Информационная модель категории «менталитет» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Информационная модель категории «менталитет»

2017-09-26 228
Информационная модель категории «менталитет» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интеллект личность
концепт образ операция
мышление наглядно-действенное 1.ассоциация 2.представление 3.защита
наглядно-образное 2.цикл 3.цель 1.барьер
абстрактно-логическое 3.рефлексия 1.мечта 2.выгорание
понятийное 1.персона 3.сознание 2.деформация

 

Технология построения матрицы аналогична той, которая представлена выше. Здесь также используется прием сдвига высших психических функций так, что внимание становится на место воображения, оно, в свою очередь, - мышления. Данная функция подменяет собой память, которая разворачивается в полном объеме как содержание понятия.

Мы же, следуя за понятием при его последующей перцептивной обработке, обнаруживаем, что оно на некоторое время выходит на поверхность сознания. Происходит это таким образом, что посредством аналогии подыскивается объект, лежащий во внешней среде и каким-то образом связанный с исходным замыслом, извлеченным из памяти. Это объект тщательно исследуется по деталям, что называется, «вручную». Подобный феномен в особенности характерен для детей 3-4 лет, которые методично разбирают до винтика машины, куклы, другие игрушки. Делается это для того, чтобы постичь индивидуальный смысл объекта, причем этот смысл тотальный, поскольку исследование руками – долговременный процесс, вынуждающий пройти по всему периметру данного предмета. Делается это при помощи внимания, точнее, таких его свойств как устойчивость, концентричность, распределение, переключение, объем.

Внимание - это такое психическое явление, которое осуществляет контроль над внешней средой с соответствующей корректировкой поведения, вынужденно согласующегося с условиями и ситуацией. Внимание здесь играет роль фактора поиска и селекции информации в ее предметном выражении, с детальным обследованием отдельных объектов. По определению, внимание – это «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» [73, с. 54]. Отсюда избирательность называется базовой характеристикой внимания, наряду с объемом, устойчивостью, распределением и переключением.

В феноменологии внимания выделяют непроизвольную, произвольную и послепроизвольную активность [82], нервную модель стимула (Е.Н. Соколов, 1995), негативность рассогласования [110] и др. В определениях разновидностей внимания говорится, что непроизвольное внимание – это быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. Произвольное внимание – выражение активности личности, при котором интересы носят опосредствованный характер (это интересы цели, результата деятельности). Послепроизвольное внимание – длительная высокая сосредоточенность, с которой связывается наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда (Общая психология, 1986). Последний вид мы бы назвали надпроизвольным вниманием, учитывая, что его интерес связан с содержанием и процессом самой деятельности. Дело в том, что внимание, согласно исследованиям, имеет структуру в виде перевернутой ∩-подковообразной кривой [73, с. 133], где на периферии расположились непроизвольное и послепроизвольное внимание.

В аргументации обратимся к трем моделям внимания – Д. Бродбент, A.M. Tрисман, Ж.A. Дойч и Д. Дойч / Норман. Все они, используя информационный подход, занимались исследованием слуха, придерживаясь положения, что способность фокусироваться на одном сообщении и затормаживать обработку информации из другого сообщения является важным свойством, позволяющим человеку обрабатывать ограниченное количество информации без перегрузки механизмов обработки [73, с. 116]. Две первые теории строились на моделях избирательного внимания. В частности, Д. Бродбент [103], предложил модель фильтрации, где по методике дихотического слушания испытуемому одновременно на два уха подавалась различная информация. Оказалось, что в этом случае действует «канал с ограниченной пропускной способностью», тождественный непроизвольному вниманию и позволявший воспроизвести информацию, поданную только на одно ухо.

В другом исследовании - A.M. Tрисман – вводился механизм делителя или «перцептивного фильтра», который позволял включить и второй канал, в переключении с первым обеспечивающий работу со смысловым содержанием сообщения. Иными словами, начинало работать произвольное внимание, которое существенно расширяло круг информации, поскольку к физическим характеристикам сообщения добавлялся его смысл.

Альтернативой фильтрации стала модель уместности процесса отбора Ж.A. Дойч и Д. Дойч / Норман [78]. Согласно модели анализ ранее встречавшегося материала, ожидания, правила, восприятия определяет класс событий, полагаемых наиболее уместными. В теории Е.Н. Соколова они называются «нервной моделью стимула», которая антиципирует, подготавливает предстоящие объекты внимания, делая их «уместными».

Механика «замены» первичных и вторичных фильтров на уместность была установлена в исследовании потенциалов, связанных с событиями (ПСС), которые изучал Р. Наатанен [78]. В ситуациях привлечения и отвлечения внимания, которые были связаны с реакцией на «стандартные», часто появляющиеся и на «девиантные», редкие стимулы, он обнаружил специальную мозговую волну, названную негативным рассогласованием (НР), характеризующую процессы предвнимания. Она выражает степень несовпадения девиантного стимула (редко повторяющегося) со следом в памяти от стандартного стимула (часто повторяющегося). Появляющийся «интенционный провал» заполняется «уместным», основанным на «нервной модели стимула» возбуждением, компенсирующим издержки фильтрации. Данный экспериментальный факт подтверждает высказанную нами ранее гипотезу о работе сознания в диапазоне между услышанным и сказанным, где неравноценность отношений «стандартного» преподавателя и «девиантного» студента выливается в ∩-подковообразную кривую работы их внимания друг к другу. Для нас же важно, что внимание «наводит первичные мосты» между внутренней и внешней информацией, причем в отличие от памяти, где «слабым местом» является центральное звено, в интенции проблему составляют латеральные «пролеты». Таким образом, внимание и память составляют две «половинки» складывающегося мировоззрения, однако память завершает процедуры, а каждый в отдельности процесс рискует значительными потерями информации из-за открытости среде, внешней или внутренней.

Отсюда находят объяснение психологические барьеры, которые есть ничто иное, как информация, заблокированная за пределами циклического образования из внимания и памяти, и невозможность извлечения информации из сложившегося круга. Возникает информационная самодостаточность, но все-таки центральное звено долговременной памяти представляет собой проницаемое звено, через которое извлекается информации из генетических источников, точно так же через латеральные звенья непроизвольного и послепроизвольного внимания – ее поступление из источников внешних. С учетом же того, что «темное мышечное чувство» есть база хранения информации, то и извлечение ее происходит наиболее интенсивно при значительных физических нагрузках. Так находит объяснение феномен А.И. Самодумова с его «Гравитационной гимнастикой» [70]. Метафорически же можно сказать, что психологические защиты являются вре́менной «крышей» внимания, а психологические барьеры – «страховочным поясом» психики в целом.

Тогда встает задача своевременной актуализации информации, особенно в условиях, характеризующихся экстремальностью. Эту функцию исполняет зрение, которое, как говорит Л.М. Веккер, обеспечивает симультанность (одновременность) восприятия всех точек исследуемого объекта. Но это уже следующий этап перцептивной обработки информации, где внимание продолжает «трудиться», но уже свойством концентрации, возбуждая воображение

На третьем этапе перцепции в дело включается «тяжелая артиллерия» мышления, а обеспечивает его такое свойство внимания как распределение. Это наиболее сложный этап для познающего субъекта, поскольку вынуждает проверить появившееся суждение на степень соответствия ему самому. Сообщая о собственных замыслах и слушая собственный «внутренний голос», наш субъект согласовывает свой взгляд с мнением виртуального собеседника. Тогда инициатор диалога выступает как предлагающий информацию, почерпнутую из внешних источников; партнер же по диалогу привносит сведения, добытые с генетической глубины. В совокупности они несут две половинки предстоящего образа, который формируется как коллективный мыслеобраз и оценивается рефлексивным способом третьим, интеллектуальным экспертом, посредством зрения, фиксирующим в сознании значение достигнутого.

Процесс работы зрения, которое здесь выступает ведущей модальностью, выглядит следующим образом. С точки зрения анатомического устройства глаз – это сферический орган с отверстием в центре. В соответствии с данными физиологии и психофизиологии, процесс зрения начинается с воздействия на глаз световой волны - электромагнитного излучения с различной длиной волн. В данном пункте для нас важен факт взаимодействия объективного и субъективного, первое из которых представлено свойствами стимула-раздражителя, а второе – свойствами нервной ткани. Здесь аффективно-когнитивный комплекс расщепляется на два потока, но опережающий характер имеет переживание, которое на высших уровнях зрительной рецепции создает условия приходящей вслед за ним рациональной информации. Иными словами, субъективный фактор здесь опережает действие объективных стимулов. Таким образом, работа слуховой и зрительной рецепции в аффективном звене принципиально отличается друг от друга: в первом случае она протекает в режиме подкрепления, во втором – создания условий для поступления информации. В этом и заключается, на наш взгляд, психология действия дистантных ощущений в работе с разнородной информацией, что имеет непосредственное отношение к менталитету как механизму работы с универсальной информацией.

Приведем ряд дополнительных аргументов. Как известно из источников [28; 59], фоторецепторы сетчатки – чувствительной части зрительного анализатора - состоят из двух разновидностей клеток – колбочек и палочек, первые из которых несут ответственность за различение деталей и цветов, а вторые – за яркость освещения. Колбочки имеются по всей сетчатке, но наиболее плотно упакованы в центральной ямке; палочки в основном располагаются по ее периферии. Хотя общее количество палочек и колбочек в сетчатке каждого глаза составляет порядка 125 миллионов единиц, в их соотношении имеется заметное различие в пользу палочек – рецепторов вечернего освещения. Обе разновидности фоторецепторов работают одновременно и асинхронно по всему пространственному полю, но при ярком освещении активизируются только колбочки, а в абсолютной темноте – только палочки [28].

Периферическое расположение палочек и центральное колбочек наводит на мысль о различии функций фоторецепторов, одни из которых воспринимают негативные впечатления, а другие – позитивные. Свидетельством этого являются данные онтогенеза зрительного анализатора. Специалисты по физиологии зрения упустили из виду один очень важный факт: легкость выражения негативных переживаний на лице младенца буквально с момента рождения и появление экспрессии радости только в период «комплекса оживления» – в возрасте 1,5-2 месяцев. По нашему мнению, это говорит о том, что двигательное звено зрительного анализатора формируется пренатально, задолго до рождения, тогда как сенсорное – постнатально, прижизненно. Это имеет глубокий приспособительный смысл, поскольку, как указывают Л.А. Венгер и В.С. Мухина (1988), младенец, появляясь на свет, оказывается «вооружен» гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Сигнализация младенца окружающим людям о собственных потребностях посредством экспрессии и ведет к ускоренной эволюции двигательного звена зрительного анализатора, в сравнении с сенсорным. Но экспрессия с момента рождения имеет негативный знак, следовательно, зрительные впечатления связаны, в первую очередь, с отрицательными переживаниями.

Указанные обстоятельства имеют удивительное выражение в механизмах работы зрения в младенчестве. Как пишет Т. Бауэр (1979), глаз младенца заметно отличается от глаза взрослого. Для взрослого стимуляция фовеа глаза в центральном положении означает, что объект расположен прямо перед головой, однако для младенца те же самые условия стимуляции соответствуют объекту, сдвинутому относительно направления прямо перед головой на 15 градусов. Иначе говоря, от рождения стимулы поступают для анализа на периферию сетчатки, т.е. на палочки, которые в онтогенезе и принимают на себя роль фиксатора негативных зрительных впечатлений, опережающих по времени позитивные. По данным Л.А. Венгера и В.С. Мухиной (1988), способность к зрительному сосредоточению созревает только на втором месяце жизни ребенка, а к трем месяцам движения глаз ребенка развиты почти так же, как у взрослого. Это говорит о том, что и колбочки приступили к выполнению своей миссии – вести анализ деталей и цветов стимулов. Однако гетерохронность в фиксации негативных и позитивных зрительных впечатлений, при первенстве отрицательных, сохраняется, но уходит в область неосознаваемого. Глаз из окружения извлекает, прежде всего, негативную информацию, а только затем – позитивную, причем последняя заметно проигрывают во влиянии на психику своему контрагенту. Для образования данный вывод имеет принципиальное значение, поскольку обосновывает необходимость предваряющих форм образования перед заполнением их содержанием.

Из периферической части зрительная информация поступает в середину ствола мозга, где испытывает на себе влияние модулирующей системы, которую часто называются лимбико-ретикулярный комплекс или активирующая система [28]. Важнейшей частью модулирующего блока мозга является активирующая ретикулярная формация, волокна которой окружены слоем сенсорных путей, образующих с ней множество коллатералей. Волокна ретикулярной формации, направляясь вверх, образуют модулирующие “входы” в выше расположенных мозговых структурах, включая старую и новую кору. Часть стимульной энергии сенсорных сигналов по коллатералям поступает в ретикулярную формацию, после чего кратчайшим путем направляется в высшие отделы головного мозга. Тем самым переживание оказывается в конечной инстанции – гностической зрительной зоне – раньше поступления туда сенсорного импульса, несущего содержательные сведения от источника. Таким образом, психологические условия активирующего влияния ретикулярной формации оказываются ведущим фактором обращения со зрительной информацией. Заметим также, что зрительный образ, составленный из пары суждений участников «круглого стола», представляет собой воображение, которое действует по механизму агглютинации – оригинального, порой неожиданного сочетания различных составных частей. В последующем выработанная способность обеспечивает восприятие и реальных вещей, которые предстают во всем своем многообразии признаков.

Воображение в психологии - это процесс создания в сознании человека образа какого-либо предмета или процесса. При этом воображаемый предмет далеко не всегда должен соответствовать реальному прототипу. Функция воображения заключается в представлении действительности в сознании человека. В психологии воображение группируют по двум основным принципам. Первый - степень осознанности предмета или процесса сознанием человека. В этом случае воображение подразделяют на осознанное и неосознанное. Второй - группирование воображения в зависимости от выполняемой задачи. Этот принцип характерен лишь для осознанного воображения. Сюда относят воссоздающее воображение, творческое и мечту. По определению, мечта – это воображение, направленное на то, что человек хотел бы видеть, иметь или делать в будущем. Мечты могут содержать в себе элементы воссоздающего и творческого воображения. Например, добавляя к виденным ранее предметам вымышленные детали (http://osoznanie.org/).

Наиболее сложные процессы протекают на третьем уровне перцептивной организации, где в дело вступает мышление. Оно, во Википедии, представляет собой «высшую ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии».

Последний этап обработки информации на перцептивной базе сознания связан с памятью, куда отправляются полученные посредством мышления сведения. По определению, память – «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая». В последнем случае память взаимодействует с речью как выражением результатов мышления.

Посредством речи совершается сделка – обмен полученной информации на иную, владельцем которой является другой человек, группа, сообщество. По Д. Бродбенту [78], человеческая речь возникает при взаимодействии голосовых связок и “голосового тракта”, к которому относятся полость гортани, рта и носа. Звук состоит из коротких импульсов, или толчков воздуха, возникающих с частотой в 100 или более в секунду, причем каждый импульс содержит энергию на многих частотах.

На рис. 4 показано, что звуки речи слагаются из импульсов, создаваемых

 


Рис. 4. Характеристики звуков речи (по Д. Бродбенту, 1974). А – низкочастотный «фильтр»; Б – высокочастотный «фильтр»; I – высокочастотные модуляции; II – низкочастотные модуляции

 

голосом, которые различаются как высокочастотные и низкочастотные (I, II), и из специфических колебаний определенной частоты, производимых полостями рта и глотки – «фильтрами» (А, Б). Субъективно это воспринимается как высота и громкость звука. Скорость затухания импульсов, исходящих от голосовых связок, влияет на характер голоса. Это имеет важный приспособительный смысл, особенно в период новорожденности, когда ребенок нуждается в ласковом обращении, которое он улавливает через интонационный строй речи взрослых, в первую очередь матери. Близость рецепторов высокой тональности к периферии позволяет новорожденному быстрее настраиваться на доброжелательный тон, проникаться чувством доверия к социальному окружению. Однако двигательно-речевое звено слухового анализатора развивается гораздо позднее, к концу первого года жизни, что свидетельствует о его прижизненном формировании, в отличие от сенсорного, которое готово к контакту с момента рождения.

В высших отделах мозга происходит окончательная переработка сенсорных сведений. На сегодняшний день имеются убедительные свидетельства функциональной специализации полушарий головного мозга, причем это касается и познавательных, и эмоциональных характеристик умственной деятельности. У большинства людей, как пишут Ф. Блум, А. Лейзерсон и М. Хофстедтер [16], левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным гнозисом. Кроме того, левое полушарие, как предполагают, осуществляет переработку информации аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

Последние десятилетия ознаменовались открытием эмоциональной специализации полушарий головного мозга. В исследовании Е.Д. Хомской и Н.Я. Батовой [78] выдвинуто положение о существовании двух основных относительно автономных эмоциональных систем – cистемы положительного и системы отрицательного эмоционального реагирования. Обобщая экспериментальные данные, авторы отмечают, что у правшей левое полушарие преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое – за отрицательные. Более того, правое полушарие объявляется ведущим, как в переработке любой эмоциональной информации, так и в эмоциональной экспрессии, по сравнению с левым полушарием. В другом источнике [28] поясняется, что тесная связь эмоций с правым полушарием, вероятно, объясняется тем, что неприятные ситуации связаны с опасностью, а последняя требует быстрого и точного реагирования. Тем самым отрицательные эмоции способствуют обострению внимания, повышают скорость реакции, улучшают оперативный прогноз.

Резюмируя представленные данные, отметим наиболее примечательные факты, значимые в контексте нашей работы. Прежде всего, укажем на различное значение каналов поступления информации для работы менталитета. Установлено, что генетически первичными выступают сенсорное звено слухового анализатора и двигательное - зрительного, поэтому особой психологической задачей восстановления перцептивной целостности является развитие двигательного звена аудиального канала поступления информации и сенсорного – визуального. Иначе говоря, в учебный процесс необходимо включать наблюдение как средство развития внимания [16], а также диалог как средство развития речи [19; 37; 78]. Если же учесть присоединяющуюся к работе дистантных органов чувств аналогичную работу контактных органов, то руки, а вместе с тем и осязание, можно рассматривать как своеобразный заместитель сенсорного звена зрения, а ноги вместе с языком как органом вкуса – точно таким же временным заместителем моторного звена слуха. Рассмотрим происходящее на языке спорта. Тогда это выглядит следующим образом.

Ускорение перцептивных процессов, а вместе с тем повышение эффективности тренировки, достигается воздействием информации на орган слуха [77], что психологически позволяет ассоциировать внешние сведения с двигательной функцией как их аналогом. Появляется психологический эквивалент деятельности, который на языке спорта носит название качества «сила». Далее в режиме синергии происходит выстраивание отдельных двигательных единиц с формированием качества «выносливость». В последующем открывающееся пространственное поле способствует воспитанию быстроты. Наконец, в многообразии предметного мира посредством манипуляции руками над объектом формируется «ловкость», которая обеспечивает поисковую активность генетически обусловленного моторного звена зрения, выступая «переходным мостиком» между сенсорикой слуха (быстротой) и моторикой зрения (силой). Психологическим обеспечением здесь выступают свойства внимания – устойчивость, концентричность, распределение и переключение.

Таким образом, дает о себе знать особая психологическая феноменология спорта, значимая для всей жизнедеятельности в целом: направление - обеспечение – сопровождение – профилактика.

Можно проверить наши рассуждения на соответствие логике посредством предложенной ниже классификации видов спорта (табл. 6). Итак, сила воспитывается с помощью циклических видов спорта; выносливость - сложнокоординированных; быстрота – единоборств; ловкость – спортивных игр. Последнее качество – гибкость – уходит в интеллектуальный план, т.е. в стадию спортивного совершенствования.

Таблица 6

Классификация видов спорта

Виды спорта Примеры Образ
Циклические Бег на 100 м в л/а, лыжный спорт, плавание  
Сложнокоординированные Гимнастика, штанга, метания в л/а  
Единоборства Бокс, борьба, бег на средние дистанции в л/а, стипльчез  
Ациклические Баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол  
Интеллектуальные Шашки, шахматы, бильярд      
Экстремальные Альпинизм, автогонки, лыжный и водный слалом, прыжки на лыжах с трамплина  
Модельно-конструкторские Судомоделирование, авиамоделирование      

 

Возвращаясь к понятию (табл. 1), проследим вклад интеллекта в его освоение. Отметим, что оставшаяся «без присмотра» гибкость развивается посредством последней незадействованной триады видов спорта: интеллектуальные, экстремальные, модельно-конструкторские. Если учесть, что интеллект – это способность оперирования двумя внеположными субъекту объектами, то шахматы или шашки как типичные представители интеллектуальных видов спорта действительно обеспечивают рассматриваемую феноменологию. Продолжают революцию стадии совершенствования модельно-конструкторские виды, которые опережают в ряду экстремальные виды спорта, поскольку их можно назвать вершиной спортивной деятельности по той причине, что на место деятеля в модели становится искусственно созданный, машинообразный аналог спортсмена им же и управляемый. Сравним с автогонщиком или мотогонщиком из экстремальных видов.

Основная задача интеллекта как своеобразного «эксперта» психики – обеспечивать проекцию форм на имеющееся содержание, придание ему законченности мысли. Происходит это посредством представлений, которые в структуре проективных способностей менталитета занимают особое место. В середине 60-х годов XX столетия в инженерной психологии была сформулирована задача проектирования деятельности оператора, который рассматривался как субъект системы «человек-машина». Наметилось несколько подходов, один из которых был направлен на выделение в «потоке деятельности» действий и операций, определявших связанную с целью систему задач (и подзадач), которые должен будет решать оператор, а также конкретные условия. Другой – базировался на психологической профессиограмме, посредством которой предлагалось ответить на вопрос, как могут складываться отношения между разными модальностями сенсорно-перцептивной сферы и потребует ли это перестройки сенсорной организации человека? К наиболее перспективному относился подход с позиций системности, раскрывавшей реальную роль и функции психики в деятельности, ее «внутреннюю картину» [78]. Во всех случаях представление составляло основу образного отражения, включенного в систему психической регуляции деятельности.

В определении «представление – это образы людей, предметов, явлений, звуков, запахов, движений и др., возникающие в сознании тогда, когда сами люди, явления, звуки, движения и др. непосредственно не действуют на органы чувств. Это вторичные чувственные образы, хранящиеся в памяти, но включающие в свою структуру мыслительные компоненты» [77, с. 242]. К разряду представлений можно отнести следующие понятия: образ-эталон, «когнитивная карта», концептуальная модель, оперативный образ, наглядная схема, план, панорамный образ и другие «когнитивные образования».

Как замечают исследователи, «в отличие от ощущения и восприятия, которые «навязаны нашему уму извне» и в силу этого презентируемые сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена «чисто» психической деятельности. Он обладает гораздо меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой» [73, с. 15]. В профессиональных представлениях, таких как топографические «карты-пути» или «карты местности», указываются схематичность, панорамность и обобщенность данного психического феномена. По своей сути представления полимодальны и полифункциональны, поскольку являются синтезом множества сенсорных данных и могут одновременно выступать в функции программы деятельности или отдельных действий, их контроля и регуляции [77, с. 243]. Кроме того, в них специфично отражается временно-пространственная структура событий, которые могут быть отнесены и к прошлому, и к ожидаемому будущему.

Данное обстоятельство ставит представления в особое положение над ощущениями и восприятием, хотя в классических источниках они располагаются в ряду вслед за сенсорно-перцептивными процессами. В то же время, если следовать традиции, то трудно объяснить явление апперцепции – готовности восприятия отражать реальность с учетом личностных факторов – отношений, потребностей, интересов, устремлений, желаний, чувств. Можно предположить, что ощущения актуализируют во внутреннем мире субъекта не только генетически обусловленные «следы», но и искусственно созданные представления, выступающие как центральное образование в проективных способностях менталитета.

Теперь можно объяснить процесс формирования различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логичес-кого, практического (понятийного). Дадим краткую характеристику каждого из «участников» процесса. Первым, по нашей версии, становится наглядно-действенное мышление, которое уровень движений А синтезирует с вниманием. Выше мы уже рассмотрели процедуру этих процессов.

При этом используются, как указано выше, три модели внимания - Д. Бродбент, A.M. Tрисман], Ж.A. Дойч и Д. Дойч / Норман.

Тогда находят нетрадиционное объяснение и психологические защиты, которые есть ничто иное как механизм страховки психики от потерь информации, причем все происходит посредством физического, двигательного действия. Интересно, что обеспечивающая работу понятийного мышления память, напротив, открыта миру, причем внутреннему, центральным звеном долговременной памяти, которая проницаема для информации в рамках статичных латеральных звеньев – непроизвольной оперативной и послепроизвольной кратковременной - памяти. С учетом же того, что «темное мышечное чувство» есть база хранения информации, то и извлечение ее происходит наиболее интенсивно при значительных физических нагрузках. Так находит объяснение феномен А.И. Самодумова с его «Гравитационной гимнастикой» [70]. Метафорически же можно сказать, что психологические защиты являются вре́менной «крышей» внимания, которое через действие постоянно готово к встрече с новой информацией.

Заметим далее, что зрительный образ, составленный из пары суждений участников «круглого стола» - учителя и школьника, преподавателя и студента, представляет собой воображение, которое действует по механизму агглютинации – оригинального, порой неожиданного сочетания различных составных частей. В последующем выработанная способность обеспечивает восприятие и реальных вещей, которые предстают во всем своем многообразии признаков.

Воображение в психологии - это процесс создания в сознании человека образа какого-либо предмета или процесса. При этом воображаемый предмет далеко не всегда должен соответствовать реальному прототипу. Функция воображения заключается в представлении действительности в сознании человека. В психологии воображение группируют по двум основным принципам. Первый - степень осознанности предмета или процесса сознанием человека. В этом случае воображение подразделяют на неосознанное и осознанное. Второй - группирование воображения в зависимости от выполняемой задачи. Этот принцип характерен лишь для осознанного воображения. Сюда относят воссоздающее воображение, творческое и мечту. По определению, мечта – это воображение, направленное на то, что человек хотел бы видеть, иметь или делать в будущем. Мечты могут содержать в себе элементы воссоздающего и творческого воображения. Например, добавляя к виденным ранее предметам вымышленные детали (http://osoznanie.org/).

И опять, как уже говорилось, трехкомпонентная структура воображения работает в союзе с уровнем организации движений В, который представляет собой своеобразную апробацию синергии и штампов, которые и разыгрывают воображаемые события. Можно сказать, что воображение – это предварительный набросок предстоящих событий, трактуемых на субъективный лад в рамках объективных условий. Отсюда и формируется наглядно-образное мышление как синтез воображения и уровня построения движений В.

Далее, по нашей версии формируется абстрактно-логическое мышление, включающее работу собственно мышления и уровня пространственного поля L. Абстракция возникает как общая способность к мыслительной деятельности, логика – из гипотетических образов воображения, которые выстраиваются во времени последовательно, сукцессивно. Отсюда и рефлексия как способность отдавать себе отчет в том, что совершается, «двойное мышление». Иными словами, это синтез внимания и воображения.

Последней в умственной деятельности в дело вступает память. Своей активностью она обязана слуху, который является по Л.М. Веккеру, «главной формой отображения времени» [20, с. 94]. Этому способствует особое устройство слухового аппарата, который действует по принципу «либо одно, либо другое»: воспринимаемые сигналы, фиксируясь в определенных частях рецептора слуха, вызывают одномоментно только один тип переживаний – положительные или отрицательные. Таким образом, воспринятое из культурной среды понятие, сразу же попадает на базу интеллекта, где по механизму ассоциации извлекает информацию из памяти, более или менее отдаленно напоминающую фиксированное слухом.

Происходит это следующим образом. Звуковая информация, проникая в структуры мозга, подлежит поэтапной переработке. Нервный импульс, несущий в себе синтез знаний и переживаний, в последующем распадается на два потока, один из которых, а именно генетический сенсорный опыт, по времени опережает аффективное подкрепление, имеющее объективный характер. Поэтому знания и переживания гетерохронны в движении к высшим психическим центрам, причем положительный с младенческих времен знак переживаний создает благоприятную основу для формирования доверия к услышанной информации [54]. Исследования умственной одаренности, детерминированной преимущественно генетически, свидетельствуют в пользу данного утверждения. Более того, отсроченное во времени переживание вызывает речь как моторный ответ на услышанное, но он звучит в конце перцептивного процесса. Убедительные экспериментальные данные в пользу предложенных рассуждений получены при нейропсихологическом исследовании дошкольников в реагировании на эмоционально значимые слова [78].

Авторы исследования, униполярно регистрируя биопотенциалы мозга (ЭЭГ) от разных корковых зон: лобных, моторных, нижнетеменных, затылочных и височных областей правого и левого полушария, отслеживали изменения физиологических процессов в ответ на эмоционально значимые слова. В качестве раздражителей, в частности, были предложены слова “беда” и “радость”. У детей 5-6 лет на слово “беда” была выявлена значительная правополушарная функциональная асимметрия – парциальная для височных зон (К=+17,6%), что свидетельствует о важной роли слуховой коры правого полушария в первичной оценке негативного значения слова.

Иная картина межцентральных взаимодействий наблюдалась в физиологической реакции на слово “радость”, когда в 2 раза возрастало число связей височных зон левого полушария, причем в правом они уменьшались, что приводило к смене функциональной асимметрии на левостороннюю (К=-27%). Для нас важен факт связи прав<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.