Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов

2017-09-30 403
Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Труд, как понятие, обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда, в этом случае, выступает в виде денежного эквивалента - заработной платы. Труд носит общественный характер и предполагает одновременно целесообразную деятельность людей. Содержанием труда является изменение вещества природы, а его целью - удовлетворение общественных потребностей. Всеобщность труда выражается, как обобщенное отражение взаимодействия общества и природы, лежащее в основе всех других общественных явлений и процессов. Необходимость труда объясняется его мотивированностью.

Труд - целенаправленная деятельность человека, в процессе которой при помощи средств труда люди воздействуют на предмет труда и получают готовый продукт труда. В процессе труда используют предметы труда и средства труда.Предмет труда - вещество природы (сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, естественные и искусственные).

Средства труда - инструменты, оборудование (здания, инфраструктура).

Продукт труда - результирующая, законченная вещь, конечная цель простого труда.

Труд, как экономическая категория выполняет следующие функции:

Экономические функции труда - воспроизводство жизнедеятельности человека.

Социальные функции труда - воспроизводство обстоятельств социальной жизни. Сюда относятся семья, круг общения, социальный статус, общественное положение, мотивы поведения.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. В практике планирования и учета к ним относят население в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины 16-54 лет), за исключением неработающих инвалидов войны и труда первой и второй групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45- 54), а также население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественномпроизводстве.

Экономическая категория «трудовые ресурсы» - население, обладающее физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.

Трудовой потенциал - это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

Трудовыми ресурсами является все население страны в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов, пенсионеров, а также подростков в нетрудоспособном возрасте, занятых в экономике.

Рассмотрим еще несколько понятий, необходимых нам для понимания сути рассматриваемого вопроса:

- Экономически активное население страны – часть населения обоих полов, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (включает в себя занятых и безработных).

- Занятыми следует называть тех лиц обоего пола, которые в рассматриваемый период, выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного дня, а также выполняли работу не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больными, отпуска, забастовки и т.д.).

-Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Существует много определений человеческого капитала (ЧК), в том числе и основателей теории человеческого капитала Гэри Беккера и Теодора Шульца. Они напрямую связывали понятие ЧК только с человеком, как носителем знаний. И придавали особое значение образованию, как основному фактору развития общества и экономики. В настоящее время такое определение ЧК уже представляется зауженным. Человеческий капитал включает не только специалистов с образованием, знания, воспитание, науку, но и инструменты интеллектуального труда и среду функционирования ЧК в части выполнения им своих производительных функций. Действительно специалист без программного обеспечения его труда, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу, свои функции, как и без высокого качества жизни, специалист не будет работать в данной стране, а уедет в страну, где ему обеспечат комфортные условия для трудовой интеллектуальной деятельности.

Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства. Человеческий капитал подразделяется на общий и специфический ЧК.

Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек.

Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

- на поддержание здоровья;

- на получение общего или специального образования;

- на поиск работы;

- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

- на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

- на рождение и воспитание детей;

- на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятия является категория «экономически активное население». В статистике под ней обычно подразумевается гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.

Занятыми в России являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период:

• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников;

• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

• временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин.

Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. В США, например, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй — проработавшие от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часы.

Международное сообщество разрабатывает и реализует новые концепции мирового развития.Среди них выделяются четыре концепции, разработанные при активном участии ООН и Всемирного банка:

• Человеческое развитие (ООН),

• Устойчивое развитие (ООН),

• Новый взгляд на богатство (Всемирный банк),

• Переход к экономике, основанной на знаниях (ООН и Всемирный банк).

Их общими положениями являются выделение на первый план человеческого фактора во всём его многообразии и прогнозирование увеличения роли человеческого капитала. Идёт массовая переориентация системы ценностей. Во многих странах человеческий потенциал признан основной движущей силой экономического роста и главной составляющей национального богатства. Для интегральной оценки качества жизни населения стран-членов ООН сформирован новый показатель — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, объединивший ожидаемую продолжительность жизни при рождении (долголетие), уровень образования, а также уровень жизни, измеряемый на базе реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения на основе паритета покупательной способности. Последний, отражает величину вложений в развитие человеческого потенциала, характеризующую границы экономических возможностей населения в сфере потребления, сохранения и поддержания здоровья, получения качественного общего и профессионального образования, территориальной мобильности и т.д.

Следует заметить, что при расчёте ИРЧП 2010 года впервые вместо валового национального продукта (ВНП) на душу населения использовался валовой национальный доход (ВНД) на душу населения, выраженный с учётом паритета покупательной способности в долл. США.

В рейтинге ИРЧП, делавшем акценты на связи роста ИРЧП с экологическими проблемами, а также на то, как расширение прав и возможностей людей способствует улучшению качества жизни, Россия заняла 66-е место, пропустив перед собой Белоруссию и опередив Гренаду. По сравнению с рейтингом предыдущего года она потеряла одну позицию (притом, что за год абсолютный показатель её ИЧРП поднялся с 0,719 до 0,755), но по-прежнему осталась в списке стран с высоким уровнем человеческого развития. Две страны с практически таким же душевым ВВП (чуть выше 14 000 долл. США) — Латвия и Аргентина — входят в группу стран с наивысшим уровнем человеческого развития. В противоположность России с ожидаемой продолжительностью жизни при рождении в 67,2 года в большинстве стран мира этот показатель заметно вырос. В арабских государствах за период с 1970 года он увеличился более чем на 18 лет. В некоторых развивающихся странах (например, Чили и Малайзии) показатели смертности сейчас на 60 % ниже, чем 30 лет назад. Россия по продолжительности жизни оказалась на последнем месте среди евразийских стран. В среднем россияне живут на два года меньше, чем украинцы и белорусы, примерно на 6 лет меньше, чем народы Центральной Азии, и на 15–17 лет меньше, чем население стран — рекордсменов по этому показателю: Японии, Швейцарии, Италии, Норвегии.

По уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 133-е место в мире (3,9 % ВВП), пропустив вперёд Марокко (5,3 % ВВП). Между тем к 2018 году от 30 до 40 % трудовых ресурсов нашей страны будут составлять люди старшего возраста, причём примерно половина из них (45 % по данным Росстата и Минздрава РФ) уже сейчас страдает хроническими заболеваниями. В настоящее время акценты российской демографической политики смещены в сторону регулирования рождаемости, в то время как важнейшей проблемой человеческого развития и качества жизни является предотвратимая преждевременная смертность.

По размеру среднедушевого ВНД (15 258 долл. США), от величины которого зависят уровень и качество жизни населения, Россия занимает 55-е место в мире. И для регионов, и для страны в целом эффективный рост человеческого капитала обеспечивает повышение их конкурентоспособности в национальной экономической системе и достижение за счёт этого более высоких показателей экономического и социального развития.

Воспроизводство человеческого капитала региона формируется и развивается под воздействием демографических, экономических, экологических, научно-технических и природно-климатических факторов. На него оказывают воздействие, с одной стороны, государство, реализующее своюэкономическую политику через механизмы финансирования и государственного регулирования, с другой — органы регионального управления, осуществляющие поставленные перед ними цели. В сегодняшней России уровень жизни населения в целом остаётся пугающе низким, а расслоение общества по размеру доходов превзошло все разумные пределы. Парадокс времени: богатейшая природными ресурсами Россия остаётся страной бедных людей. В большинстве регионов России основной причиной бедности является не столько безработица, сколько низкая заработная плата. Причём наибольшую опасность представляет застойная, «хроническая» бедность значительных по масштабам групп населения. Она не позволяет повышать уровень развития человеческого капитала, потому что молодые родители не хотят иметь детей, которых не могут обеспечить качественным питанием, доступом к современной медицинской помощи и возможностью получить хорошее образование. Жизнь людей сопровождается психологическими стрессами, провоцирующими раннюю смертность в трудоспособном возрасте. Серьёзное неравенство между регионами России отражается на итоговом индексе развития человеческого потенциала: в Москве его показатель составляет 0,929, в Калининградской области — 0,792, а в Республике Тыва — 0,717.

Лидирующих позиций в развитии человеческого потенциала добились регионы, сумевшие подкрепить высокий уровень образования высоким уровнем материального благосостояния. Как правило, это регионы, выполняющие функции финансово промышленных (Москва, Санкт-Петербург, Самарская область), центров добычи и переработки нефти (Тюменская область, Республика Татарстан, Томская область, Республика Коми — 12 е место, Республика Башкортостан — 14 е место), а также регионы с большим экспортным потенциалом, ориентированные на металлургическое производство (Липецкая область, Красноярский край — 11 е место, Республика Саха (Якутия) — 19-е место).

При рассмотрении трёх основных составляющих ИРЧП очевидно, что место, которое Россия занимает во всемирном рейтинге ИРЧП, примерно соответствует её рейтингу по показателю благосостояния граждан, измеряемому размером ВВП на душу населения (59-е место). По показателю продолжительности жизни наша страна занимает чрезвычайно низкое 114-е место, но по индексу образования — 30-е место, опережая многие страны с более высоким уровнем развития. Это особенно важно, так как образование и социальный капитал связаны самым тесным образом: в результате получения образования человек не только усваивает определённое количество информации, но и приобретает навыки социального взаимодействия, участвует в формировании ментальных моделей. Чем образованнее человек, тем активнее он в социальном отношении. Причём социальная активность зависит не только от индивидуального образования, но и от уровня образования окружающих его людей.

В настоящее время разные страны решают проблему преумножения и оптимального использования человеческих ресурсов в процессе управления экономикой при помощи мер административно-правового, нормативного и экономического регулирования. В качестве инструментов регулирования используются стоимость человеческих ресурсов, затраты на их создание и воспроизводство, плата за использование, нормативы эффективности. В России, где человеческие ресурсы пока ещё не полностью включены в систему рыночных отношений, разработка методологии и методов научно-практического обоснования и использования подобных инструментов находится в зачаточном состоянии.

В современных условиях речь должна идти, прежде всего, о выработке стратегических решений, реализация которых требует длительных сроков и масштабных инвестиций в развитие как человеческого, так и социального капитала за счёт роста доверия в обществе, которое было практически полностью утрачено в советское время. Государство должно предпринять значимые чёткие меры, которые обеспечат повышение уровня жизни населения, составят основу идеологии государственного строительства, будут способствовать сближению с обществом и завоеванию его доверия.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Выделяют следующие виды безработицы:

1. Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

2. Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

3. Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

4. Технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

5. Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во времяэкономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. В экономике также существует понятие «капкан безработицы», когда доходы человека, вне зависимости от того, трудится он или нет, разнятся незначительно (вследствие лишения прав, при поступлении на работу, на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала выплат значительных взносов страхования и т.п.), что снижает интерес человека к началу трудовой деятельности.

6. Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

7. Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

8. Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

9. Фрикционная — во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

10. Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, инвалидов) и социальных низов.

11. Молодёжная безработица — среди группы лиц 18-25 лет.

также:

12. Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

13. Скрытая:

• формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

• наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие «трудовые ресурсы».

2. Какие категории населения входят в понятие «трудовые ресурсы»?

3. Дайте определение человеческого капитала (ЧК). Кратко охарактеризуйте.

4. Из каких элементов состоит накопление человеческого капитала?

5. Какие лица в России являются занятыми?

6. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Дайте определение и кратко охарактеризуйте.

7. Раскройте понятие «безработица». Назовите и охарактеризуйте виды безработицы.

Рекомендуемая литература: [1-4]

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.