Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-09-30 | 273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О Монтессори-педагогике
Система педагогического воздействия по Марии Монтессори – одна из самых популярных в мире. В основе успешности ее методики, - научный подход к воспитанию, который базируется как на теоретическом знании о развитии ребенка, так и на многолетней экспериментальной работе.
Педагогическая практика по Марии Монтессори, основанная на собственной философской концепции развития ребенка проявляется в особой организации группы детского сада, в принципах ее работы. В Монтессори-группе детского сада воспитываются дети разного возраста. В одну группу объединяют детей от нескольких месяцев до трех лет, от 3 до 6 лет. В этом случае между детьми складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Уменьшается конкуренция между ними. По мнению Марии Монтессори, в каждом ребенке заложен потенциал, который при благоприятных условиях – при наличии развивающей среды и грамотного педагога делает возможным чудо саморазвития. Ребенок большую часть времени именно этим и занят в Монтессори-группе детского сада, поэтому эта деятельность уважительно называется не «игрой», а – работой. Благодаря выполнению упражнений и их повторению, ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к «нормализации» ребенка. Вначале, до 3-летнего возраста, ребенок бессознательно, «как губка» впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развтия. Опытный педагог должен предоставлять своему воспитаннику большую степень свободы, доверяя его внутренним ресурсам, возможностям саморегуляции. В соответствии с этими теоретическими представлениями, Монтессори предлагала определенную воспитательную позицию для родителя и педагога, которую можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего, родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему внутренний план развития, не считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить как из воска».
|
Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и четко регламентированные правила поведения; необходимо соблюдение дисциплины. Нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят работой, необходимо при выборе места для работы учитывать интересы других детей. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя при этом более самостоятельно.
В группе Монтессори-детского сада большое внимание уделено созданию развивающей среды, которая в терминологии Монтессори-педагогики называется «подготовленной средой». Это – упражнения для детей, которые способны вызвать у них интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению знаний на основании взаимодействия с конкретным материалом. Условно Монтессори-группа разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал». Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».
Может возникнуть вопрос, для чего необходимо представление видов деятельности в виде упражнений, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, научится им у взрослых? Необходимо отметить, что в современных семьях у взрослых членов семьи остается не так много времени для совместной деятельности и обучения. В обстановке Монтессори-группы ребенок может обучаться в покое, самостоятельно выбирая упражнение для работы и время, которое он на него затратит, при желании, ребенок может повторить его столько раз, сколько ему потребуется.
|
Монтессори-педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями.
БИОГРАФИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ
«Помогая природе, человек поднимается на следующую ступеньку, так как движение вверх – закон жизни. Именно дети создали эту замечательную лестницу, ведущую все выше и выше. Закон природы – порядок; когда приходит порядок, мы понимаем, что достигли порядка мира. Ясно, что природа включает миссии, которые она поручила детям – побудить нас, взрослых, для достижения высшего уровня. Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа, и посредством этого решаются материальные проблемы. Это не назидание, а, скорее всего, напоминание, а для наших учителей – призыв, вид обучающей программы, нашей единственной программы: О, Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами Твоей справедливости и следовать Твоей воле!»
Мария Монтессори, безусловно, является одной из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала миру Италия за последнее столетие. До введения евро портрет М. Монтессори мог видеть каждый итальянец на купюре в 1000 лир. Без преувеличений можно назвать труд Марии Монтессори замечательным, полным новизны и глубоко ценным. Нет другого примера педагогической системы, оригинальной по своему практическому применению, которая была бы разработана женским умом и рукой. Система замечательна еще и как свидетельство женской любви, широких социальных взглядов, научной подготовки, напряженного и длительного изучения педагогических проблем, беспримерного по богатству опыта. «Мария Монтессори отдавала себя делу с энтузиазмом и самоотречением, имеющим пример разве лишь у Песталоцци и Фрёбеля» - пишут о ней. И сколько бы отзывов о системе ни было – восторженных или порицающих, - но равнодушных нет. Эта система – как открытие. При этом сама Мария Монтессори не однажды говорила – «Я не создала метод. Я систематизировала свои наблюдения. Это не что иное, как конечный результат экспериментальных усилий как моих, так и моих предшественников».
|
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городе Кьярвалле (Charvalle). Она была единственным и долгожданным ребенком. Это был год, когда Италия стала единой страной, и воздух был наполнен надеждой на прекрасное будущее.
Отец – Алессандр Монтессори – был бизнесменом, имел военное образование. Большое внимание уделял дисциплине дочери.
Мать – Ренильда Монтессори – (происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, в котором преобладали ученые) была грамотной, образованной женщиной и сама обучала Марию.
В десять лет она сильно заболела («…Мама, я не могу умереть, мне ведь еще столько надо успеть сделать!..», а в 12 лет её семья переехала в Рим, чтобы дать дочери хорошее образование. Парадоксально, но выдающийся педагог, автор 25 книг о воспитании ребенка, Мария в юности яростно противилась намерениям родителей сделать из неё учительницу. Мария полюбила математику и решила поступить в техническую школу для мальчиков. Она захотела стать инженером, что было совсем не характерно для женщин того времени (в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины). Поддерживаемая матерью и ее братом Антонио Стоппани, Мария не только попадает в школу, но и с успехом заканчивает её. И тут же, в 1890, после того, как интерес к математике прошёл, Мария увлекается естествознанием и выбирает себе профессию – она решает стать врачом.
В те годы женщины не могли учиться на врачей и работать по специальности (медицина была привилегией мужчин). Не смотря на всеобщий запрет, Мария Монтессори преодолевает все препятствия и поступает в Римский университет на медицинский факультет.
Здесь её ждали новые испытания. Один из аспектов обучения медицине – работа в морге, Мария и мужчины должны были работать вместе над обнажёнными телами. Студенты-юноши осыпали Марию различными насмешками и критическими замечаниями. Поэтому она предпочитала работать по ночам, одна. Однажды, в очередной раз, придя ночью в морг, она в отчаянии решила, что не может этим больше заниматься. Домой она возвращалась через парк, в котором увидела нищенку с ребенком. Эти люди были в великой нужде. Чем могла им помочь Мария? А кроме этих нищих во всей Италии и во всём мире много нуждающихся. Как помочь им всем? И Мария вернулась в медицину, в которой увидела возможность помогать людям, и её миссия на земле только начиналась.
|
Несмотря на большую поддержку матери, отец не одобрял выбор дочери и даже не разговаривал с ней. Поэтому Мария сама оплачивала учёбу, подрабатывая в свободное время. При этом она хорошо училась, преподаватели хвалили и выделяли её.
На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Её отец об этом не знал и, встретив знакомого на прогулке, пошёл вместе с ним в университет. Его дочь после лекции осыпали овациями. Увидев такое признание публикой, Алессандр Монтессори простил Марию, и они, наконец, помирились.
И вот, в 1896 она получает диплом – диплом первой женщины-врача и начинает заниматься частной практикой. Она специализируется в области хирургии и психиатрии, а так как она писала труды о детях, то и в области педиатрии.
Спустя некоторое время Мария Монтессори стала известна как очень серьёзный и грамотный врач, способная оказать помощь в сложных ситуациях. Она говорила: «Я известна не за свои достижения, а за свою настойчивость и противодействие трудностям».
В возрасте 27 лет она поступает на работу в психиатрическую клинику в Риме. Это был еще один поворотный момент в её жизни. В то время психиатрия была карательна для пациентов, их не лечили, а изолировали, причем дети с отставанием в умственном развитии находились в психиатрических клиниках вместе со взрослыми. Персонал не скрывал презрительного отношения к ним. Однажды Мария Монтессори увидела, как после обеда дети поднимают крошки хлеба с пола. Эта сцена потрясла Марию, а сопровождающая её женщина воскликнула: «Какие безобразные дети!» Но Мария Монтессори смотрела на эту ситуацию не глазами, а сердцем: детям не с чем играть. И тогда появилось предположение, что именно через руки ребёнок получает развитие мозга. Впоследствии эту идею подтвердила практика. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы – для детей, как больных, так и здоровых, необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
|
Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов Жана Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщательно переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради. Эти работы вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнаёт о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Она интуитивно чувствует, что эту методику можно применить и к нормальным детям.
Мария Монтессори была прекрасным лектором. Её статьи печатались в европейских газетах. В 1896 году она была приглашена на женский конгресс в Берлин «Об ужасах детского труда».
В 1898 году у Марии Монтессори родился внебрачный ребёнок. (Отец – Джезеппе Монтесано). Сын – Марио – воспитывался в деревне. В то время нельзя было признавать своих внебрачных детей, иначе – конец карьере. Существует версия о том, почему Мария Монтессори не вышла замуж – мать избранника не дала согласия на этот брак.
Монтессори возглавляет (синьоре диретторе) специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, вошедший в историю, как «золотой материал Монтессори». Благодаря этому, обездоленные дети могли учиться столь же успешно, как и нормальные школьники.
Первое, что она изготовила – это цилиндрические блоки. Этот материал был сделан из цельного куска дерева с отверстиями в нём, в которое вставлялись деревянные цилиндры различного диаметра от 1 до 10 сантиметров. Нужно было вытащить все цилиндры и дать ребенку вставить их по размеру. Трёхлетние малыши делали это снова и снова, повторяя одно упражнение более 40 раз. «Чтобы утолить жажду, недостаточно увидеть воду или ее попробовать, нужно выпить то количество, в котором нуждается организм. Чтобы удовлетворить свой внутренний голод, психическую жажду, недостаточно мимолетно взглянуть на вещи или услышать их описание, необходимо их взять и пользоваться ими столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей внутренней жизни. Этот факт является основой психической конструкции и единственным секретом обучения. Внешний объект – трамплин, на котором упражняется ум, и эти внутренние упражнения сами по себе становятся целью деятельности». Мария Монтессори установила, что лишь через многие повторения одних и тех же действий, у ребенка вырабатывается навык, а потом совершенствование этого навыка, и через движение развивается мозг и возникают новые нейроновые связи. Современные ученые подтвердили такой вывод Монтессори.
Мария Монтессори первая в мире сделала мебель по размеру детей. Она также совершила буквально революцию в педагогической деятельности, когда наняла дочь привратника в свою школу, которая ничего не знала о воспитании детей, не имела специального образования, но обучилась, как представлять материалы. И сегодняшняя практика обучения педагогов Монтессори показывает, что вместе с постижением метода, его сути, усвоением презентации уроков и материалов, учителя проходят свою терапию, которую можно приравнять к развитию и исцелению духа.
Мария Монтессори говорила, что она экспериментирует, не зная, к чему это приведёт. Непрерывно проводя опыты – не над детьми, а над материалами, она всё более и более совершенствовала их. Основой своего метода она называла наблюдение за детьми и их потребностями, предоставления детям особой подготовленной среды, в которой они делают свой собственный выбор, чем им заниматься, и взрослые не должны указывать им.
«Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых никакой учительнице и не снилось от них требовать».
Выполнение интересного для ребенка упражнения всегда приводит его к тотальной концентрации. В этот момент через ребенка идет поток ментальной энергии, как говорила мадам Каспари, ученица Монтессори, прожившая с ней 11 лет в Индии и принимавшая активное участие в разработке стадий развития ребенка, и которая внесла много музыки в процесс обучения. Во время концентрации в ребенке соединяются два потока энергий – психическая и физическая, и это всегда благо, это всегда исцеление и здоровье. Мария Монтессори говорила, что если бы мы смогли вырастить хотя бы одно поколение таких здоровых и свободных людей, то жизнь на планете изменилась бы неузнаваемо.
Метод не пришел к Марии Монтессори сразу. Это был длительный процесс наблюдений. Мария Монтессори обнаружила, что дети любят порядок, дисциплину. В ее первой школе материалы находились в запертом шкафу, и учитель сам доставал и раздавал их детям. И однажды Мария Монтессори увидела, что когда учительница отвлеклась, дети попытались сами открыть шкаф и убрать вещи. А женщина сказала: «Нет, сидите, я сама все уберу». Она решила, что дети непослушны. Мария Монтессори поняла, что дети следуют своему внутреннему порядку. На следующий день учительница опоздала, шкафы накануне не закрыла, дети сами взяли материалы. Учительница рассердилась, сказала детям, что они – воришки и пожаловалась Марии Монтессори. На самом деле дети просто сделали свой свободный выбор, который утоляет их жажду развития. И, возможно, это было впервые в истории педагогики, когда ученики свободно перемещались по классу и сами решали, чем им заняться теперь.
Был такой случай. Нашлись богатые дамы, которые решили помочь Марии Монтессори и купили в ее школу дорогие игрушки. Мария Монтессори поблагодарила их и принесла подарки в класс, но дети предпочли материалы. И тогда Мария Монтессори пришла к выводу, что дети предпочитают работу над собой играм. Посетители и гости предлагали детям сладости, но они опять предпочли материалы. Мария Монтессори поняла, что дети ощущают сладость своего внутреннего развития.
Мария Монтессори показала детям, как правильно сморкаться, они увидели, что это красиво и аплодировали ей за то, что она помогла им справиться с этой неловкостью и проблемой. И в этот момент она поняла, что для детей важно чувство собственного достоинства и что они благодарны ей.
Mногие люди считали материалы уникальными. Но успех метода не в материалах, а в естественном спонтанном интересе ребёнка к тому или иному делу, занятию.
В школе мальчики и девочки спонтанно обучались читать и писать, когда пальцами обводили контуры букв. Организованность детей Мария Монтессори сравнивала с организованностью Вселенной, в которой всему свое время. Она считала, что дети ее Учителя.
Материалы, подача уроков – презентация материалов в методе Монтессори дают возможность детям стать независимыми от взрослых, упраздняют награды и наказания, что приводит к развитию в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к другим. Разно-возрастные группы приводят к появлению навыков общения в социуме, к сотрудничеству, позволяют им учиться друг у друга, а выявление и развитие талантов в каждом малыше в атмосфере, где нет насмешек и критики, не дают появиться зависти и соперничеству.
В 1900 году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. «Настоящим чудом» назвал это событие английский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел. Но она говорила: «Если уж слабоумные дети так быстро и легко догнали нормальных, значит, нынешняя система образования вообще никуда не годится» Она поняла, что метод касания, называния предметов развивает ребенка. Самое важное – разбудить человека внутри, истинное образование должно воздействовать на дух – это главное открытие Марии Монтессори.
Стремясь опереться на современные научные знания, она вновь поступает в университет – на философский факультет, где изучает экспериментальную психологию и одновременно преподаёт педагогическую антропологию.
В 1904 Мария Монтессори становится заведующей кафедрой антропологии в Риме. Пишет книгу «Психологическая антропология». Читает лекции на тему «Истинное обучение – помочь не осуждать, истинное обучение даёт ребёнку энергию, а не обесточивает его». Одно из её определений – истинное обучение помогает течению жизни. Параллельно Мария Монтессори изучает педагогику для умственно-отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми и она решает продолжить учиться дальше. Мария оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою деятельность работе с нормальными детьми, которые находились в школах в намного худшем положении, чем её воспитанники, страдавшие отклонениями в развитии.
В 1906 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо в Сан-Лоренцо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается «Дом ребёнка» (Casa dei Bambini). 6 января 1907 года в классы дома устремляются 50 маленьких дикарей, скверно-словящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Монтессори заказывает сенсо-моторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонтстрируя живой интерес к вещам вокруг. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной публике, комиссии. Они так спокойно и сосредоточенно работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком жёсткой деспотии и совершенно не могли поверить, что такое поведение – результат предоставления ребёнку свободы действий.
Мало кто из педагогов того времени понимал её – ведь она не имела педагогического образования; а врачи презирали её, потому что она не работала по своей специальности.
1908 - Мария забирает к себе сына. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем её дела.
В 1909 году была написана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики» и открыты курсы по обучению педагогов, метод Монтессори активно внедряется в жизнь.
Интерес к системе Монтессори в 20 веке пережил две кульминации. Первая, в 10-40х годах была связана непосредственно с деятельностью Марии Монтессори. После её триумфальных лекций в США в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает 2 золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования. В 1914 году открываются школы по всему миру – США, Аргентина, Испания, Санкт-Петербург. В те годы встретилась с Марией Монтессори наша соотечественница Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943), ставшая впоследствии создателем первого монтессори-сада в России.
В 1915 в США на международной выставке в Сан-Франциско Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту в выставочном павильоне.
После этого Европа наконец-то признаёт её значимость. В 1922 году правительство Италии назначает её государственным инспектором школ. В том же году правительство возглавил лидер фашистов Бенито Муссолини. Сначала он проникся к новой педагогике и в 1923 году после обращения Марио Монтессори школы получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растёт. Её приглашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания.
В 1926 Мария Монтессори была участницей Лиги Наций «Образование во имя мира».
В Советской России метод Монтессори был запрещён на официальном уровне в 1928 году. Так же, как и в нацисткой Италии, тоталитарной системе нашей страны не нужны были свободные, самоопределяющиеся люди.
В 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном организует Международную Монтессори Ассоциацию.
В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившем курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились.
Многие друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой-либо стране – она считала себя гражданином мира. Мария Монтессори понимала, что привести мир к миру можно через детей.
Одним из ее почитателей был Зигмунд Фрейд. Он говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен». Эрик Эриксон был одним из ее учеников
В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой её выгоняет гражданская война (1936). Спасает предложение теософского общества посетить Индию (1939). Именно там она проводит годы войны (интернирована, т.к. Индия – Британская колония, а Мария и Марио из фашистской страны). Мария Монтессори 20 лет носила траур после смерти матери и только в Индии надела белые одежды. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к ее методу. Здесь она не только развивает свои идеи, обогащает их мудростью восточной философии, но и строит следующую школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пиаже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет, приходит развитие логического мышления. Ребёнку важно узнать не только «что это?», а «почему это так?». Там Мария пишет книгу «Тайна детства». После окончания войны (1946) она вернулась в Европу, и повсюду за ней возникали школы Монтессори.
Она обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации, если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира».
В течение 3 лет (1949, 1950, 1951) её выдвигают на Нобелевскую премию мира.
Во Франции в 1949 году ей вручили орден Почетного легиона за влияние на французское образование, Мария издает книгу «Впитывающий разум». Мария Монтессори вела активную международную общественную и педагогическую деятельность: пропагандировала идеи движения Сопротивления, участвовала в работе конгрессов в защиту мира.
В 1950 Марии Монтессори было присвоено звание профессора Амстердамского университета.
Продолжалась напряженная научная работа. В своем итоговом труде «Разум ребенка» (1952 г) М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развитие детей первых трех лет, а как бы открыла новую планету, которую населяют удивительные существа похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие.
К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Успехи, достигнутые малышом так велики, что трехлетнего ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года.
В противовес господствующему снисходительному подходу к «грудничкам» - мол, что с них возьмешь, - педагог – гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности и назвала период развития от 0 до 6 лет «впитывающий разум».
Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии 6 мая 1952 года, в городе Нордвийк. Там же она и похоронена.
Идеи Марии Монтессори продолжают шествие по миру. Второй пик популярности начал нарастать в конце 50-ых годов и продолжается сегодня. В Россию система М. Монтессори вернулась только в 1992 году. В 1998 году заместитель директора Центра С. Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем АМI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного АМI – курса по подготовке учителей для дошкольных классов.
Сейчас в мире насчитывается несколько сот тысяч школ Монтессори. В Голландии, где действует центр подготовки педагогов по системе Монтессори, их более 200, но больше всего таких школ в Индии. В США, Европе, России (Санкт – Петербург, Омск), Китае работают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы.
Характерные черты возраста 3-6:
- концентрация внимания,
- желание повторять,
- наблюдать и повторять движения окружающих,
- самостоятельный выбор занятия,
- необходимость в поддержании порядка,
- самоконтроль за ошибками,
- предпочтение работы, а не игры,
- не важны поощрения и наказания,
- чувство собственного достоинства (я любим, я нужен, самооценка),
- любовь к тишине,
- спонтанная самодисциплина,
- стремление к совершенствованию движений,
- стремление к утончению (развитию) органов чувств,
- взрыв пиьма,
- ребенок сам открывает для себя чтение,
- осознание работы как радости.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Естественные стремления, тенденции человечества:
- общение,
- стремление к социализации,
- имитация,
- желание исследовать,
- точность,
- склонность к движению,
- концентрация,
- повторение,
- порядок,
- самостоятельность,
- совершенствование, улучшение работы,
- самоконтроль,
- стремление к труду/работе
«Школа — подготовленная среда, где ребенок освобожден от влияния взрослого, где ребенок может жить согласно своим внутренним потребностям и законам» - М.М.
Сензитивными периодами называют периоды особой чувствительности детей к определенным видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения. сензитивные периоды это стимул, направляющий ребенка к особым элементам окружающей среды. Ребенок — как огонь, он жаждет определенных видов деятельности. Во время сензитивных периодов ребенок способен концентрировать внимание на одном занятии, игнорируя все остальное. сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения. сензитивные периоды бессознательны и ведут к сознательной и творческой деятельности, обучение происходит легко и непосредственно, так как работа в этот период вызывает у ребенка не усталость и скуку, а постоянную энергию и интерес. сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Ребенок работает не для достижения внешней цели, а для удовлетворения внутренней потребности. Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждение, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается не только бесполезным, но и вредным для психики и здоровья ребенка, «…если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением, то к результату они приходят позже или не приходят совсем». Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но они могут создать благоприятные условия для реализации внутренних потребностей детей.
Ребенок знает, что он хочет и в чем нуждается подсознательно, он не сможет объяснить, но всегда узнает, если ЭТО то, что надо. До семи лет ребенок не должен слышать «нельзя» о вещах.
Теория сензитивных периодов имеет физиологическое и биологическое обоснование. Что хорошо в одном СП, то не понадобится в другом.
Обучение — это не просто сообщение информации и фактов для сдачи теста. Обучение — это помощь жизни, способствование раскрытию естественных сил и энергии ребенка. Навык ребенок приобретает в любом случае, но вне СП это будет не так легко.
Плач, капризы, крик — это призыв «Уважай мой труд, моё Я!»
По мнению Марии Монтессори, любой взрослый обязан:
- знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
- наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.
С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, так как биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.
С точки зрения Марии Монтессори существуют следующие сензитивные периоды в развитии ребенка.
Название презентации
Материал (в той последовательности, в которой будем использовать)
Ход работы (пошаговое)
- пригласить ребенка,
- подойти к материалу и назвать его,
- показать действие (описать),
- предложить ребенку повторить
Упражнения (применение в разных ситуациях)
Цель упражнения: прямая и косвенная
Точка интереса: нюанс презентации
Контроль ошибок
Возраст
СТАДИИ РАЗВИТИЯ
«Этапы становления человека сравнимы с этапами превращения бабочки:
личинка, куколка, взрослая бабочка. И они так разительно отличаются друг
от друга, что в них невозможно узнать одно насекомое. Каждая стадия
основана на результатах предыдущей. И нарушения развития на любом
этапе влияют на последующие…»
У Марии Монтессори был объективный взгляд на природу ребенка. Она делала акцент на ребенке как на несформированном, но по-человечески духовном существе. Это нейтральное представление о "хорошести" или «плохости» ребенка дало Марии Монтессори возможность свободно наблюдать детское поведение без оценок и суждений.
В процессе поиска человеческого духа в каждом ребенке, Монтессори постепенно открывала стадии развития, которым следуют все дети и молодые люди. На каждой стадии проявляются некие жизненные силы, которыми природа наделяет людей, дабы помочь им достичь тех или иных целей. На основе идеи о периодизации развития человека были созданы методы, призванные помочь в этом путешествии к взрослости. Каждой их четырех выделенных Монтессори стадий присуще следующее:
- специфическая цель развития,
- легко определимое направление, продвижением по которому достигается цель,
- наличие специфических видов чувствительности, данных человеку на каждом этапе развития и облегчающих достижение цели периода.
Этапы периодизации Монтессори:
0-6 лет: основная задача – самопостроение (ф ормирование чувственного образа мира).
Период от 0 до 3 лет - Духовный эмбрион, эмоциональный камертон. Готовый к функционированию вне мамы малыш. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в стадии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интелектуапьного, чтобы из полностью зависимого от мамы (ими другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребёнка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды. Основные задачи — развитие равновесия, координации, языка. Мимикрия (подражание). Ребенок вбирает эмоц
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!