Сензитивный период развития речи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сензитивный период развития речи

2017-09-30 273
Сензитивный период развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О Монтессори-педагогике

Система педагогического воздействия по Марии Монтессори – одна из самых популярных в мире. В основе успешности ее методики, - научный подход к воспитанию, который бази­руется как на теоретическом знании о развитии ребенка, так и на многолетней эксперимен­тальной работе.

Педагогическая практика по Марии Монтессори, основанная на собственной философской концепции развития ребенка проявляется в особой организации группы детского сада, в принципах ее работы. В Монтессори-группе детского сада воспитываются дети разного возраста. В одну группу объединяют детей от нескольких месяцев до трех лет, от 3 до 6 лет. В этом случае между детьми складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Уменьшается конкуренция между ними. По мнению Марии Монтессори, в каждом ребенке заложен потенциал, который при благоприятных условиях – при наличии развивающей среды и грамотного педагога делает возможным чудо саморазвития. Ребенок большую часть времени именно этим и занят в Монтессори-группе детского сада, поэтому эта деятельность уважительно называется не «игрой», а – работой. Благодаря выполнению упражнений и их повторению, ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисципли­не, работа приводит к «нормализации» ребенка. Вначале, до 3-летнего возраста, ребенок бессознательно, «как губка» впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развтия. Опытный педагог должен предоставлять своему воспитаннику большую степень свободы, доверяя его внутренним ресурсам, возможностям саморегуляции. В соответствии с этими теоретическими представлениями, Монтессори предлагала определенную воспита­тельную позицию для родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным на­блюдением». Прежде всего, родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реали­зующему внутренний план развития, не считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить как из воска».

 

Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и четко регла­ментированные правила поведения; необходимо соблюдение дисциплины. Нельзя, напри­мер, мешать другому ребенку, если он занят работой, необходимо при выборе места для ра­боты учитывать интересы других детей. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя при этом более самостоятельно.

 

В группе Монтессори-детского сада большое внимание уделено созданию развивающей среды, которая в терминологии Монтессори-педагогики называется «подготовленной средой». Это – упражнения для детей, которые способны вызвать у них интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению зна­ний на основании взаимодействия с конкретным материалом. Условно Монтессори-группа разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал». Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».

Может возникнуть вопрос, для чего необходимо представление видов деятельности в виде упражнений, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, научится им у взрослых? Необходимо отметить, что в современных семьях у взрослых членов семьи оста­ется не так много времени для совместной деятельности и обучения. В обстановке Монтессори-группы ребенок может обучаться в покое, самостоятельно выбирая упражне­ние для работы и время, которое он на него затратит, при желании, ребенок может повто­рить его столько раз, сколько ему потребуется.

 

Монтессори-педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды поз­воляют учитывать индивидуальные особенности ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями.

 

БИОГРАФИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ

«Помогая природе, человек поднимается на следующую ступеньку, так как движение вверх – закон жизни. Именно дети создали эту замечательную лестницу, ведущую все выше и выше. Закон природы – порядок; когда приходит порядок, мы понимаем, что достигли по­рядка мира. Ясно, что природа включает миссии, которые она поручила детям – побудить нас, взрослых, для достижения высшего уровня. Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа, и посредством этого решаются материальные проблемы. Это не нази­дание, а, скорее всего, напоминание, а для наших учителей – призыв, вид обучающей про­граммы, нашей единственной программы: О, Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с зако­нами Твоей справедливости и следовать Твоей воле

 

 

Мария Монтессори, безусловно, является одной из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала миру Италия за последнее столетие. До введения евро портрет М. Монтессори мог видеть каждый итальянец на купюре в 1000 лир. Без преувеличений мож­но назвать труд Марии Монтессори замечательным, полным новизны и глубоко ценным. Нет другого примера педагогической системы, оригинальной по своему практическому применению, которая была бы разработана женским умом и рукой. Система замечательна еще и как свидетельство женской любви, широких социальных взглядов, научной подготов­ки, напряженного и длительного изучения педагогических проблем, беспримерного по бо­гатству опыта. «Мария Монтессори отдавала себя делу с энтузиазмом и самоотречением, имеющим пример разве лишь у Песталоцци и Фрёбеля» - пишут о ней. И сколько бы отзы­вов о системе ни было – восторженных или порицающих, - но равнодушных нет. Эта систе­ма – как открытие. При этом сама Мария Монтессори не однажды говорила – «Я не создала метод. Я систематизировала свои наблюдения. Это не что иное, как конечный результат экс­периментальных усилий как моих, так и моих предшественников».

 

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городе Кьярвалле (Charvalle). Она была единственным и долгожданным ребенком. Это был год, когда Италия стала единой страной, и воздух был наполнен надеждой на прекрасное буду­щее.

Отец – Алессандр Монтессори – был бизнесменом, имел военное образование. Большое внимание уделял дисциплине дочери.

Мать – Ренильда Монтессори – (происходила из старейшего итальянского рода Стоп­пани, в котором преобладали ученые) была грамотной, образованной женщиной и сама обу­чала Марию.

В десять лет она сильно заболела («…Мама, я не могу умереть, мне ведь еще столько надо успеть сделать!..», а в 12 лет её семья переехала в Рим, чтобы дать дочери хорошее об­разование. Парадоксально, но выдающийся педагог, автор 25 книг о воспитании ребенка, Мария в юности яростно противилась намерениям родителей сделать из неё учительницу. Мария полюбила математику и решила поступить в техническую школу для мальчиков. Она захотела стать инженером, что было совсем не характерно для женщин того времени (в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины). Поддерживаемая матерью и ее братом Антонио Стоппани, Мария не только попадает в шко­лу, но и с успехом заканчивает её. И тут же, в 1890, после того, как интерес к математике прошёл, Мария увлекается естествознанием и выбирает себе профессию – она решает стать врачом.

В те годы женщины не могли учиться на врачей и работать по специальности (медицина была привилегией мужчин). Не смотря на всеобщий запрет, Мария Монтессори преодолевает все препятствия и поступает в Римский университет на медицинский фа­культет.

Здесь её ждали новые испытания. Один из аспектов обучения медицине – работа в морге, Мария и мужчины должны были работать вместе над обнажёнными телами. Студен­ты-юноши осыпали Марию различными насмешками и критическими замечаниями. Поэто­му она предпочитала работать по ночам, одна. Однажды, в очередной раз, придя ночью в морг, она в отчаянии решила, что не может этим больше заниматься. Домой она возвраща­лась через парк, в котором увидела нищенку с ребенком. Эти люди были в великой нужде. Чем могла им помочь Мария? А кроме этих нищих во всей Италии и во всём мире много нуждающихся. Как помочь им всем? И Мария вернулась в медицину, в которой увидела возможность помогать людям, и её миссия на земле только начиналась.

Несмотря на большую поддержку матери, отец не одобрял выбор дочери и даже не разговаривал с ней. Поэтому Мария сама оплачивала учёбу, подрабатывая в свободное вре­мя. При этом она хорошо училась, преподаватели хвалили и выделяли её.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Её отец об этом не знал и, встретив знакомого на прогулке, пошёл вместе с ним в университет. Его дочь после лекции осыпали овациями. Увидев такое признание публикой, Алессандр Монтессори про­стил Марию, и они, наконец, помирились.

И вот, в 1896 она получает диплом – диплом первой женщины-врача и начинает заниматься частной практикой. Она специализируется в области хирургии и психиатрии, а так как она писала труды о детях, то и в области педиатрии.

Спустя некоторое время Мария Монтессори стала известна как очень серьёзный и гра­мотный врач, способная оказать помощь в сложных ситуациях. Она говорила: «Я известна не за свои достижения, а за свою настойчивость и противодействие трудностям».

В возрасте 27 лет она поступает на работу в психиатрическую клинику в Риме. Это был еще один поворотный момент в её жизни. В то время психиатрия была карательна для пациентов, их не лечили, а изолировали, причем дети с отставанием в умственном развитии находились в психиатрических клиниках вместе со взрослыми. Персонал не скрывал пре­зрительного отношения к ним. Однажды Мария Монтессори увидела, как после обеда дети поднимают крошки хлеба с пола. Эта сцена потрясла Марию, а сопровождающая её женщи­на воскликнула: «Какие безобразные дети!» Но Мария Монтессори смотрела на эту ситуа­цию не глазами, а сердцем: детям не с чем играть. И тогда появилось предположение, что именно через руки ребёнок получает развитие мозга. Впоследствии эту идею подтвердила практика. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы – для детей, как больных, так и здоровых, необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов Жана Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно пере­водит их работы, тщательно переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради. Эти ра­боты вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнаёт о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Она интуитивно чувствует, что эту методику можно применить и к нормальным детям.

Мария Монтессори была прекрасным лектором. Её статьи печатались в европейских газетах. В 1896 году она была приглашена на женский конгресс в Берлин «Об ужасах дет­ского труда».

В 1898 году у Марии Монтессори родился внебрачный ребёнок. (Отец – Джезеппе Монтесано). Сын – Марио – вос­питывался в деревне. В то время нельзя было признавать своих внебрачных детей, иначе – конец карьере. Существует версия о том, почему Мария Монтессори не вышла замуж – мать избранника не дала согласия на этот брак.

Монтессори возглавляет (синьоре диретторе) специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнооб­разный дидактический материал, вошедший в историю, как «золотой материал Монтессори». Благодаря этому, обездоленные дети могли учиться столь же успешно, как и нормальные школьники.

Первое, что она изготовила – это цилиндрические блоки. Этот материал был сделан из цельного куска дерева с отверстиями в нём, в которое вставлялись деревянные цилиндры различного диаметра от 1 до 10 сантиметров. Нужно было вытащить все цилиндры и дать ребенку вставить их по размеру. Трёхлетние малыши делали это снова и снова, повторяя одно упражнение более 40 раз. «Чтобы утолить жажду, недостаточно увидеть воду или ее попробовать, нужно выпить то количество, в котором нуждается организм. Чтобы удовле­творить свой внутренний голод, психическую жажду, недостаточно мимолетно взглянуть на вещи или услышать их описание, необходимо их взять и пользоваться ими столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей внутренней жизни. Этот факт является основой психической конструкции и единственным секретом обучения. Внешний объект – трам­плин, на котором упражняется ум, и эти внутренние упражнения сами по себе становятся целью деятельности». Мария Монтессори установила, что лишь через многие повторения одних и тех же действий, у ребенка вырабатывается навык, а потом совершенствование это­го навыка, и через движение развивается мозг и возникают новые нейроновые связи. Совре­менные ученые подтвердили такой вывод Монтессори.

Мария Монтессори первая в мире сделала мебель по размеру детей. Она также совер­шила буквально революцию в педагогической деятельности, когда наняла дочь привратника в свою школу, которая ничего не знала о воспитании детей, не имела специального образо­вания, но обучилась, как представлять материалы. И сегодняшняя практика обучения педа­гогов Монтессори показывает, что вместе с постижением метода, его сути, усвоением пре­зентации уроков и материалов, учителя проходят свою терапию, которую можно прирав­нять к развитию и исцелению духа.

Мария Монтессори говорила, что она экспериментирует, не зная, к чему это приведёт. Непрерывно проводя опыты – не над детьми, а над материалами, она всё более и более со­вершенствовала их. Основой своего метода она называла наблюдение за детьми и их по­требностями, предоставления детям особой подготовленной среды, в которой они делают свой собственный выбор, чем им заниматься, и взрослые не должны указывать им.

«Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энерги­ей и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых никакой учительнице и не снилось от них требовать».

Выполнение интересного для ребенка упражнения всегда приводит его к тотальной концентрации. В этот момент через ребенка идет поток ментальной энергии, как говорила мадам Каспари, ученица Монтессори, прожившая с ней 11 лет в Индии и принимавшая ак­тивное участие в разработке стадий развития ребенка, и которая внесла много музыки в процесс обучения. Во время концентрации в ребенке соединяются два потока энергий – психическая и физическая, и это всегда благо, это всегда исцеление и здоровье. Мария Монтессори говорила, что если бы мы смогли вырастить хотя бы одно поколение таких здо­ровых и свободных людей, то жизнь на планете изменилась бы неузнаваемо.

Метод не пришел к Марии Монтессори сразу. Это был длительный процесс наблюде­ний. Мария Монтессори обнаружила, что дети любят порядок, дисциплину. В ее первой школе материалы находились в запертом шкафу, и учитель сам доставал и раздавал их де­тям. И однажды Мария Монтессори увидела, что когда учительница отвлеклась, дети попы­тались сами открыть шкаф и убрать вещи. А женщина сказала: «Нет, сидите, я сама все убе­ру». Она решила, что дети непослушны. Мария Монтессори поняла, что дети следуют свое­му внутреннему порядку. На следующий день учительница опоздала, шкафы накануне не закрыла, дети сами взяли материалы. Учительница рассердилась, сказала детям, что они – воришки и пожаловалась Марии Монтессори. На самом деле дети просто сделали свой сво­бодный выбор, который утоляет их жажду развития. И, возможно, это было впервые в исто­рии педагогики, когда ученики свободно перемещались по классу и сами решали, чем им заняться теперь.

Был такой случай. Нашлись богатые дамы, которые решили помочь Марии Монтессори и купили в ее школу дорогие игрушки. Мария Монтессори поблагодарила их и принесла подарки в класс, но дети предпочли материалы. И тогда Мария Монтессори при­шла к выводу, что дети предпочитают работу над собой играм. Посетители и гости предла­гали детям сладости, но они опять предпочли материалы. Мария Монтессори поняла, что дети ощущают сладость своего внутреннего развития.

Мария Монтессори показала детям, как правильно сморкаться, они увидели, что это красиво и аплодировали ей за то, что она помогла им справиться с этой неловкостью и проблемой. И в этот момент она поняла, что для детей важно чувство собственного досто­инства и что они благодарны ей.

Mногие люди считали материалы уникальными. Но успех метода не в материалах, а в естественном спонтанном интересе ребёнка к тому или иному делу, занятию.

В школе мальчики и девочки спонтанно обучались читать и писать, когда пальцами обводили контуры букв. Организованность детей Мария Монтессори сравнивала с органи­зованностью Вселенной, в которой всему свое время. Она считала, что дети ее Учителя.

Материалы, подача уроков – презентация материалов в методе Монтессори дают воз­можность детям стать независимыми от взрослых, упраздняют награды и наказания, что приводит к развитию в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к другим. Разно-возрастные группы приводят к появлению навыков общения в социуме, к сотрудни­честву, позволяют им учиться друг у друга, а выявление и развитие талантов в каждом ма­лыше в атмосфере, где нет насмешек и критики, не дают появиться зависти и соперниче­ству.

В 1900 году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чте­нию. Это было громом среди ясного неба. «Настоящим чудом» назвал это событие англий­ский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел. Но она говорила: «Если уж слабоумные дети так быстро и легко догнали нормальных, значит, нынешняя система образования вообще никуда не годится» Она поняла, что метод касания, называния предметов развивает ребенка. Самое важное – разбудить человека внутри, истинное образование должно воздействовать на дух – это главное открытие Марии Монтессори.

Стремясь опереться на современные научные знания, она вновь поступает в универси­тет – на философский факультет, где изучает экспериментальную психологию и одновре­менно преподаёт педагогическую антропологию.

В 1904 Мария Монтессори становится заведующей кафедрой антропологии в Риме. Пишет книгу «Психологическая антропология». Читает лекции на тему «Истинное обуче­ние – помочь не осуждать, истинное обучение даёт ребёнку энергию, а не обесточивает его». Одно из её определений – истинное обучение помогает течению жизни. Параллельно Мария Монтессори изучает педагогику для умственно-отсталых детей в медико-педагоги­ческом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагоги­ки. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополня­ет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революци­ей. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми и она решает продолжить учиться дальше. Мария оставляет работу с аномальными детьми и по­свящает свою деятельность работе с нормальными детьми, которые находились в школах в намного худшем положении, чем её воспитанники, страдавшие отклонениями в развитии.

В 1906 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо в Сан-Лоренцо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается «Дом ребёнка» (Casa dei Bambini). 6 января 1907 года в классы дома устремляются 50 маленьких дикарей, скверно-словящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Монтессори заказывает сенсо-моторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентра­цией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонтстрируя живой интерес к вещам вокруг. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной публике, комиссии. Они так спокойно и сосредоточенно работали, что неко­торые наблюдатели посчитали это признаком жёсткой деспотии и совершенно не могли по­верить, что такое поведение – результат предоставления ребёнку свободы действий.

Мало кто из педагогов того времени понимал её – ведь она не имела педагогического образования; а врачи презирали её, потому что она не работала по своей специальности.

1908 - Мария забирает к себе сына. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем её дела.

В 1909 году была написана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики» и открыты курсы по обучению педагогов, ме­тод Монтессори активно внедряется в жизнь.

Интерес к системе Монтессори в 20 веке пережил две кульминации. Первая, в 10-40х годах была связана непосредственно с деятельностью Марии Монтессори. После её триум­фальных лекций в США в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем кото­рой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает 2 золотые медали Панамско-тихо­океанской выставки в сфере образования. В 1914 году открываются школы по все­му миру – США, Аргентина, Испания, Санкт-Петербург. В те годы встретилась с Марией Монтессори наша соотечественница Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943), ставшая впослед­ствии создателем первого монтессори-сада в России.

В 1915 в США на международной выставке в Сан-Франциско Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод в специально организованном классе за стеклом, кото­рый создали по ее проекту в выставочном павильоне.

После этого Европа наконец-то признаёт её значимость. В 1922 году правительство Италии назначает её государственным инспектором школ. В том же году правительство воз­главил лидер фашистов Бенито Муссолини. Сначала он проникся к новой педагогике и в 1923 году после обращения Марио Монтессори школы получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растёт. Её приглашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания.

В 1926 Мария Монтессори была участницей Лиги Наций «Образование во имя мира».

В Советской России метод Монтессори был запрещён на официальном уровне в 1928 году. Так же, как и в нацисткой Италии, тоталитарной системе нашей страны не нужны были свободные, самоопределяющиеся люди.

В 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном организует Международную Монтессори Ассоциацию.

В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившем курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фашист­ским правительством Италии окончательно испортились.

Многие друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой-либо стране – она считала себя гражданином мира. Мария Монтессори понимала, что привести мир к миру можно через детей.

Одним из ее почитателей был Зигмунд Фрейд. Он говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен». Эрик Эриксон был одним из ее учеников

В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой её выгоня­ет гражданская война (1936). Спасает предложение теософского общества посетить Индию (1939). Именно там она проводит годы войны (интернирована, т.к. Индия – Британская колония, а Мария и Марио из фашистской страны). Мария Монтессори 20 лет носила траур после смерти матери и только в Индии надела белые одежды. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к ее методу. Здесь она не только развивает свои идеи, обогащает их мудростью восточной философии, но и строит следующую школь­ную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пиаже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет, приходит развитие логи­ческого мышления. Ребёнку важно узнать не только «что это?», а «почему это так?». Там Мария пишет книгу «Тайна детства». После окончания войны (1946) она вернулась в Европу, и повсюду за ней возникали школы Монтессори.

Она обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира».

В течение 3 лет (1949, 1950, 1951) её выдвигают на Нобелевскую премию мира.

Во Франции в 1949 году ей вручили орден Почетного легиона за влияние на француз­ское образование, Мария издает книгу «Впитывающий разум». Мария Монтессори вела ак­тивную международную общественную и педагогическую деятельность: пропагандировала идеи движения Сопротивления, участвовала в работе конгрессов в защиту мира.

В 1950 Марии Монтессори было присвоено звание профессора Амстердамского уни­верситета.

Продолжалась напряженная научная работа. В своем итоговом труде «Разум ребенка» (1952 г) М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развитие детей первых трех лет, а как бы открыла новую планету, которую населяют удивительные суще­ства похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие.

К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Успехи, достигнутые малышом так велики, что трехлетнего ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года.

В противовес господствующему снисходительному подходу к «грудничкам» - мол, что с них возьмешь, - педагог – гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенци­альные возможности формирования человеческой личности и назвала период развития от 0 до 6 лет «впитывающий разум».

Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии 6 мая 1952 года, в городе Нордвийк. Там же она и похоронена.

Идеи Марии Монтессори продолжают шествие по миру. Второй пик популярности на­чал нарастать в конце 50-ых годов и продолжается сегодня. В Россию система М. Монтессори вернулась только в 1992 году. В 1998 году заместитель директора Центра С. Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем АМI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного АМI – курса по подготовке учителей для дошкольных классов.

Сейчас в мире насчитывается несколько сот тысяч школ Монтессори. В Голландии, где действует центр подготовки педагогов по системе Монтессори, их более 200, но больше всего таких школ в Индии. В США, Европе, России (Санкт – Петербург, Омск), Китае рабо­тают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы.


Характерные черты возраста 3-6:

- концентрация внимания,

- желание повторять,

- наблюдать и повторять движения окружающих,

- самостоятельный выбор занятия,

- необходимость в поддержании порядка,

- самоконтроль за ошибками,

- предпочтение работы, а не игры,

- не важны поощрения и наказания,

- чувство собственного достоинства (я любим, я нужен, самооценка),

- любовь к тишине,

- спонтанная самодисциплина,

- стремление к совершенствованию движений,

- стремление к утончению (развитию) органов чувств,

- взрыв пиьма,

- ребенок сам открывает для себя чтение,

- осознание работы как радости.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Естественные стремления, тенденции человечества:

- общение,

- стремление к социализации,

- имитация,

- желание исследовать,

- точность,

- склонность к движению,

- концентрация,

- повторение,

- порядок,

- самостоятельность,

- совершенствование, улучшение работы,

- самоконтроль,

- стремление к труду/работе

 

«Школа — подготовленная среда, где ребенок освобожден от влияния взрослого, где ребенок может жить согласно своим внутренним потребностям и законам» - М.М.

Сензитивными периодами называют периоды особой чувствительности детей к опре­деленным видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения. сензитивные периоды это стимул, направляющий ребенка к особым элементам окружающей среды. Ребенок — как огонь, он жаждет определенных видов деятельности. Во время сензитивных периодов ребенок способен концентрировать внимание на одном занятии, игно­рируя все остальное. сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиаль­ную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы пове­дения. сензитивные периоды бессознательны и ведут к сознательной и творческой деятель­ности, обучение происходит легко и непосредственно, так как работа в этот период вызыва­ет у ребенка не усталость и скуку, а постоянную энергию и интерес. сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребен­ку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Ребенок работает не для достижения внешней цели, а для удовлетворения внутрен­ней потребности. Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под при­нуждение, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается не только бесполезным, но и вредным для психики и здоровья ребенка, «…если детям приходится де­лать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением, то к результату они приходят позже или не приходят совсем». Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но они могут создать благо­приятные условия для реализации внутренних потребностей детей.

Ребенок знает, что он хочет и в чем нуждается подсознательно, он не сможет объяс­нить, но всегда узнает, если ЭТО то, что надо. До семи лет ребенок не должен слышать «не­льзя» о вещах.

Теория сензитивных периодов имеет физиологическое и биологическое обоснова­ние. Что хорошо в одном СП, то не понадобится в другом.

Обучение — это не просто сообщение информации и фактов для сдачи теста. Обуче­ние — это помощь жизни, способствование раскрытию естественных сил и энергии ребен­ка. Навык ребенок приобретает в любом случае, но вне СП это будет не так легко.

Плач, капризы, крик — это призыв «Уважай мой труд, моё Я!»

 

По мнению Марии Монтессори, любой взрослый обязан:

- знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, по­скольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естест­вом ребенка, ко­торую искренне считает педагогикой;

- наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протека­ния того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;

- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствую­щую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особен­но нуждается в данный момент.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе че­рез них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, так как биологический воз­раст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его бли­жайшего развития";

- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;

- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.

С точки зрения Марии Монтессори существуют следующие сензитивные периоды в развитии ребенка.

 

Название презентации

Материал (в той последовательности, в которой будем использовать)

Ход работы (пошаговое)

- пригласить ребенка,

- подойти к материалу и назвать его,

- показать действие (описать),

- предложить ребенку повторить

Упражнения (применение в разных ситуациях)

Цель упражнения: прямая и косвенная

Точка интереса: нюанс презентации

Контроль ошибок

Возраст

 


СТАДИИ РАЗВИТИЯ

 

«Этапы становления человека сравнимы с этапами превращения бабочки:

личинка, куколка, взрослая бабочка. И они так разительно отличаются друг

от друга, что в них невозможно узнать одно насекомое. Каждая стадия

основана на результатах предыдущей. И нарушения развития на любом

этапе влияют на последующие…»

 

У Марии Монтессори был объективный взгляд на природу ребенка. Она делала акцент на ребенке как на несформированном, но по-человечески духовном существе. Это нейтраль­ное представление о "хорошести" или «плохости» ребенка дало Марии Монтессори воз­можность свободно наблюдать детское поведение без оценок и суждений.

В процессе поиска человеческого духа в каждом ребенке, Монтессори постепенно открыва­ла стадии развития, которым следуют все дети и молодые люди. На каждой стадии прояв­ляются некие жизненные силы, которыми природа наделяет людей, дабы помочь им до­стичь тех или иных целей. На основе идеи о периодизации развития человека были созданы методы, призванные помочь в этом путешествии к взрослости. Каждой их четырех выде­ленных Монтессори стадий присуще следующее:

- специфическая цель развития,

- легко определимое направление, продвижением по которому достигается цель,

- наличие специфических видов чувствительности, данных человеку на каждом этапе разви­тия и облегчающих достижение цели периода.

 

Этапы периодизации Монтессори:

0-6 лет: основная задача – самопостроение (ф ормирование чувственного образа мира).

Период от 0 до 3 лет - Духовный эмбрион, эмоциональный камертон. Готовый к функцио­нированию вне мамы малыш. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осо­знание себя отдельной личностью. Ребенок находится в стадии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интелектуапьного, чтобы из полностью зависимого от мамы (ими другого взрослого), абсолютно беспомощно­го существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной зада­чи у ребёнка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы раз­вития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды. Основные за­дачи — развитие равновесия, координации, языка. Мимикрия (подражание). Ребенок вбира­ет эмоц


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.