Речевое общение: коммуникативно- прагматический подход — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Речевое общение: коммуникативно- прагматический подход

2017-09-30 342
Речевое общение: коммуникативно- прагматический подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Редактор А. А. Алексеева

Корректор Т. Ю. Крепко

Компьютерная верстка Е.А.Домнина

Подписано в печать 28.10.02. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура •«Петербург». Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,5. Уч.-изд. л. 13,82. Тираж 2000 экз. Заказ 486.

Издательство «Русский язык» Мини­стерства РФ по делам печати, телерадио­вещания и средств массовых коммуника­ций. 117303, Москва, М. Юшуньская ул., 1.

Отпечатано в ЗАО «Астра семь». 119019, Москва, Филипповский пер., 13.


* Это отмечается для лексических единиц, где прагматическая информация кроется во вторичных значениях слов, и для грамматических единиц — в перенос­ных употреблениях категорий и форм, например времени, наклонения и др. (Апре­сян -1988).

** Под высказыванием имеем в виду лингвистическую единицу (см. ниже), не затрагивая житейского значения слова как выражения мнения о чем-либо (ср. вы­сказать мнение, суждение).

* Многие исследователи не различают этих единиц, нередко подменяя терми­ны, либо используют двойное наименование — предложение-высказывание, имея в виду реализованное в речи — лексически наполненное, грамматически оформ­ленное, интонированное предложение — и ведя его синтаксический анализ.


[1] Имея в виду многозначность слов «функция» и «функциональность» (хотя бы только в лингвистическом представлении), ограничимся отмеченным значением.

[2] О речевых актах см. раздел XI.

[3] Или их эквиваленты (см. Апресян — 1996).

[4] Понимание Р. Якобсоном терминов экспрессивная и поэтическая функция индивидуально.

[5] Инвектива — бранная речь.

м Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руко­водящая идея, основное правило деятельности. Постулат — то же, что аксиома — отправное, исходное положение теории, бесспорная истина, не требующая доказа­тельств. Максима — основное правило, выраженное в краткой формуле, правило, норма поведения.

[6] От характеризующих обращений следует отличать адресованные номинации, чаще негативного характера, несущие отличный от обращений интенциональный смысл, т. е. не призыв, привлечение внимания путем номинации, а, например, уп­рек, укор, недовольство, возмущение, брань и т. п., например: — Идиот! У меня уже терпения нет с тобой говорить!; — Вот дурак! Тебе про одно, а ты про другое;

— Негодяй! Я тебя выведу на чистую воду! — и мн. др. Как правило, это не началь­ные реплики диалога, речевой контакт уже установлен, продолжается конфликт­ный коммуникативный эпизод.

Здесь же следует упомянуть и о характеризующих приложениях, которые свое­образно поясняют-характеризуют предшествующий местоименный дейктический знак, например: — Я тебе, чудак (чудаку), это много раз говорила, а ты все за свое!;

Ну ты, бестолочь, и достал меня!; — С тобой, балабол (балаболом), не соску­чишься и под.

[7] Для отличия ^-множественного от Яы-вежливого применяем строчную и прописную буквы.

[8] Нередко под речевым актом (РА) понимают произнесение высказывания, а под речевым действием (РД) — то дело, которое совершается с помощью выска­зывания. В данной работе применяются оба термина как адекватные.

[9] См. следующий раздел.

[10] Заметим, кстати, что в структурах с прямой речью такие характеризующие глаголы являются интерпретаторами интенционального значения (иллокутивной функции) высказывания: Как ты можешь так говорить! — взорвался он; — Ты дал бы мне дочитать газету, — прикрикнул он; — Хорошо бы тебе сходить к ней, — пробурчал он и мн., мн. др. Еще чаще в роли интерпретирующих используют интен­циональные речевые глаголы: — посоветовал он, — попросил он, — пообещал он и др.

[11] Далее — без вариантов экспликации адресата; синтаксическую валентность и пропозициональные распространители (за то, что„..) опускаем (см. Аки­шина, Формановская — 1974 и послед, изд.; Формановская — 1982, 1984, 1986; Pisarek -1995).

См., например, особые способы выражения перформативности в РА вокативах.

[12] Этим же свойством обладают предписания, наставления, инструкции и т. п.

[13] Это же грамматическое явление в инструкциях, рецептах: Берем стакан му­ки, два яйца, смешиваем, взбиваем, добавляем 200 г масла...

[14] Впрочем, можно отметить особый случай, когда тот, кому направлено побужде­ние, как бы отказывает, но готов согласиться, если услышит повторную просьбу или перевод ее в требование, приказ: А вы потребуйте это от меня!; А вы прикажите мне! — с некоторой долей издевки (делать не буду, но если вы усилите побуждение, нажим, то посмотрим...). В случае просьбы о просьбе ситуация оказывается мягче. Ср.: — Папа, куш мне велосипед/ — А ты попроси как следует. Здесь может быть кор­рекция речевого поведения первого говорящего — «будь более вежлив».

[15] См. также: К. Лоренц. Агрессия (так называемое «зло»). СПб., 2001.

[16] Кстати сказать, экспрессия в Современном словаре иностранных слов (М., 1999) определяется как выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.