бы слегка оглох. Плохо слышит обращенное к нему. Но при этоми не реагирует на шум,шум ему не мешает. Многие родители говорят - на маленький шум реагирует, а в каньоне на громкое радио не реагирует вообще.
Еще вид Shutdown -
эффект "экранирования"- ребенок в шумной обстановке громко кричит, издает странные звуки. Пытется с помощью этих,контролируемых им звуков отгородиться от неконтролируемой среды.

Поиск- при Shutdown система "выключена", не принимает стимуляцию. В этой системе начнется некий сенсорный поиск- не очень активный. При шатдаун в аудиторной- звуки(тонкие,высокие чаще всего).В тактильной- тактильный поиск.

Именно в тактильной и аудиторной системах чаще всего бывает шатдаун.

2. Включение регулирующих систем.Что есть регулирующие системы?


Системы, стимуляция в которых обладает регулирующим эффектом. Вестибулярная, проприоцептивная и оральная системы.Они регулируют другие системы организма.

Легче всего это объяснить на таком примере. Представьте себе, что у вас сильно чешется какое-то место. Зуд- есть явление тактильной системы, он идет из поверхностных слоев кожи. Что мы делаем?

Мы активизируем проприоцептивные рецепторы- проще говоря,чешем. Сильно нажимая на зудящее место.Мы не чешем поверхностно, без нажима- это способно только ухудшить зуд. Мы чешем с сильным нажимом, дабы активизировать проприоцептивную систему, которая и отрегулирует неполадки в тактильной. То есть

Мы активизируем регулирующую систему - מערכת מווסתת


Ребенок,находящийся в шумной среде, или в среде, где тесно,все бегают и толкаются и нет возможности этого избежать или же- если он надел жутко неудобную для него одежду - вполне возможно, бдет активизировать одну из трех регулирующих систем:

Начнет бегать,прыгать, кружиться(вестибулярная система)

Начнет толкать,бить ногой в стену, сталкиваться с окружающими, падать с силой на пол,тянуть тяжелые вещи,поднимать тяжелое....(проприо)


Начнет грызть или сосать вещи, не являющиеся едой...(оральная система)


Исключение составляют дети, у которых в одной или в нескольких регулиряющих системах тоже есть сверх-реагентность.(или серх-чувствительность,как говорили раньше).Эти дети не могут помочь сами себе. Если у ребенка нарушения во всех регулирующих системах- это несчастный, нервный, вечно плаксивый ребенок.В таком случае,программу терапии составитьт сложно и нужно обращаться к опытному спеиалисту,который будет искать в пораженных системах тот вид стимуляции, который ребнок все же может вынести и будет составлять из этого сенсорную диету.


Это было дополнение к первому профилю.Второй профиль- в следующем посте, и это...

Сенсорный поиск
На иврите - חיפוש
Второй профиль, более редкий.Поиск не как часть профиля (как в профиле сверх-реагентность есть поиск в регулирующих системах или поиск в выключенной системе при шатдаун).Поиск, как самостоятельный профиль. Проофиль тяжелый и тяжелый для терапии.
(сразу скажу- я еще не тестировала ни одного реебнка с этим профилем. Все,что пишу- для меня теория).


Ребенок находится в постоянном активном поиске стимуляции.Это некая постоянная потребность в стимуляции, не поддающаяся удовлетворению. Поиск бессмысленный- пустой, просто стимуляция,ради самой стимуляции.Без какой либо цели.Нет плана и нет результата.
БОльшая часть времени такого ребенка посвящена поиску сенсорной стимуляции.

В отличие от прошлого профиля, где сенсорный поиск (в регулирующих системах)ведет к успокоению и улучшению состояние ребенка, поиск здесь ведет к ухудшению.Стимуляция приводит к перегрузке системы (הצפה) но ребенок не может остановиться сам, перегрузка выражается в еще большем поиске, крайней сверхактивности, беспричинном смехе итд.

Поиск выражается не только в регулирующих системах, но и в других.Что очень важно- есть тенденция к СПИРАЛЬНОЙ стимуляции, например:

Ребенок крутится на карусели, крутится, крутится и не может остановиться, система перегружена, а он крутится все больше. Качествомего кружения становится все хуже, в моторном смысле.Вообще- в л.бом поиске в это профиле качество ухудшается тем более,чем более есть стимуляция, и есть эффект спиральности.Никогда не останавливается сам, ибо не может.Будет рад,если вы его остановите.


Поиск ОЧЕНЬ активный и во всех системах!

Есть проблема с границами- и тела, и,ткскть, души.Постоянно проверяет границы. Успокаивается, когда понимает, что границы дает взрослый.Эти дети постоянно проверяют границы, и иногда их определяют как OCD. Во взрослом возрасте- они любят служить в армии, где есть четкие, сверху назначенные границы - и чинов, и поведения.Этим детям плохо в свободных и гибких рамках, ибо они не умеют ставить себе границы сами и скатываются в поиск.

Как это выглядит?

Постоянно бегают, сталкиваются, прыгают,включают музыку или телевизор слишком громко, любят излишнюю,яркую, цветную, быстро сменяющуюся визуальную стимуляцию, их притягивают сильные запахи и вкусы,они могут пробовать все на вкус или нюхать.
Будут искать возбуждающей стимуляции- любое кружение, лучше- головой вниз, висение головой вниз, сильное активное проприо- падения, столкновения, прыжки. Сильная,двигающаяся визуальная стимуляция, громкие звуки, роезкие запахи и вкус. В оральной области- жевание,кусание,грызение в передней области рта.

У них потребность в постоянной стимуляции, но эту потребность они не могут удовлетворить.

Поведенческие особенности- агрессивность, требовательность, повышенную раздражительность,низкая самооценка,постоянное беспокойство. Сон- нормальный, но их трудно уложить в постель.

Трудно отличить от ADHD - нужна помощь специалиста.

Пониженная реагентность - under-responsivity
Третий профиль. Тоже встречается не очень часто, но я видела.

В чем суть?

Обычные стимуляторы, приходящие из окружающие среды,воспринимаются пониженно. Как выглядит ребенок?


Он выгляжит пассивным, апатичным,обращенным в себя, вялым, иногда просто сонным. Проблема в том, что его мозг "не записывает" сенсорную информацию, обладающую обычной для нас силой. Окружающая среда не вызывает у него желания в ней действовать, так как порог его восприятия повышен.Поэтому ребенок как бы лишен обычного детского стимула изучать окружающую среду и действовать в ней.

Это обычно довольно "удобные" дети, так как они часто ничему не противятся, им как бы все равно и что им говорят- то они и делают. При удачной терапии они первым делом начинат противиться всему - то есть, проходить нормальную психологическую стадию развития двухлетнего ребенка.


При повышенном пороге восприятия ДЕТИ НЕ ИЩУТ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ!!! На самом деле, тут тоже есть сенсорный поиск, НО: Это пассивный,случайный поиск. То есть- ребенок бесцельно бродит по квартире и засовывает в рот то,что попадается ему на пути, например, пульт от телевизора. Но он сам никогда не будет активно искать этот пульт.Поиск- случайный,то, что само попадается на его пути,неактивный. Часто встречается засовывание в рот острых металлических или стеклянных предметов- вилки, ложки, ножи, куски стекла, очень холодные или иногда горячие предметы. Подвергают себя опасности таким образом. Такой ребенок может прийти в комнату с очень громкой музыкой и остаться там, но сам он никогда не встанет и не включит музыку погромче, как это сделает ребенок с сенсорным поиском.


Поиск у таких детей:
"Пробуждающие" материалы- грызение металлических,стеклянных предметов, сильная чистка зубов.
Визуальный- любят блестящее, яркое, флюоресцентные лампы, яркие фонари в темноте, движение.
Компьютер, включение-выключение света(изменение).
Вкус- очень острая,перченая еда.
Аудиторный поиск- любят все громкое и неожиданное.
Вестибулярный поиск будет минимальный.

У этих детей,как правило, наблюдается в той или иной степени отставание в развитии!!! Это важно!!!

Довольно большое количество детей с общим умственным отставанием страдают от пониженной реагентности, часто- в дополнение к умственному отставанию и- иногда- это и является причиной отставания. При правильной терапии вторые достаточно быстро догонят сверстников. Первые- их функционироание очень улучшится, но останутся проблемы,не связанные с сенсорными. Кроме того, могут появиться проблемы, связанные с удачной терапией- умственно отсталый ребенок 7- 12 лет, начавший проходить стадию сопротивления всему и вся как у двухлетнего ребенка, модет быть очен проблематичным.


Тут мы и закончили три первых профиля. Есть еще два, про них я напишу отдельно, ибо я про них просто меньше знаю. В следующем опусе будет уже про терапию.

 

Так вот, прежде,סем я напишу о терапии - пост об очень важном понятии, без которого нельзя говорить о сенсорной регуляции вообще - на иврите это называется - עוורות.

По русски - я долго пыталась найти подходящее понятие, даже спрашивала в сообществе ру_иврит. Нашлись следующие заменители- возбуждение,бдительность,уповень активации. Бдительность- близкий перевод, но это все же не совсем то, хотя близко. Слово "возбуждение" - в русском языке имеет прочный сексуальный контекст, что в этом сособществе не совсем,хм,уместно. Хотя они оба отражабют разные аспекты понятия "עוררות". Так что я выбрала понятие"уровень активации",ак включающее в себя все другие.

Что есть уровень активации?

Примерно объяснить это можно так- это то, как,с какой силой, насколько быстро мы воспринимаем сигналы извне.

Уровень активации для оптимального восприятия должен соответствовать тому, то от вас требуется в данный момент.

Что такое минимальный уровень активации - сон. Во сне мы будем воспринимать только очень сильные сигналы извне,те,которые воспринимаются нервной симстемой,как важные, например,возможно угрожающие. Крик, удар, очень яркий свет, резкое движение итд.

Максмимальнй уровень активации..ну, например, будет у вас,если вам случится идти по минному полю. Думаю, все ваши чувства будут обострены до предела, и самый маленький шум или движение моментально воспримется вами очень резко.

(Кстати, в скобках - при ADHD уровень активации (возбуждения, бдительности)как раз низкий,а не высокий,как это выглядит на первый взгляд. Бесконечная двигательная активность, крики, прыжки,сосание пальца и грызение ногтей итд - все это в том числе попытка поднять уровень активации, чтобы воспринять инормацию. Как правило, ораьная стимуляция у детей ADHD бывает в состоянии покоя,когда им требудется сосредоточиться, скажем, на уроке, перед телевизором итд. Чрезмерно высокая активация бывает при тревожных расстройствах -об этом сильно позднее).


Итак, уровень активации.

Уровень активации зависит напрямую от сенсорной стимуляции извне. Есть понижающие сигналы,есть повышающие. Что есть пробуждающая стимуляция?

Вестибулярная система- кружение вокруг своей оси, положение головой вниз, резкие изменения направления.
Оральная система- грызение, сосание, соскабливание зубами- все в передней части рта,особенно передними зубами.


Тактильная стимуляция- кто первый догадается? Щекотка - самый лучший пример. Резкая,неожиданная,непредсказуемая тактильная стимуляция в тех местах, где обычно очень много рецепторов.
итд итп.

Примеры стимуляции,снижающей уровень активации - лучше всего в вестибулярной системе- понятнее всего. Монотонное, неизменяющееся,повторяющееся движение в линеарной плоскости- то есть, грубо говоря, не кружиться,а медленно качаться туда- сюда. именно так мы помогаем младенцам снизить уровень активации до такой степени, чтобы они могли заснуть.


У каждого сенсорного профиля есть соответствующий ему уровень активации.У сверх-реагентности- высокий. Слишком высокий. Представьте себе, что будет,если дать ребенку с сверх -реагентностью,скажем,риталин? А ведь эти дети зачастую получают именно диагноз Adhd, со всеми вытекающими. Дети с профилем пониженная рекгентность- уровень активации у них снижен. Так же,как подозревают, обстоит дело у детей с профилем- сенсорный поиск.

 

Диагностика
Терапия - наверное будет самый короткий пост. Но сначала будет диагностика.
Как все происходит на деле- в клинике.

Скажем, вас что -


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.