Механизм реализации модели устойчивого развития союза белорусии и россии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механизм реализации модели устойчивого развития союза белорусии и россии

2017-09-30 259
Механизм реализации модели устойчивого развития союза белорусии и россии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗА БЕЛОРУССИИ И РОССИИ

4.2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРВОАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗА БЕЛОРУССИИ И РОССИИ.

4.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ "ТЕХНОПОЛИС"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МАТРИЦА ПЛАНА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1997 году по заданию Администрации Президента Республики Беларусь группа специалистов (в которую входили и авторы настоящей публикации), сформированная в Белорусском институте информации и прогноза при Администрации Президента Республики Беларусь (сейчас преобразован в Институт социально-политических исследований), выполняла научно-исследовательскую разработку темы: “Идеология белорусской государственности: концепция, модель, программа реализации”. В силу различных обстоятельств, не зависящих от авторов настоящей публикации (преобразование института, значительные кадровые перемещения и др.), тема не была завершена и частные авторские разработки не были представлены на суд научной общественности. Вместе с тем многие идеи, изложенные в этих наработках, получили достаточно широкий общественный резонанс; началось “растаскивание” отдельных фрагментов работы, в некоторых выступлениях отсутствовала целостность авторского изложения и были искажены наши позиции.

Учитывая неослабевающий общественный интерес к теме идеологического обеспечения процессов государственного строительства и понимая ее исключительную важность, мы приняли решение самостоятельно опубликовать свои разработки.

В работе, предлагаемой вниманию читателя, сделана попытка определения весьма неоднозначного понятия, каковым является понятие “идеология белорусской государственности”. Эта неоднозначность вытекает из различного понимания людьми самой сущности феномена “идеология”. Для одних — это средство навязывания ложных идей. Для других — средство разрушения устоявшихся традиций. Для третьих — один из инструментов завоевания власти. Для четвертых — основа государственного строительства. Ну а для пятых — это просто повод для красования на трибунах с целью привлечения внимания к своей персоне...

И, действительно, каждый из взглядов на идеологию правомочен, потому что, на наш взгляд, необходимая ясность и однозначность могут появиться только в том случае, если слово “идеология” будет неразрывно связываться с достижением некоторых конкретных целей.

Любые целенаправленные процессы в обществе инициируются вполне определенными группами людей и в обязательном порядке имеют индивидуальное содержание. А так как часто оказывается, что эти процессы диаметрально противоположны, то неизбежно возникает и столкновение их идеологий. По нашему глубокому убеждению, в обществе не может быть какой-то одной универсальной идеологии и системы ценностей, которые в равной степени удовлетворяют устремлениям созидателя и разрушителя, инициативного и безвольного, труженика и паразита, гражданина и обывателя.

Из всего разнообразия возможных видов идеологии наша страна сейчас более всего нуждается в углубленной проработке идеологического обеспечения процессов государственного строительства. В этих процессах непосредственно заняты профессионалы воспроизводственной сферы на разных административных уровнях и в разных отраслях народного хозяйства. Именно от их согласованных усилий прежде всего и зависит эффективность решения всех насущных проблем. Организаторские усилия на уровне местного самоуправления, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей людей, должны в обязательном порядке подкрепляться соответствующими технологическими разработками в НИИ и формированием пропорциональных денежных потоков в финансовых учреждениях. Только тогда есть надежда на должные результаты. Помимо этого нужно синхронно организовать подготовку соответствующих кадров, издать необходимую литературу, провести разъяснительную работу и много чего еще. Как же достичь согласованности действий во всех этих столь разных сферах человеческой деятельности?

В нашем обществе у многих еще бытует убеждение, что все может организовать “невидимая рука рынка”. Однако как опыт других стран, так и наш собственный, говорят о том, что эта самая “рука” не всесильна. Более того, она беспомощна и вредоносна без определенной государственной воли, направляющей ее действия. И не все здесь ясно и понятно. В частности, как организовать разумное взаимодействие администрации и сил “свободного” рынка?

Именно на подобные вопросы, как нам представляется, прежде всего и должна ответить дееспособная идеология государственного строительства. В таком понимании идеология должна представлять собой своеобразный генотип, блок концентрированной памяти, с которым сверяют свои действия люди, решающие организационные задачи.

Но не только к профессионалам высокого класса обращена наша работа. Она адресована и тем, кто хочет без предубеждения заглянуть в будущее и вовремя обуздать нерациональную бюрократию, которая, того и гляди, “организует” нам второй Чернобыль, духовный, экономический или экологический.

Ну, а безразличных обывателей и откровенных иждивенцев просим не беспокоиться. То, что здесь написано, написано не для них. Им будет неинтересно.

Бесспорно, работоспособная идеология должна опираться на духовные, нравственные и культурно-исторические корни белорусского народа. В противном случае она будет отвергнута конструктивным большинством и не выполнит своей консолидирующей миссии.

Но также бесспорно и то, что идеология, ориентированная на будущее государственное устройство, должна содержать в себе и конкретные рекомендации для решения наиболее важных и глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого. Это такие проблемы, как, например, преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предотвращение многочисленных экологических опасностей, удовлетворение базовых потребностей жизнеобеспечения каждого человека. А такие рекомендации — всегда плод научного поиска, плод человеческого творчества.

Поэтому мы отнеслись к задаче формирования идеологии белорусской государственности как к задаче проектирования некоторой социальной конструкции, которая должна отвечать конкретным требованиям. Другими словами, мы применили доступную нам технологию разработки социального проекта “Стратегия и тактика устойчивого развития Республики Беларусь — идеология белорусской государственности”.

В данной работе мы не претендуем на пионерность постановки проблем устойчивого развития в нашей стране и тем более в масштабе планеты. Как известно, данная проблема весьма обстоятельно и убедительно сформулирована конференциями ООН по проблемам устойчивого развития в течение 90-х годов. В Республике Беларусь группами независимых экспертов начиная с 1995 г. издаются ежегодные отчеты по человеческому развитию. На правительственном уровне принята “Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь”.

Но еще раньше проблема устойчивости (стабильности) функционирования больших систем — технических, биологических, экологических и социально-экономических — объединила специалистов разного профиля в попытках раскрытия всех ее тайн. Их усилиями создана междисциплинарная наука кибернетика, призванная осветить прежде всего именно природу и условия возникновения феномена “устойчивость”. Это обстоятельство предопределило использование в нашей работе ряда положений этой науки, что позволило нам предложить ряд новых подходов к решению проблем устойчивого развития государства.

К оригинальным проектным решениям необходимо отнести прежде всего разработку прикладной модели системного анализа и организационного проектирования. Ее использование позволит, на наш взгляд, упорядочить проведение структурно-функциональных анализов социальных систем. Деятельность ученого-обществоведа, вооруженного таким инструментом социальной диагностики, станет подобна деятельности врача-профессионала, а не лекаря-знахаря, что имеет место в настоящее время.

Другими новациями проектной разработки идеологии белорусской государственности являются: новая концепция местного самоуправления, новые механизмы интеграции науки и производства, а также организации инвестиционной деятельности, новые подходы к нахождению разумного баланса между “планом” и “рынком”, между “централизацией” и “децентрализацией”, ряд других решений, связанных с некоторыми особенностями нынешнего состояния политических и экономических процессов нашей республики.

Насколько они приемлемы для использования в практической деятельности, судить прежде всего нашим читателям. Но важно отметить, что все частные решения в различных областях государственного строительства в данной работе связаны между собой. Отказ от одного из них потребует существенной трансформации других решений, если не полного отказа от них.

В представленном виде работа содержит четыре разных по объему и по смыслу раздела. Первый из них – “Термины и определения” занимает менее трех страниц, но он позволяет навести мост однозначного понимания основных явлений общественной жизни. Особо необходимо остановиться на определении категории “Цели организации”. Общая теория систем трактует их как “желаемое состояние системы, определяемое параметрами ее выходов”. Но в нашей обыденной жизни мы видим, что практически все действующие политики в данном вопросе избегают конкретики. Их формулировки весьма абстрактны и, по большому счету, лишены всякого смысла. Например, многие из них утверждают, что цель Республики Беларусь – “построение социально-ориентированной рыночной экономики” или “достижение общего благосостояния”. Но, спрашивается, какие конкретно социальные показатели должны сигнализировать о достижении цели? Какой административный уровень должен отвечать за это? Благосостояние – это что? Вопросы повисают в воздухе без ответа.

Мы понимаем политиков. Ведь конкретные обязательства требуют определенной ответственности. И если, не дай Бог, обещания политика не будут выполнены, то он может ставить крест на своей карьере. Поэтому безопаснее применять такие формулировки, которые ни к чему не обязывают и выполнение которых трудно проверить. Но, как следствие, программы, разработанные для достижения таких абстрактных целей, весьма условны, их даже трудно назвать “программами”. Потому что они не указывают, что делать конкретно, кому, как, в какие сроки, с привлечением каких ресурсов.

Да, действующим политикам меньше всего нужна конкретика, чего нельзя сказать об интересах общества, которому хочется видеть “свет в конце туннеля”, а не сплошной туман. Можно сказать, что небрежность основополагающих формулировок рождает безответственность лиц, наделенных властью. И первый шаг в направлении повышения их ответственности перед обществом – это уточнение основополагающих понятий. Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что в своей работе привели лишь малую толику необходимых определений. Но ничто не мешает расширению данного перечня. Предложения по этому поводу можно только приветствовать.

Во втором разделе работы мы попытались в весьма сжатой форме сформулировать основные положения проекта идеологии устойчивого развития Республики Беларусь в контексте мировых тенденций, а также идеологические формулы белорусской государственности, необходимые для реализации национальной идеи. При этом мы отдаем себе отчет в том, что этих формул может оказаться недостаточно для достижения всех замыслов. И здесь дорога для модульной “достройки” открыта.

Мы хотим обратить внимание читателя на тот факт, что национальная идея государственного строительства в обязательном порядке должна содержать в себе предметно-осязаемую сущность, чему в основном посвящена третья часть работы. Как производство и переработка шерсти составили базу формирования государственности Великобритании в средние века, как строительство электростанций (план ГОЭЛРО) послужило отправной точкой формирования институтов Советской России, как этим же целям для послевоенной Японии содействовало строительство кораблей, а для Германии – “народных автомобилей”. Только создавая какие-то материальные ценности, страна может сформировать основы своей государственности. Нахождение такого системообразующего продукта для любой национальной экономики – весьма ответственное мероприятие.

Мы предложили в этих целях выбрать многофункциональные экосистемы (МФЭ) – товар, который пока еще не производится нигде в мире. Есть лишь попытки производства отдельных модулей, их составляющих, да призыв ООН ко всем странам активизировать свои усилия для повсеместного создания экосистем. На наш взгляд, Беларусь обладает всем необходимым не только для того, чтобы успешно создавать МФЭ, но и для того, чтобы стать одним из мировых лидеров этой весьма перспективной сферы хозяйственной деятельности. С другой стороны, история не знает случаев формирования преуспевающих государств без некоторой объединяющей идеи, без конкретной хорошо понимаемой всеми стратегической цели. В этой связи весьма сомнительными выглядят заявления некоторых белорусских политиков о том, что с разработкой идеологии белорусской государственности можно и не спешить. На наш взгляд, это глубоко ошибочное заблуждение, тормозящее общественный прогресс в нашей стране.

Завершается проект планом мероприятий по переводу Республики Беларусь в русло устойчивого развития, а также изложением механизмов реализации модели устойчивого развития Союза Белоруссии и России (раздел 4). Естественно, с отпечатком нашего субъективного понимания сущности проблем. Нам представляется, что в рамках существующего отраслевого и секторального деления всех сфер общественной деятельности, Республика Беларусь плохо приспособлена к реализации идей устойчивого развития. Более того, при существующем положении вещей нужды человека будут удовлетворяться по остаточному принципу: после удовлетворения отраслевых амбиций. Но можно ли согласовать мероприятия, направленные на некоторое ограничение всесилия существующих отраслей, с этими отраслями? Ответ однозначен – никогда. Поэтому принятие подобного плана действий – это очень большая политическая проблема нашей страны.

И коль скоро речь зашла о политических решениях, то у читателя невольно может возникнуть вопрос о политических пристрастиях авторов разработки представленного социального проекта. По этому поводу мы можем ответить словами Дж. Ван-Гига, разработчика парадигмы системного проектирования, которой мы в основном и руководствовались при своей разработке: “Хочу предупредить читателя, который может обвинить меня в том, что я принимаю тенденциозную точку зрения “правых” или “левых”. Моя цель – отнестись с уважением к взглядам всех заинтересованных сторон. При истинном системном подходе решения должны быть приемлемыми для всех систем и для всех людей вне зависимости от их политической, религиозной, географической или какой-либо другой принадлежности, благодаря тому, что общественное решение учитывает все эти особенности. “Системные проблемы” требуют и “системных решений”, а это означает, что мы должны стремиться найти такие решения проблем более крупных систем, которые не только удовлетворяют целям подсистем, но и обеспечивают сохранение глобальной системы”. [Гиг Дж. Ван. “Прикладная общая теория систем. – М; 1981 г., т. 1. – с.16]

I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1. Идеология – стройная теоретическая система взглядов, отражающая коренные интересы и ценности индивидов, социальных групп и других сообществ.

2. Идеология (государственная) – ценностный консенсус в государстве и обществе, сфера базового согласия граждан по основным вопросам жизнедеятельности общества и государства.

3. Идеология государственного строительства – совокупность основополагающих принципов, которыми руководствуются власти по обеспечению устойчивого развития государства и общества.

4. Республика Беларусь как организованная система (или организация) – это совокупность людей, природных, материальных и нематериальных (интеллектуальных) ресурсов, интегрированных в единую социальную систему и объединенных разработкой и реализацией целей, которые достигаются с помощью ряда последовательных взаимодействий ее элементов.

5. (Национальная) государственность – способность определенного народа (нации) к самоорганизации и самоуправлению, реализуемая через создание суверенных институтов государственной власти и управления на основе и с учетом глубинных интересов народа, его исторических и культурных традиций, менталитета, геополитического положения, природной среды обитания, национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

6. Цели организации – это желаемое состояние системы (прежде всего ее выходных параметров), которое должно быть достигнуто с помощью внутренних и привлекаемых ресурсов в процессе ее функционирования.

7. Государственное управление – совокупность действий по планированию, контролю, прямому и косвенному регулированию, координации и мониторингу функционирования системы в процессе достижения государственных целей и стратегий на основе принципов разделения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.

8. Система управления – это совокупность центров принятия решений, действующих в соответствии с принятыми процедурами и правилами, имеющая определенную структуру и реализующая задачи государственного управления с помощью информационных сетей.

9. Планирование – разработка целей и задач государственного развития с определением достигаемых параметров, а также методов достижения планируемых результатов и потребных ресурсов.

10. Контроль – сбор и обобщение информации о динамике изменения плановых параметров в процессе реализации целей и задач социально-экономического развития.

11. Прямое регулирование – анализ отклонений контролируемых параметров от плановых заданий, принятие решения о средствах и методах ликвидации негативных последствий выявленных отклонений и воздействие на объекты управления на основе принципа власти.

12. Принцип власти –безусловное право субъекта управления давать указания и обязанность объекта управления их выполнять.

13. Косвенное регулирование – воздействие на объекты управления путем создания для них необходимых и достаточных условий с целью обеспечения заданных параметров функционирования системы.

14. Координация – процедура согласования и принятия решений, выходящих за пределы компетенции субъектов управления, в процессе реализации государственных целей и стратегий, в том числе решение конфликтных ситуаций, возникающих между центрами принятия решений.

15. Мониторинг – сбор и обобщение информации о динамике изменения состояний социально-экономической системы, выявление и анализ негативных последствий, возникающих в результате реализации государственных целей и стратегий, а также разработка предложений по совершенствованию форм и методов государственного строительства.

16. Политическая деятельность – выявление тенденций общественного и духовного развития, формирование предложений по развитию общества, пропаганда выработанных подходов, борьба за завоевание мест в представительных органах власти с целью реализации стратегических направлений выработанной политики на принципах многопартийности.

17. Политическое руководство системой государственного управления – принятие решений, направленных на реализацию политических устремлений с сохранением преемственности ранее принятых основополагающих норм государственного функционирования.

18. Воспроизводственная деятельность – хозяйственная деятельность, связанная с созданием (реконструкцией) производственных мощностей, подготовкой и переподготовкой кадров.


 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.