История (в профессиональной области ) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История (в профессиональной области )

2017-09-30 864
История (в профессиональной области ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История (в профессиональной области)

 

Содержание

Лекция 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Лекция 2 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 3 СТРОИТЕЛЬСТВО ИАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (продолжение)

Лекция 4 АНТИ ЧНА Я АРХИТЕКТУРА

Лекция 5 Античная архитектура (продолжение)

Лекция 6 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОСТИ(продолжение)

Лекция 7 Античное строительство и архитектура (продолжение)

Лекция 8 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Лекция 9 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)

Лекция 10 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)

Лекция 11 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (продолжение)

Лекция 12 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Лекция 13 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (продолжение)

Лекция 14 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Лекция 15 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА БАРОККО, КЛАССИЦИЗМА И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ (продолжение)

Лекция 16 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА

Лекция 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная дея­тельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетво­рение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления - архитектуры.

Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные воз­можности. Возникает наиболее развитый тип построек - здания, опирающиеся на деревян­ные сваи.

Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабаты­вать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения - постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, доль­мены, кромлехи.

Менгиры - вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в со­четании с дольменами - сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддержи­вающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

Кромлех - это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них - это кромлех в Стоунхендже (Англия).

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности - курганы. Это рас­пространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений - каменные и де­ревянные крепости.



 

Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех

 

Кромлех в Стоунхендже (юг Франции) - самый знаменитый среди подобных сооружений. Стоунхендж (в переводе: «висячие (по-галльски - танцующие) камни») строился от 2000 до 1600 г. до н. э., в эпоху неолита и в начале бронзового века. Это сложное сооружение из огромных камней. Он представляет собой круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами; внутри - два кольца небольших камней, между ними по парно поставленные высокие блоки с плитами, образующие центр пространства. Этот монументальный мегалит, видимо, являлся астрономической обсерваторией. Стоунхендж строился в три этапа разными народами. На первом этапе кромлех возводился уиндмиллхиллцами (народ, населявший Англию в 2000 г. до н.э.). На втором этапе - бикерами (с ними в Солсбе­ри пришел бронзовый век). Строительство закончили уэссекцы (производные от бикеров). Здесь уже виден четкий композиционный замысел - симметрия, ритм и соподчиненность элементов комплекса.

Лекция 2

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока.

В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX - XXIII вв. до н.э.); Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI - XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.).

Архитектура Древнего Египта - это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом про­диктована природой Египта и обилием различных пород камня - основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), создан­ная зодчим Имхотепом, - это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная - пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, - сложена из двух с лиш­ним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.

Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н. э.

Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVI в. до н.э. зодчим Инени и XV в. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствова­ли сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV - XIII вв. до н.э. возвели самый крупный, так назы­ваемый гипостильный, зал размерами 103 х 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, по­строенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет со­бой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового цар­ства (XIV - XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Боль­шой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.). Велика заслуга древне­египетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.

Архитектура народов Двуречья XXIV - VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчест­ва. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма - главного культового сооружения - Зиккурат. Самый знаменитый из них - Вавилонская башня.

На конец II тыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Тиринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и

примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.


 

Древнеегипетский ордер

 

Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств, когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами - ос­новной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а так­же колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего цар­ства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты. Пропорции египетской колонны были относительно тяжелы, массивны.

 


 

 

Карнак. Храм Амона

 

 

Огромный храмовый фиванский ансамбль в Карнаке, начатый в эпоху Среднего царства, был верховным святилищем Египта. Он служил каменным архивом истории Египта. На его стенах и колоннах сохранились посвятительные надписи царей, гим­ны богам, изображения различных моментов ритуала, а также сведения об историче­ских событиях Нового царства. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах хра­ма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество. Сети I продол­жил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии, гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н.э.). Зал имеет ширину 103 м, а в глубину - 32 м, его площадь составляет более 5000 м. Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Центральный неф имел шесть рядов колонн высотой 20,4 м.


 

Карнак. Храм Хонсу

 

Храм Хонсу в Карнаке построен при Рамсесе III. Это типичный храм Нового царства. Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени прояви­лись в нем наиболее наглядно и ясно. Храм состоял из аллеи сфинксов, пилона с изо­бражениями - снаружи, а внутри в нем находились залы: гипостильный, двор с ко­лоннами и святилища. В святилище находилась священная лодка Хонсу. Весь храм от начала аллеи сфинксов и до центральной двери святилища построен по принципу абсолютной симметрии.



 

 

Эдфу. Храм Гора

 

 

Строительство храма было начато в 237 г. до н.э. Подобно храмам Нового цар­ства, все помещения храма Гора - пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни - расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м, при ши­рине 76 м. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, проходящих над входом.

 

 

Лекция 3

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

(продолжение)

 


 

Луксор. Храм Амона

В период Нового царства возвели крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - храм Амона (бога Солнца) в Луксоре (XV - середина XIII в. до н.э.). Компо­зиция его подчинена принципу фронтально-осевого построения. Основные элемен­ты: массивная стена с порталом - пилон; внутренний двор - перистиль; закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал.

Абу-Симбел. Большой храм

 

Большой храм в Абу-Симбеле, построенный в первой половине XIII в. до н.э., был расположен на западном берегу Нила, его фасад обращен на восток. Первые лу­чи восходящего солнца заливали анфиладу подземных залов храма и проникали до самого святилища. Невысокая лестница, вырубленная в скале, вела от берега Нила к фасаду храма. Его боковые стены, как и пилоны храма, имели некоторый наклон. Карниз храма был увенчан рядом небольших статуй сидящих павианов - священных животных - бога Тота. По сторонам входа высилось по две двадцатиметровых порт­ретных статуи Рамсеса II. Над входом на уровне головы и плеч статуй, в прямо­угольной глубокой нише высечено шестиметровое изображение сокологлавого бога солнца. За входом по продольной оси были расположены высеченные в скале поме­щения храма общей протяженностью 55 м. Первое помещение имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. К ним были прислонены десятиметровые статуи Рамсеса. За залом-«двором» располагался зал с четырьмя столпами. Стены зала украшали рельефы.


 

 

Лекция 4

АНТИ ЧНА Я АРХИТЕКТУРА

Олимпия. Храм Зевса

Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды ме­жду началом 472 - 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.


 

Афины. Парфенон

Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой мет­рополии. Возведен храм был в 447 - 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в ниж­ней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, ок­ружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем простран­стве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на ос­нове которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптерального типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признан­ным чудом света.

Лекция 5

Афины. Храм Ники Аптерос

 

Храм Ники Аптерос небольшой по размерам, кристально ясный по форме, был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Выстроенный в ио­ническом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. В ордер храма внесены некоторые черты дорики. Внут­реннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты рос­писями. Расположенный ниже других построек Акрополя, он первый встречал про­цессию. Храм был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.


 

Афины. Акрополь. Пропилеи

Пропилеи -это монументальный вход в Акрополь. Построены пропилеи в 437 - 432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом. Имеют пять проемов. Средний из них - бо­лее широкий, так как предназначен для проезда. Фасады (западный и восточный) представляют собой величественные шестиколонные дорические портики. В компо­зиции пропилей применен также ионический ордер - им оформлены обе стороны проезда - пандуса. Беломраморные пропилеи имеют несимметричные крылья в виде невысоких дорических портиков. Однако, несмотря на асимметрию, зодчий добился общей гармонии и композиционного равновесия.


 


 

 

Афины. Эрехтейон

 

Эрехтейон - последняя по времени постройка акрополя (421 - 406 гг. до н.э.) - расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 х 23,5 м по стилобату), но более сложную структуру. Имея два основных в разных уровнях расположенных входа - с восточной и северной стороны - целла объединяла два храма, посвященных Афине (восточная часть) и Посейдону (западная часть). Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабом, асимметрией и усложненностью, применением более легких и изящных форм ордера, повышением значения стены и четко дифференцированной разработ­кой портиков, каждый из которых имеет индивидуальный характер. Он олицетворял новое направление в архитектуре.


 

Эфес. Храм Артемиды

 

 

Храм Артемиды в Эфесе - архаический храм был сложен в 356 г.: согласно преданию, он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинстическую эпоху был возведен новый храм. Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса, его сын Метаген и Феодор из Самоса. Размер храма по стилобату составлял 109,2 х 55,1 м. Число колонн по фасадам 8 х 20. Высота колонн в точности не из­вестна. Диаметр колебался от 1,05 - 1,3 до 1,6 м. Стволы колонн имели от 40 до 44 канелюр плоского профиля с острыми ребрами.


 

Афины. Памятник Лисикрата


 

 

Памятник Лисикрата в Афинах был построен в 335 - 334 гг. до н.э. Он принад­лежит к типу построек, которые сооружались для постановки на них треножника, присужденного в качестве награды победителю на атлетических или музыкальных состязаниях. На обработанном гладкими рустами квадратном подножье возвышается круглое сооружение, убранное коринфским ордером и увенчанное плоским мрамор­ным куполом, сделанным из одного куска камня. Кольцевая колоннада состоит из шести коринфских колонн, заделанных на половину (почти) своего диаметра.


 

Афины. «Башня ветров»

«Башня ветров» - небольшое, но монументальное здание, которое входило в комплекс агоры в Афинах, предназначенное для водяных часов. «Башня ветров» бы­ла построена в позднеэллинестический период, в середине I в. до н.э., уже во времена римского владычества в Греции. Здание представляло собой восьмигранную башню на ступенчатом основании, высота ее 12,1 м, внутренний диаметр 6,81 м. Снаружи на верхних частях ее граней были устроены солнечные часы (громон). Стороны башни были ориентированы по сторонам света, и каждая из граней завершалась в верхней части фризом с символическим изображением летящего ветра. Центрическая компо­зиция башни, увенчанная конической кровлей, с богатым скульптурным фризом, диагонально поставленными портиками входов отличается исключительным богат­ством и разнообразием форм.

 

 

Алтарь Зевса в Пергаме создан около 180 г. до н.э., который был сооружен при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами. На широком, почти квад­ратном стилобате возвышался высокий цоколь. С одной из сторон цоколь был проре­зан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя тянулся грандиозный фриз. Длина фриза - около 130 м, вы­сота - 230 м.

 





Ним. Гардский мост

Гардский мост - архитектурный и инженерный шедевр, изумлявший путешест­венников на протяжении столетий. Огромный трехъярусный мост представляет со­бой инженерное сооружение, несущее канал водопровода, снабжавшего водой город Ним на юге Франции, недалеко от Марселя. Мост пересекает реку Гордод, приток Роны. Высота его над уровнем воды 48,75 м. Длина моста 275 м. Два нижних яруса имеют типовые аркады по вертикали равных пролетов 19,5 м. Уменьшаясь к берегам до 15,6 м над потоком реки они образуют наибольший пролет арки 24,4 м. Верхний ярус высотой 7,45 м с пролетом арок 4,5 м продолжает береговую аркаду, близкую по форме и размерам верхней аркаде моста.

 

 

Лекция 6

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

АНТИЧНОСТИ

(продолжение)


 

 

Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)

 

Колизей - одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры - начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э. Раз­меры Колизея в плане, который имеет форму эллипса, 186 х 156 м. По фасаду здание членится тремя ярусами аркад, завершаясь четвертым массивным ярусом - почти глухой стеной. Тектоника фасада проста, но выразительна: первый ярус - ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй - ионических полуколонн, третий - коринфских полуколонн, четвертый - с небольшими проемами украшен ко­ринфскими пилястрами. Многократно повторяющаяся система тем не менее не ка­жется монотонной.


 

 

Рим. Пантеон

Пантеон в Риме был построен около 125 г. - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупней­шего в Риме большепролетного купольного пространства. Сферический свод выпол­нен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, купол опира­ется на стену толщиной 6 м. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осе­вая фронтальная композиция. Многоярусная система арок с четко проведенной су­бординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции. В вершине купола круглый световой проем диаметром 9 м доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатле­ние купольного «каркаса». Ордер нижнего яруса эффектно чередуется с облицован­ными мрамором массивными опорами, подчеркивая форму.


 

Рим. Храм Фортуны Вирилис

 

К середине I в. до н.э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса). Храм был построен между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме. Это единственный храм периода республики, дошедший до нас почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением траверти­на (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Ионический четырехколонный портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и чело­веческими фигурами

 

Лекция 7

Рим. Форум. Арка Августа

Арки широкое распространение получили в императорскую эпоху. Арка со­стояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. В арке Августа на римском Форуме центральный сводчатый пролет был фланкирован боко­выми пролетами прямоугольных очертаний.

Рим. Термы Каракаллы

 

Термы построены императорами династии Северов. В планировке колоссаль­ных терм (450 х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огром­ный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Главный корпус (214 х 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.



 


 


 

Рим. Базилика Максенция

Его центральный неф (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными стол­бами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие стол­бы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Кон­стантине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку на­против него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитекту­ры, в новых исторических условиях.

 

 

Лекция 8

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Настоящий раздел охватывает историю архитектуры средневековья широкого круга стран, базой которых был феодальный строй. Хронологические рамки значительно выходят за пределы эпохи феодализма и охватывают период с V - XIV вв. Рассматривается архитек­тура Византии, стран Азии, Северной Африки и Востока.

После разделения в конце IV в. Римской державы на восточную и западную, образова­лось византийское государство с новой столицей - Константинополем. Историю архитекту­ры Византии принято делить на три периода: ранневизантийский (V - VIII вв.), средневизан­тийский (VIII - XIII вв.) и поздневизантийский (XIII - XV вв.). Вершиной византийской ар­хитектуры явилась купольная базилика собора Софии в Константинополе, построенная зод­чими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 - 537 гг. Средне- и поздневизантий­ская архитектура дала миру крестово-купольную систему, что нашло отклик в архитектуре других стран, в том числе Древней Руси.

Индия, Камбоджа, Египет, Китай, Япония и другие страны имели весьма богатую и своеобразную архитектуру. Храмы и дворцы, вихары, чайтьи и мавзолеи Индии, грандиоз­ный храмовый комплекс Ангкор-Ват, мечети и минареты Магриба, Северной Африки, храм Неба в Пекине, храм Феникса в Удзи, эти и другие памятники построены талантливыми зод­чими.

Особая страница средневековой архитектуры - это архитектура стран Западной Европы

V - XIV вв. Западноевропейскую архитектуру XI - XII вв. именуют романской, хотя ей предшествовал длительный период раннего средневековья - дороманский период (середина

V - X вв.). Памятники романского стиля есть во всей Европе. Значительное их количество во Франции: церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI - XII вв.), главная монастырская церковь аббатства Клюни (1088 - 1107 гг.), храмы в Везеле и Отене. Особое место занимают роман­ские соборы Германии. Соборы, воздвигнутые в имперских городах Шпейере, Майнце и Вормсе, отличаются своей грандиозностью. Величественный ансамбль в Пизе - образец итальянской средневековой архитектуры.

Со второй половины XII - XIV вв. Западную Европу захватывает готический стиль. В некоторых странах готическая архитектура существовала в XV - XVI вв. - это так назы­ваемая «пламенеющая готика». Родиной готики принято считать Францию. Величайшее со­оружение ранней готики - собор Парижской богоматери; наиболее верное представление о первоначальном облике готических храмов дает Шартрский собор, одно из самых цельных созданий зрелой готики - Реймский собор; в Амьенском соборе полно выразился расцвет го­тики Франции, он восхищает своим интерьером. В Германии часто встречается тип одноба­шенного готического собора (храмы во Фрейбурге и Ульме). Грандиозный Кельнский собор построен по типу Амьенского, здесь готическая роза заменена стрельчатым окном. Дворец Дожей в Венеции - образец итальянской готики, воспринявшей не конструкционные прин­ципы, а декоративность этого стиля.


 

Лекция 9

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

(продолжение)

 

   

 

 

Чандрагири. Дворец

Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI - XVII вв.: Лотос-Махал в Виджаянагаре (1575 г.), Дворец в Чандрагири (начало XVII в.), Дворец в Танджуре (около 1700 г.) и дворец в Мадураи (начат в 1645 г.). Трехэтажный дворец Чиндрагири длиной 46 м стоит внут­ри крепости. Нижний этаж - каменный, верхние - деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центе имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа Дравидийской шикхары.



 

 

Удайпур. Дворец Ман Сингха

В начале XVIII в. главным художественным центром северной Индии стала Раджпутана. Искусство и архитектура здесь до конца XVIII в. еще продолжали раз­виваться на высоком уровне. В сказочном по красоте Удайпуре, прозванном «Индий­ской Венецией», были созданы в XVIII в. беломраморные дворцы Ман Сингха, Джаг Мандир и Джаг Ниваса и увеселительные павильоны. Величественную панораму создают дворцы XVI - XVIII вв., построенные в Варанаси махараджами Раджпутаны в характерном для их родины стиле. В отличие от сооружений могольских императо­ров, для которых характерны центрально-осевая композиция фасада, геометрически правильная планировка внутренних помещений зданий, дворцы раджпутанских кня­зей обладали живописностью фасада и свободным, хорошо приспособленным к рельефу местности расположением дворцовых построек. Художественная вырази­тельность архитектурных форм прекрасно сочетается с их целесообразностью.

 

 

  Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял

 

 

Наиболее значительные памятники XIV - XVI вв. относятся к расцвету крупно­го индусского Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (Кришна) и разбогатевшего, главным образом, на заморской торговле. Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий столица Вид­жаянагара Джинджи или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминающая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки много­этажных дворцовых и концертных зданий, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, галерей и мантапам. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки. Главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный, очень прочный гранит. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень, легко поддающийся обра­ботке и резьбе. Для Виджаянгарских строений характерно сочетание этих двух раз­личных пород камня. Примером такого сочетания служит храм Ачутия Ройял с рос­кошным внутренним убранством. Дворцы и храмы в Виджаянагаре сосредоточены в цитадели.


Канчипурам. Храм Кайласанатха

Храм Кайласа в Канчи, созданный с пору расцвета паллавского государства, превосходит все остальные храмы размерами (высота 26 м), цельностью архитектур­ной композиции и богатством пластического декора. Прямоугольный двор храма Кайласа по внутреннему периметру окружен однотипными целлами. На территории двора расположены зал для молящихся - махаманталам и доминирующее на всем святилище - вимана с примыкающими маленькими святилищами, подобными по форме целлами, окружающими двор. В храме Кайласа священный бассейн для омо­вений, жертвенник и павильон со статуей священного быка Нанди вынесены за пре­делы двора. В храме рационально использованы строительные материалы: цокольная часть, столбы и стены святилищ выполнены из гранита, остальные части - из песча­ника. Пропорции храма почти соответствуют предписаниям индийских трактатов для храмов этого типа. Например, в Вимане соблюдено соотношение между сторонами прасады, габхагриха и высотой шикхары 1:2. Двор в плане с наружными размерами 30 х 56 м делится на два квадрата. Скульптура и пластическое убранство храма стали типичными для шиванских храмов.


 

 

Арга. Мавзолей Тадж-Махал

В 1630 - 1652 гг. в столичной резиденции Агре, по заказу шах-джахана была воздвигнута усыпальница его жены Мумтад Махал, названная Тадж-Махал. Это ве­личественный памятник архитектуры XVII в. называют «Жемчужиной Индии». Опе­рируя найденной гармонией пропорций архитектурно-пластических объемов, зодчие создали эмоционально насыщенный художественный образ. Центрально-осевая ком­позиция всего ансамбля предельно ясна, контуры зданий четки. Главное здание с мо­гилой Мумтад Махал, увенчанное легким куполом, приподнято на высокую квадрат­ную платформу, размером 104 х 104 х 7 м, по краям которой стоят тонкие минареты высотой 45 м. Белизна полированного мрамора гробницы подчеркивает величавую торжественность сооружения (общая высота 81 м). Только при приближении вплот­ную к стенам Тадж-Махала обнаруживается тонкий изысканный орнамент из агата, малахита, янтаря, изумруда, кораллов, яхонтов и других драгоценных пород камня, искусно инкрустированных в мрамор. Тадж-Махал


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.