Упражнения и игры для детей с глубокими нарушениями зрения первого полугодия жизни. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Упражнения и игры для детей с глубокими нарушениями зрения первого полугодия жизни.

2017-09-30 481
Упражнения и игры для детей с глубокими нарушениями зрения первого полугодия жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения, направленные на развитие зрительного внимания, вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи.Цель упражнения Содержание упражнения
   
1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания. Для привлечения вниманияслабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки с контрастным рисунком. Желательно сочетание контраста и движения, звука. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. Зрительные реакции необходимо развивать в положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках взрослого
2.Упражнене для стимуляции тактильных ощущений. Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло,сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный (Н-р: один черный бархатный, другой – белый щелковый). Ребенка надо раздеть и укладывать на одеяло на спинку, на живот, на бочок.
3.Упражнение, способствующее попытке ребенка поднимать голову Положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если у ребенка нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой. Н-р, взяв ребенка, лечь на спину: ребенок находится в положении на животе и лежит на груди у взрослого. Немного высвободив ручки ребенка, можно ласково обратиться к нему и подуть в лицо. При каждой попытке малыша поднять голову, хвалить и целовать его.

Упражнения и игры для детей с глубокими нарушениями зрения первого полугодия жизни.

Упражнения, направленные на развитие зрительного внимания, вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи.

Цель

упражнения

Содержание упражнения

1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания.

Для привлечения внимания слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки с контрастным рисунком. Желательно сочетание контраста и движения, звука. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. Зрительные реакции необходимо развивать в положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках взрослого

2.Упражнене для стимуляции тактильных ощущений.

Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный (Н-р: один черный бархатный, другой – белый щелковый). Ребенка надо раздеть и укладывать на одеяло на спинку, на живот, на бочок.

3.Упражнение, способствующее попытке ребенка поднимать голову

Положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если у ребенка нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.

Н-р, взяв ребенка, лечь на спину: ребенок находится в положении на животе и лежит на груди у взрослого. Немного высвободив ручки ребенка, можно ласково обратиться к нему и подуть в лицо. При каждой попытке малыша поднять голову, хвалить и целовать его.

4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка

1.совместные с ребенком повороты в положении лежа: взрослый берет ребенка и ложиться вместе с ним на спину. Ребенок лежит на спине или на животе на груди у взрослого (положение периодически меняем). Взрослый, придерживая ребенка руками, совершает повороты направо и налево. Из положения, лежа на спине, взрослый также может подниматься в положение сидя и обратно.

2. «Полетели-полетели»: возьмите ребенка под мышки, поднимая и опуская его сначала вверх-вниз на вытянутых руках высоко над своей головой. Повторите это движение несколько раз. Поднимая ребенка, говорите ему: «Полетели-полетели высоко наверх», а опуская – «полетели-полетели вниз». Затем, опустив ребенка вниз, поднимите его вверх так, чтобы его лицо оказалось напротив вашего лица, и начните наклонять его сначала вправо со словами: полетели-полетели направо, затем влево со словами – полетели-полетели налево

3.«Качели»: возьмите ребенка на руки таким образом, чтобы он лежал на одной из Ваших рук на животе. Второй рукой придерживайте грудь Вашего ребенка. Начните качать ребенка из стороны в сторону. Сопровождайте Ваши движения соответствующими словами.

Это же упражнение можно повторить в другом варианте: расположите ребенка так, чтобы он лежал на спине на одной из Ваших рук. Второй рукой придерживайте голову ребенка.

4. покачивание в позе «эмбриона»: одной рукой взрослый придерживает скрещенные на груди ручки и согнутые, подтянутые к животу ноги ребенка, а другой поддерживают голову под затылком. В такой позе нужно покачивать ребенка в различных направлениях: вперед-назад, вправо-влево, по кругу. Полезным будет и покачивание ребенка на мяче.

Базовые упражнения для развития дифференциации движений и дальнейшего формирования представлений о частях тела и лица.

Цель упражнения

Содержание упражнения

1.упражнение для развития дифференциаии движений

1. Ребенок лежит на спине. Положите свои руки на ноги ребенка. Двигайте ноги малыша вверх-вниз. Сопровождайте свои движения стихотворением:

Быстро-быстро ножкой двинем

И опустим, и поднимем,

Тихо-тихо двинем ножкой,

И опустим понемножку.

А потом опять сильнее,

И опустим побыстрее.

Полминутки отдохнем,

И еще разок начнем.

При выполнении этого упражнения важно, чтобы движения ног ребенка точно соответствовали проговариваемым Вами словам.

2. упражнения на формирование представления о частях тела.

1 Ребенок лежит на спине. Наклонитесь над ним и начинайте дотрагиваться своей рукой до частей тела ребенка. Погладьте ребенка по голове и скажите: «Это – (имя ребенка) правая (левая) ручка. Проделайте то же самое, касаясь коленок ребенка, его стоп, плечей, глаз, ушек, ротика и носика.

Эти упражнения можно разнообразить, если Вы будете дотрагиваться до ребенка не только руками, но и предметами или вещами, приятными на ощупь (это может быть шелковая ткань, мягкая кисточка для макияжа, бусы, бубенчики). Или же Вы можете целовать части тела своего малыша, приговаривая:

Я целую твои ручки,

Я целую твои ножки,

Я целую глазки,

Я целую твои ушки,

Я целую твои щечки,

Я целую носик твой…

2. Ребенок лежит на спине. Наклонитесь над ним и возьмите его ручку в свою.

Трогайте пальчики малыша, начиная с мизинца, и сопровождайте его стишком:

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Проделайте это с правой и с левой ручкой ребенка; то же самое упражнение Вы можете сделать для пальцев ног ребенка. Выполняя это упражнение можно использовать разные стишки, например, традиционную «Сороку-воровку». Или Вы можете сами придумывать подходящий стишок.

3.упражнение подготовит ребенка к овладению умением сидеть.

Ребенок лежит на спине. Дайте малышу обхватить большие пальцы Ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямляя руки ребенка и разводя их немного в стороны, подтяните его немного к себе. Доведите ребенка до сидячего положения. Сопровождайте свои действия словами: Вот как (имя ребенка) сидится. После этого соедините руки малыша и обхватите их одной своей рукой. Пальцами второй рука проведите снизу вверх вдоль позвоночника. В ответ на это ребенок будет разгибать спину.

Игры, способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.

Название игры

Содержание игры

1.Игра «Перчатка»

Малыш располагается у Вас на коленях. Вам понадобится вязаная перчатка. Нашейте на старую перчатку кусочки

материи, различные по текстуре. На некоторые пальчики пришейте различные по форме пуговицы: круглую и вытянутую, также можно пришить бусинки. Наденьте перчатку себе на руку, погладьте ею ручки и пальчики малыша, а затем каждый из пальчиков перчатки по очереди вкладывайте в ладошку ребенка. Малыш начнет ощупывать различные по текстуре материалы. Не забывайте нежно и ласково разговаривать с ним, комментируя все, что Вы делаете.

2.Игра «Кусочки ткани»

Для игры Вам нужны кусочки ткани размером с детский носовой платочек, различные по фактуре и цвету (если есть остаточное зрение). Взрослый предлагает ребенку кусочки ткани, протягивая их по ручке (поочередно правой и левой). Если ребенок плохо раскрывает пальчики, перед началом игры сделайте расслабляющий массаж, используйте приемы ЛФК для расслабления рук и разведения пальчиков. После этого можно легко прикоснуться к тыльной стороне ручки кусочком ткани, а когда он раскроет пальчики – к их кончикам. Ребенок схватит край ткани, предоставьте ему возможность ее ощупать и подержать в руке. Каждое занятие выше поднимайте кусочек ткани над рукой ребенка.

3.Игра «Бусы и браслет»

Для проведения игры Вам понадобятся детские бусы или браслеты.

Привлеките внимание малыша к разноцветным бусам: потрясите их, покажите их, перебирая пальчиками бусинки. Скажите: «На возьми», протягивая яркие бусы малышу. Если малыш не пытается их взять, проведите бусами по тыльной стороне руки малыша, ожидая, что он их схватит.

Помните! Бусы или детские браслеты должны быть достаточно прочно сделаны и безопасны для ребенка.

Когда малыш возьмет игрушку в ручку, начнет ее ощупывать, тянуть в рот, дайте ему другие бусы или разноцветные браслеты, побуждая его взять предмет в другую ручку. Поговорите с ним, улыбнитесь ему, давая понять, как Вы радуетесь его успехам.

Потяните за бусы, приговаривая: «Дай, дай, дай». Когда малыш отпустит их, скажите: «Ах! Нет бусиков, спрятались!» Сделайте паузу и вновь, слегка потряхивая предметы, привлеките внимание малыша к ним, дотроньтесь ими сначала до одной руки ребенка, дав ему возможность захватить их. Затем вторыми бусами дотроньтесь до другой ручки, опять же дав ребенку возможность захватить их. В следующий раз дотроньтесь бусами до ручек и чуть-чуть приподнимите их – пусть он потянется к бусам.

Играя в эту игру много раз, малыш научится брать игрушки и предметы, которые ему предлагает взрослый.

4.Игра «Бубенцы»

Расположите малыша у себя на коленях.

Для проведения игр Вам понадобятся бубенцы (или свирель, бубен, погремушки, бумага, деревянные ложки, неваляшка).

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 30-50см. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз, и после того как малыш затихнет, а звук угаснет, дотроньтесь бубенцами до той стороны тела, с которой Вы звонили. Игру повторите 2-3 раза. Игра поводится в течении 3-4 дней, а затем можно использовать варианты этой игры с другими игрушками.

5.Игра «Колокольчик»

Сядьте на пол, на коврик, так, чтобы Ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка у себя на коленях в позе на спине. Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 30-50см над грудью ребенка, привлеките его внимание. Позвените колокольчиком слева от ребенка. Дотроньтесь колокольчиком до левой щечки ребенка. Отодвиньте колокольчик влево и опять позвените им. Повторите эту же процедуру справа от ребенка. Позвените колокольчиком над головой ребенка и дотроньтесь до его лба. Опять позвените колокольчиком над ребенком, затем перед его лицом, и дотроньтесь им до носика ребенка. Действия с каждой стороны повторяйте несколько раз. Игра проводится 2-3 раза подряд в течение 3-4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик другой игрушкой - погремушкой, металлофоном, шуршащей бумагой и т.д.

Упражнения и игры для детей с глубокими нарушениями зрения второго полугодия жизни.

Цель упражнения

Содержание упражнения

1.Упражнение направлено на развитие у ребёнка умения сидеть.

Ребенок лежит на спине. Придерживайте одной рукой ноги ребенка, второй рукой возьмите ребенка за правую ручку, побуждая его сесть, опираясь на локоть. После этого медленно положите малыша обратно на спину. Проделайте это же упражнение, поднимая ребенка за левую ручку. Так Вы подготовите ребенка к овладению умением сидеть.

2.Упражнения направлены на развитие у ребёнка умения изменять положение тела в пространстве

1.Это упражнение направлено на укрепление мышц спины ребенка.

Ребенок лежит на животе. Встаньте у ног ребенка. Дайте ему обхватить большие пальцы Ваших рук, остальными пальцами придерживайте кисти ребенка. После этого отведите выпрямленные руки ребенка в стороны и поднимите прямые руки к голове приблизительно на уровне ушей. В ответ на Ваши действия ребенок поднимет голову назад вверх и упрется стопами в Ваш живот. Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях.

2.Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Поднесите его к дивану или невысокому журнальному столику, опустите его на пол так, чтобы он оказался в положении на коленях. Руки ребенка положите на диван или на журнальный столик. Возьмите звучащую игрушку и позвените ею перед ребенком, коснитесь игрушкой рук ребенка и затем отведите игрушку на несколько сантиметров. Этим Вы поощрите ребенка приподняться и дотянуться до игрушки. Если ребенок не будет пытаться самостоятельно подняться с колен и дотянуться до игрушки, помогите ему: положите одну свою руку под ягодицы ребенка, а другой придерживайте его под мышку и чуть-чуть подталкивайте его вверх.

Выполняя это упражнение, ребенок научится перемещаться из положения сидя в положение стоя.

3.Возьмите ребенка и поставьте его себе на ступни так, чтобы он оказался к Вам спиной. Декламируйте стишок, согласуя с ним свои действия:

Чух-чух

Чух-чух

Мчится поезд

Во весь дух.

Паровоз пыхтит.

Тороплюсь! - гудит.

Когда Вы декламируете этот стишок и двигаетесь вперед, меняйте направление своего движения: поворачивайте направо, налево, двигайтесь по кругу.

3. Упражнения направлены на развитие у ребёнка умения ползать.

1.Расположите на полу несколько предметов так, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них. Это могут быть подушки, стул, большой стол. Положите на пол несколько подушек и покажите малышу, как можно на них заползать.

Поставьте его у стола и вместе с ним проползите под столом: Вот так!

Сделайте так, чтобы он полз вокруг стула вслед за Вами.

Подложите игрушку под стул и позвените ею. Поощрите малыша к тому, чтобы он попытался подползти под стул и достать игрушку.

2. Возьмите ребенка на руки и лягте вместе с ним на пол. Положите ребенка животом на свой живот поперек себя. Поощрите его переползти через вас.

Когда ребенок это сделает, сядьте, согните ноги в коленях и поощрите ребенка проползти под ними. Проделайте эти движения несколько раз.

4. Упражнения направлены на развитие у ребёнка умения ходить.

1. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул. Затем опустите ребенка на пол между своих ног так, чтобы его руки лежали на ваших бедрах. При этом Вы можете немного двигать ногами то вправо, то влево, тем самым покачивая ребенка и, поощряя его переносить вес тела с одной ноги на другую. Так Вы развиваете вестибулярный аппарат ребенка и готовите к ходьбе.

2. Поставьте ребенка перед диваном или, если он находится в кроватке, то перед бортиком. Погремите погремушкой или извлеките звук из пищащей игрушки. Прикоснитесь игрушкой к руке ребенка или дайте ему подержать ее в руке. Затем мягко заберите ее и отведите на несколько сантиметров в сторону от ребенка, продолжая извлекать из нее звук. Спросите у ребенка: «Где игрушка? Найди игрушку!», поощряя тем самым ребенка сделать один или несколько шагов вдоль бортика кровати или дивана.

3.Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Подойдите к спинке стула. Поставьте ребенка себе на ступни ног, а руки ребенка положите на спинку стула. Покажите ребенку, как двигать стул вперед: положите свои руки на руки ребенка, и чуть-чуть толкните стул вперед. Переступите ногами по направлению к стулу, и опять чуть-чуть толкните стул вперед. Повторите эти движения несколько раз, сопровождая их стишком:

Мы гуляем, мы гуляем,

Всюду в доме побываем.

Мы идем, идем, идем,

Всю квартиру обойдем.

Для этого упражнения Вы можете использовать не только стул, но и маленькую игрушечную коляску или низкий табурет.

5.Упражнения направлены на формирование межанализаторных связей.

1. Посадите ребенка к себе на колени, спиной к себе. Возьмите ручки ребенка в свои. Декламируйте стишок и выполняйте необходимые действия:

Пальцем ручки пальцев ножки

Мы коснемся осторожно,

Пальцем ручки пальцы ножки

Мы потрогаем опять.

Мы теперь с тобою можем

Пальчики пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

2. Возьмите ребенка и поставьте его себе на ступни так, чтобы он оказался к Вам спиной. Возьмите руки ребенка в свои. Декламируйте стишок, согласуя с ним свои действия и действия ребенка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И бегаем кругом.

3.Возьмите ребенка и поставьте его себе на ступни так, чтобы он оказался к Вам спиной. Декламируйте стишок, согласуя с ним свои действия:

Чух-чух

Чух-чух

Мчится поезд

Во весь дух.

Паровоз пыхтит.

Тороплюсь! - гудит.

Когда Вы декламируете этот стишок и двигаетесь вперед, меняйте направление своего движения: поворачивайте направо, налево, двигайтесь по кругу.

6. Упражнение направлено на формирование двигательных координаций.

Посадите ребенка к себе на колени, спиной к себе. Возьмите ручки ребенка в свои. Декламируйте стишок и выполняйте необходимые действия:

Пальцем ручки пальцев ножки

Мы коснемся осторожно,

Пальцем ручки пальцы ножки

Мы потрогаем опять.

Мы теперь с тобою можем

Пальчики пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Приведенные игры способствуют освоению различных движений; первых предметных действий; формированию связи слова с воспринимаемым предметом и совершаемым действием; развитию лепета и импрессивной речи.

Название игры

Содержание игры

1. Игра «Прилетели гули»

Расположите малыша на своих коленях, спиной к себе. Обхватите руки ребенка и помашите ими, как крыльями:

Прилетели гули,

Гули – голубочки.

Положите ручки на его головку:

Сели на головку,

На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:

Ты, моя детка,

Помаши ладошкой,

Кыш, гули, кыш!

Как только у малыша появятся активные движения в ответ на ту или иную строку этого стишка, предоставьте ему возможность выполнять действия самостоятельно. Совместно же выполняйте те движения, которые ребенку пока не доступны.

2.Игра «Подпрыгиваем»

Сядьте на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на колени, крепко обняв его руками. Если у Вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или кровать.

Легко подпрыгивая с малышом на мяче или на диване в ритме движений, произносите различные слоги: да-да-да, та-та-та, ду-ду-ду, ма-ма-ма, му-му-му, пу-пу-пу, так-так-так, вот-вот-вот, гоп-гоп-гоп. После каждой фразы с одними и теми же слогами остановитесь, делая паузу, для того чтобы малыш присоединился к Вам, произнося слоги лепета.

3.Игра «Постукивание»

Приготовьте кубик, брусочек (пластмассовый или деревянный) и бубен.

Дайте малышу в руки кубик, возьмите его ручку в свою и постучите кубиком о пол. Поощрите малыша повторить совместные действия. Дайте ребенку в руку брусочек, и выполняйте описанные выше действия. В конце игры достаньте бубен и постучите по нему вместе с ребенком вначале кубиком, а потом брусочком.

Манипулирование предметами, разными по форме, способствуют накоплению сенсорных впечатлений у малыша.

4.Игра «Деревянные ложки»

Вам будут нужны две деревянные ложки. Положите малыша так, чтобы ему и Вам было удобно играть. Если малыш уже умеет сидеть, посадите его между Ваших ног спиной к себе. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Вложите в руку ребенка одну ложку, побуждая его постукивать ею об пол:

Ай, туки, туки, туки.

Застучали ложки,

Застучали ложки,

Заиграли ложки:

Тук-ток, тук-ток,

Скоро …….(имя ребенка) годок!

Научив малыша стучать ложкой об пол, внесите разнообразие в действие: пусть малыш стучит ложкой по бубену, по ведерку, по барабану, по вашей ложке, а потом учится стучать ложкой о ложку. Другой способ разнообразить эту игру состоит в изменении ритма и «рисунка» постукиваний.

5. Игра «Пуговицы»

Вам понадобится детское ведерко и набор самых крупных пуговиц. Сядьте на пол. Посадите малыша у себя между ног, спиной к себе. Прижмите его ножки к полу своими ногами. Перед малышом поставьте ведерко. Давая ребенку пуговицу, внимательно следите, чтобы он ее не положил в рот, не пытался засунуть в нос, а бросил в ведерко. Взяв руку ребенка в свою, бросайте пуговицы, приговаривая: «Так! Так! Так!» Через некоторое время после начала освоения этого действия побуждайте малыша вместе с движениями произносить слоги.

6. Игра «Поиск музыкальной шкатулки»

.

Играть в эту игру лучше на полу. Вам понадобится музыкальная шкатулка. Положите шкатулку под руки ребенка. Откройте ее, зазвучит мелодия. Когда она закончится, закройте шкатулку. Вновь откройте шкатулку. Побуждая ребенка дотронуться и открыть шкатулку. Через 3-4 игры поместите шкатулку несколько в стороне от ребенка, но в пределах его вытянутой руки.

Усложняйте игру, отодвигая шкатулку все дальше от ребенка, меняйте ее местоположение (справа, слева, чуть-чуть вперед и сзади и т.п.). Побуждайте ребенка двигаться по направлению к шкатулке. Положите препятствие на пути к шкатулке (например, подушку). Малыш, играя в эту игру, научится находить источник звука, преодолевать препятствия, двигаясь в пространстве.

7.Игра «Где часики?»

Для игры подойдут часы – будильник, который Вы поставите под руки ребенка так, чтобы малыш мог ощупать его.

Дайте малышу в руки часы, возьмите его ручки в свои и поднесите их к его уху, приговаривая:

Держу часы в руках.

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Посадите малыша в манеж, в кровать или на пол, но так, чтобы часы были рядом с его ручками. Спросите его: «Где же, где же, где часы?»

Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его самого поискать рукой часы. Когда ребенок натолкнется на часы, скажите:

Вот они, часы мои,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так.

Если малыш сам не нашел рукой часы, возьмите его руку в свою и выполните поисковые движения вместе.

8.Игра «Игрушечный рояль»

Вам понадобится игрушечный рояль. Снимите с него верхнюю крышку и открутите ножки для того, чтобы малыш не мог прищемить руку, и игрушка была устойчива на полу.

Поиграйте на рояле, ударяя по клавишам указательным пальцем. Пододвиньте игрушку к малышу, предлагая ему поиграть. Вначале Вашему малышу захочется поиграть всеми пальчиками и ударить всей ладошкой по клавишам. Предоставьте ему возможность насладиться этой игрой. После этого, возьмите руку малыша в свою, прижмите его 4 пальчика к ладошке, и его указательным пальцем ударьте по клавишам. Вскоре Ваш малыш поймет, как нужно играть одним пальчиком.

9. Игра «Резиновые игрушки»

Вам понадобятся 2-3 резиновые игрушки. Эту игру можно проводить, меняя позу ребенка несколько раз: малыш может лежать на спине, перевернуться на животик и вновь лечь на спину. Вы можете его посадить к себе на колени, а если он уже ползает, играть с ним на полу.Дайте малышу в руку одну из резиновых игрушек, назовите ее и несколько раз нажмите, извлекая звуки. Мягко заберите и сразу положите ее ребенку под руки и извлеките из нее звук. Поощрите ребенка потянуться за ней и достать. Пусть малыш ее ощупает, погрызет, научится на нее нажимать и перекладывать из руки в руку. Когда он отбросит эту игрушку, привлеките его внимание другой. Дайте ему в руку вторую игрушку. Затем мягко заберите игрушку, отведите ее в этот раз чуть в сторону, извлеките из нее звук, побуждая ребенка повернуться на бочок, а затем на животик, доставая игрушку. Когда ее малыш возьмет в руки, покажите ему, как нужно на нее нажимать, для того чтобы она запищала. Предоставьте ему возможность самому попытаться извлекать из нее звуки. Постоянно побуждайте его перекладывать игрушку из руки в руку.

10. Игра «Толкаю мой мяч»

Вам понадобится резиновый мяч. Сядьте на пол напротив стены. Посадите малыша у себя между ног, спиной к себе. Возьмите мяч. Дайте его ребенку в руки, пусть он им поиграет. Затем мягко заберите и прокатите его вдоль ног ребенка от ступни его левой ноги к ступне его правой ноги. Затем оттолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился и, ударившись о стенку, вновь вернулся к Вам. Для того чтобы привлечь внимание малыша к игре проделайте эти игровые действия несколько раз вместе с ребенком (возьмите его ручки в свои). Вначале помогите ему, а потом представьте ему возможность, подражая Вам, потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:

Толкаю мой мяч,

Толкаю опять,

Толкаю туда,

Толкаю сюда.

Мой мячик катись,

Обратно вернись.

11. Игра «Мы открываем коробочки»

Подберите несколько коробочек – пластмассовых или деревянных, у которых крышки могут открываться по-разному: откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из коробок положите какой-нибудь предмет: в одну колокольчик, в другую носовой платок или лоскуток ткани, в третью – бусы или браслет из бус.

Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы Вам и малышу было удобно. Доставайте коробочки по одной, показывая как их можно открывать и находить интересный предмет. Учите малыша открывать разные крышки, а для этого подумайте, какие предметы домашнего обихода можно приспособить для игры.

12. Игра «Сними кубики со шнура»

Вам понадобится гирлянда, состоящая из шнура и нанизанных на нее кубиков – больших и маленьких. Покажите малышу, как снять кубик со шнура, совершая совместные с ним действия. Побуждайте малыша действовать самостоятельно с небольшой Вашей помощью. Учите малыша действовать в соответствие со словами: «Сними! Дай кубик! Еще сними!» Такую же игру можно проводить с другими предметами, которые Вы нанижете на шнур (шары, цилиндры, кольца и т.п.).

Список используемой литературы.

1. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.-М.-1988.

2. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Методическое пособие – М.2003.

3. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.2000.

 

АЛЬМАНАХ ИКП РАО выпуск 8 (2004 г.) КНИЖНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/books.htm

_________________________________________________________

©2000-2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.

Все права защищены.

Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати,

телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272

Регистрация ОФАП № 50200100254.

_________________________________________________________

МОСКВА—2004

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

ДЛЯ СЛЕПЫХ

Л. И. Солнцева, С. М. Хорош

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

3-е издание

МОСКВА—2003

Редактор Г. П. Коваленко. Ответственный за выпуск А. Д. Макеева.

В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития незрячих детей раннего возраста, и даны рекомендации по их воспитанию.

В основу работы положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной работы с родителями и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам воспитания слепого ребенка.

Работа предназначена для родителей, но представит также интерес для тифлопедагогов и воспитателей. Она подготовлена специалистами тифлопсихологами доктором психологических наук Л. И. Солнцевой и кандидатом психологических наук С. М. Хорош.

Издание для слабовидящих ООО "ИПТК "Логос" ВОС", 2003

ВВЕДЕНИЕ

Период ожидания ребенка - счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. И редко кто думает о возможных врожденных или наследственных болезнях.

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора, родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте этого крошечного беспомощного существа.

Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка членом своей семьи.

Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, так и не преодоленного членами семьи, встречаются в практике довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и методами воспитательной работы и овладеть ими.

На первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, специфика в его обучении и воспитании практически отсутствует. Задача родителей - развивать у слепого ребенка навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей игрушке, т. е. делать все то, чему обучают и зрячего. Незрячий ребенок так же, как и зрячий, легко осваивает эти навыки. И это — воодушевляющий фактор в работе родителей с ребенком.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение—необходимое условие успешного воспитания.

Слепота ребенка может быть вызвана различными причинами. Одной из наиболее распространенных является врожденная катаракта (помутнение хрусталика).

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или

ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни. Поэтому, даже после благополучного оперативного вмешательства острота зрения при врожденной катаракте остается низкой, и значительное число детей вынуждено обучаться в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Электрофизиологическими исследованиями обнаружены связанные с бездеятельностью зрительной системы нарушения в зрительных отделах коры головного мозга у детей, страдающих врожденной катарактой.

Для предотвращения снижения остроты зрения у детей с врожденной катарактой в дооперационный период создан прибор, позволяющий демонстрировать детям не-подвижные и движущиеся цветные и черно-белые изображения. Яркие зрительные сигналы, проникая через мутный хрусталик, вызывают возбуждение сетчатки, подкорковых и корковых зрительных центров и заставляют работать глаз.

На базе Московской городской детской клинической больницы № 1 заведующим кафедрой глазных болезней 2-го Московского медицинского института, главным детским офтальмологом Москвы профессором Е. И. Ковалевским и детским окулистом Н. Ф. Казачковой совместно с нейрофизиологами профессором Л. А. Новиковой и научным сотрудником Л. И. Фильчиковой с 1979 г. проводится работа по возбуждению деятельности органа зрения у детей с врожденной катарактой с помощью специального прибора. Эта работа дает положительный эффект и предотвращает развитие слабовидения у ребенка только в тех случаях, когда проводится с первых месяцев жизни ребенка — с момента обнаружения катаракты. Поэтому в первые два-три месяца жизни ребенок обязательно должен быть обследован глазным врачом детской поликлиники. Малейшие отклонения в развитии глаза и зрения должны быть тревожным сигналом и поводом для немедленного обращения к врачу. Только совместными усилиями врачей и родителей можно предотвратить потерю зрения у детей, страдающих врожденной катарактой.

Цель воспитания ребенка—это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации. Родителям необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Как же нужно вести себя родителям слепого ребенка? Прежде всего, спокойно отвечать на вопросы посторонних. Можно ограничиться словами "да" или "нет".

Ребенок не видит обращенных на него взглядов и еще не понимает вопросов.

Однако тон, которым мать отвечает на вопросы окружающих, может его

насторожить, и у него может сложиться отрицательное отношение к незнакомым людям, а затем и неправильное отношение к себе, как к неполноценной личности. Необходимо так построить ответ, чтобы спрашивающий и ребенок поняли оптимистическое отношение матери к развитию своего ребенка.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший ребенок, который "возьмет шефство" над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они.

С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной л


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.