Тема 8. Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 8. Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России

2017-09-30 213
Тема 8. Демократия, справедливость и гражданская активность в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гражданская активность: взаимоотношения индивида и общества.

Гражданская активность в рамках советского общества: общественно-политическая активность и номенклатурный статус; общественная активность в официально санкционированных формах. Первооснова советского социалистического общества – коллектив, а не личность. Коллективизм и индивидуализм в советском обществе.

Формы справедливости по Аристотелю: распределительная и уравнительная справедливость. Распределительная форма справедливости как единственная форма справедливости советского общества. Советская форма общественного самовыражения индивидов как противоречивый исторический феномен.

Демократизация советского общества периода перестройки и постсоветского общества периода Ельцина. Нравственно-психологический фактор демократизации. Понимание демократии как пространства социальной и политической свободы, демократизация как либерализация общества. Отсутствие проекта политико-правовой реорганизации общества как основной фактор и причина негативных явлений в постсоветской России. Правовые условия деятельности человека в демократическом обществе (Алексис де Токвиль). Смена социально-репрессивных форм контроля за человеком на рестриктивно-позитивные формы контроля как критерий демократизации общества. «Порядок» как отрицание демократии и демократического принципа.

Неприятие демократии как формы социально-политического устройства на базе распространившейся точки зрения о несовместимости западных демократических ценностей и российских традиций. Законность сильной власти и сила власти закона. Нравственно-психологическая проблема отождествления права на уровне обыденного правосознания с ограничением и отрицанием личной свободы; отождествления закона как чуждой внешней силы, а не как гарантированного государством и обществом права человека.

Политика государства в сфере ценообразований (январь 1992г.) и рост социально-экономической активности граждан России. Проблемы социальной адаптации населения.

Трансформация общественных движений в общественно-политические как массовое явление. Проблемы восстановления постсоветской государственности. Регионально-локальная власть на уровне субъектов федерации как власть авторитарная. Обусловленность неразвитости правосознания индивидов отсутствием гарантированных местных, «муниципальных» прав, «несуверенностью» местной администрации; отсутствием реальных правовых гарантий. Идеологизированность универсальной проблемы прав человека, как следствие перенесения ее в этнический контекст. Отсутствие механизмов воздействия избирателей на своих представителей в органах власти как характерный признак неразвитой демократии.

Возможные пути развития института демократии в современной России.

 

Тема 9. Философские проблемы современного российского права и государства

Альтернативы постсоциалистического государства. Диалектика права и свободы. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории. Государственно-правовые преобразования в России. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и реальность.

 

Тема 10. Проблемы правопонимания

Основные типы правопонимания. Юснатурализм. Юридический позитивизм. Нормативизм Г. Кельзена. Либертарное правопонимание В.С. Нерсесянца. Теория правового диалога. Коммуникативное правопонимание.

 

 

Образовательные технологии.

 

Для достижения целей дисциплины и формирования предусмотренных программой компетенций используется сочетание репродуктивной, тренинговой, диалогической, творческой, игровой, проектной и иных технологий активного/интерактивного обучения. Выбор технологий обуславливается формами аудиторных занятий (лекции, практические занятия) и необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.

Основными видами аудиторной работы являются лекции, в т.ч. лекция интерактивного характера - «лекция-дискуссия», лекция проблемного характера.

Особое место в учебном процессе занимают практические занятия, чей удельный вес превышает количество лекций. При проведении практических занятий студентам предлагаются проблемные ситуации, обсуждение и решение которых требует нестандартного мышления и глубокого проникновения в материал. При рассмотрении отдельных тем используются такие образовательные технологии, как «круглый стол», групповая дискуссия, выступление с эссе, тренинги, презентация индивидуального проекта и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает работу с соответствующим учебным и нормативным материалом при подготовке к семинарским занятиям и экзамену. Задачами самостоятельной работы студентов выступают: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом; развитие профессиональных умений, а также умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления, интереса к философско-юридической литературе, практической юридической и педагогической деятельности. В ходе самостоятельной подготовки обучаемый приобретает устойчивые навыки работы с электронными ресурсами (СПС КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.), с сайтами российских и зарубежных библиотек, международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и общественных правозащитных структур. Необходимое для самостоятельной работы студентов учебно-методическое и информационное обеспечение указано в Разделе 8 Программы.

Формами организации самостоятельной работы по данной учебной дисциплине выступают: составление планов-конспектов вопросов семинарских занятий; написание рефератов и эссе, подготовка докладов-презентаций.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения студентами материала лекций и практических занятий; определение сложных, проблемных для студентов вопросов; организацию контроля за организацией самостоятельной работы студентов.

Осуществляется путем оценки выступлений по вопросам семинарских занятий и решения на них ситуационных задач; подготовки рефератов, эссе; выступлений с докладами.

Промежуточная аттестация направлена на оценку сформированных в ходе изучения студентом дисциплины знаний, умений и навыков в рамках формируемых курсом общекультурных и профессиональных компетенций. Формой итогового контроля является экзамен, направленный на проверку уровня овладения предусмотренными программой курса знаниями, умениями и навыками.

Форма промежуточной аттестации по данной дисциплине – экзамен (накопительная оценка).

Оценочные средства для экзамена:

  1. Написание рецензий на учебные и научные материалы.
  2. Защита индивидуального (информационного или исследовательского) проекта.
  3. Ответ на вопросы билета.

 

7.1. Оценочное средство:Задание по составлению рецензии на учебные и научные материалы.

Содержание. Написать рецензию.

Рецензии могут быть написаны на рекомендуемые учебники (разделы учебников), монографии, научные статьи из списка публикаций для рецензирования.

Список публикаций для рецензирования:

 

1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

2. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма. 1998.

3. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.

4. Борман Г. Западная традиция права. М., 1995.

5. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки//Государство и право. 1993. №7.

6. Ведяхин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1992.

7. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

8. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

9. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты)//Правоведение. 1992. №3.

10. Ильин И.А. Сочинения в 2-х томах. Т.1: Философия права. Нравственная философия. М., 1993.

11. Кант И. Критика чистого разума. М.,1994.

12. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

13. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.,1989.

14. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

15. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.

16. Мамут Л.С. Правовое общение – очерк теории. М., 2011.

17. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. – 08/1999. - № 8.- С. 19-28.

18. Марк ванн Хук. Право как коммуникация / Пер. с англ. М.В. Антонова и А.В. Полякова. СПб., 2012.

19. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

20. Неклассическая философия права: вопросы и ответы / Библиотека международного журнала «Проблемы философии права». Харьков. 2013.

21. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

22. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.

23. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

24. Окара А.Н. Правосознание – центральная категория философии права И.А.Ильина//Государство и право. 1999. №6. С. 84 – 93.

25. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969.

26. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара, 1995.

27. Платон. Государство // Собр. соч. в 3-х т. М., 1968 – 1971. Т.3.

28. Политические проблемы теории государства. М., 1993.

29. Поляков А.В. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды. - СПб., 2014.

30. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

31. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

32. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н.Новгород, 1995.

33. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

34. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

35. Российское гуманитарное право/отв. ред. Ю.А.Тихомиров. М.. 1998.

36. Русская философия собственности. СПб., 1993.

37. Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. Уфа, 1993.

38. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

39. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

40. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.

41. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

42. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.

43. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.

44. Хейде Л. Осуществление свободы. М., 1995.

45. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.

46. Честнов И.Л. Постклассическое правопонимание. Краснодар. 2010.

47. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

48. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.

49. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

50. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

51. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Содержание рецензии должно содержать следующие пункты:

Рецензия должна выполнять следующие функции: информировать об основном содержании статьи и определять ее релевантность таким образом, чтобы читатель мог решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи; должна представлять собой краткое и точное изложение содержания статьи, включающее основные фактические сведения и выводы описываемой работы; отмечать наличие спорных позиций или согласие с представленным мнением. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации.

Объем должен включать не меньше 250 слов. Объем определяется содержанием статьи (объемом сведений, их научной ценностью, практическим значением).

Рецензия включает в себя следующие аспекты содержания статьи:

· предмет, тему, цель работы (в том случае, если они не ясны из названия статьи);

· метод или методологию проведения работы;

· результаты работы (излагаются предельно точно и информативно, приводятся основные теоретические и практические результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности, при этом предпочтение отдается новым результатам и данным долгосрочного значения, важным выводам, которые, по мнению автора, имеют практическое значение);

· область применения результатов;

· выводы (сопровождаются рекомендациями, оценками, предложениями, раскрываемыми в статье).

Допускается изменять последовательность изложения содержания статьи и начинать с изложения результатов работы и выводы. Сведения, содержащиеся в названии статьи, не должны повторяться в тексте аннотации, рецензии. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает…»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание работы, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аннотации не приводятся. В тексте статьи следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, избегать сложных грамматических конструкций, сокращения применяются в исключительных случаях.

 

Содержание и шкала оценки.

Наименование Критерия Оценивание критерия, 1 балл Оценивание критерия, 0 баллов
Функциональное назначение рецензии Рецензия должна выполнять следующие функции: информировать об основном содержании материала и определять его релевантность таким образом, чтобы читатель мог решить, следует ли обращаться к полному тексту данного материала. Рецензия должна представлять собой краткое и точное изложение содержания материала, включающее основные фактические сведения и выводы описываемой работы. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации. Рецензия учебника (раздела учебника, научной статьи, монографии) не информирует об основном содержании материала.
Содержание рецензии Рецензия включает в себя четыре аспекта содержания конкретного материала: 1) предмет, тему, цель работы (в том случае, если они не ясны из названия статьи); 2) метод или методологию проведения работы; 3) результаты работы, выводы (излагаются предельно точно и информативно, приводятся основные теоретические и практические результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности, при этом предпочтение отдается новым результатам и данным долгосрочного значения, важным выводам, которые, по мнению автора, имеют практическое значение); 4) область применения результатов. Рецензия включает в себя не все аспекты содержания материала: охарактеризован лишь один из четырех аспектов.
Объем рецензии Объем должен включать не меньше 250 слов. Объем определяется содержанием статьи (объемом сведений, их научной ценностью, практическим значением). Объем включает меньше 250 слов.
Изложение рецензии Сведения, содержащиеся в названии статьи, не повторяются в тексте рецензии. В тексте употребляются синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, студент избегает сложных грамматических конструкций; сокращения применяются в исключительных случаях. Текст должен быть лаконичным и емким, свободным от второстепенной информации, отличаться убедительностью информации. Рецензия изобилует второстепенными сведениями, не отличается убедительностью информации.
Замечания (положительные стороны или наличие спорных позиций) Студент высказывает свои соображения, свое мнение о том, какие спорные позиции содержит публикация или, наоборот, мнение студента совпадает с представленным в работе подходом автора. Позиция студента должна быть аргументирована. Студент не указывает на спорные позиции и не определяет свое мнение относительно предмета публикации.
Зачтено 5-4 балла в целом за рецензию  
Незачтено   0-3 балла за рецензию

Для того, чтобы данное оценочное средство могло войти в накопительную оценку по зачету, студент должен получить «зачтено» после представления рецензии преподавателю для проверки или ее защиты на семинарском занятии. Рецензии сдаются в письменном виде. Время проверки рецензии, текст которой не был представлен на семинаре, составляет – 7 дней.

7.2. Оценочное средство: индивидуальный или групповой проект

Содержание

Написание и устная презентация индивидуального или группового проекта.

Студентам предлагается на выбор два вида проектов:

Информационный проект – представляет собой небольшое теоретическое исследование оригинального и самостоятельного характера. Его цель - углубленное изучение конкретной проблемы (вопроса) дисциплины, основанное на анализе научных источников. Выполнение данного вида проекта позволяет проверить знание студентом философии права, умение делать теоретические обобщения, аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам, владение навыками сбора, обработки и анализа научной информации, методикой проведения научных политико-правовых исследований, навыками ведения дискуссии по вопросам установления юридической ответственности за правонарушения (в том числе, и в зарубежном законодательстве).

 

Примерная тематика информационных проектов

1. Что такое философия права?

2. Существует ли коллективная ответственность народа за …?

3. Государство в ценностном измерении (по Мамуту Л.С.)

4. Моральность права.

5. Ваш вариант…

 

 

Подготовка проекта предполагает:

постановку цели проекта; 2) поиск научных источников, их изучение, анализ; отбор материала; выделение главных идей, различных позиций, их осмысление; 3) сбор эмпирического материала, его обобщение, анализ; 4) выработку рекомендаций, предложений, формулировку выводов; 5) построение логики выступления; составление текста выступления; 6) подготовку презентации к защите проекта.

Проект после защиты сдается руководителю ОП «Социальное государство – проблемы теории и юридической практики».

Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть,

заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

 

Критерии и шкала оценки:

Информационные проекты оцениваются по следующим критериям:

1) знание современной учебной и научной литературы, умение систематизировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных источников;

2) полнота и глубина рассмотрения проблемы, знание различных точек зрения и подходов к ее решению;

3) умение критически анализировать, оценивать позиции, аргументировать, обосновывать собственную точку зрения, делать выводы;

4) умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

5) владение понятийно-категориальным аппаратом различных отраслей права;

6) логичность и системность изложения материала;

7) самостоятельность суждений, оригинальность выводов и предложений;

8) качество выступления (культура речи, ясность, четкость, лаконичность, доходчивость изложения материала);

9) умение визуализировать информацию, делать презентации;

10) умение отвечать на вопросы, задаваемые аудиторией или преподавателем.

 

 

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 2 (2 балла – признак ярко проявляется, 1 балл – частично проявляется, 0 баллов – не проявляется). Таким образом, за проект можно получить от 0 до 20 баллов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, набравшему 12-14 баллов.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, набравшему 15-17 баллов.

Оценка «отлично» выставляется студенту, набравшему 18-20 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, получившему за проект менее 12 баллов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.