По повышению эффективности преподавания в начальной школе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

По повышению эффективности преподавания в начальной школе

2017-09-30 135
По повышению эффективности преподавания в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По повышению эффективности преподавания в начальной школе

В Тверской области в условиях реализации ФГОС

В 2017-2018 учебном году.

 

В 2017 - 2018 учебном году во всех классах начальной школы образовательных организаций города Твери и Тверской области реализуется федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС НОО).

 

Следует понимать, что ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).

 

Процесс введения и реализации ФГОС НОО должны сопровождать следующие нормативные документы:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

В первоначальный текст стандарта неоднократно вносились изменения. Ниже перечислены документы, вносящие изменения во ФГОС НОО:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».

Вариативность в начальном образовании.

 

На сегодняшний день современному учителю начальных классов для реализации предлагаются следующие образовательные модели:

- образовательная программа «Перспективная начальная школа»;

- образовательная программа «Начальная школа XXI века»;

- образовательная программа «Гармония»;

- образовательная программа «Школа России»;

- образовательная программа «Перспектива»;

- образовательная программа «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»;

- образовательная программа «Планета знаний»;

- образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Дидактическое обеспечение ООП НОО определяется следующими нормативными документами:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

В 2017 – 2018 учебном году продолжает действовать федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

В данный федеральный перечень учебников не вошли учебники, обеспечивающие реализацию системы «Школа 2100», системы Л.В. Занкова и учебники Л.Г. Петерсон.

Вторые, третьи и четвертые классы, реализующие систему «Школа 2100», систему Л.В. Занкова и учебники Л.Г. Петерсон, завершают обучение школьников до четвертого класса по данным образовательным моделям.

Следует обратить внимание, что приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» и от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» признаны утратившими силу.

ü Учебники «Перспективной начальной школы» выпускает «Академкнига/Учебник» (Москва). Сайт издательства - www.akademkniga.ru.

 

ü Образовательные программы «Начальная школа XXI века», «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» и «Планета знаний» сопровождаются объединенной издательской группой «Дрофа» - «Вентана - Граф» (Москва). Сайт - http://drofa-ventana.ru/.

 

ü В образовательной программе «Гармония» учебники выпускаются издательством «Ассоциация XXI век» (Смоленск). Сайт издательства - www.ass21vek.ru.

 

ü Образовательные программы «Школа России» и «Перспектива» сопровождает издательство «Просвещение» (Москва). Сайт издательства - www.prosv.ru.

 

ü Образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова сопровождает издательство «Вита-Пресс» (Москва). Сайт издательства - www.vita-press.ru.

Примерный учебный план начального общего образования.

 

Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

 

Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации.

Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно ­ деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Примерный учебный план начального общего образования состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (таблица 1).

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

В обязательной части должны быть зафиксированы следующие предметные области:

- русский язык и литературное чтение[1];

- иностранный язык;

- математика и информатика;

- обществознание и естествознание;

- основы религиозных культур и светской этики[2];

- искусство;

- технология;

- физическая культура.

 

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

 


Таблица 1.

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
I класс (5-дневная учебная неделя) II класс (5-дневная учебная неделя) II класс (6-дневная учебная неделя) III класс (5-дневная учебная неделя) III класс (6-дневная учебная неделя) IV класс (5-дневная учебная неделя) IV класс (6-дневная учебная неделя)
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык              
Литературное чтение              
Иностранный язык Иностранный язык -            
Математика и информатика Математика              
Обществознание и естествознание Окружающий мир              
Основы религиозных культур и светской этики* Основы религиозных культур и светской этики --- --- --- --- ---    
Искусство Музыка              
Изобразительное искусство              
Технология** Технология              
Физическая культура Физическая культура              
ИТОГО                
Часть, формируемая участниками образовательных отношений              
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка              

 

* В IV классе изучается предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» по 1 часу в неделю. По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» изменено название предметной области. Слова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменены словами «Основы религиозных культур и светской этики». С введением данной предметной области связано уменьшение часов на изучение «Литературного чтения» в IV классе.

 

**Предметная область и учебный предмет «Технология»изучается в I, II, III и IV классах по 1 часу в неделю. Модуль «Практика работы на компьютере» реализуется в рамках предмета «Технология». На сайте ТОИУУ (www.tiuu.ru) в рубрике «Начальная школа» размещены методические рекомендации о реализации в учебном предмете «Технология» модуля «Практика работы на компьютере».

Оформление сценария современного урока.

В шапке к сценарию уроку указываем:

- ФИО автора;

- реализуемую образовательную модель;
- предмет;

- автора (-ов) учебника;
- класс;
- тему урока;
- тип урока;

- тип вводимого знания (если урок «открытия» нового знания и др.).

Вместо цели урока и задач расписываем планируемые результаты:

личностные:

-

метапредметные:

регулятивные познавательные коммуникативные
- - - - - -

предметные

-

Если оформляем сценарий урока в таблицу, можно за основу взять следующую матрицу:

№ п/п Название этапа урока Описание деятельности учителя Описание деятельности обучающихся Формируемые УУД
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
               
                   

Задачи лучше расписывать на конкретных этапах урока.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения ООП НОО.

 

Согласно ФГОС в каждой образовательной организации должна быть разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Система оценки должна быть включена в целевой раздел ООП.

 

Введение и реализация ФГОС НОО требует разработки и внедрения нового подхода к оцениванию.

 

Основные признаки нового подхода к оцениванию[10]:

§ оценивание предметных и метапредметных результатов учащихся;

§ непрерывный процесс оценивания предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

§ оценивание личного прогресса каждого ученика;

§ оценивание с целью дальнейшего развития ребенка;

§ комплексное использование формирующего и суммативного оценивания.

 

К документам образовательной организации, определяющим оценку обучающихся I-IV классов, относятся[11]:

- ООП НОО;

- программа развития образовательной организации;

- Положение о внутренней системе оценки качества образования;

- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения в образовательной организации;

- Положение о программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

 

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

 

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов[12].

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.

В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

 

Рассмотрим более подробно составляющую итоговой оценки - накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видео - изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото- и видео - изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видео - изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

 

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

 

Для эффективного оценивания учебных достижений учащихся необходимо комплексно применять формирующее и суммативное оценивание.

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие.

Основная черта – применение методов и приемов, улучшающих качество знаний обучающихся.

Формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей.

Шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей.

Суммативное оценивание – вынесение заключительного суждения о том, каких результатов смог достичь учащийся в ходе обучения на основе единых требований. Проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.

Осуществляется внешними органами согласно тем или иным нормативным документам.

При суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

 

Следует обратить внимание:

О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова Технология формирующего оценивания в современной школе.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Результатом начального образования является становление ребенка как субъекта учебной деятельности, способного определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому за помощью.

Для того чтобы ребенок развивался как субъект (личность) в учебной деятельности, учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения.

Это требует обучения детей дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.

 

В организации безотметочного обучения педагогам может помочь следующее издание: Г.А. Цукерман. Оценка без отметки.

 

 

С апреля 2017 года мониторинг качества подготовки обучающихся четвертых классов проводится в штатном режиме в форме Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией[13]. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся[14].

Результаты выполнения ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов. ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС.

Решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация.

 

Издательство «Академкнига/Учебник» для подготовки к ВПР предлагает следующие тренажеры:

ü Захарова О. А.

Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Часть 1.

Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Часть 2.

ü Лаврова Н. М.

Русский язык. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Часть 1.

Русский язык. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Часть 2.

ü Харазова Л. В.

Окружающий мир. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 класс.

 

по повышению эффективности преподавания в начальной школе


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.