Назовите основные признаки социального действия, выделенные М. Вебером. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Назовите основные признаки социального действия, выделенные М. Вебером.

2017-09-30 329
Назовите основные признаки социального действия, выделенные М. Вебером. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) осмысленность;

б) рациональность;

в) ориентация на других людей;

г) реактивность;

д) мотивированность;

е) интенциональность.

Какие типы социального действия выделял М. Вебер?

а) интеллектуальное;

б) аффективное;

в) целерациональное;

г) моральное;

д) традиционное;

е) инструментальное;

ж) ценностно-рациональное;

з) эмоциональное.

Соотнесите тип социального действия и его характеристику, данную М. Вебером.

1. Целерациональное. а) основано на длительной привычке.
2. Ценностно-рациональное. б) обусловлено эмоциональным состоянием индивида.
3. Традиционное. в) предполагает наличие ясной цели и применение разумных средств ее достижения.
4. Аффективное. г) основано на вере в безусловную ценность определенного типа поведения, независимо от того, к чему оно приведет.

В. Парето считал, что социология должна быть «логико-экспериментальной наукой». Что это значит?

а) она должна изучать общество как механизм и постоянно проводить социальные эксперименты;

б) она может основываться только на наблюдении и опыте и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы;

в) она должна строиться по образу и подобию естественных наук и рассматривать общество как организм;

г) она должна изучать социальные действия и социальные взаимодействия.

На какие виды В. Парето делит все человеческие действия?

а) на социальные и несоциальные;

б) на механические и органические;

в) на логические и нелогические;

г) на культурные и экономические.

Когда социология как наука начала формироваться в России?

а) после «великих реформ» 1860-70-х годов;

б) после Отечественной войны 1812 года;

в) во времена правления Екатерины II;

г) в конце XIX – начале XX веков.

Кто относится к субъективной школе российской социологии?

а) П.Л. Лавров;

б) В.И. Ленин;

в) Г.В. Плеханов;

г) П.Б. Струве;

д) Н.К. Михайловский;

е) А.И. Герцен.

К какому направлению принадлежал Л.И. Мечников?

а) легальный марксизм;

б) субъективная социология;

в) неокантианство;

г) географическое направление.

Какие российские социологи являлись представителями органицизма?

а) П.Л. Лавров;

б) А.И. Стронин;

в) П.Ф. Лилиенфельд;

г) Е.В. де Роберти;

д) К.М. Тахтарев;

е) М.М. Ковалевский.

Сторонником какого направления был Г.В. Плеханов?

а) психологического;

б) географического;

в) марксизма;

г) позитивизма.

Сторонниками какого направления являлись А.С. Лаппо-Данилевский и В.М. Хвостов?

а) позитивизма;

б) органицизма;

в) марксизма;

г) неокантианства.

Укажите выделенные П.А. Сорокиным в работе «Система социологии» (1920) принципы построения социологического материала.

а) социология должна строиться по типу естественных наук;

б) социология должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть;

в) социология не имеет своего особого предмета и поэтому может существовать только как метод;

г) социология должна быть объективной дисциплиной;

д) социология должна изучать общество по аналогии с биологическим организмом;

е) социология должна быть опытной и точной наукой;

ж) социология должна признать материальное производство системообразующим фактором;

з) в социологии не должно быть идеи монизма;

и) верно все вышеперечисленное.

Темы докладов

1. Социологическое наследие Огюста Конта.

2. Социологическое творчество Герберта Спенсера.

3. Натуралистическое направление в социологии (социал-дарвинизм, расово-антропологическая школа, географическое направление).

4. Психологическое направление в социологии (психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса, психология народов, инстинктивизм У. МакДугалла, групповая психология Г. Лебона и Г. Тарда, интеракционизм Ч. Кули).

5. Социология Карла Маркса.

6. Социология Эмиля Дюркгейма.

7. Формальная социология (Ф. Тённис, Г. Зиммель).

8. Социологическое наследие Макса Вебера.

9. Социологическая концепция В. Парето.

10. Социологическая концепция П.А. Сорокина.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.

§ 1. Социология ХХ века.

§ 2. Социология как наука.

Социология ХХ века.

В ХХ в. происходит окончательная институционализация социологии, т.е. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Социология получает полное и окончательное признание в обществе. Ее преподают в вузах, издают социологические журналы, регулярно проводят конгрессы и конференции по социологии.

Современная социология – это мультипарадигмальная наука, т.е. в ее рамках существует множество парадигм, по-разному подходящих к изучению общества и человека.

Американский философ и социолог науки Томас Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигму как общепринятое научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Современная социология представляет собой синтез теоретической и эмпирической традиций. Особенно интенсивно развивалась в ХХ веке эмпирическая социология. Эмпирическая социология – область социологии, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных исследований. Эти специальные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем.

Бурное развитие эмпирической социологии в начале ХХ века было связано со стремлением отдельных ученых изменить характер социологической науки в целом в соответствии с принципами позитивизма. Таким образом, чтобы получить истинную картину общественной жизни, необходимо использовать методы математики и статистики, т.е. методы точных наук.

Эмпирическая социология зародилась в США. Этому способствовали следующие факторы:

1. США в начале ХХ века бурно развивалась экономика, росли города; в страну прибывало значительное число иммигрантов со всего света;

2. Влияние философии прагматизма и инструментализма, сосредотачивающих внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных результатов. Социология в США рассматривалась утилитарно, т.е. исходя из ее практических возможностей.

Работой, положившей начало эмпирической социологии, считается книга У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В этой работе исследуется польская эмиграция в США в начале ХХ века, анализируется положение польских крестьян, оставшихся на родине, и переехавших на новое место жительства. Авторы книги делают практические выводы, направленные на оптимизацию социальных процессов, связанных с миграцией и адаптацией отдельных социальных общностей к новым условиям жизни.

Чикагская социологическая школа (конец XIX – 1930-е годы ХХ вв.) сформировалась на базе социологического факультета Чикагского университета. Основные представители – Р. Парк (1864-1944) и Э. Бёрджесс (1886-1966). Чикагские социологи внесли значительный вклад в разработку методологии социологического исследования, которая в общих чертах используется по сей день. Парк и Бёрджесс большое внимание уделяли исследованию проблем города. Работы Парка положили начало такому направлению в рамках социологии, как социальная экология. Социальная экология изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды.

В теоретической социологии ХХ века можно выделить следующие направления:

1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) – направление в современной социологии, делающее упор на изучении структур (подсистем) общества и их функций.

Т. Парсонс (1902-1979) – автор теорий социального действия, социальных систем. Он применил системный подход к анализу общества, выделив в нем основные подсистемы и функции этих подсистем.

Таблица 1. Структура системы действия («единичного акта»).

Подсистемы действия Основные функции Главные элементы
Социальная Интеграция Нормы
Культурная Сохранение и воспроизводство образца Ценности
Личностная Целедостижение Коллективы
Поведенческий организм Адаптация Роли

 

Р. Мертон (1910-2002) внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма. Если Парсонс сосредоточил свое внимание на исследовании общественной структуры, то Мертон изучал функции этой структуры. Под функциями Мертон понимал наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации данной системы. Помимо функций существуют дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.

Функции могут быть явными и латентными (скрытыми). Явные функции – осознаваемые, преднамеренные последствия социального действия. Латентные функции – неосознанные, непреднамеренные последствия.

Кроме того, Мертон занимался изучением девиантного (отклоняющегося) поведения.

2. Конфликтная парадигма (Л. Козер, Р. Дарендорф) берет начало в трудах К. Маркса, который считал, что жизнь общества пронизана противоречиями, или конфликтами. Конфликт, по Марксу, – это естественное состояние классового общества. В социологии ХХ века конфликтное направление представлено именами Л. Козера (1913-2002), Р. Дарендорфа (род. 1929).

Эти ученые убеждены в том, что конфликт – это положительное явление в жизни общества, так как он является источником развития. В основе конфликта лежит противоположность интересов его участников. Конфликт нельзя игнорировать, он обязательно должен быть разрешен.

3. Теория социального обмена (Дж. Хоманс (1910-1989), П. Блау (род. 1918)). Согласно данной теории функционирование человека и общества основывается на обмене различными социальными благами и формами деятельности.

Стремление человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе существуют не только различные структурные образования (социальные институты, организации и т.д.), но и действуют многие механизмы отношений (признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д.). Таким образом, на основе обмена можно объяснять любые проявления социальной жизни.

4. Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид (1863-1931), Г. Блумер (1900-1987), Э. Гоффман (1922-1982)).

Целью символического интеракционизма является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Поскольку основными символами, с помощью которых осуществляется взаимодействие, являются язык, жесты и ритуалы, сторонники данной парадигмы уделяют их исследованию особое внимание.

Каждый символ имеет социальный смысл и социальное значение, изучение которых является одним из основных способов исследования социального поведения. Известный американский социолог Н. Смелзер так охарактеризовал сущность символического интеракционизма: «Люди не реагируют непосредственно на взаимодействия внешнего мира наподобие лягушки, которая автоматически выбрасывает язык, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди придают определенные значения получаемым стимулам и реагируют в большей степени на эти значения, или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражение их лиц и поступки…».

5. Феноменологическая социология (А. Шюц (1899-1959), П. Бергер (род. 1929), Т. Лукман (род. 1927)). Данное направление изучает социальный мир как повседневный (обыденный) жизненный мир индивида. Социальный мир осмысливается как мир феноменальный, мир субъективного опыта.

Сторонники этого направления сосредотачивают свое внимание на том, каким образом люди воспринимают внешний мир, как он из объективного, внешнего становится для индивидов внутренним, субъективным. При этом люди воспринимают не сам мир, а его явления (феномены). Таким образом, представителей феноменологической социологии интересует не столько объективный мир социальных явлений и процессов и различия внутри него, сколько то, как этот мир и его различные структуры воспринимаются обычным людьми в их повседневной жизни.

6. Этнометодология (Г. Гарфинкель (1917-2011)). Этнометодология связана с символическим интеракционизмом и с феноменологической социологией. Этнометодология имеет дело с повседневными действиями людей. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения примитивных культур для исследования современных социальных явлений.

Одно из центральных понятий этнометодологии – «фоновые ожидания». Это основа повседневной деятельности, социально одобряемые установки индивидов на те или иные действия, представления людей о социальном мире, выступающие в виде своеобразных правил их взаимодействия. Фоновые ожидания отдельного человека – это его представления о том, какими должны быть его взаимодействия с другими людьми. Понятие «фоновые ожидания» помогает раскрыть механизм активности человека в ходе конструирования им социальной реальности.

Объединительные парадигмы.

Теория структурации Э. Гидденса (род. 1938). Гидденс стремится соединить категории действия и структуры. Эти категории, по мнению Гидденса, не могут существовать, а, следовательно, и изучаться отдельно друг от друга. Анализ взаимосвязи структуры и действия является центральной задачей теории структурации.

Само понятие «структурация» Гидденс предложил использовать вместо статической категории «структура», которая, по его мнению, не соответствует постоянно меняющейся социальной реальности и не учитывает действия и взаимодействия людей (агентов, деятелей).

Одним из ключевых положений теории структурации является положение о дуальности структуры. В несколько упрощенной формуле эта дуальность может быть выражена так: дейст­вие структурировано, структура «действенна».

Теория структурации Гидденса призвана преодолеть разногласия, существующие между функционализмом и структурализмом, с одной стороны, и различными формами интерпретативной социологии, с другой. Если первые два направления склонны к объективному изучению общественной структуры, то интерпретативные концепции обнаруживают заметное стремление к анализу действий и значений, подчеркивая при этом примат субъективного начала.

Социология П. Бурдье (1931-2001). Социология должна изучать одновременно и социальные структуры и генезис их форм. То есть социология изучает не только структуру социального мира, но и механизмы воспроизведения этой структуры. Основными категориями социологии Бурдье являются категории «социального пространства», «habitus», «социального поля».

Социальное пространство характеризует взаимосвязь социальных структур. Понятие «habitus» обозначает совокупность тех установок личности, с помощью которых она эту взаимосвязь социальных структур находит и исследует.

Социальное поле – пространство объективных связей между различными социальными позициями личности.

Теория систем Н. Лумана (1927-1998). Луман считает, что под системой следует понимать не определенные виды объектов, а различение системы и окружаю­щей среды. Система является формой различения, т.е. имеет две стороны: систему (как внутреннюю сторону формы) и окружаю­щую среду (как внешнюю сторону формы). Лишь обе стороны про­изводят различение, производят форму.

Основное внимание Луман уделял социальным системам. Ученый считал, что способом существования социальных систем является аутопойесис, т.е. самопорождение. Таким образом, социальные системы – это аутопойетические системы. Они обладают следующими че­тырьмя характеристиками, выделенными Луманом.

1. Аутопойетическая система создает базовые элементы, которые, в свою очередь, составляют систему.

2. Аутопойетические системы самоорганизуются. Они органи­зуют свои собственные границы и организуют свои внутренние структуры. Свои собственные границы они организуют, различая то, что составляет систему, и то, что относится к внешней среде. Что находится внутри, а что вне аутопой­етической системы определяется самоорганизацией системы, а не функцио­нальными потребностями системы. В переделах своих границ аутопойетиче­ская система производит собственные струк­туры.

3. Аутопойетические системы имеют самонаправленный характер.

4. Аутопойетическая система – замкнутая система. Это значит, что между си­стемой и ее внешней средой нет прямой связи. Вместо этого сис­тема имеет дело с представлениями внешней среды. Внешней среде, несмотря ни на что, все-таки должно быть позво­лено нарушать внут­ренние представления системы. Без таких нарушений систему бы разрушили внеш­ние силы, которые подавили бы ее.

Теорию Н. Лумана критиковали многие ученые, справедливо отмечая, что в абстрактных построениях немецкого социолога нет места человеку. Сам Луман убежден, что требование «забыть о человеке» необходимо для построения интегральной социологической теории социальных систем.

Социология как наука.

Объект и предмет социологии. Объект исследования – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Предмет исследования – отражение одной или нескольких сторон объекта в сознании исследователя.

Объектом социологии является общество. Помимо социологии общество изучают такие науки, как экономика (рассматривает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), политология (исследует политическую власть, ее институты), этнология (изучает народы, их происхождение, быт, культура), культурология (анализирует культуру и ее роль в обществе) и другие.

Предметом социологии является общество как система, социальные институты, процессы, социальные группы и общности, отношения личности и общества, закономерности массового поведения людей.

Структура и уровни социологического знания. Чаще всего в структуре социологического знания выделяют теоретическую и эмпирическую социологию. Уровни социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и процессов и широтой делаемых выводов. Как правило, выделяют три следующих уровня социологического знания:

1. Фундаментальные общесоциологические исследования – изучение социальных структур, изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, изучение развития личности и т.д. Направлены на получение общих знаний об обществе и поведении людей.

2. Специальные (частные) социологические теории (теории среднего уровня) - изучение отдельных сторон жизни общества – социология семьи, социология образования, социология права, социология культуры, социология науки, социология организации, социология медицины, социология труда, социология политики, экономическая социология, социология религии и т.д.

3. Прикладные социологические исследования – проведение конкретных социологических исследований в практических целях.

Функции социологии:

1. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

2. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3. Функция социального проектирования. Задачей социального проектирования является разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

4. Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками.

5. Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

6. Идеологическая функция. Социология объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п. Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на мнение больших групп людей.

 

Вопросы и задания по теме

1. Кто является основателем социологического факультета Чикагского университета?

а) Ф. Гиддингс;

б) У. Самнер;

в) А. Смолл;

г) Л. Уорд;

д) Р. Парк;

е) Э. Берджесс.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.