Лекция7. Деловая коммуникация — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Лекция7. Деловая коммуникация

2017-09-30 410
Лекция7. Деловая коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деловое взаимодействие

Виды и характеристики делового общения

Формы деловой коммуникации

 

Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того

или иного вида предметной деятельности: производственной на­учной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению все­гда выступает как личность, значимая для другого.

Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное со­трудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнер­ских отношений.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих ус­ловий:

1) обязательность контактов всех участников общения, незави­симо от их симпатий и антипатий;

2) предметно-целевое содержание коммуникации;

3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодейст­вия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обя­занностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

4) взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных на­мерений;

5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

6) формальные ограничения:

а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение право­вых, социальных норм, следование регламентации (например, дей­ствия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);

б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соот­ветствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;

в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять со­бой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает но­сить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для ком­муникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожи­даниям и нормам (например, агрессивное поведение).

Основной способ организации коммуникативной деятельности при взаимодействии двух партнеров - диалог. Типичными единица­ми диалога являются действие, высказывание и слушание.

Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуника­тивных формах:

монологической, где преобладают коммуникативные действия -высказывания личности как субъекта - организатора процесса слу­шания у других субъектов - участников общения;

диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

полилогической, организующей многостороннее общение, ко­торое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением макси­мально эффективной ее реализации.

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Коммуникационный процесс включает в себя несколько состав­ляющих. Аристотель, например, выделял три компонента коммуни­кации: ОРАТОР - РЕЧЬ - АУДИТОРИЯ. Эта триада является осно­вой и современной коммуникации, только звучит по-другому: КОММУНИКАТОР - СООБЩЕНИЕ - КОММУНИКАНТ.

Наиболее значимых компонентов процесса коммуникации пять:

- Кто говорит? (Коммуникатор.)- Что сообщает? (Информация.)- Кому? (Коммуникант.)

- По какому каналу? (Какими средствами?)- С каким эффектом? (Результат обратной связи.) Комментируя предлагаемую модель, нужно заметить, что специа­листы, которые изучают вопрос "кто говорит?", то есть коммуникато­ра, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Сейчас это называется анализом управления.

Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопросе "что сообщается?", занимаются анализом содержания.

Те, кто рассматривает по преимуществу прессу, радио, телевиде­ние и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ "средств" (по какому каналу).

Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, разговор идет об особенностях аудитории, партнера.

И, наконец: если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ "эффекта" коммуникации.

В исследовании специалистов научно-исследовательского центра Стэнфордского университета (США) "Коммуникации в организаци­ях" рассмотрена модель ИСКП:

ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ - ПОЛУЧАТЕЛЬ

Рассмотрим особенности каждого из перечисленных элементов.

ИСТОЧНИК - создатель сообщения. Источником может быть лицо, организация или группа индивидов. В качестве источника мо­жет выступать президент компании или страны, информационное агентство, специалист по паблик рилейшнз, компания-рекламодатель, специалист по личным продажам. Обычно источник имеет представ­ление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, то есть толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, в том числе тем, как сообщение представлено (закодировано).

Коды - это символы, или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. Кодирование должно обеспечить адекват­ную интерпретацию сообщения получателем, совпадающую с постав­ленной отправителем целью. В качестве кодов используются вербаль­ные (устная и письменная речь), а также невербальные (визуальные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации и пр.) средства.

Таким образом, процесс кодирования в значительной степени субъективен - во многом зависит от личностных особенностей коди­рующего, его семантической культуры, способности к вербализации, тезауруса и пр.

СООБЩЕНИЕ - информация, или закодированная идея, то, что передает источник получателю. Содержание сообщения представля­ется в виде сведений, размышлений, аргументов, доводов, фактов.

КАНАЛ - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массо­вой коммуникации (пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью и прес­сой, рекламные агентства и др.) и межличностные каналы, то есть не посредственый личностный обмен сообщениями между источником получателем информации.

К средствам (каналам) передачи сообщения можно отнести так же публичное выступление, личную встречу, рекламный щит и пр.

ПОЛУЧАТЕЛЬ - лицо или группа лиц, а также численно большие рассредоточенные массовые аудитории. Результативность коммуникации можно оценить по реакции получателя, которая, в свою оче­редь, зависит от способности получателя к декодированию, то ест его способности распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи сообщения.

Сообщение может создать или изменить отношение аудитории к предмету коммуникации. Американский ученый Д. Клаппер заме­тил, что средства массовой коммуникации часто воздействуют на человека не прямо, а через сложную многоступенчатую систему различных обстоятельств и причин, которые он назвал "факторами-посредниками". В их число он включает:

-предрасположенность человека к восприятию той или иной информации (идей, знаний, норм, ценностей);

— принадлежность человека к какой-либо социальной группе с ее нравственными, политическими, экологическими и другими ценно­стями и нормами;

-межличностный характер распространения содержания массо­вых коммуникаций, то есть тиражирование разными людьми сооб­щений, полученных из источников;

- влияние лидеров мнений, то есть социально активных людей, на распространение и оценку информации.

Он отмечает также, что причиной эффекта, производимого на ау­диторию, является не сама продукция, демонстрируемая средствами массовой коммуникации, а те установки, мнения и позиции, которые были сформированы ими у аудитории и подтверждены сообщения­ми из эфира.

Вместе с тем, эту модель нельзя считать полной без диагностики результативности коммуникационного процесса. Для анализа всей его полноты необходимо рассмотреть и такие позиции, как эффект коммуникации и обратная связь.

ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ - изменения в поведении комму­никанта, которые происходят в результате приема сообщения. Спе­циалисты выделяют три основных типа результатов коммуникации:

а) изменения в знаниях;

б) изменение установок, то есть изменение относительно устойчи­вых представлений аудитории;

в) изменение поведения получателя информации (осуществить покупку, принять участие в голосовании, изменить точку зрения, улучшить дисциплину труда и пр.).

Степень достижения цели коммуникации можно оценить и по та­ким показателям, как количество писем и звонков, изменение объе­ма продаж, принятие (отмена) политических или административных решений. Эффективность коммуникации обусловлена:

- природой источника информации;

- особенностями формы делового общения и содержания самих сообщений;

- той обстановкой, в которой люди получают информацию. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - реакция коммуниканта на сообщение источ­ника. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, так как получив информацию о реакции коммуниканта, коммуникатор учитывает ее, корректируя свои действия и цели. Об­ратная связь может быть положительной, когда желаемый результат сообщения достигнут, и отрицательной, информирующей источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.

Как уже отмечалось, простая схема структуры коммуникации со­стоит из трех компонентов: КОММУНИКАТОРА (отправитель), СО­ОБЩЕНИЯ (процесс передачи информации) и КОММУНИКАНТА (получатель). Более сложная модель может быть представлена иной цепочкой: "источник - коммуникатор - сообщение - кодирующее устройство - канал - декодирующее устройство - коммуникант - ре­зультат коммуникации - обратная связь".

Особенности поведения людей в процессе взаимодействия, приме­нение тех или иных коммуникативных средств зависят от того, какая используется модель общения.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые пред­полагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения разли­чают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

2. УБЕЖДАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ

3. ЭКСПРЕССИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

4. СУГГЕСТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

5. РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.