Программа и методические указания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Программа и методические указания

2017-09-30 426
Программа и методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История

 

Программа

и методические указания

 

САРАНСК

2012

УДК 947(072)

ББК Т3(2)

И85

Авторы-составители:

В. М. Арсентьев, Т. И. Щербакова, О. В. Кошина, Э. Д. Богатырев,

А. Н. Зернов, С. В. Кистанов, А. П. Лебедев, Е. Е. Панин

 

Ответственный за выпуск – В. М. Арсентьев

 

История: прогр. и метод. указания / авт.-сост.: В. М. Арсентьев, Т. И. Щербакова, О. В. Кошина и др.; отв. за вып. В. М. Арсентьев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 96 с.

 

Программа включает тематическое содержание курса «История» с детализацией вопросов, планы семинарских занятий, фрагменты исторических источников, рекомендуемую литературу, темы рефератов, вопросы для самостоятельной работы, критерии оценки знаний студентов, рекомендации по использованию системы рейтинга, методические указания к самостоятельной работе студентов.

Предназначена для студентов I курса ВУЗов и преподавателей.

 

Учебное издание

 

ИСТОРИЯ

Программа и методические указания

Авторы-составители: АРСЕНТЬЕВ Виктор Михайлович

ЩЕРБАКОВА Татьяна Ивановна

КОШИНА Ольга Владимировна и др.

УДК 947(072)

ББК Т3(2)

 

© Коллектив авторов, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание подготовлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по базовому (обязательному) «Гуманитарнитарному, социальному и экономическому циклу» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Цель дисциплины – формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, а также формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: знание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества; понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; умение работать с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; навыки исторической аналитики: на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывание информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; умение логически мыслить, вести научные дискуссии; развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению; понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам; воспитание нравственности, морали, толерантности; понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами.

Требования к освоению содержания дисциплины.

После изучения данного курса студенты должены:

знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критику источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции, которая предполагает:

· способность распознавать и формулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

· владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

· умение «привязывать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, а также умение проводить хронологические параллели;

· способность выделять историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы;

· умение делать вывод и формулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся, так и дополнительно собранной информации.

Связь с другими научно-образовательными дисциплинами (междисциплинарные связи). Одной из глобальных тенденций развития современной науки является интеграция и взаимодействие наук. Поэтому важную роль в методологическом и теоретическом наполнении курса «История» играют междисциплинарные связи. Наиболее плодотворны связи с другими гуманитарными и социальными науками: политологией, экономикой, психологией, социологией, философией, культурологией и др. Особое внимание программа курса уделяет знакомству студентов с философскими, социологическими и психологическими подходами в изучении истории, с проблемами становления и развития государственности, экономическими и социокультурными факторами, влияющими на эволюцию общества. В зависимости от профиля студенческой аудитории возможно более углубленное рассмотрение исторических проблем в экономическом, социальном, политическом, культурном и других контекстах.

Политологический анализ является важной составляющей курса, позволяющей содержательно характеризовать политические системы и механизмы управления, формирующиеся в процессе исторического развития.

Значимость экономических категорий обусловлена центральным местом хозяйственного развития в процессе становления и эволюции обществ и государств на всех исторических этапах.

Обращение к психологическим методам анализа помогает преподавателю выявить особенности психологии, менталитета в определенную историческую эпоху: преобладающий социальный тип личности, базовую систему ценностных ориентаций, традиции, модели поведения.

Взаимодействие с социологией позволяет лектору выделить закономерности социального поведения общественных групп, структуру общества в конкретный исторический период, социальную базу власти, реформ, революций.

Использование культурологической составляющей в преподавании истории позволяет выявить социокультурные механизмы социального взаимодействия в исторической ретроспективе, а использование философских знаний способствует более глубокому пониманию закономерностей функционирования и развития исторических явлений и процессов.

Историческая наука сегодня активно использует и естественно-научные методы: для уточнения дат исторических событий, анализа массовых источников; кроме того, она опирается на интегрирующие отрасли науки, например, информатику. Поэтому в разработке и преподавании курса «История» активно используются методы естественных наук, математические приемы и информационные технологии.

Технология процесса обучения по учебной дисциплине «История». В рамках учебно-методической разработки курса студентам предлагаются тематический план, тезисы лекционного курса, вопросы к семинарским занятиям, опорные конспекты, раскрывающие вопросы темы. На семинарское занятие выносится рассмотрение основных теоретических положений, а также изучение ключевых исторических терминов по теме. Это способствует усвоению студентами понятийного исторического аппарата, грамотному и научному изложению исторического материала.

К каждому занятию приводится развернутый библиографический список учебной и научной литературы, включая интернет-источники. По теме занятия студентам предлагаются вопросы для самостоятельной работы. Они выводят студентов за рамки фактографического восприятия предмета. Студенты учатся анализировать исторический материал, сопоставлять факты, различные точки зрения на события, сравнивать исторический процесс в России с историей других государств.

В рамках практических занятий учащимся предлагается для обсуждения отрывок из исторического документа. Это делает представление студентов об историческом периоде более конкретным, помогает им «услышать» «язык эпохи», узнать интересные факты, понять общественное сознание людей того времени или познакомиться со взглядами конкретного исторического деятеля. Документ может быть выдан для предварительного ознакомления одному студенту с последующим коллективным обсуждением. Исторический документ всегда сопровождается вопросами для дискуссии или анализа.

В рамках самостоятельной работы течение года студентам предлагается написать реферат объемом 10–15 страниц.

 

Рекомендуемая учебная литература по курсу

Барсенков А. С. История России. 1917–2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. (3-е изд.). – М.: Аспект Пресс, 2010. – 846 с.

Данилов А. А. История России с древнейших времен до начала XXI века / А. А. Данилов, С. В. Леонов и др. (9-е изд.) – М., 2008. – 354 с.

Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие / А. Ю. Дворниченко. – М.: Весь Мир, 2010. – 944 с.

История: программа и методические указания / авт.-сост.: В.М. Арсентьев, Т.И. Щербакова, О.В. Кошина [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – 80 с.

История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. – М.: Наука, 1989.

История и культура мордовского края: учеб. для вузов. / под ред. чл.-корр. РАН Н. М. Арсентьева. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. – 416 с.

История Мордовии: от Гражданской войны к гражданскому обществу / под ред. чл.-корр. РАН Н. М. Арсентьева. – Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. – 512 с.

История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой российской революции / под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 412 с.

История Мордовии: с древнейших времен до середины XIX века / под ред. проф. Н. М. Арсентьева и проф. В. А. Юрченкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – 344 с.

История России: (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций: [Учеб. пособие] / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 349,[1] с.

История России: учебное пособие / под ред. В. М. Арсентьева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 204 с.

История России в схемах: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. – М.: Проспект, 2011. – 304 с.

История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – 768 с.

История России с позиции разных идеологий: учебное пособие / под ред. проф. Б. В. Лигмана. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 461 с.

История России: учеб. / А. С. Орлов; МГУ, ист. факультет – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 525 с.

История: понятия, события, комментарии: Учебный курс в понятийно-хронологическом изложении: учебное пособие / авт.-сост.: В.М. Арсентьев, А.П. Лебедев, О.В. Кошина [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – 180 с.

Леонов С. В. История ХХ века: Россия – Запад – Восток / С. В. Леонов, Н. В. Пономарев, помнит А. М. Родригес. – М.: Дрофа, 2008. – 473 с.

Россия в мировой истории: учеб. для вузов / под ред. проф. В. С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логос, 2003. – 592 с.

Фортунатов В. В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

Хрестоматия по истории России: в 4 т. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – Т. 1. – 352 с.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 592 с.

Хрестоматия по отечественной истории (1914–1945): учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Владос, 1996. – 896 с.

Шестаков В. А. Новейшая история России с начала XX в. и до сегодняшнего дня / В. А. Шестаков. – М.: АТС; Астрель, 2008. – 480 с.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тематический модуль Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. История в системе социально-гуманитарных наук. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство и феодальная раздробленность      
2. Европейские государства и русские земли в XIII–XVII вв.: от Средневековья к Новому времени      
3. Политический абсолютизм XVIII в.: успехи и противоречия развития      
4. XIX в.: социально-политические трансформации и индустриальная модернизация      
5. Россия и мир в начале XX в      
6. Социально-экономическое и политическое развитие в период между мировыми войнами: мировые тенденции и российская специфика      
7. Вторая мировая война и ее итоги. Причины и сущность холодной войны      
8. Основные тенденции глобального развития во второй половине ХХ – начале ХХI вв.      
  Всего      

 

Тематический модуль 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство и феодальная раздробленность.

Семинарское занятие 1.

1. История как наука.

2. Цивилизации Древнего мира.

3. Народы и древнейшие государства на территории Евразии.

4. Мордовский народ в древности.

 

История как наука.

Происхождение истории как науки. Предмет и объект исторического познания. Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания. Междисциплинарный характер исторического познания. Роль теории в познании прошлого. Методы изучения истории. Классификация исторических источников. Способы и формы получения анализа и сохранения исторической информации.

Представления о человеческом обществе и его истории. Основные направления современной исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины. Варианты периодизации истории. Соотношение общего и особенного в историческом процессе. Основные теоретико-методологические подходы в истории.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. История России и мировой исторический процесс. Особенности российского варианта исторического развития. Постоянные факторы русской истории и их влияние на ход русского исторического процесса: природно-климатический, геополитический, социальный, религиозный и др.

 

Занятие 2.

1. Каковы основные этапы образования государства Киевская Русь? Назовите черты, благоприятствующие и противоречащие образованию государства.

2. В чем заключается значение норманнской теории для изучения истории России?

3. Каковы особенности и последствия принятия христианства на Руси?

4. В чем заключается особенность культурного наследия Киевской Руси?

5. В чем состоит историческое значение победы русских на Неве и Чудском озере?

6. Каковы последствия монголо-татарского нашествия для народов Руси?

7. В чем проявилась особенность влияния Золотой Орды на политическую жизнь русских княжеств?

8. Дайте определение термину «феодализм».

 

Темы рефератов.

§ Античность в истории человечества и ее влияние на ход европейской истории.

§ Завоевания Александра Македонского.

§ Технические достижения древнейших цивилизаций.

§ Античная мифология.

§ Семь чудес света.

§ Геродот – отец истории.

§ Афинская демократия.

§ Античный полис.

§ Древний Египет.

§ Древний Китай.

§ Древняя Индия.

§ Возникновение христианства.

§ Первые государственные образования на территории Восточной Европы – Хазарский каганат и Волжско-Камская Булгария.

§ Язычество восточных славян.

§ Этногенез мордовского народа.

§ Мифология и религиозные верования мордвы.

§ Византийская империя.

§ Русские князья (исторический портрет).

§ Крестовые походы.

§ Александр Невский – выдающийся русский полководец, дипломат и государственный деятель.

§ Крещение Руси.

§ Культура средневековой Европы.

§ Культура Киевской Руси.

§ История монгольских завоеваний.

§ Исторические условия монголо-татарского нашествия на русские княжества.

§ Особенности отношения русских князей и Золотой Орды.

§ Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси.

§ Римско-католическая церковь в Западной Европе в раннее Средневековье.

§ Европейские средневековые династии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеев В. П. Этногенез / В. П. Алексеев. – М.: Наука, 1986. – 314 с.

Алексеев В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. М.: Высш. шк., 1990. – 349 с.

Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма / М. А. Берг. – М.: Мысль, 1987. – 350 с.

Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. / Л. С. Васильев. – М.: Высш. шк., 1993. – Т. 1. – 494 с.; – Т. 2. – 494 с.

Вернадский Г. В. Древняя Русь / Г. В. Вернадский. – М.: Аграф, 2000. – 448 с.

Горский А. А. Русские земли в ХIII–ХIV веках: пути политического развития / А. А. Горский. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1996. – 128 с.

Греков Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. – М.: Госполитиздат, 1953. – 568 с.

Гумилев Л. Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. – М.: Экопрос, 1993. – 336 с.

Данилевский И. Я.

Древние цивилизации / под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М.: Наука, 1989. – 513 с.

История и философия отечественной исторической науки: учебное пособие. – М.: Изд-во Рагс, 2010. – 344 с.

Конрад Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. – М.: Наука, 1972. – 496 с.

Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. / В. А. Кучкин. – М.: Наука, 1984. – 349 с.

Липс Ю. История древних цивилизаций / Ю. Липс. – СПб.: Полигон, 1999. – 480 с.

Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен до ХХ в. / отв. ред. М. К. Любавский, А. Я. Дегтярев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 682 с.

Мавродина Р. М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, тюрки, половцы): историогр. очерк / Р. М. Мавродина. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. – 86 с.

Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л. В. Милов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 236 с.

Миронов В. Б. Битвы цивилизаций. Русь между Югом, Востоком и Западом / В. Б. Миронов. – М.: Вече, 2009. – 768 с.

Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. – 157 с.

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / А. П. Новосельцев. – М.: Мысль, 1990. – 164 с.

Плетнева С. А. Хазары / С. А. Плетнева. – М.: Мысль, 1976. – 238 с.

Похлебкин В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в 1238–1598 гг. / В. В. Похлебкин. – М.: Междунар. отношения, 2000. – 190 с.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1988. – 256 с.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1981. – 368 с.

Седов В. В. Славяне в древности / В. В. Седов. – М.: Ин-т археологии РАН,Рос. фонд фундаментальных исслед., 1994. – 344 с.

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье / В. В. Седов. – М.: Ин-т археологии РАН, Рос. гуманитарный науч. фонд, 1995. – 416 с.

Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 556 с.

Тимошук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам / Б. А. Тимошук. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 262 с.

Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби – М.: Прогресс, 1996. – 736 с.

Фроянов И. Я. Русь: Очерки социально-политической истории / И. Я. Фроянов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. – 256 с.

Фроянов И. Я. Города-государства Древней Руси / И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. – 238 с.

Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х–ХIII вв. / Я. Н. Щапов. – М.: Наука, 1989. – 259 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс / соч. – 2-е изд. – Т. 21. – С. 23–178.

Юрченков В. А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских авторов VI – XVIII столетий / В. А. Юрченков. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 286 с.

 

Тематический модуль 2. Европейские государства и русские земли в XIII–XVII вв.: от Средневековья к Новому времени.

Семинарское занятие 1.

1. Средневековое общественное устройство. Сущность феодализма.

2. Предпосылки, особенности и этапы образования единого Российского государства (конец XIII – начало XVI в.).

3. Внутренняя и внешняя политика Московского государства в эпоху правления Ивана III и Василия III.

4. Развитие мордовского народа и его вхождение в состав Российского централизованного государства в XIV–XVII вв.

 

Семинарское занятие 2.

1. Укрепление государства в эпоху царствования Ивана IV: реформы Избранной рады.

2. Политика опричнины: сущность и последствия.

3. Задачи и основные направления внешней политики.

4. Культура, быт, традиции русского народа в XVI в.

 

Семинарское занятие 3.

1. Формирование европейской цивилизации в эпоху Нового времени.

2. Смутное время в России: причины, события, последствия.

3. Особенности экономического, социального и политического развития России в XVII в.

4. Основные задачи внешней политики в XVII в.

 

Темы рефератов.

· Эпоха Великих географических открытий.

· Ранние буржуазные революции середины XVII в.

· Северо-Восточная Русь и Великое княжество Литовское в последнее десятилетие XIV в.

· Социально-экономическая структура городского и сельского населения Московского государства в XIV–XV вв.

· Исторические портреты московских князей.

· Русские княжества и Золотая Орда.

· Деятельность Бориса Годунова.

· Самозванцы в России начала XVII в.

· Основные черты и особенности Российского централизованного государства и их отражение в его дальнейшей истории.

· Экономическое и политическое положение России в XVII в.

· Старообрядчество и его роль в социально-экономическом и политическом развитии страны.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси / Ю. Г. Алексеев. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 240 с.

Алексеев Ю. Г. У кормила Российского государства. Очерк развития аппарата управления ХIV–ХV вв. / Ю. Г. Алексеев. – СПб.: Дмитрний Буланин, 1998. – 308 с.

Алишев С. Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья: ХVI – начало ХIХ в. / С. Х. Алишев. – М.: Наука, 1990. – 345 с.

Барг М. А. Великие социальные революции XVII–XVIII вв. В структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму / М. А. Барг, Е. Б. Черняк. – М.: Наука, 1990. 254 с.

Богданов А. П. Царевна Софья и Петр. Драма Софии / А. П. Богданов. – М.: Вече, 2008. – 352 с.

Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич / А. П. Богданов. – М.: Вече, 2009. – 320 с.

Борисов Н. С. Иван Калита / Н. С. Борисов. – М.: Наука, 1995. – 357 с.

Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV вв. / Н. С. Борисов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 207 с.

Горский А. А. Москва и Орда / А. А. Горский. – М.: Наука, 2000. – 214 с.

Демидова Н. Ф. Первые Романовы на российском престоле / Н. Ф. Демидова, Л. Е. Морозова, А. А. Преображенский. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1996. – 218 с.

Дом Романовых в истории России / под ред. И. Я. Фроянова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – 623 с.

Заварюхин Н. В. Очерки по истории Мордовского края периода феодализма / Н. Ф. Заварюхин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 296 с.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. / А. А. Зимин. – М.: Мысль, 1991. – 287 с.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий / А. А. Зимин. – М.: Мысль, 1982. – 333 с.

Иванов А. Б. Третий Рим: Русь XIV–XVIII вв. / А. Б. Иванов. – М.: Книга и бизнес, 1996. – 128 с.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клибанов. – М.: Аспект Пресс, 1994. – 368 с.

Лурье Я. С. Две истории Руси ХV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства / Я. С. Лурье – СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. – 401 с.

Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове / А. П. Павлов. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1992. – 316 с.

Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ / А. М. Панченко. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. – 386 с.

Россия – Украина: история взаимоотношений / под ред. А. И. Миллера и др. – М.: Наука, 1997. – 481 с.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды / М. Г. Сафаргалиев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. – 276 с.

Скрынников Р. Г. Царство террора / Р. Г. Скрынников. – СПб.: Наука, 1992. – 571 с.

Скрынников Р. Г. Михаил Романов / Р. Г. Скрынников. – М.: АСТ, 2005. – 334 с.

Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. – М.: АСТ, 2008. – 639 с.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1992. – 389 с.

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее переосмысление) / Б. А. Успенский. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 680 с.

Фроянов И. Я. Драма русской истории: на путях к опричнине / И. Я. Фроянов. – М.: Парад, 2007. – 952 с.

Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в ХVI–ХVII вв. / Л. В. Черепнин. – М.: Наука, 1978. – 315 с.

Шмидт С. У. У истоков российского абсолютизма / С. У. Шмидт – М.: Прогресс, 1995. – 496 с.

Эскин Ю. М. Местничество в России ХVI–ХVII вв.: хронол. реестр / Ю. М. Эскин. – М.: Наука, 1994. – 365 с.

Юрченков В. А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских авторов VI–XVIII столетий / В. А. Юрченков. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 286 с.

 

Тематический модуль 3. Политический абсолютизм XVIII в.: успехи и противоречия развития.

 

Семинарское занятие 1.

1. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

2. Внешняя политика Петра I.

3. Реформы Петра I: становление абсолютизма и процессы модернизации.

4. Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.).

 

Внешняя политика Петра I.

Основные направления и задачи внешней политики России в первой половине XVIII в. Азовские походы. Великое посольство и его результаты. Расстановка сил в Европе. Изменение внешнеполитических приоритетов России. Складывание Северного союза. Северная война и ее влияние на внутреннюю политику страны. Ее этапы, ход, итоги. Провозглашение России империей. Новые геополитические приоритеты. Перенос столицы в Санкт-Петербург.

Активизация российской внешней политики в восточном направлении в начале 20-х гг. XVIII в. Каспийский поход.

Социально-экономические, внутриполитические и международные последствия петровских завоеваний.

 

Правление Павла I.

Обстоятельства формирования личности и политических взглядов Павла I. Отказ от политики просвещенного абсолютизма. Ограничение дворянских привилегий. Регламентация жизни общества. Возвращение к наследственному принципу передачи власти. Учреждение императорской фамилии. Политика императора в отношении крестьянства.

Противоречивый характер внешней политики Павла I. Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова. Смена внешнеполитических приоритетов.

Отношение дворянства к мероприятиям Павла I. Рост дворянского недовольства. Подготовка и осуществление дворцового переворота.

 

Исторический источник. Мольба (из года 7189 от Сотворения мира в год 1731 от Рождества Христова).

«Господи, Иисусе Христе! Привидилось мне, будто проснулся я от долгого сна, в чужом городе, среди чужих людей. Ходят мужи невиданного обличья: бороды сбриты, усы пострижены. Платье их – как у немчинов: кафтаны короткие, порты узкие, рубах вовсе нет. На голове – шутовские шляпы треугольные, половину слов по-русски понять нельзя. И того хуже: курят дым поганый и вонючий из больших трубок. Одно название от Москвы осталось. Перебрался царь Петр ближе к морю Ливонскому, а там новый город построил с непотребным именем немецким; нарек его своею столицей. Церковь православную приказу уподобил, лотошника неграмотного и вороватого князем объявил. Господи, Иисусе Христе! Смилуйся над народом русским!»

1. Представитель какой социальной группы и каких убеждений мог стать автором такой «Мольбы»?

2. Проанализируйте противоречивые последствия Петровских реформ.

 

Исторический источник. Из письма Екатерины II Вольтеру из Казани, 1767 г.

«Эти законы, о которых так много было речей, собственно говоря, еще не сочинены, и кто может отвечать за их доброкачественность? Конечно, не мы, а потомство будет в состоянии решить этот вопрос. Представьте, что они должны служить для Азии и для Европы, и какое различие в климате, людях, обычаях и самих понятиях!.. Можно легко найти общие правила. Но подробности? И какие подробности!..»

1. О каких законах идет речь в письме?

2. Прокомментируйте сомнения императрицы в соответствии предполагаемых законов реалиям России.

Вопросы для самостоятельной работы.

Занятие 1.

1. Какие взаимоотношения были между Россией и Европой в первой четверти XVIII в.?

2. Каковы стратегические цели и задачи реформ Петра I?

3. Каковы формы и методы реализации преобразований Петра I?

4. Какова цена петровских реформ?

5. Каковы направления преобразований и их приоритеты для Петра I?

6. Была ли оппозиция петровским преобразованиям и почему?

7. Под воздействием каких жизненных обстоятельств формировался характер ПетраI?

8. Дайте определение понятиям «империя», «абсолютизм», «модернизация»?

9. Почему политика Петра I имела наступательный характер?

10. Какой принцип был положен Петром I в основу кадровой политики?

11. Какие обстоятельства диктовали необходимость модернизации России?

 

Занятие 2.

1. В чем суть эпохи Просвещения в Европе?

2. Назовите основные положения буржуазных политических доктрин.

3. В результате каких событий Екатерина Алексеевна становится российской императрицей?

4. В чем заключается суть политики просвещенного абсолютизма?

5. С кем из французских ученых-энциклопедистов вела переписку Екатерина II?

6. Какова роль дворянства в российском обществе во второй половине XVIII в.?

7. В чем состояла роль государственных органов в социально-экономической жизни России второй половины XVIII в.?

8. Каковы основные направления русской общественной мысли второй половины XVIII в.?

9. Каков был уровень развития мордовского края в XVIII в.?

 

Темы рефератов.

· Эпоха Просвещения.

· Великая французская революция.

· Три раздела Польши.

· Великие русские полководцы XVIII в.

· История создания русского флота.

· Северная война.

· Петр Великий: личность императора.

· Наследие Петра I глазами потомков и современников.

· Российская культура XVIII в.: национальные традиции и европейское влияние.

· «Птенцы гнезда Петрова»: А. Меньшиков и др.

· Просвещенный абсолютизм Екатерины II и его влияние на ход российской истории.

· Война 1773–1775 гг. под руководством Е. И. Пугачева.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анисимов Е. В. Россия без Петра / Е. В. Анисимов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. – 342 с.

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле / Е. В. Анисимов. – СПб.: Норинт, 1998. – 416 с.

Анисимов Е. В. Елизавета Петровна / Е. В. Анисимов. – М.: Мол. гвардия, 2000. – 426 с.

Анисимов Е. В. Императорская Россия / Е. В. Анисимов. – СПб.: Изд-во Питер, 2011. – 670 с.

Буганов В. И. Полководцы ХVIII в. / В. И. Буганов, А. В. Буганов. – М.: Патриот, 1992. 430 с.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

Кабузан В. М. Эмиграция и реэмиграция в России в ХVIII – начале ХХ века / В. М. Кабузан. – М.: Наука, 1998. – 298 с.

Каменский А. Б. Реформы и реформаторы / А. Б. Каменский. – М.: Дрофа, 2007. – 672 с.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. – 318 с.

Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравн.-ист. исслед. / А. Н. Медушевский. – М.: Наука, 1994. – 378 с.

Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII – начало ХХ в.): в 2 т. / Б. Н. Миронов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – Т. 1. – 548 с.; – Т. 2. – 568 с.

Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. Просвещенный абсолютизм в России / О. А. Омельченко. – М.: Юрист, 1993. – 428 с.

Павленко Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 529 с.

Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. – М.: Мол. гвардия, 2000. – 495 с.

Труайя А. Екатерина Великая / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2004. – 480 с.

Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец ХVIII – начало XIX в. / Н. Я. Эйдельман. – М.: Мысль, 1986. – 367 с.

 

Тематический модуль 4. XIX в.: социально-политические трансформации и индустриальная модернизация.

 

Семинарское занятие 1.

1. Основные тенденции развития всемирной истории XIX в.

2. Внутренняя политика России в период царствования Александра I. Послевоенный кризис абсолютизма. Движение декабристов.

3. Россия в системе международных отношений 1801–1812 гг. Отече


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.317 с.