Проведения первого урока дня знаний — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Проведения первого урока дня знаний

2017-09-30 1262
Проведения первого урока дня знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЦЕНАРИИ

ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА ДНЯ ЗНАНИЙ

 

 

Тюмень

 


Содержание

Введение

Сценарий урока «Россия - Родина моя» (1-4 классы)

Сценарий урока Мира (5-8 классы)

Сценарий урока «Россия – страна возможностей» (9-11 классы)

Сценарий урока «Россия - страна возможностей» (9-11 классы)

Сценарий урока Мира «Нам этот мир завещано беречь» (9-11 классы)

Сценарий урока, посвященного активной гражданственности и волонтерству (8-11 класс)

Приложение. 30 интересных фактов о России

 

Введение

Ежегодно в общеобразовательных организациях проводится День знаний, который официально отмечается в России с 1984 года. Тематика Дня знаний посвящается памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным датам и событиям.

В 2017 году День знаний рекомендуется провести по следующим темам:

 

· «Урок мира» (для обучающихся начальных классов);

· «Урок мира» (для обучающихся средних классов);

· «Россия – моя Родина» (для обучающихся средних классов);

· «Урок мира» (для обучающихся старших классов);

· «Урок активной гражданственности и волонтерства (для обучающихся старших классов);

· «Россия – страна возможностей» (для обучающихся старших классов).

 

Цель Дня знаний - приобщение обучающихся к культурным и общечеловеческим ценностям своего народа в контексте формирования у них российской гражданской идентичности (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № ТС-134/08 «О календаре образовательных событий на 2016/17 учебный год»).

Формы проведения разные, с учетом возраста обучающихся и их интересов, а также использования возможностей социокультурных и социопроизводственных объектов, и определяются учитель самостоятельно.

Рекомендации для определения форм проведения знаний (по уровням образования):

начальное общее образование

· следует учитывать: у детей доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу;

· эффективное восприятие информации предполагает обязательное включение образов, иллюстраций, развивающих игр, слова, инсценировок;

· формы: развивающие тексты, игры-путешествия, очные и виртуальные экскурсии, познавательные квесты, викторины и конкурсы

основное общее образование

· целесообразно использовать активные и интерактивные формы; элементы технологий проблемного и эвристического обучения; познавательные задачи, игровые приемы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации; виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры и т.д.

среднее общее образование

· целесообразно использовать активные и интерактивные формы;

· акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, поисково-исследовательский подход;

· реализация принципа социальной значимости, добровольное, посильное включение учащегося в решение реальных социальных проблем, актуальных для окружения и самого ученика, проявление социальной и нравственной зрелости.

· формы проведения: дискуссия, диспут, исследование, моделирование исторической ситуации, конференция, круглый стол и др.

 

Сценарий урока «Россия - Родина моя»

Классы

Ресурсы:

- сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»: http://www.uznai-prezidenta.ru/index.php?p=1-4&v=fi0

- запись песни М.Бернеса «С чего начинается Родина?»;

- запись гимна РФ С.Михалкова;

- книга Головановой М.П «Государственные символы России»;

- книга В. Степанова «Наша Родина- Россия»;

- стихотворение «Берегите Россию», Е.Синицына;

- стихотворение «Российская семья», В.Степанова.

Оборудование: мультимедийный комплект, компьютеры и планшеты для детей с выходом в Интернет, рисунки детей на тему «Моя Родина», пословицы о Родине, флажки на каждую парту – символ страны, планшеты, папка с файлами для альбома, фломастеры, цветные карандаши, мультимедийный проектор.

Ход урока

Открытие новых знаний

- Представьте, что мы поднялись на самолёте высоко над землёй. Какой мы увидим нашу Родину с высоты птичьего полёта? Для того чтобы расширить знания о нашей Родине, проведём мини-исследование.

Выступление спикеров групп.

Практическая работа (по выбору учителя)

а) учащиеся обводят ладошки, пишут на них пожелание своей Родине, прикрепляют к карте России;

б) рисуют поздравительную открытку с международным Днем мира (21 сентября);

в) составляют пятистишье (Родина. Великая, могучая. Защищает, оберегает, восхищает. Я люблю свою страну. Патриот).

Подведение итогов

Урок мы начинали с прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?».

Попробуйте сейчас ответить на вопрос «С чего начинается Родина?» Сравните ваши ответы в начале урока и в конце. Можно использовать методику «Незаконченного предложения»: продолжите фразу:

- Оказывается…

- Самым неожиданным для меня было…

- Мне больше всего…

- Россиянами называют…

- Я патриот своей Родины…

- Нашу область можно назвать … («маленьким сердцем большой страны»).

Сценарий урока Мира

Классы

Цель урока: воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, стремление к миру.

Задачи урока:

воспитательные:

· Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

· Воспитывать уважение к родной истории, знанию.

развивающие:

· Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

· Развитие творческого потенциала учащихся

о бучающие:

· Уметь выстраивать взаимоотношения между людьми на принципах уважения, добра, честности и справедливости

Методы работы: фронтальная беседа, игра, творческая работа.

Материалы и оборудование: украсить класс к 1 сентября, расположить на доске изображение голубя Мира, пословицы, мультимедийное оборудование (для просмотра видео), CD-проигрыватель, запись песни «Пусть всегда будет солнце».

Ход урока

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»

Подведение итогов беседы

В прошлом учебном году мы не раз говорили и о событиях на Украине, и о том, что мы можем сделать, чтобы нас не постигла эта беда. Очевидно, что сила народа, государства в памяти, в уважении к предкам, своей истории, любви к своему Отечеству.

Кому как не нам, россиянам, знать, что такое война, каждая семья имеет свою «военную» историю. Мы помним тех, кто завоевал для нас мир, свободу и независимость.

· Почему возникают войны сегодня и что мы должны делать уже сегодня, чтобы ужас войны нас не тревожил? (выслушиваются мнения детей).

Приходим к выводу о том, что:

· люди, которые отказываются от своей истории, своих корней становятся очень уязвимыми и обречены на вымирание;

· кто не помнит уроков войны, боли и разрушений, вызванных войной, легко вступает или развязывает новую войну;

· агрессия, зависть и злоба разрушает людей и государства;

· больше доброжелательности друг к другу.

Закончить урок хочу стихотворением Гаврюшкина Александра Евгеньевича:

Дети Мира, за руки возьмитесь!

Дети Мира, за руки возьмитесь!

Шар земной обнять под силу вам.

Войны на Земле остановите!

Мир подвластен детским голосам.

Милые мальчишки и девчонки,

Научите взрослых мирно жить.

Детские, прекрасные ручонки,

Постарайтесь Мир наш сохранить.

Дети наши, будьте-ка смелее!

Занимайте место у руля!

Станете командой вы, взрослея,

Нашего Земного корабля.

Поплывёт он по волнам вселенной,

Счастьем, освещая всё вокруг.

Ужасы уйдут поры военной,

Все несчастья, беды и испуг.

Станет Мир и лучше и светлее

В разноцветье милых детских глаз,

Люди станут чище и добрее.

Дети! Мы надеемся на вас!

Сценарий урока

«Россия – страна возможностей»

Классы

Цель: патриотическое воспитание, воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

1. Определить уровень экономического, политического, социального и культурного развития России к 2020 г., успехи и проблемы.

2. Формирование навыков отбора нужных аргументов из приведенной совокупности фактов; развитие умения представлять свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать.

3. Формирование культуры выступления, способности строить взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, способности брать на себя ответственность.

Участники: учащиеся 9-11-х классов, родители, классные руководители и педагоги.

Оборудование:

1. Учебная мебель (столы, стулья), заранее расставленная определенным образом (см. «Ход мероприятия»).

2. Карточки для деления участников на группы (см. Приложение 1).

3. Доска, заранее оформленная (см. Приложение 2).

4. Компьютеры и/или телефоны (смартфоны) с выходом в Интернет, чтобы у участников была возможность выбора аргументов в защиту своей позиции.

5. Материал для обсуждения (см. Приложение 3) – дискуссия не учебная, поэтому помимо возможности найти аргументы в защиту своей позиции в Интернете, все участники получают от учителя одинаковые подсказки (но как их использовать и использовать ли команды решают самостоятельно).

Ход мероприятия

Участники делятся на 4 группы с помощью карточек, на которых изображены разные фигуры (группа 1 – квадрат, группа 2 – круг, группа 3 – треугольник; группа 4 – шестиугольник; эксперты – трапеция).

Размещение учащихся в классе:

1я группа Позиция «Россия – лидер»
3я группа Позиция «Россия – аутсайдер»
Эксперт
Эксперт
Место дискуссии спикеров от групп
1й спикер
2й спикер
3й спикер
4й спикер
Эксперт
Эксперт
4я группа Позиция «Россия – аутсайдер»
2я группа Позиция «Россия – лидер»

 

 


Перед участниками ставится проблема, которая записана на доске: «Место России на международной арене в 2020 году – лидер («идущий впереди») или аутсайдер («отстающий от остальных»)?» Просмотр видеоролика «Россия - страна возможностей».

Учитель объясняет правила дискуссии, которые записаны на доске (чтобы участникам легче было ориентироваться).

Далее:

- участники в группах выбирают спикеров, которые затем представляют позицию группы;

- члены команды ищут аргументы в защиту позиции, которую по жребию отстаивает их команда, даже если они лично думают по-другому;

- группы 10 минут обсуждают проблемы, выбирают аргументы в защиту своей позиции;

- спикеры выходят и садятся за круглый стол, где по очереди высказывают позицию своей группы; все другие участники не имеют права высказываться; спикерам желательно не повторять аргументы других спикеров, но можно и нужно опровергать аргументы, с которыми не согласны;

- если спикер исчерпал свои аргументы, то может взять «тайм-аут» и все спикеры на 2-3 минуты идут к своим группам для дополнительного обсуждения;

- члены группы могут писать записки с новыми аргументами для своего спикера;

- через 10 – 15 минут обсуждения спикеры подводят итоги – чьи аргументы, на их взгляд, являются более весомыми;

- учитель и эксперты подводят общий итог дискуссии;

- учитель оценивает работу экспертов;

- в заключение каждому участнику (в том числе спикерам) дается возможность озвучить свое личное мнение о месте России и о том, что следует делать, чтобы его удержать, если они считают, что Россия – лидер, или что делать, чтобы вывести Россию в лидеры, если считают, что Россия – аутсайдер; высказываются и о том, на ком лежит ответственность за место России в мире.

Приложение 1

Для деления участников на группы:

Группа 1 «Россия – лидер»
Группа 1 «Россия – лидер»
Группа 1 «Россия – лидер»

 

 


 

Эксперт 1-й гр.
Группа 4 «Россия – аутсайдер»
Группа 4 «Россия – аутсайдер»
Эксперт 2-й гр.
Группа 4 «Россия – аутсайдер»
Группа 2 «Россия –лидер»
Группа 3 «Россия – аутсайдер»
Группа 2 «Россия –лидер»
Группа 2 «Россия –лидер»
Группа 3 «Россия – аутсайдер»

 

Эксперт 3-й гр.
Эксперт 4-й гр.

 


Приложение 2

Оформление доски в классе:

Проблема

«Место России на международной арене в 2020 году – лидер («идущий впереди») или аутсайдер («отстающий от остальных»)?»

Приложение 3

Запуск Калининской АЭС

Промышленности нужна электроэнергия и без роста мощностей в энергетике общий рост промышленности невозможен. Именно поэтому несколько лет назад было принято решение по строительству в России новых АЭС. Сейчас в России строится 8 новых энергоблоков, и первая - четвертый энергоблок Калининской АЭС, который был запущен в прошлом году.

Успешно идет строительство и других АЭС и энергоблоков. Важно, что ряд АЭС строятся в чистом поле, то есть это не дополнительные блоки существующих станций, а совершенно новые проекты (полным ходом идет строительство Балтийской АЭС, Нововоронежской АЭС-2 и других). Помимо АЭС, в России строится несколько крупных ГЭС, множество мелких ГЭС, ТЭЦ и других видов электростанций. Также идет модернизация энергетических объектов по всей стране.

Стан-5000

Даже СССР покупал трубы большого диаметра в капиталистических странах за валюту и в обмен на нефть. Россия с пуском Стана-5000 в г.Выксе полностью избавилась от этой зависимости. В мире всего 14 таких станов, 3 из них - в России. Два были построены с нуля, один - полностью модернизированный стан в Ижорах. Это был единственный в СССР Стан-5000, но он не был способен выпускать прокат для ТБД, только для судостроения. Его модернизация сравнима со строительством нового завода.

Что это нам дает? Знаменитые советские трубопроводы типа «Дружба» были построены из импортных труб. У Запада в руках была возможность контролировать строительство трубопроводов в России, диктовать нам объемы такого строительства. Например, ввести квоты на поставки ТБД. Это бы означало, что мы не могли бы построить ВСТО, «Северный поток», если бы этого не захотел Запад. Теперь мы сами решаем, что и куда строить. Наши трубопроводы теперь строятся из наших же труб.

Северный Поток

Строительство первой ветки «Северного потока» завершено. Россия становится все более независимой в поставках газа, теперь никто не может нам диктовать цены, стоимость транзита и прочие условия.

Важно, что проект был построен в тесной кооперации с иностранными компаниями. Это позволило нам сэкономить огромные средства, также участие иностранных компаний в проекте показывает его важность и перспективность.

Удачные испытания «Булавы»

Проблемы с разработкой «Булавы» преодолены, 6 удачных пусков подряд, причем со штатного ракетоносителя новейшей подводной лодки четвертого поколения, показывают, что решение о разработке этой ракеты было правильным. Причем последний пуск был залповым, сразу две ракеты были запущены с разницей в несколько секунд. Это высочайшие нагрузки не только на ракеты, но и на подводную лодку. Россия сохраняет свой инженерный потенциал и способность к созданию таких сложных видов оружия.

Новых заводов Роснано

В прошлом году Роснано запустило 13 новых высокотехнологичных инновационных производств. Проект оказался успешным. В этом году планируют открыть уже 30 заводов. Важно то, что в каждом проекте участвуют частные компании и частный капитал, Роснано всегда ищет соинвестора. Это означает не только экономию бюджетных средств, но и полный контроль за их расходованием, ведь частная компания не станет тратить свои деньги на разные аферы и не позволит себя обманывать.

Радиоастрон

Россия вернула свою науку в космос. Стартовал Мега-супер проект. Радиоастрон - это целая система космических аппаратов и наземных станций, которая позволит изучать нашу Вселенную, даст те возможности, которых раньше не было. С помощью этого проекта, возможно, будут совершены открытия, которые перевернут наше представление о мире.

Помимо запуска космических аппаратов, была выполнена реконструкция наземных объектов, которые все вместе должны составить, по сути, огромный радиотелескоп.

Глонасс

Россия стала второй страной в мире, обладающей собственной спутниковой навигационной системой. Мы планомерно идем к независимости от других стран в важнейших областях. ГЛОНАСС применяется в народном хозяйстве, например, большинство общественного транспорта уже оснащены устройствами ГЛОНАСС, и диспетчеры могут контролировать местоположение автобусов на маршруте.

Мировые производители тоже оснащают системой свои устройства, огромное количество мобильных телефонов поддерживают ГЛОНАСС, самый известный из них iPhone 4S, но и помимо него множество других брендов являются двухсистемными.

Классы-

Цели:

- патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к прошлому малой Родины (села, города, района, области), старшему поколению; исторической памяти;

- развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

- профориентация обучающихся через наглядный пример жизни и деятельности известного земляка, выпускника школы.

Вступление. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята! Мы рады приветствовать вас на этой встрече поколений «Дорогие мои земляки». Приглашаем вас сегодня пройти по дорогам нашей малой Родины, прикоснуться к ее истории, познакомиться с чудесными людьми, живущими здесь. К нам на встречу пришли: ______________________И сейчас мы вместе с нашими гостями отправимся в необычное путешествие. Необычное оно потому, что это будет экскурсия в прошлое села, города, района, области. Краткая история села, города, района, области (не более 10 минут). Беседа с приглашенным гостем.

Примерный перечень вопросов для беседы:

- Считаете ли вы себя примером для подражания? Почему?

- Как ваши дети относятся к вашей работе?

- Говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Есть ли вещи, которые вы никогда не попробуете?

- У вас есть личный рецепт успеха? Расскажите о нем?!

- Как вы представляете будущее?

- Какие мечты детства вы воплотили в жизнь?

- Что для вас главное в жизни?

- Как вы выбрали свою профессию?

- Имея в своем распоряжении час аудиенции с Президентом РФ, какие темы вы бы подняли и о чем вели беседу?

- Ваш девиз, внутренний гимн? Есть ли он у вас?

- Самый лучший, ценный совет, который вам дали? Кто это был?

- Ваш кумир, человек, у которого вы многому научились?

- Что бы вы предложили попробовать сделать каждому?

- Что помогает вам принять правильное решение в трудных ситуациях?

- Какие напутственные слова вы можете дать нынешнему поколению?

Варианты форматов проведения уроков: урок проводит

- известный в стране человек, окончивший данную школу;

- известный на уровне региона/города/села человек, окончивший данную школу (рассказывают о своей истории успеха, как обычному человеку удалось, благодаря своему труду или таланту, добиться успеха, стать известным);

- директор школы/заслуженный учитель/общественник/ родственник героя, показывая ролик о герое, который учился в данной школе, но которого уже нет в живых, и рассказывая о подвиге, героическом поступке (мероприятие может быть в рамках проекта ОНФ «Имя героя школе»);.

- общественный деятель, окончивший данную школу, рассказывает о своем регионе/городе/селе, своей Малой Родине;

- общественный деятель, известный на уровне региона/города/села человек, окончивший данную школу, рассказывая об интересных фактах о России.

Место проведения: актовый зал.

 

Классы

Цель:

- показать учащимся, какой ценой досталась нашей стране свобода;

- формировать понятие о миролюбивой политике России;

- привить любовь к своей родине, воспитывать бережное отношение к природе, показать угрозу экологической катастрофы и пути её предотвращения.

Оборудование: ноутбук, плакаты.

Ключевые понятия:

Что такое мир?

МИР - все, что существует вокруг, Вселенная.

МИР - это наша планета Земля.

МИР - это спокойствие, отсутствие войны.

Ход урока

Слово учителя.

Нет ничего роднее в мире «мать»,

Я не устану это повторять,

Дороже нет другого слова «мир»,

Оно ведет меня по землям муз и лир.

Есть третье слово «Родина»

И тоже нет родней его на этой из планет.

Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – отчему дому, родному краю. Историю страны, города создаем мы. Мы участвуем в ее трудовых делах, защищаем. Итак, наш первый урок посвящен Миру.

70 лет назад началась Вторая мировая война. А 1сентября 1939 года фашистская Германия вероломно напала на Польшу; а 22 июня 1941 года - на нашу страну. Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.

В самые трагические дни войны советский человек оставался Человеком с большой буквы. Тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев. 900 дней гитлеровцы держали город на Неве в блокадном кольце. Но Ленинград жил и боролся. Голод и холод не сломили дух ленинградцев. Несмотря на лишения блокадного времени, они сумели пронести веру в победу, любовь к жизни, к прекрасному.

Стихотворение Л. Хаустова «Мы красоту в войну не предавали…»

Мы красоту в войну не предавали,

И не был человек духовно слеп.

Цветы! Цветы! Их тут не продавали,

А попросту меняли их на хлеб.

Ты шла с цветами первыми твоими,

С улыбкой окунала в них лицо,

И обручало нас с тобой незримо

Железное блокадное кольцо.

Четыре огненных года прошагали наши воины, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.

В этом году наша страна отметила 70-летие со дня этой великой Победы.

Память о войне, о жертвах войны…она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и слава всем, кто в годы войны защищал от врага.

Стихотворение В. Скородумова «День памяти – Победы Праздник…»

День памяти – Победы Праздник.

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар, все это, ведь это нужно Нам, Живым!

Давайте перенесемся в глубокую историю. 1917 год. Великая Октябрьская социалистическая революция. Мы не будем говорить о значении этой революции, как и какими путями она совершилась. Нас интересует другое. Первым документом, принятым Советской властью, был декрет о мире. Наше государство родилось как государство мира и труда.

Перед нами стоит множество задач. И ожидают эти задачи мудрого хозяина, труженика, не боящегося преобразований.

Россия и Тюменская область стоят на пути решения этих задач. Мы пропагандируем мирную политику, так как только мирное государство – залог счастливого будущего.

Стихотворение «Кланяйтесь светлой поре!»

Кланяйтесь светлой поре!

Все на земле быстротечно,

Держится мир на добре,

Только разумное вечно.

Мудрость зерна и воды,

Зов наковальни и плуга,

Не накликайте беды!

Люди, любите друг друга!

Сердце колотит в ребро,

Кружит цветочная вьюга,

Делайте людям добро

И берегите друг друга!

Перед всем человечеством встают перспективы, которые должны базироваться на принципах, положенных в основу работы по сохранению мира.

1) Добрая воля вести переговоры, содействовать сближению народов и государств, решать вопросы, волнующие все человечество.

2) Утверждать взаимное доверие, без чего не достичь важных соглашений и тем более не претворить их в жизнь.

3) Разрабатывать надежные меры контроля за выполнением соглашений по всем видам вооружений.

4) Утверждать дух сотрудничества. Мы должны сотрудничать, совместно решать назревшие проблемы, в том числе самое главное – создание безъядерного мира.

Ядерная война бессмысленна, так как в ней не может быть ни победителей, ни побежденных. Ее неизбежный финал – гибель всего человечества, всего живого.

Пока еще продолжаются кровопролитные войны в различных уголках земного шара. По радио и телевидению нас то и дело извещают о военных конфликтах, терактах.

1 сентября 2004 года в Беслане боевики захватили в заложники учеников и учителей одной из школ. К сожалению, не все остались в живых. А что может быть страшнее для матери, чем потеря самого дорогого в жизни – своего ребенка.

И поэтому мы должны быть благодарны нашему государству за то, что живем в мирное время. У нас есть возможность учиться, получать высшее образование, работать по специальности; мы не думаем о том, что будем есть завтра. Благодаря миру – мы счастливы.

Так что же такое мир? (Ученики высказывают свое мнение).

Стихотворение Бокова «Голубая планета».

Голубая планета сегодня больна,

Завтра может прийти мировая война

И ракеты, как опухоль, в теле земли,

Она просит, чтоб выжить мы ей помогли.

Стонет наша земля, наша общая мать,

Как не хочется ей, молодой, умирать,

Люди! Бейте в набат!

Мир, вставай, не молчи!

Мы спасем ее! Все мы сегодня врачи!

Наш дом – это не только квартира, где мы живем, но и двор, завод, город, республика. Наш дом – это огромная наша страна. И дом крепок не только стенами. Крепок дружбой людей, братскими родственными отношениями. И в нашей республике люди всех национальностей живут в мире и согласии.

Стихотворение Бондарчука «Хлеборобом ли станешь…»

Хлеборобом ли станешь

Или в космос заглянешь

Или будешь шахтером,

Капитаном, шофером,

Помни крепко о том,

Что Отчизна Твой дом.

Так люби же свой край,

Береги, защищай

И, шагая по жизни,

Ты в борьбе и в труде,

Верным сыном отчизны

Будь всегда и везде.

Но нас волнует и другая проблема – экологическая. В настоящее время очень много городов является экологически опасными городами. Различные химические выбросы и всевозможные газы отравляют атмосферу. Человечество может погибнуть от загрязнения планеты. А какой вклад можем внести мы?.

Стихотворение «Ты, человек, любя природу…»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она - твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Да, мы живем в мирное время. А что же можем сделать мы, ученики, для сохранения мира? Конечно, делать добрые дела.

Класс

План урока:

1. Опрос: Какую деятельность дети считают добровольческой (волонтерской)? Нужно ли в сегодняшнем мире творить добрые дела безвозмездно? (если кто-то из участников беседы занимается волонтерской деятельностью, можно привести примеры).

2. Понятие волонтерства.

3. Чем волонтерство отличается от благотворительности.

4. История волонтерства.

5. Волонтерство: сравнительный опыт на примере стран Запада.

6. Основные виды волонтерства (молодежное добровольчество).

7. Международное волонтерство, олимпийское волонтерство.

8. Добровольчество в Тюменской области

9. Личная книжка волонтера.

Ход урока

Введение

Ребята, сегодняшний урок необычен, он вам не даст каких-то специальных знаний, но, возможно, изменит вашу жизнь в будущем. Наш урок посвящен активной гражданственности и волонтерству.

Понятие волонтерства:

Во всем мире волонтерство получило широкое распространение, а его роль в развитии общества признана на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает волонтерство богатым источником навыков, энергии, знаний, которые правительства могу использовать при осуществлении более эффективных массовых государственных программ. Волонтерство - интереснейший общественный ресурс, дающий уникальный эффект – ресурсы участников волонтерской деятельности объединяются и дают качественно новый результат, который в свою очередь существенно влияет на участников, изменяя их и развивая.

Практически все вы участвовали в мероприятиях, связанных с волонтерской деятельностью, т. е. с предметом нашей беседы, так или иначе, знакомы. Возможно, вы сейчас сидите и гадаете, зачем вам рассказывают о том, что вы уже на собственном опыте знаете.

Цель нашей беседы вот в чем: хотелось, чтобы вы на практике реализовали всем известный постулат «Мысли глобально, действуй локально». Возможно, получив новую информацию, в ваших головах родятся мысли – ага, а ведь у нас в городе (селе, школе) можно и по разным направлениям вести волонтерскую деятельность. Вот оно: мысли глобально - действуй локально. Поэтому предлагаю разобраться вместе. Начнем?

Вопрос классу – для начала я хотел (а) бы услышать от вас то, как вы понимаете, что такое волонтерство, кто эти люди – волонтеры, что они делают? Считаете ли вы себя волонтерами? Нужно ли в сегодняшнем мире творить добрые дела безвозмездно?

Нет единого, всеми признанного как «официальное» определения понятия «волонтерство». Например, определение ООН представляются мне довольно точным и кратким: «Волонтерство – сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности, и вовлекаются в эту деятельность граждане на добровольной основе». То есть, если человек занимается волонтерской деятельностью, он должен делать это осознанно и понимать, что он хочет тем самым изменить, какую проблему решить (уборка мусора и отходов: решается проблема экологии) и делает это добровольно (его никто не принуждает, ему не платят зарплату за это).

1. Чем волонтерство отличается от благотворительности.

Очень важно различать благотворительность и волонтерство. Это довольно близкие понятия, их часто путают, но между ними существует принципиальная разница, которая, собственно, и выделяет волонтерство в отдельный вид общественной деятельности. Занимаясь благотворительностью, люди жертвуют, тратят свои материальные ресурсы, а, занимаясь волонтерством, люди тратят свое время, силы, знания или навыки – это нематериальные активы, цена которых подчас даже выше, чем цена денег. Чаще проще пожертвовать 10% зарплаты, чем потратить свое драгоценное время на поездку в детский дом и помощь детям-инвалидам на прогулке. Ни в коем случае не умаляю значимость благотворительности, просто хочу сфокусировать ваше внимание на этой особенности, делающей деятельность волонтеров чрезвычайно важной, ценной и необходимой.

Так мы подошли к любопытному вопросу, обычно возникающему у людей, впервые узнающих о волонтерстве. Вполне возможно, что и среди вас есть такие ребята. Вы, конечно же, спросите: «А зачем мне становится добровольцем, зачем мне это делать – тратить свое время на других? Ведь его и так часто не хватает даже на себя – на учебу, на общение с родителями, хобби, друзей».

История волонтерства.

В масштабах мирового общественного развития волонтерство - довольно новое явление. В том виде, в каком мы знаем его сейчас, еще 100 лет назад волонтерства не существовало. В некотором смысле в истоках волонтерства стоят благотворительность, традиции милосердия, религиозные предписания, общая человеческая потребность в сострадании и выражении заботы.

Рассматривая благотворительность как первооснову волонтерства необходимо различать государственную (т. е. систему социального призрения) и частную благотворительность. Нас интересует именно частная, т. е. совершаемая на добровольной основе частными людьми, в чьи непосредственные обязанности это не входит. Перечислю исторические периоды, когда условно можно считать, закладывались истоки волонтерства.

В годы становления Киевской Руси благотворительность еще не была государственной обязанностью, оставаясь делом исключительно отдельных нищелюбцев и прежде всего князей, которые, как считалось, обязаны заботиться о благосостоянии вверившихся им людей. Князей оценивали не только по государственным делам, но и по их отношению к бедным, больным и престарелым. Заметной вехой на пути становления благотворения на Руси стало княжение Владимира Святославовича, именуемого в народе Крестителем. Князь-христианин, как пишут летописи, велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом. Хотелось бы отдельно упомянуть императрицу Марию Федоровну. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в I мировую войну, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как «добровольцы» ехали на целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое. В 20 веке к истокам волонтерства мы можем смело отнести тимуровцев.

Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым людям и тому подобное. После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже, тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сох


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.