ТЕМА №2: Закономерности и принципы обучения. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ТЕМА №2: Закономерности и принципы обучения.

2017-09-30 614
ТЕМА №2: Закономерности и принципы обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения.

3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования.

4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельный компонент системы (учебного процесса). Дидактические, гносеологические, социологические, психологические, организационные закономерности.

5. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выражают нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Это практические указания по обучению. Принципы реализуются через правила. Система дидактических принципов: сознательности и активности; наглядности; систематичности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

 

___________________________________

1 См.: Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М., 1960

2 См.: Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1981.

3 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.41.

4 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 287.

5 См.: Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т2. С. 191.

 

 

6. Правила обучения – это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

ТЕМА №3: Анализ современных дидактических концепций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

2. Дидактическая концепция – определенный способ понимания, трактовки дидактических явлений, основная точка зрения на предмет дидактики; руководящая идея для их систематического освещения; система взглядов ученого. Качества: краткость, логичность, обоснованность, конкретность, доступность, завершенность.

3. Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся внутренней целостностью структур, образованных единством целей, принципов, содержания, форм и методов обучения (Подласый).

Система И.Гербарта – цель обучения – передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Активность в учебном процессе педагога, пассивность ученика. Авторитаризм. Вербальное обучение. Традиционная дидактика.

Система Д. Дьюи – акцент в обучении – на развитие собственной активности обучаемых, учет интересов и потребностей школьников, проблемное обучение. Прогрессивистская дидактика. Педоцентристская концепция.

Современная дидактическая система – разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Дифференцированные учебные планы. Новая дидактика.

4. Результативность обучения – полнота и степень приближения к заданным нормам. Нормы определяются через цели обучения и результаты обучения.

5. Эффективность обучения – трудоемкость, время и затраченные ресурсы (материальные, экономические, человеческие) по достижению образовательной цели.

6. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Каменский, Дж. Мильтон, И.В. Беседов). Основная цель образования – передача обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

7. Концепция дидактического формализма (Песталоцци И., Дистервег А., Добровольский А.Б.). Цель обучения – развитие способностей и познавательных интересов обучающихся. Главный принцип сторонников дидактического формализма – многознание уму не научает.

8. Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи) – освоение всех видов деятельности современной цивилизации. Формирование новых отношений и типов поведения через погружение обучающихся в разные виды деятельности.

ТЕМА 4. ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ. ПОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Педагогический процесс (учебно-воспитательный) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Компоненты педагогического процесса: педагоги, воспитанники (главные компоненты), содержание образования и средства.

2. Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности.

3. Задача педагогическая – осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности, по наиболее оптимальному пути.

4. Образовательная функция – связана с расширением объема знаний. Вооружение учащихся системой научных знаний, формирование умений, навыков их использования на практике.

5. Воспитательная функция – связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности. Предполагает формирование у учащихся научного мировоззрения, отношений к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, что выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, моральных качеств личности.

6. Развивающая функция – связана с развитием речи и мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

7. Индивидуальное обучение – одна из форм организации учебных занятий, при которых осуществляется педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися, находящимися вне класса.

8. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.