История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-30 | 410 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деловое взаимодействие
Виды и характеристики делового общения
Формы деловой коммуникации
Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того
или иного вида предметной деятельности: производственной научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.
Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
2) предметно-целевое содержание коммуникации;
3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
4) взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;
5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);
6) формальные ограничения:
а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);
б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;
|
в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;
г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение).
Основной способ организации коммуникативной деятельности при взаимодействии двух партнеров - диалог. Типичными единицами диалога являются действие, высказывание и слушание.
Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах:
монологической, где преобладают коммуникативные действия -высказывания личности как субъекта - организатора процесса слушания у других субъектов - участников общения;
диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;
полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Коммуникационный процесс включает в себя несколько составляющих. Аристотель, например, выделял три компонента коммуникации: ОРАТОР - РЕЧЬ - АУДИТОРИЯ. Эта триада является основой и современной коммуникации, только звучит по-другому: КОММУНИКАТОР - СООБЩЕНИЕ - КОММУНИКАНТ.
Наиболее значимых компонентов процесса коммуникации пять:
- Кто говорит? (Коммуникатор.)- Что сообщает? (Информация.)- Кому? (Коммуникант.)
- По какому каналу? (Какими средствами?)- С каким эффектом? (Результат обратной связи.) Комментируя предлагаемую модель, нужно заметить, что специалисты, которые изучают вопрос "кто говорит?", то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Сейчас это называется анализом управления.
|
Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопросе "что сообщается?", занимаются анализом содержания.
Те, кто рассматривает по преимуществу прессу, радио, телевидение и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ "средств" (по какому каналу).
Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, разговор идет об особенностях аудитории, партнера.
И, наконец: если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ "эффекта" коммуникации.
В исследовании специалистов научно-исследовательского центра Стэнфордского университета (США) "Коммуникации в организациях" рассмотрена модель ИСКП:
ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ - ПОЛУЧАТЕЛЬ
Рассмотрим особенности каждого из перечисленных элементов.
ИСТОЧНИК - создатель сообщения. Источником может быть лицо, организация или группа индивидов. В качестве источника может выступать президент компании или страны, информационное агентство, специалист по паблик рилейшнз, компания-рекламодатель, специалист по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, то есть толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, в том числе тем, как сообщение представлено (закодировано).
Коды - это символы, или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. Кодирование должно обеспечить адекватную интерпретацию сообщения получателем, совпадающую с поставленной отправителем целью. В качестве кодов используются вербальные (устная и письменная речь), а также невербальные (визуальные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации и пр.) средства.
Таким образом, процесс кодирования в значительной степени субъективен - во многом зависит от личностных особенностей кодирующего, его семантической культуры, способности к вербализации, тезауруса и пр.
СООБЩЕНИЕ - информация, или закодированная идея, то, что передает источник получателю. Содержание сообщения представляется в виде сведений, размышлений, аргументов, доводов, фактов.
|
КАНАЛ - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массовой коммуникации (пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью и прессой, рекламные агентства и др.) и межличностные каналы, то есть не посредственый личностный обмен сообщениями между источником получателем информации.
К средствам (каналам) передачи сообщения можно отнести так же публичное выступление, личную встречу, рекламный щит и пр.
ПОЛУЧАТЕЛЬ - лицо или группа лиц, а также численно большие рассредоточенные массовые аудитории. Результативность коммуникации можно оценить по реакции получателя, которая, в свою очередь, зависит от способности получателя к декодированию, то ест его способности распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи сообщения.
Сообщение может создать или изменить отношение аудитории к предмету коммуникации. Американский ученый Д. Клаппер заметил, что средства массовой коммуникации часто воздействуют на человека не прямо, а через сложную многоступенчатую систему различных обстоятельств и причин, которые он назвал "факторами-посредниками". В их число он включает:
-предрасположенность человека к восприятию той или иной информации (идей, знаний, норм, ценностей);
— принадлежность человека к какой-либо социальной группе с ее нравственными, политическими, экологическими и другими ценностями и нормами;
-межличностный характер распространения содержания массовых коммуникаций, то есть тиражирование разными людьми сообщений, полученных из источников;
- влияние лидеров мнений, то есть социально активных людей, на распространение и оценку информации.
Он отмечает также, что причиной эффекта, производимого на аудиторию, является не сама продукция, демонстрируемая средствами массовой коммуникации, а те установки, мнения и позиции, которые были сформированы ими у аудитории и подтверждены сообщениями из эфира.
|
Вместе с тем, эту модель нельзя считать полной без диагностики результативности коммуникационного процесса. Для анализа всей его полноты необходимо рассмотреть и такие позиции, как эффект коммуникации и обратная связь.
ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Специалисты выделяют три основных типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях;
б) изменение установок, то есть изменение относительно устойчивых представлений аудитории;
в) изменение поведения получателя информации (осуществить покупку, принять участие в голосовании, изменить точку зрения, улучшить дисциплину труда и пр.).
Степень достижения цели коммуникации можно оценить и по таким показателям, как количество писем и звонков, изменение объема продаж, принятие (отмена) политических или административных решений. Эффективность коммуникации обусловлена:
- природой источника информации;
- особенностями формы делового общения и содержания самих сообщений;
- той обстановкой, в которой люди получают информацию. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - реакция коммуниканта на сообщение источника. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, так как получив информацию о реакции коммуниканта, коммуникатор учитывает ее, корректируя свои действия и цели. Обратная связь может быть положительной, когда желаемый результат сообщения достигнут, и отрицательной, информирующей источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.
Как уже отмечалось, простая схема структуры коммуникации состоит из трех компонентов: КОММУНИКАТОРА (отправитель), СООБЩЕНИЯ (процесс передачи информации) и КОММУНИКАНТА (получатель). Более сложная модель может быть представлена иной цепочкой: "источник - коммуникатор - сообщение - кодирующее устройство - канал - декодирующее устройство - коммуникант - результат коммуникации - обратная связь".
Особенности поведения людей в процессе взаимодействия, применение тех или иных коммуникативных средств зависят от того, какая используется модель общения.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения различают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2. УБЕЖДАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ
3. ЭКСПРЕССИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
4. СУГГЕСТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
5. РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!