Рождественское всенощное бдение — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рождественское всенощное бдение

2017-09-30 372
Рождественское всенощное бдение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Последовании Рождественского всенощного бдения с какого возгласа начинается утреня?

Ни с какого. Утреня начинается со "Слава в Вышних" сразу по окончании повечерия и второй половины вечерни, а вот повечерие начинается с "Благословен Бог наш", но по чину "Слава святей" в начале всенощной.

Кстати, я согласен в том, что в этом конкретном году логичнее было бы служить немного не по Типикону, но зато гораздо ближе к изначальному характеру служб. Дело в том, что вечерня с литургией Василия Великого в сочельник - это древнее ночное бдение Рождества, его порядок в 4-5 веках был "срисован" с такого же (вообще очень-очень древнего) бдения на Пасху. Потом это бдение "переехало" на вечер, потом появились новые песнопения (здесь - каноны Косьмы и Дамаскина, в первую очередь), а также окончательно (уже в 5-6 веке, ещё раньше канонов) традиция _обязательно_ (!) читать в рождественскую ночь соответствующее Слово свт. Григория Богослова (как и на Пасху, и на Богоявление. Новая гимнография этих служб - если немного упростить ситуацию: та, что звучит в составе утрени по нынешнему уставу (древняя осталась на вечерне), - очень сильно зависит от этих Слов, так что жаль, что они почти нигде не читаются, - и ночь наполнилась текстами настолько, что древнее бдение перестало восприниматься как бдение и со временем вообще "переехало" на утро.

Ну переехало - и переехало. Теперь у нас есть и древнее (утром), и новое (ночью; новое - условно, 5-8 века сейчас - это не такое уж и новое) бдения.

Но вот что получается, когда сочельник попадает на субботу или воскресенье (как в текущем году): сочельник отменяется, царские часы переносятся на пятницу, в день отменённого сочельника служится утром обычная (не рождественская) литургия Златоуста.

В этом случае тот остаток от бдения - первая половина вечерни с паремиями и тропарями пророчества (вот это и есть та самая седая древность: паремии с тропарями) остаётся не у дел и должна служиться вечером, но отдельно от ночной службы. Реально так мало кто делает и все служат вечерню по привычке с утра - но уже после литургии. Я в этом большого смысла не нахожу. По-моему, лучше в этом случае опустить повечерие вовсе (греха в том большого не будет: по современному греческому уставу его на Рождество и не должно быть, бдение начинается сразу с литии - и это не современное сокращение, примерно так же было и в уставах 11-14 веков!) и послужить эту самую первую половину вечерни вместе со второй (т. е. почти как обычное бдение, только с усиленным паремийным блоком) - тогда она вернётся на свое изначальное ночное место и вообще, ИМХО, служба будет интереснее, чем с рядовыми псалмами повечерия.

Правда, тогда уходит "С нами Бог", а многие хотят услышать его на Рождество - но я не вижу и здесь проблемы: "С нами Бог" можно спокойно спеть в качестве запричастного песнопения.

01 января 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=562

Патриарх каждый год так служит.

Действительно, вечерня служится по образцу пасхальной, поэтому и Евангелие, хотя этого нет в уставе. Не знаю, кто это установил; почему-то мне кажется, что это было ещё при патриархе Пимене.

Общий чин обеих вечерен - облачение в центре храма, как перед литургией (что тоже даёт обеим вечерням экстраординарный статус), с пением ирмосов Рождества или стихир Пасхи; после входа (по чину литургии с вечерней) - великий прокимен и Евангелие. На пасхальной вечерне - по уставу; на Рождество читают 2-е зачало Мф.

И вот выбор Евангелия для рождественской вечерни я лично считаю неудачным. Какова логика устава? В неделю перед Рождеством - Мф 1, родословная Господа; в навечерие - Лк 5, про Рождество и его предысторию (перепись); на рождественской утрене - Мф 2, про событие Рождества; на рождественской литургии - Мф 3, про поклонение волхвов; 26 декабря/в неделю по Рождестве - Мф 4, про бегство в Египет и возвращение в Назарет. Получается довольно стройная хронологическая последовательность.

А так - когда Мф 2 читают на вечерне в Рождество - получается нарушение последовательности.

Лучше было бы тогда, может быть, что-нибудь необычное придумать. Сделали бы, например, особое составное чтение. Все равно же вечерню служат по неуставному чину, и Евангелия там не должно быть.

На службе был (и раньше тоже - это далеко не в первый раз), кстати, ещё один неуставной момент, не только Евангелие и "Августу единоначальствующу" - на стиховне спели стихиру "Волсви, персидстии царие", хотя ее там не должно быть. Очевидно, потому, что музыка красивая.

12 января 2008 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=562

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.