Для решения задач модернизации страны — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Для решения задач модернизации страны

2017-09-30 249
Для решения задач модернизации страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Прежде всего, хотелось бы заострить внимание на самом понятии образовательные технологии. Сейчас современные образовательные технологии чаще всего ассоциируются с применением технического оборудования в обучении, и, соответственно, подразделяются на аудио, видео, компьютерные, телекоммуникационные.

Однако комплексная задача модернизации страны при помощи института Образование не может быть решена путем простого насыщения обучающего процесса техническими средствами. Такой путь является экстенсивным, ведет к растрачиванию ограниченных ресурсов и, как результат, к системной рецессии.

В контексте общей теории систем технологию можно понимать как проектор информационного пространства на объектное. Образовательная технология, являясь по сути своей гуманитарной, работает с информационными сущностями, образовывая информационное пространство цивилизации. Она может пониматься как система действий, направленных на выработку инновационных идей, ведущих к модернизации и переустройству социума, страны в целом, и, одновременно, как канал для их трансляции. Задача ее – интеграция жителей страны в постиндустриальный мир, то есть в ту социосистему при которой Россия сможет стать по «Нашим» «глобальным лидером XXI века». Очевидно, что суть современных образовательных технологий заключается не в технических средствах обучения, а в генерации качественно новых информационных структур и построении системы, в которой обеспечивается их непрерывное продуцирование и инсталляция в общество. В данном эссе к рассмотрению предлагается пара решений за отечественное образование, обладающих достаточно высоким процентом инновационности.

Модернизация страны подразумевает модернизацию ее элементной базы (которой, грубо говоря, являются граждане этой страны). Современные социальные исследования показывают, что средний возраст достижения человеком первых системно-значимых должностей в обществе – сорок лет. Это характерный возраст старших научных сотрудников, руководителей отделов, среднего командного звена в армии. Между тем сорокалетний возраст является своеобразным кризисным барьером: к этому сроку исчерпывается данный Природой физиологический «запас прочности», резко снижается способность оперировать принципиально новыми данными, начинается психологический «кризис среднего возраста». Кроме того знания, полученные человеком за период активного обучения, за двадцать лет зачастую теряют свою актуальность, перестают соответствовать динамически изменяющемуся пространству цивилизации.

Можно заключить что люди получают возможность реально влиять на обстановку в обществе к тому времени как они утрачивают цивилизационные приоритеты. Такая ситуация чревата повышением консерватизма в различных сферах деятельности, торможением инновационного развития различных областей науки и производства… Все это объективно не может способствовать продвижению России по модернизационному пути.

Конечно, в рамках доктрины движения «Наши» предполагается как можно более быстрая и полная интеграция поколения молодых лидеров в политическую, экономическую и административную жизнь страны, но не стоит также недооценивать опыт и знания сорокалетних. Разрешить возникший диссонанс можно через создание в рамках существующей системы образования детей и подростков специальной подсистемы, рассчитанной на повторное образование взрослых. Система, таким образом, будет являться одним из элементов технологии модернизации страны через образование.

Человек, проходящий «модернизацию» в рамках такой системы обязан приобрести новые навыки, допускающие квалификационную оценку, сдать экзамен на новый аттестат зрелости. В идеале – получение второго высшего образования в области, максимально далекой от темы первого, что позволит компенсировать недостатки чисто гуманитарного и чисто естественнонаучного стилей мышления.

Возможно схема школа – работа – ВУЗ – работа – второй ВУЗ – карьера кажется непривычной. Но в этом случае человек, вернувшийся к образованию после знакомства с реальной системой реальных деятельностей, с действительными, а не выдуманными взаимоотношениями, с правами и обязанностями взрослого человека, обычно очень хорошо знает, что именно ему нужно от учебы. Его позиция по отношению к системе образования становится осознанной. Вообще парадоксом высшего образования является то обстоятельство, что лишь человек, уже имеющий высшее образование, может его осмысленно получить. Между тем, именно закончив ВУЗ и начав работать, человек встает по отношению к этому ВУЗу в рефлективную позицию. Он вдруг начинает понимать, какой выученный им материал ложен, какой не нужен. А на какой – совершенно необходимый – когда-то не хватило времени, или терпения, или сил. Он видит всю картину целиком и может решить, какие ее элементы особенно важны. Возникает естественная схема второго (часто – повторного) высшего образования. Следует подчеркнуть – не курсы повышения квалификации, но новое прохождение курса – вместе с более молодыми студентами. Иного курса, или того же, или курса, смешивающего несколько образовательных модулей.

С юридической точки зрения программа поколенческой модернизации должна быть обеспечена двумя законами. Первый должен обеспечить каждому гражданину страны право на прохождение «модернизационного» курса обучения (двухгодичного для подтверждения среднего образования «модернизационной» программы, трехгодичного для подтверждения высшего образования программы; естественно, допускается ускоренное прохождение, но ни в коем случае не экстернат). Второй должен обязывать увольнять государственных служащих и приравненных к ним по положению лиц (военных, деятелей науки и пр.), не прошедших «модернизацию». Речь идет о том, что человек не прошедший «модернизацию», не должен быть допущен к ответственному и квалифицированному труду. Его следует отправить на пенсию, которая будет начислена, исходя из реального стажа.

Такое нетривиальное решение позволит резко повысить профессиональные качества прошедших обучение, но, самое главное, приведет к росту социальной адаптации и поколенческой мобильности общества. Родители будут вынуждены учиться рядом со своими детьми, что будет являться источником положительного опыта для обеих сторон. В процессе индуктивного взаимодействия произойдет перевод вертикальных отношений системы «отцы – дети» в горизонтальные, будет происходить взаимовыгодный обмен опыта старшего поколения на энергетику юности. Кроме того, замкнутые сообщества школьных друзей перестанут характеризоваться едиными возрастными показателями, что будет способствовать смешиванию карьер и, как следствие, более быстрому выдвижению молодежи.

Помимо всего вышесказанного имеет смысл подумать над внешней проблемой – подготовки специалистов на экспорт. Это особо актуально в связи с широко известным явлением «утечки мозгов», ведь даже реликтовое советское образование, пока еще функционирующее в России, выигрывает по сравнению с евро-американским. На сегодня интеллектуальный экспорт не оплачивается конечным потребителем. Запад сейчас настаивает что человек имеет право сам выбирать где ему жить и в какой стране работать. Естественно такая постановка проблемы – обычный обман. Ведь всякое знание в комплексе представляет собой социальную пирамиду, на вершине которой единицы, а в основании – миллионы. Чтобы получить вершину, приходится выстраивать всю пирамиду. При этом основная доля затрат приходится на нижние ее этажи – просто потому, что там очень много людей. И реальную ценность для внешнего потребителя представляет только элита, вершина пирамиды. За тех, кто находится на этой вершине, можно дорого заплатить – все равно дешевле, чем строить пирамиду самому. Понятно, что тот, кто платит только за одного человека, всегда сможет предложить этому человеку лучшие условия, нежели тот, кто вынужден содержать всю пирамиду. Утечка всегда выгодна экономически для получателя, так как представляет собой получение продукта по цене значительно меньше себестоимости.

Если процесс невозможно остановить, желательно сделать экспорт образования формально прибыльным. Для этого разумно использовать лазейку, существующую в англосаксонском праве. При всей приверженности принципу свободы личности, Запад признает, что работа на корпорацию подразумевает определенные ограничения прав (как правило, оформленные в виде договора). Например, сотрудник одной корпорации не имеет свободы действий, не может перейти в другую: все возможные случаи оговорены заранее в контракте.

Разумно в таком случае оформить российскую систему образования как совокупность корпоративных структур с привлечением как частного, так и государственного капитала. Деятельность таких структур должна базироваться на системе договоров, четко определяющих взаимные права и обязанности эмитента образования и лиц, пользующихся его услугами. Результат – появление национальной корпорации «Образование», поставляющей на внешний рынок вполне определенный, пользующийся спросом товар – образованных людей. Данная корпорация, как и любая другая, получает прибыль и платит налоги. Ее отношение с государством регулируются специальным Законом; кроме того, государству должен принадлежать контрольный пакет акций корпорации.

 

Предлагаемые стратегические решения в системе образования – ни что иное, как современная технология, то есть выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей, а, следовательно, на обеспечение инновационного будущего России в XXI веке.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.