Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254.

2017-09-30 235
Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Документы могут использоваться только для некоммерческих целей.

Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного

разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете

гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Создание и поддержка: Головков Н.Н. [email protected], 2004

Игры и игрушки для слабовидящего или слепого ребенка Слепому ребенку нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Малышам первого – второго года жизни лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали. Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого, так и зрячего ребенка. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность. Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы. Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно – образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться. Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем.\ В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы. Все игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать. Детали, предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными. Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены.2

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка, его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики. Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35 – 50 см в окружности) Можно использовать игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых, дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли. Можно использовать заводные игрушки, но с осторожностью, т.к. такие игрушки могут испугать. Заводная машинка не годится. В тоже время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку. Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, А также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д. Детей 3 года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. Развитие действий с предметами у детей с нарушением зрения. У нормально видящего ребенка примерно в полгода формируются предметные действия, включающие оперирование предметами и произвольные движения с ними (удерживание предмета одной или двумя руками, ощупывание и т.д.). Постепенное опредмечивание движений руки, ее инструментализация – шаг вперед в общем, развитии ребенка и в развитии умственной деятельности. Именно с этим связано образование постоянных связей между прикосновением и движением руки. Это начало развития активного осязания у детей. При отсутствие контроля зрения у детей трехлетнего возраста тактильное восприятие значительно снижено, так как без зрительного восприятия многие детали предметов остаются не замеченными. Слепой ребенок в раннем возрасте не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук.

Необходимый элемент предметной деятельности – хватание, развитие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать 3

предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. Постепенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. Схватывание и ощупывание становятся более четкими, имеющими контур. В отличии от слитности первых двигательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия слепого ребенка. Для слепых детей, так же как и для зрячих, закономерно наиболее интенсивное развитие процессов восприятия в предметной деятельности. Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до трех – четырехлетнего возраста из – за медленного развития ее двигательных компонентов. У таких детей долго можно наблюдать действия, не имеющиеся подлинно предметными, но служащие предпосылкой для их формирования. К ним относятся действия (неспецифические манипуляции), при которых ребенок еще не учитывает свойств предметов и действует со всеми предметами одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении слепыми детьми функциональными или собственно предметными действиями, характеризующимися использованием предметов по их функциональному назначению. Существует также много неадекватных действий, которые противоречат логике использования предмета. Наличие таких действий свидетельствует о том, что замедленное развитие предметных действий является закономерностью, свойственной развитию детей с нарушением зрения. Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками. У большинства слепых детей до трехлетнего возраста, а иногда и дольше, задерживаются неспецифические манипуляции с предметами. Любые предметы дети тянут в рот, крутят, стучат ими, двигают около лица или глаз. Но у некоторых слепых детей в два года наблюдаются специфические манипуляции, проявляющиеся по отношению к знакомым или любимым игрушкам. К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки, учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно одновременное существование разных видов действий с предметами, и это зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка.

В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок выделяет свойства предметов. Так деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования. В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивать моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования предметов, расширяя возможности познания. Дети в этот период используют игрушки, используют игрушки не как средство игры, а как реальные предметы. Слепой ребенок не может самостоятельно определить функциональные возможности нового, данного ему в руки объекта. Он или выпускает его из рук, или совершает неспецифические 4

действия, поскольку предмет совершенно незнаком ребенку и не входит в систему его связей с внешним миром. Поэтому ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом. Его необходимо учить даже процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные действия, речь. Обследование показало, что до двух с половиной лет слепые дети трудно включаются в игровую ситуацию, рассчитанную на совершение определенных предметных действий, заложенных в самом предмете. Пример: играя с телефоном, они снимали трубку, прикладывали к уху, говорили: «Алло». Но более сложные действия (набор цифр, нажатие кнопок) дети не могли осуществить. Играя с заводной машинкой, дети разбивали на два совершенно разных, отнесенных к различным предметам, действия. Машинку катали, а для ключа искали скважину.(показывая тем самым функциональное назначение) Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако, к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тесная зависимость психического развития слепого от обучения выявляется при формировании предметной деятельности. Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всеми элементами предметной деятельности. Он может узнать о назначении предмета из разговоров взрослых и других источников, но действиям с предметами в соответствии с их назначением он не может научиться самостоятельно. Обучение действиям с предметами и игрушками Глубокое нарушение зрения, прежде всего, отрицательно складывается на развитии ориентировки ребенка в окружающем пространстве, на развитии действий с предметами. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный опыт, резко снижает возможности знакомства ребенка с предметами и явлениями и может привести к снижению психической активности. Однако правильное воспитание компенсирует недостатки психического развития, связанной со слепотой, содействует активному познанию внешнего мира. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день, ночь. Tак же огромное значение в развитии слепого ребенка приобретают игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайчики, собачки, кошки. Они должны издавать приятный не резкий звук. 5

Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине, весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предмет. Сначала ребенок первое время будет недолго по времени просто манипулировать. (от 8 - 24) Упражнения для развития речи слепых детей раннего возраста. У слепых детей при нормальном развитие интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров «речь развивается примерно в те же сроки, что и хорошо видящих детей», так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка речи. Хотя в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности. Первой особенностью являются трудности в овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связно с тем, что ребенок лишен возможности, наблюдать за движением губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонацией, с которой произносится каждая фраза. Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р», «л». Второй наиболее важной особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствием между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, еще очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств. Поэтому узнаваемые им новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение. Однако ни в коем случае нельзя останавливать ребенка, если он употребил в речи, то или иное слово формально. «Употребление слов в их неточном значении все же играет важную компенсаторную роль в речевом развитии слепого ребенка. Такие слова дают приблизительное знание о том, чего слепой ребенок не получить в своем чувственном опыте. На основе использования этих слов он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих развитию мышления, памяти, воображения».

Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому обратить внимание ребенка на то, что прикасаться к лицу нужно легкими движениями. 6

Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется. Развитию разговорной речи детей способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку. Теперь вновь обратимся ко второй особенности развития речи слепого ребенка. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия. Об этом подробно говорится в разделе «Развитие действий с предметами». Особое внимание следует обратить на следующее. Установлено, что «уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развитие тонких движений пальцев рук». В отношениях слепого ребенка развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так значимы, как глаза для зрячего. Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом оказать игры – потешки, такие, как «Сорока - белобока», «Пальчик – мальчик». Знакомя ребенка второго – третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: «Что это» - и дать одну – две минуты манипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно, задавать эти вопросы, как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществлять

“ Справочник ранней стимуляции слепых детей ”

(Сб. под. ред. Сесеня).

/ перевод с испанского языка /

Мадрид 1988

Психомоторное развитие.

Общие положения.

Так как первые три года жизни в развитии ребёнка наблюдается тесная взаимосвязь

между психикой и моторикой / такие авторы как Дюпре называют это психомоторными

параллелизмами /, многие из методов, которые используют в ранней стимуляции,

являются психомоторными.

В ребёнке эти параллелизмы развиваются спонтанно, но слепой ребёнок не всё может

воспринимать в окружающем мире самостоятельно из-за дефекта зрения. Поэтому

необходимо использовать эти методы, чтобы помочь ребёнку развивать гармонические

параллелизмы.

Между слепым и зрячим ребёнком больше сходного, чем различного. И разница эта

существует лишь потому, что слепой ребёнок не имеет необходимых ему возможностей

для развития психомоторики, ориентировки, независимости.

В результате - бедное моторное развитие и задержка активности. На всё это влияет

социальный фактор.

Цели и упражнения

1.Управление головой.

В первые месяцы жизни одна из целей – научить ребёнка поворачивать голову с тем,

чтобы позднее он мог бы определить источник какого-либо звука.

Ещё одна цель – научить ребёнка определять место нахождения соска матери после

того, как он прикоснулся к материнской груди. Так необходимо стимулировать все

привычки повседневной жизни и через эти уже развитые привычки прийти к

упражнению рефлексов. Например, рефлекс всасывания важен не только как

питательная функция само по себе, но также несёт в себе познавательное содержание.

Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик, а когда

соглашаются, то при этом редко поднимают головку. Поднятие головы обычно

достигается каким-либо зрительным побуждением в обстановке, окружающей ребёнка.

В случае слепоты зрительное побуждение должно быть заменено каким-либо другим,

которое ребёнок может воспринимать – звуковым, осязательным и т.д. В этом возрасте

нет лучшего побуждения, чем общение с матерью через соприкосновение с её лицом,

или общение с близкого расстояния.

Если ребёнок поднимет голову, то получит в подарок ласковое материнское

прикосновение, и постоянно будет стремиться получить эту ласку ещё раз.

Умение поворачивать голову важно для всего физического развития, так как это

необходимо для нахождения равновесия, в положении стоя, сидя, при ползании и при

ходьбе.

Упражнения.

Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем

назвать следующие.

- Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым

сигналом или голосом.

- Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно

разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать

ребёнка движениями рук по шее.

- Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем,

чтобы он выпрямлял голову и туловище.

- Когда ребёнок лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и

говорить о необходимости поднять голову и спину.

- Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и

привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим

определённые звуки.

- Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно

разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание.

Ребёнок должен находиться в том же положении, что и в предыдущем упражнении. При

этом нужно привлекать внимание ребёнка какой-либо звуковой игрушкой, напротив

него. Цель – научить ребёнка прикасаться к игрушке, когда он научиться держаться за

плечи взрослого.

- Поставить ребёнка рядом с надувным мячом, поддерживая его, в то время как он

держит руки на мяче, и вертеть мяч, привлекая внимание ребёнка ласковым

прикосновением. Цель – научить ребёнка, опираясь на руки, поднимать голову, шею

и спинку.

- Положить ребёнка на спинку, затем медленно поднимать за руки. Сопровождать это

действие устной командой “ подъём ”.

- После того, как ребёнок овладеет предыдущим упражнением, положить его в то же

самое положение, что и в предыдущем случае. Ноги ребёнка должны быть вытянуты

или согнуты в коленях. Нужно сделать так, чтобы ребёнок схватился руками за

большие пальцы взрослого, и побуждать его поднимать голову.

- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность, поддерживая его за пояс, медленно

раскачивая тело ребёнка лёгким вращательным движением.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.