Тема 3. Факторы, обуславливающие преступность — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 3. Факторы, обуславливающие преступность

2017-09-30 448
Тема 3. Факторы, обуславливающие преступность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении вопросов темы необходимо знать содержание таких понятий как детерминация, причина, условие, следствие. Причины негативных изменений состояния преступности (криминологическое значение понятия «причины преступности») необходимо отличать от причин ее возникновения и функционирования в обществе (философское понятие причин преступности). При определении круга причин и условий преступности в России на современном этапе важно опираться на характеристику преступности в России.

 

ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятий «детерминация», «причина», «условие», «следствие»

2. Каковы основные особенности причинных зависимостей в общественной жизни

3. Охарактеризуйте основные теории причин преступности, выдвинутые в отечественной криминологии.

4. Что представляют собой социальные противоречия, какое место они занимают в причинном комплексе преступности.

5. Дайте классификацию причин и условий преступности.

6. Изобразите схематично и прокомментируйте схему причин и условий преступности в России на современном этапе.

7. Существуют ли региональные отличия в причинах и условиях преступности? Свой ответ обоснуйте.

 

ЗАДАНИЕ 1.

Используя приведенные данные, сделайте вывод о связи различных социальных явлений и преступности.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области погибло:

● от убийств в 1998г - 534 человека, в 1999г.- 678 человек, 2000г.- 630, в 2001г. – 767, в 2002 - 863, в 2003 – 736; 2004г. – 727, 2005г. – 730 человек.

● от самоубийств в 1998г. – 800 человек, в 1999 – 983, в 2000г.- 969, в 2001г. – 1036, в 2002г. – 1076, в 2003г. – 887, 2004 – 878, 2005г. – 817 человек.

● от причин, связанных с употреблением алкоголя в 1998г – 336 человек, в 1999г. – 465, в 2000г – 651, в 2001г.- 760, в 2002 – 864, в 2003г. – 906, 2004г. – 839, 2005г. – 1622 человека.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области было зарегистрировано:

● убийств в 1998г – 420, 1999 – 417, 2000 – 447, 2001 – 547, в 2002 – 611, 2003 – 577 2004 -582, 2005 – 582 факта.

ЗАДАНИЕ 2.

Используя приведенные данные, сделайте вывод о связи различных социальных явлений и преступности.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области

● в органах гос. Службы занятости населения на учете в качестве безработных было зарегистрировано:

1998г.- 20400 человек, в 1999г. – 12700, 2000г. – 10200, 2001г. – 30800, 2002г. – 24600, 2003г. – 19200, 2004г.- 14900, 2005г. – 12800 человек.

● среднедушевые денежные доходы населения в месяц (в рублях) составили:

1998 – 611, 1999 – 1047, 2000 – 1405, 2001 – 2011, 2002 – 2993, 2003 – 4015, 2004 – 4799, 2005 – 5812.

За период с 1998 по 2003 год в Читинской области было зарегистрировано:

● краж:

1998г – 13309, 1999г. – 15737, 2000г. – 14113, 2001г. – 14574, 2002г. – 10584, 2003г. – 11764, 2004г. – 10913, 2005г. – 12736.

● грабежей:

1998г – 1498, 1999г. – 1787, 2000г. – 1836, 2001г. – 2052, 2002г. – 1944, 2003г. – 1850, 2004г. – 1884, 2005г. – 2222.

 

Литература

1. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины /Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М.,1985.

2. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке //Сов. государство и право 1986 №8

3. Кузнецова Н.Ф Проблемы криминологической детерминации М.,1984

4. Ольков С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) // Государство и право 2004 №8

5. Антонян Ю.М. Концепция причин преступности и причины преступности в России. // Российский следователь 2004 №8

6. Читинская область в цифрах; статистический ежегодник. Чита, 2006 г.

 

 

Тема 4. Личность преступника

Понятие «личность преступника» легально закреплено в нормативно-правовых актах (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ), но при этом содержание данного понятия законодательно не раскрывается. В отечественной криминологии разработаны теоретические положения о личности преступника, имеющие большое практическое значение. При изучении вопросов темы необходимо усвоить содержание понятия «личность преступника», основные типологии личности преступника. Студент должен приобрести навыки систематизации сведений о личности преступника, как на массовом, так и индивидуальном уровнях.

ВОПРОСЫ

1. Понятие личности преступника, его соотношение с уголовно-правовым понятием «субъект преступления» и уголовно-процессуальными – «подозреваемый, обвиняемый, осужденный».

2. Можно ли говорить о «личности преступника как о социальном типе? Что является основным показателем общественной опасности личности преступника?

3. Структура личности преступника. Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника.

4. Социально-демографические, социально-ролевые, социально-психологические характеристики личности преступника.

5. Понятие и содержание антиобщественной направленности личности преступника.

6. Типология личности преступника по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности, ее практическое значение.

 

ЗАДАНИЕ 1

Используя статистические данные, приведенные в приложении № 2, дайте сравнительную характеристику личности преступника (Россия и Читинская область).

ЗАДАНИЕ 2

Волгин, управляя автомобилем, совершил наезд на внезапно выскочившую на проездную часть девочку.

При проведении автотехнической экспертизы было установлено, что при нормальной реакции у водителя в такой ситуации была техническая возможность избежать наезда путём торможения. Следователь предъявил Волгину обвинение и, закончив расследование, направил уголовное дело в суд.

По ходатайству адвоката в суде была назначена судебно-психологическая экспертиза, в ходе которой выяснилось, что у Волгина замедленная реакция.

Введя в расчеты увеличенное время реакции эксперт авто-техник дал заключение, что Волгин не имел возможности избежать наезда путём торможения.

Какова роль генетически определенных свойств личности преступника в механизме данного преступления, можно ли говорить о том, что они являются его причиной.

ЗАДАНИЕ 3

Дайте характеристику личности преступников, определите к какому из типов по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности их можно отнести?

Большаков и Визирев узнали о том, что в деревне Большой луг, на окраине живут престарелые люди К. (муж и жена), они держат подсобное хозяйство, получают пенсию, так как работали, возможно, имеют сбережения. Большаков и Визирев решили их ограбить, Большаков предложил привлечь Игумнова в качестве пособника, так как у него есть машина, и он должен Большакову деньги (карточный долг).

12 декабря в19.00. они подъехали к дому потерпевших. Игумнов остался в машине, Большаков и Визирев вошли во двор. Дверь в дом была открыта, в доме К. готовил ужин. Большаков потребовал отдать деньги и ценности, имеющиеся в доме, пригрозив, что подожгут дом. В это время с улицы вошла жена К. и громко закричала, Визирев достал нож и пригрозил: если она не перестанет кричать, то прирежет ее. Женщина попыталась выбежать на улицу, Визирев нанес ей 5 ножевых ранений, от которых она скончалась на месте. Большаков связал старика, позвал Игумнова и заставил убить К. После этого, Большаков и Визирев обыскали дом, но ни чего не нашли.

Большаков: 24 года, не женат, не работает, образование среднее. Источником дохода являются выигрыши от карточных игр. Состоит на оперативном учете, подозревается в мошенничестве и вымогательствах (карточные долги «выбивал», используя преданных ему молодых людей 16-17 лет) Характеризуется как жестокий, коростылюбивый человек, за деньги готов на все. На следствии свою вину признал частично, о том, что у Визирева есть нож, не подозревал, сам никого не убивал, просто хотел взять деньги. В ходе следствия неоднократно менял свои показания.

Визирев, 19 лет, учащийся техникума. В учебном коллективе характеризуется отрицательно, практически не учится, ведет праздный образ жизни, любит посещать клубы, деньги берет у родителей, они достаточно состоятельные. Когда Большаков предложил ограбить стариков, согласился не раздумывая, нож взял с собой на всякий случай: «Если бы старуха не кричала, ничего бы не произошло». С Большаковым познакомился в одном из клубов.

Игумнов, 17 лет, учится в том же техникуме, характеризуется положительно, тихий, застенчивый, учится хорошо. Зачем поехали в Большой Луг не знал, Большаков сказал: «Поедешь с нами, прощу долг». В карты с Большаковым играл несколько раз, только для того, что бы отыграться (в первый раз проиграл ему большую сумму, об этом боялся сказать родителям, так как отец очень строгий).

Когда увидел труп женщины и кровь, сильно испугался, помнит все как в тумане, После случившегося сам управлять автомобилем не мог, за рулем был Большаков. Вину признал полностью, со следствием сотрудничал, давал стабильные показания.

 

 

Литература

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005

2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000

3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999.

4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2002

5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001

6. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения М.,1981

7. Ларин А.М. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа. Государство и право 1993 №3.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.