Итоговое сочинение по литературе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Итоговое сочинение по литературе

2017-09-30 262
Итоговое сочинение по литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итоговое сочинение по литературе

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Основные произведения: Л.Н. Толстой. Война и мир; А.П. Чехов. Вишневый сад; А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича; А. Ахматова. Реквием; А.Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом; М.А. Шолохов. Судьба человека; Тихий Дон; М.А. Булгаков. Белая гвардия; А.С. Пушкин. Капитанская дочка; В.Г. Распутин. Уроки французского. М.А. Осоргин. Времена. М. Горький. На дне. А. Блок. Двенадцать.

2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Основные произведения: В.Г. Распутин. Прощание с Матерой; А.П. Чехов. Вишневый сад; И.А. Гончаров. Обломов. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание; Бедные люди; И.С. Тургенев. Дворянское гнездо. Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность; Ф.А. Абрамов. Дом; А. Платонов. Возвращение.

3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Основные произведения: И.С. Тургенев. Отцы и дети. А.С. Пушкин. Евгений Онегин; А.Н. Островский. Гроза; Бесприданница; Л.Н. Толстой. Анна Каренина; Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные; М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита; А.П. Чехов. О любви. Б.А. Пастернак. Доктор Живаго. З. Прилепин. Патология.

4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Основные произведения: Н.В. Гоголь. Мертвые души. Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?; Железная дорога; А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву; М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу; В. Ерофеев. Москва-Петушки;

5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Здесь необходимо проанализировать общественные и научные проекты, посвященные данному событию.

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:

Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Качество письменной речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по ЕГЭ. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии оценивания Баллы
К1. Соответствие теме  
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.  
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.  
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.  
К2. Привлечение литературного материала  
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)  
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;  
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;  
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.  
Сочинение написано без привлечения литературного материала,  
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,  
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.  
К3. Композиция  
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.  
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,  
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,  
и/или мысль повторяется и не развивается.  
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.  
К4. Качество речи  
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.  
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.  
К5. Оригинальность сочинения  
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.  
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.  
К6. Речевые нормы  
Допущено не более 2 речевых ошибок.  
Допущены 3-4 речевые ошибки.  
Допущены 5 и более речевых ошибок.  
К7. Орфографические нормы  
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.  
Допущены 2-3 орфографические ошибки.  
Допущены 4-5 орфографических ошибок.  
Допущено более 5 орфографических ошибок.  
К8. Пунктуационные нормы  
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.  
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.  
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.  
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.  
К9. Грамматические нормы  
Допущено не более 2 грамматических ошибок.  
Допущены 3-4 грамматические ошибки.  
Допущено 5 и более грамматических ошибок.  
К10. Фактическая точность в фоновом материале  
Фактические ошибки отсутствуют.  
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).  
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ  

Итоговое сочинение по литературе

Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:

1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Основные произведения: Л.Н. Толстой. Война и мир; А.П. Чехов. Вишневый сад; А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича; А. Ахматова. Реквием; А.Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом; М.А. Шолохов. Судьба человека; Тихий Дон; М.А. Булгаков. Белая гвардия; А.С. Пушкин. Капитанская дочка; В.Г. Распутин. Уроки французского. М.А. Осоргин. Времена. М. Горький. На дне. А. Блок. Двенадцать.

2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Основные произведения: В.Г. Распутин. Прощание с Матерой; А.П. Чехов. Вишневый сад; И.А. Гончаров. Обломов. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание; Бедные люди; И.С. Тургенев. Дворянское гнездо. Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность; Ф.А. Абрамов. Дом; А. Платонов. Возвращение.

3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Основные произведения: И.С. Тургенев. Отцы и дети. А.С. Пушкин. Евгений Онегин; А.Н. Островский. Гроза; Бесприданница; Л.Н. Толстой. Анна Каренина; Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные; М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита; А.П. Чехов. О любви. Б.А. Пастернак. Доктор Живаго. З. Прилепин. Патология.

4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Основные произведения: Н.В. Гоголь. Мертвые души. Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?; Железная дорога; А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву; М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу; В. Ерофеев. Москва-Петушки;

5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Здесь необходимо проанализировать общественные и научные проекты, посвященные данному событию.

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:

Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.