Деятельности: менталитет персонала сферы услуг — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Деятельности: менталитет персонала сферы услуг

2017-09-26 244
Деятельности: менталитет персонала сферы услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы пытались показать в предыдущем параграфе, отличие понятийного подхода в деятельности от любого другого заключается в том, что за ее поле принимается культурная среда, которая поставляет информацию не на естественные органы чувств, а на искусственную почву мысли. Встает вопрос, что представляет собой это поле? На какую «почву» попадает информация, добытая из внутренних и внешних источников? Наш ответ: это профессиональный менталитет, который, по определению В.А. Сонина, представляет собой ««интегральное феноменальное социальное образование, которое проявляется во внутренне согласованных, координированных способах социального мышления, оценках и отношениях, чувствах и действиях, обусловленных как самой личностью, так и спецификой профессиональной деятельности» [71, с. 6].

На наш взгляд, информация, данная в понятийной форме, также является ощущением, но не локальным - осязательным, обонятельным, зрительным и т.д., а высшим, интегральным, что предполагает наличие такого рода психологического механизма, который работает в целостном режиме. Это и есть профессиональный менталитет как интеграл все психической организации. Поясним сказанное. Если следовать естественной парадигме, то, как говорит Л.М. Веккер, «классической пространственной характеристикой любого ощущения, вошедшего во все учебники общей психологии, является локализация, т.е. непосредственное воспроизведение местоположения отображаемого раздражителя во внешнем объективном пространстве. Этой пространственной характеристике по уровню общности соответствует универсальный временной компонент ощущения – отображение длительности воздействия источника информации на орган чувств… Теоретически есть все основания ожидать, что исходной характеристикой пространственно-временной структуры ощущения, детерминирующей в качестве своих производных собственно пространственные и собственно временные ее компоненты, должно быть отображение движения как единого пространственно-временного свойства объектов, отображаемых в ощущении» [20, c. 143].

По поводу хронотопа ощущений Л.М. Веккер [20] добавляет, что время обладает сукцессивными характеристиками, свидетельствующими о последовательном характере явлений, тогда как пространство - симультанно, т.е. охватывает объекты в их целостности и одновременности. Тогда с точки зрения психологического обеспечения профессиональной деятельности можно вести речь о таких составляющих, которые принимают в расчет указанные обстоятельства. Они открываются в классификации ощущений Ч. Шеррингтона, который разделяет их по двум основаниям: местоположению рецептивных полей – экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные; а также подразделение экстероцепторов на дистантные и контактные по пространственному признаку – отношению между сигналом и рецепторной поверхностью в момент реакции.

Как пишет Ч. Шеррингтон, «дистантные рецепторы вносят наибольший вклад в процесс совершенствования мозга» (цит. по [4, с. 57]), а среди них наибольший вклад в психическую организацию вносят слух и зрение как детерминирующие мышление. Через дистантные органы чувств устанавливается связь низших и высших психических функций: двигательных ощущений с процессами мышления. Среди них выделяются наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление. Л.С. Выготский добавляет в список понятийное мышление, утверждая, что в подростковом возрасте имеют место «сложные и двойственные по существу отношения между элементарными и высшими процессами» [25, с. 112]. И далее следует удивительное по метафорической точности сравнение по поводу того, что «различные функции (внимание, память, восприятие, воля, мышление) не развиваются рядом друг с другом, как пучок веток, поставленных в один сосуд; они не развиваются даже, как связанные между собой общим стволом различные ветки единого дерева. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях» [25, с. 112]. Не случайно в характеристике переработки информации у человека П. Линдсей и Д. Норман (цит. по [77, с. 157])указывают на зрительную и слуховую систему, память, язык, способности, решение задач и принятие решений.

Прежде чем обратиться к мышлению, необходимо разобраться с низшими ощущениями на уровне двигательных функций. Как учит Н.А. Бернштейн, в двигательной сфере выделяются пять уровней иерархии: А – палеокинетических регуляций, мышечного тонуса; В – синергии и штампов; С – пространственного поля; D – предметных действий; Е – речи и письма. Продублируем еще раз уровни построения движений по Н.А. Бернштейну.

А – уровень палео-кинетических регуляций, он же рубро-спинальный уровень центральной нервной системы. Отвечает за общий мышечный тонус, который есть текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному принятию эффекторного процесса и к его реализации. Здесь осуществляются плавные, упругие, выносливые движения; это приспособительное, подвижное поддерживание, которое представляет собою своего рода смесь равновесия и движения – статики и динамики – статокинетики. В силу первичности происхождения импульсы уровня А отличаются преобладанием химического возбудительного начала с соответствующим посредником – медиатором, поэтому в относительно «чистом» виде присутствует в деятельности внутренних органов, которые оснащены гладкими мышечными клетками: в стенках желудка, кишечника, матки и т.д.

В – уровень синергий (мышечно-суставных увязок), он же таламо-паллидарный уровень. Отчетливо отражает в себе принцип сенсорных коррекций. В ядрах таламуса собирается информация со всех без исключения пунктов тела, связанных с осязательной и проприоцептивной чувствительностью. Сюда же сходятся на пути к коре головного мозга зрительные и слуховые ощущения. Обладает, как говорит Н.А. Бернштейн, выраженной интровертностью. Отвечает за равномерные циклические движения: бег, ходьба, пиление, строгание и т.п. Тесно связан с образованием двигательных навыков и автоматизацией движений. В качестве самостоятельных движений за этим уровнем закрепилась пантомимика и мимика, а также пластика телодвижений.

С – уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриальный уровень. Распадается на два подуровня: С1 – стриальный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, и С2 - пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней. Благодаря двойственности регуляции обеспечивает выход из внутреннего пространства телесной организации во внешнее пространство окружающего мира, создавая пространственное поле жизнедеятельности. Под пространственным полем подразумевается, во-первых, точное объективное (т.е. соответствующее действительности) восприятие внешнего пространства при сотрудничестве всех органов чувств, опирающемся вдобавок на весь прежний опыт, сохраняемый памятью. Во-вторых, владение этим внешним окружающим пространством. К свойствам пространственного поля, по Н.А. Бернштейну, относятся обширность, несдвигаемость, однородность, восприятие размеров и форм предметов, оценка углов и направлений. Ученый выделяет шесть групп движений уровня С: передвижения всего тела в пространстве с одного места на другое; всеобъемлющие движения всего тела в пространстве – спортивные, гимнастические и плясовые; точные, целенаправленные движения рук (и других органов) в пространстве; движения, преодолевающие сопротивление; баллистические и ударные движения; движения прицеливания, подражания и передразнивания.

D – уровень действий (предметных действий, смысловых цепей и т.п.), он же теменно-премоторный уровень. Действия, по Н.А. Бернштейну, - это целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Все движения - звенья такой цепочки – связаны между собой смыслом решаемой задачи.

Е – группа высших кортикальных уровней символических координаций (письма, речи и т.п.).

Различают произвольные и рефлекторные движения [28], которые обслуживаются мотонейронами с отходящими от них двигательными аксонами. Любое отдельное мышечное волокно контролируется только одним мотонейроном, но один мотонейрон может контролировать много мышечных волокон с помощью разветвлений своего аксона. В деятельности служащего значение имеет соотношение работы крупных и мелких групп мышц, а также онтогенез становления системы движений. Предполагается, что профессиональное мастерство находится в прямой зависимости от уровня физического развития, имея в виду наличие особых двигательных прототипов любой умственной способности [79]. Перефразируя В.С. Мухину [54], можно сказать, что прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ним субъекта деятельности.

В раннем онтогенезе выделяются следующие целостные виды движений: хватание, манипулирование, ползание, ходьба. Названный вторым вид движений для понимания психологии труда служащего представляет наибольший интерес. Как указывает В.С. Мухина [54], манипулирование предметами у младенца складывается поэтапно: схватывание предметов по порядку; размахивание, толкание, сжимание предметов; направленность на изменения, которые возникают при действии с предметом; манипулирование одновременно двумя предметами, попадание предметом в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. В целом, манипулирование состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат и в дальнейшем усложнение достигаемых результатов. С точки зрения теории построения движений Н.А. Бернштейна манипуляция – это активность преимущественно на уровнях С и Д. Предпочтения же персонала сферы услуг смещаются на уровень Е, где доминирует речь.

В переложении на язык двигательных способностей манипуляция означает переход от локальных действий с предметом, осуществляющихся на уровне ощущений, к составлению категориального представления о нем, с последующей организацией восприятия, обеспечивающего непосредственную ориентировку в ситуации. В пространстве движений обнаруживается общий алгоритм формирования учебных навыков, которые вначале очень медленно, «ползком» очерчивают круг изучаемого движения во всем пространстве вида сервисной деятельности. Затем в прямолинейном движении, «ходьбой» прокладываются маршруты внутри очерченных радиальных границ. После этого на маршрутах выделяются, «схватываются» отдельные, наиболее значимые пункты изучаемого движения, которые в заключительном действии манипулирования связываются в неповторимый узор обслуживающего действия.

Можно предположить, что высшие психические функции тогда подчиняют себе двигательные функции, с образованием разновидностей мышления: внимание + уровень А = наглядно-действенное мышление; воображение + уровень В = наглядно-образное мышление; мышление + уровень С = абстрактно-логическое мышление; память + уровень D = понятийное мышление. Уровень А выступает базовым для всех других. Если наши предположения верны, то выстраивается модель отечественного менталитета (табл. 7).

Таблица 7


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.