Признаки, характеризующие письмо учащихся средней школы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Признаки, характеризующие письмо учащихся средней школы

2017-09-30 649
Признаки, характеризующие письмо учащихся средней школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В период обучения чистописанию, когда учащиеся первого и второго классов учатся письму путем подра­жания стандартным прописям либо образцам, выпол­няемым учителем на доске или в тетради ученика, их письмо, казалось бы, должно полностью соответствовать стандартам (прописям) и быть одинаковым. Однако при изучении письма учащихся первого класса установлено наличие в нем отклонений от типовых прописей. Это объясняется неодинаковой степенью овладения каждым учеником письмом, что зависит от индивидуальных фи­зиологических и психических особенностей ребенка, раз­личных условий образования начальных навыков письма (дошкольного развития, условий выполнения домашних заданий и правильной либо неправильной техники пись­ма — посадки ученика, положения тетради, ручки, пишу­щего прибора) 1.

Здесь приведены результаты изучения признаков письма учащихся начальных классов, обучавшихся пись­му по старой и новой методике.

Признаки, характеризующие письмо учащихся пер­вых классов. В письме учащихся первого класса, обу­чавшихся по старой методике, наблюдались характер­ные отклонения от типовых прописей.

Многие дети не делают рекомендуемого прописями нажима в определенных штрихах букв. Так, без нажима писали 36%, с нажимом, но не во всех буквах — 50%, и лишь 14% учеников полностью соблюдали это пра­вило. 50% учащихся не выполняли требование писать с начальной точки буквы с, к, ж, х, м, л или заканчи­вать движения точкой в буквах \, Б, Г, К, Р, П, Ю, Н, Ф. 3. (Точки либо вообще отсутствовали, либо были слабо выражены.) Выполняли этот элемент, но не во всех буквах 40%, полностью соблюдали правило лишь 10% учащихся.

Не все ученики выполняли требование о размеще­нии точек начала движения при написании букв а, д, б, р, ф. Низкое размещение точки начала движений в ова­лах букв а, д, б отмечено у 41% учащихся; более низкое либо более высокое, чем рекомендуется прописями, раз­мещение точки начала движения при выполнении про­дольных элементов букв р, ф — у 48% испытуемых. Раз­лично и отличается от рекомендуемого прописями раз­мещение точек соединения движений при связывании второго и третьего элементов буквы к у 65% учащихся; отступали от требований прописей в форме траектории движений при выполнении элементов букв л, м, т, р, п, н, и — 46% учащихся, подстрочного элемента букв у, д, з — 36%, начальной части первого элемента буквы ч — 63% детей; при соединении элементов букв и, ш, а, ж, к петлеобразная форма появлялась у 25%, разная протяженность движений при выполнении элементов буквы в — у 52% и различное размещение точки окон­чания движения наблюдалось у 12% учащихся. У 24% ^учеников было иное, чем предусмотрено прописями, на­правление движения при выполнении подстрочного эле­мента букв ц, щ.

Таким образом, письмо первоклассников, обучав­шихся по старой, традиционной методике, характери­зуется совокупностью признаков, соответствующих тре­бованиям прописей, и признаков-отклонений от таких прописей, незначительных по своему количеству (при­мерно от двух до восьми в почерке каждого ребенка).

В письме учеников, обучавшихся письму по новой методике, отмечены следующие характерные отклонения от экспериментальных (стандартных для этого класса) прописей '.

В связи с тем что ученики обучались письму в тетра­дях с графической сеткой очень непродолжительное вре­мя и вскоре стали писать в тетрадях в одну линию, общие признаки почерка имели отклонения от стандарта: неодинаковый, хотя и средний, размер букв отмечен у 60%, неравномерный наклон вправо — у 55%, узкая расстановка букв — у 10%, широкая — у 65% учащихся.

В частных признаках почерка встречались следую­щие отступления от прописей: размещение слева точки начала движения в овалах букв а, д, б — у 20%, на значительном расстоянии от второго элемента — у 31%, ближе к середине овала — у 20% учащихся; размеще­ние точки начала движения в буквах л, м относительно линии строки (эти точки располагаются значительно выше линии строки) —у 17%, размещение точек соеди­нения движений при связывании элементов букв р, т, п, н, ж, я, д (ближе к линии строки) —у 60% детей. На­правление движений при выполнении подстрочного эле­мента букв щ, ц, первого элемента буквы ч, второго эле­мента буквы к наблюдалось соответственно у 40, 33, 20% учащихся; изогнутая и угловатая 'форма траекто­рии движений при выполнении элементов букв л, м, п, р, д, у, и, б, Б, Т, П, Г, К появлялась у 30% испытуе­мых; петлеобразная форма траектории движений при соединении элементов буквы К — у 20%, размещение точек начала и окончания движений в букве о — у 13% первоклассников.

Наиболее часто встречаются у учащихся данной группы нарушения требуемой прописями формы траек­тории движений при выполнении элементов (особенно надстрочных) в заглавных буквах и упрощения движе­ний (главным образом соединительных).

В целом необходимо отметить, что в почерке каж­дого первоклассника, обучавшегося письму по новой методике, отклонений значительно больше (от восьми до 12 признаков), чем у детей, обучавшихся по старой методике (рис. 7, 8).

Признаки, характеризующие письмо учащихся вто­рых классов. Учащиеся второго класса, обучавшиеся по старой методике, выполняли письменные упражнения в тетрадях с графической сеткой, и поэтому почерк их

отличается стройностью, что свидетельствует о выра­ботке навыка стройного письма. Остальные общие при­знаки, за исключением связности в письме отдельных учеников, также не отличались от нормы '. Тем не менее, несмотря на кажущуюся на первый взгляд близость к прописям, в письме учеников второго класса встречалось больше отступлений от нормы, чем в письме первоклас­сников (от пяти-шести и до десяти и более изменив­шихся частных признаков). Большинство из этих при­знаков по своему характеру сходно с теми, которые отмечались в письме учеников первого класса. Ряд при­знаков обусловлен некоторым упрощением движений.

Чаще всего в письме учащихся второго класса встре­чались отступления от прописей в следующих частных признаках: петлеобразная, угловатая, дугообразная, заменяющая нередко примыкающий вид соединения эле­ментов форма траектории движений при соединении элементов букв ж, р, н, к, а, ч наблюдалась у 58% уча­щихся; упрощение движений в начальных элементах заглавных букв /С, Н, Ю, Ф — у 12%, в букве ч —у 75% учеников; упрощение надстрочного элемента буквы б, элементов букв л, н — у 59% испытуемых; направле­ние движений при выполнении букв Ц, Щ (подстрочного элемента), букв к, д и замена общей структуры движений в этих буквах — у 15% второклассников (рис. 9); размещение точки начала движения в буквах .л, м относительно линии строки (располагается теперь выше)—у 40% детей.

Перечисленные частные признаки встречались наряду с вариантами выполнения букв, усвоенными в первом классе.

У некоторых учащихся появлялись изогнутость эле­ментов букв т, п, р, в, м, л, переходившая затем в тре­тьих-четвертых классах в вычурность.

В письме некоторых учащихся встречалось устойчи­вое раздельное выполнение элементов в буквах м, и, ш (с однотипными элементами), обусловленное своеобраз­ной (неправильной) координацией движений, вырабо­танной за истекший период обучения письму.

Таким образом, письмо учащихся второго класса характеризуется совокупностью признаков, которые явля­ются следствием, с одной стороны, соблюдения правил типовых прописей, с другой — перечисленных ранее от­ступлений от них.

Письму школьников второго класса, которые обуча­лись по новой методике, свойствен более упрочившийся, чем у учеников, обучавшихся по старой методике, навык. Хорошо успевающие ребята пишут, как ученики тре­тьих—четвертых классов, овладевавшие письмом по старой методике.

У учащихся экспериментальных классов, вырабаты­вали навык письма в тетрадях без специальной графи­ческой сетки. Поэтому их почерку свойственны относи­тельно устойчивый одинаковый размер букв, правый наклон и равномерная расстановка. Появляется тенден­ция к уменьшению размера букв (у 30% учащихся). Чем меньше буквы, тем шире их расстановка. В основ­ном эти колебания происходят в пределах среднего раз­мера и средней расстановки букв. Лишь в отдельных случаях при малом размере букв наблюдается широкая расстановка (у 5% детей). У многих учащихся (30%) резко снижается связность почерка.

Частные признаки-отступления от прописей таковы: меньшая конструктивная сложность движений при вы­полнении букв я, р, к, ц, щ наблюдалась у 66%; разме­щение точек соединения движений при связывании элементов букв ж, р, н, т ближе к линии строки — у 60%; выпрямляющаяся форма траектории движений в началь­ном элементе буквы ч — у 26%; дугообразная при соеди­нении элементов буквы ж — у 23%, петлеобразная фор­ма траектории движений при соединении элементов букв — у 20%; размещение точки начала движения отно­сительно линии строки (ближе к строке) в буквах л, м и относительно центра овала в буквах а, б, д, о — соот­ветственно у 36 и 45%; изменение формы траектории движений в элементах букв Д, Г, П, б, и — у 53%; про­тяженность движений в отдельных элементах букв (уве­личивается в буквах П, К, Т, Г) — у 23%, уменьшается' в буквах а, р, к, т — у 36% учащихся.

Общие и частные признаки, свойственные письму учащихся второго класса, обучавшихся по новой мето­дике, образуют уже значительный комплекс признаков, в отдельных случаях являющийся даже индивидуальной совокупностью. Такая совокупность может служить осно­ванием для вывода о том, что письмо выполнено уча­щимся не первого, а более старшего класса.

Признаки, характеризующие письмо учащихся тре­тьих классов. Учащиеся третьего класса, обучавшиеся по старой методике ', переходили к письму в тетрадях, графленных в одну строчную. горизонтальную линию. Поэтому их почерк характеризовался неустойчивым на­клоном букв вправо, вплоть до вертикального положе­ния их продольных осей, неодинаковым размером букв (1,5—5 мм) и неравномерной их расстановкой (наблю­дается тенденция к сужению). Лишь незначительное число хорошо успевающих учеников сохранили стройное, четкое и красивое письмо, усвоенное в первом и втором классе.

Таким образом, к совокупности признаков, характе­ризующих почерк учащихся третьего класса, добавились общие признаки, кроме связности. Большинство ребят сохранили навык связного письма, выработанный при обучении чистописанию.

Наиболее часто встречавшиеся частные признаки по­черка, выразившиеся в отклонении от прописей, таковы: размещение точек начала и окончания движения в букве в относительно друг друга наблюдалось у 42%; раз­мещение слева точки начала движения в овале буквы а (редкий признак)—у 14%; размещение точки начала движения буквы р на уровне строчной части — у 40%; изменение формы траектории движений при выполнении начального элемента буквы ч— у 80%; надстрочного элемента буквы б — у 60%; протяженность движений в подстрочных элементах букв з, д, у, р, надстрочного элемента в букве б — у 50%; направление движений в подстрочном элементе букв ц, щ — у 63% учеников.

Характерными особенностями письма значительного числа учащихся (до 25% в каждом классе) явля­ются нажимные движения с прогибом, приближаю­щимся по форме к полуовалу, либо выполнение элемен­тов перечисленных букв несколько изогнутыми движе­ниями. Частные признаки почерка третьеклассников значительно устойчивее, и встречались они чаще, чем в письме учащихся вторых классов. Появившийся вариант обычно повторялся по всей тетради.

Таким образом, почерк этого контингента школьни­ков третьих классов характеризовался совокупностью признаков, являющихся отступлениями от прописей, и частными признаками, выполненными в соответствии с прописями.

Письмо учеников третьего класса, обучавшихся по новой методике ', более совершенно, чем во втором классе. У хорошо успевающих учеников 2 по внешнему виду оно приближается к почерку школьников пятых— шестых классов, обучавшихся по старой методике. По сравнению с почерком во втором классе в третьем почерк ребят становится более стройным — у 30%; уменьшается размер букв — у 33%, увеличивается их расстановка до широкой — у 60%; равномерным становится наклон— '• у 66% учащихся. Многие движения при выполнении букв, особенно соединительные, значительно упрощаются. Причем если в почерке учащегося содержится значи­тельное число ранее появившихся отклонений от прописей, главным образом направленных на упрощение дви­жений, новых частных признаков почерка наблюдается меньше, чем в почерке ученика, которому было свой­ственно письмо, относительно близкое к прописям.

Из частных признаков в почерке учащихся третьего экспериментального класса чаще других встречаются следующие: более простая конструктивная сложность движений при выполнении букв к, р, я, ц, щ, н, м, ч, а, д — у 72%; размещение точек соединения движений ближе к линии строки при связывании.элементов букв т, н, м, ш, а, к — у 66%; размещение относительно друг друга точек начала и окончания движений при выпол­нении буквы 0— у 40% и точки начала дви­жения в буквах а, д, с — у 85%; направление движений при выполнении элементов букв к, р, ч, т, я — у 50%; форма траектории движений при выполнении надстроч­ного элемента букв Т, П, Б, Г, к, л, м, б и буквы с (эле­менты вычурности) — у 40%; изогнутость движений в буквах л, т, м, р, б — у 47%; завитковое движение в букве с — у 47%; петлеобразная форма при соединении
движений, связывающих элементы букв, — у 72%; сокра­щение протяженности движений в заключительных час­тях элементов букв а, у, д, т (особенно в буквах, распо­ложенных в конце слов) наблюдалось у 47% учащихся.
Итак, большинство частных признаков, свойственных почерку учеников третьего клас­са, является следствием упроще­ния движений, некоторые из них — результатом стремления к вычурности. Последнее, вероятно, и можно объяснить становлением индивидуального почерка и желанием выработать свой, оригиналь­ный, почерк.

Таким образом, письмо школьников третьего класса, обучавшихся по новой методике, характеризуется сово­купностью общих и большого числа частных признаков, из которых значительную долю составляют отступления от прописей. Совокупность таких признаков нередко бывает уже индивидуальной, характеризующей почерк определенного ученика.

Признаки, характеризующие письмо учащихся чет­вертых классов. В почерке учащихся четвертых классов отклонений от прописей и правил, предъявляемых при обучении чистописанию, еще больше, чем в пред­шествующих трех классах. Именно в этом классе у детей начинает вырабатываться индивидуальный почерк, ха­рактеризующийся «собственным», своеобразным строе­нием. В нем преобладают округлые либо вычурные дви­жения с характерным изгибом и необычным нажимом.

Почерк четвероклассников в основном стройный, раз­мер букв становится одинаковым и приближается к среднему; наклон — относительно равномерный, преобла­дает правый; степень наклона больше, чем в третьем классе. Расстановка букв чаще всего равномерная - средняя, в отдельных вычурных почерках встречается и узкая. В стройных либо вычурных почерках связность сплошная; в небрежных, нестройных — связность нару­шается.

Отклонений от норм прописей — частных призна­ков — отмечается значительно больше, и характер их несколько иной, чем в предыдущих классах. Появляются новые варианты написания букв — с иным направле­нием движений, расположением точек начала и пересе­чения движений, петлеобразной формой траектории сое­динительных движений; заметны вычурные движения и деформация сложных движений.

Почерку учащихся четвертого класса свойственны такие частные признаки — отступления от требований прописей: изменение направления "движений в буквах ж, ц, щ, я, к; слитное соединение элементов в буквах с, ж, а, д, т, р; петлеобразная либо угловатая форма траек­тории движений при связывании элементов букв л, м, н; неправильное размещение точки начала движения в бук­вах а, п; увеличенная либо уменьшенная протяженность движений в начальных частях первых элементов букв а, д, ч; необычная форма траектории движений в надстроч­ном элементе букв б, в.

Признаки, характеризующие письмо учащихся пятых-шестых классов. Письмо учащихся пятых—шестых клас­сов 2 составляет как бы один этап развития. Почерк

пятиклассников становится индивидуальным и оконча­тельно закрепляется в шестом классе.

В основном почерк пятиклассников более стройный и четкий, чем почерк четвероклассников; преобладает правый наклон (у 85%); расстановка букв средняя, рав­номерная, в почерке отдельных учащихся — неравномер­ная (широкая и узкая); связность букв ниже, чем в почерке учеников четвертого класса, — встречаются сло­ва со сплошной связностью, в иных словах буквы выпол­няются отдельными группами (с двумя-тремя «разры­вами» в слове).

Встречаются почерки с вычурным строением — в виде изогнутой траектории движений при выполнении эле­ментов букв л, м, т, р, и, в, иногда в сочетании с левым наклоном букв —у 10%; с правым — у 25% учащихся.

Характер частных признаков свидетельствует о даль­нейшем упрощении движений, особенно в соединитель­ных штрихах, связывающих элементы букв между собой, а также движений, соединяющих между собой буквы. Появляется новая форма траектории соединительных движений в буквах я, к, ж, р, т, п, н, а, д и сочетаний ой, яз, ее, ее, сэ, ем, ел, ри между собой (у 10%), бук­вы а с предшествующей буквой (у 14%); более близкое к линии строки размещение точек соединения движе­ний в этих же буквах, а также в буквах л, м (у 25%); сокращение протяженности движений при выполнении овалов в буквах о, а, д, ф, б (у 37%), в подстрочных элементах букв з, д, у, в строчном элементе буквы в (у 42% учащихся).

В совокупности общих и частных признаков, харак­теризующих почерк учащихся пятых—шестых классов, встречаются варианты букв н, т, п, р, с, л, м, я, выпол­ненные в соответствии с требованиями прописей.

Признаки, характеризующие почерк учащихся седь­мых—восьмых классов. Почерк учащихся седьмых-восьмых классов — это определенный этап дальнейшего развития и совершенствования письма, и характеризу­ется он несколько иным строением (за счет большого числа упрощенных движений).

Почерк школьников этих классов напоминает уже почерк взрослого человека. Нестройные почерки (вслед­ствие увеличения скорости письма) появляются у 75%' учащихся; хотя в большинстве случаев преобладает сред­ний размер букв, встречается мелкий почерк (у 15%); правый наклон становится более интенсивным (у 75%); значительно чаще встречается широкая расстановка букв; связность букв повышается (у 55%), причем пре­обладают слитные соединительные (среди них и петле­образной траектории) движения. Полностью отсутствует вычурность в виде изогнутых движений, однако появля­ются элементы некоторого «украшательства» при выпол­нении заглавных букв (в почерке 28% учащихся). Даль­нейшее упрощение движений проявляется в следующих частных признаках: сокращении протяженности движе­ний при выполнении заключительных элементов букв а, и, м, ш, т, п с размещением точки окончания движе­ния на линии строки (у 20%); сокращении протяженности движений в сочетаниях букв бр, ор, ал, ся, сч, те, то, бр и др.

Наряду с упрощением встречается и увеличение про­тяженности движений в начальных элементах букв т, п, н, к (в 15% почерков).

Почерку учащихся седьмых—восьмых классов свой­ственна большая вариационность частных признаков.

Признаки, характеризующие почерк учащихся девя­тых—десятых классов. Почерк этих учащихся является дальнейшим этапом совершенствования движений и закрепления приобретенных навыков. Существенных изменений признаков по сравнению с предыдущим перио­дом не наступает, так что практически различить эти два этапа в большинстве случаев очень трудно.

О принадлежности исследуемого текста учащемуся 9—10-х классов могут свидетельствовать лишь большая стройность почерка, более быстрый темп (следствие упрочившегося навыка письма) и отдельные частные признаки, вызванные дальнейшим упрощением движе­ний.

Признаки, характеризующие почерк лиц после окон­чания средней школы. В почерке лица, окончившего среднюю школу и не имеющего значительной письмен­ной практики, не происходит существенных изменений, и признаки, приобретенные в школе, сохраняются до преклонного возраста.

Поэтому по письму таких людей трудно определить, в какой период их жизни выполнялся текст.

Почерк лица, имеющего после окончания школы большую письменную практику ', напротив, претерпевает существенные изменения и характеризуется следующими общими признаками: высокой степенью выработанности, быстрым темпом письма (92%); недостаточной строй­ностью и четкостью (в связи с потребностями большой письменной практики и быстрым письмом), значитель­ным правым наклоном (98%); широкой расстановкой (98%); высокой связанностью (52%); средним и малым размером букв (93%).

Частные признаки проявляются в упрощении движе­ний во многих буквах, например: р, к, ж, я, н, т, а, д, з.

С упрощением связано уменьшение протяженности движений при выполнении подстрочных и надстрочных элементов букв б, р, д, з, у, ц, щ (79%).

Как показывает практика, у некоторых лиц появля­ется даже новый навык письма — индивидуальная сово­купность общих и частных признаков, что позволяет резко разграничить периоды времени: до появления но­вого навыка и после него.

Сформировавшийся в 25—30-летнем возрасте чело­века почерк даже в процессе значительной письменной практики существенных изменений не претерпевает, поэтому ему свойственны все признаки, которыми он обладал в период окончательного становления. В нем могут появиться лишь отдельные новые частные при­знаки вследствие некоторого совершенствования движе­ний в процессе быстрого письма. Причем варианты опре­деленных частных признаков могут быть относительно устойчивыми в различные, исчисляемые несколькими годами, отрезки времени. В отдельных случаях, когда это свойство ярко проявляется, оно может быть исполь­зовано для определения времени выполнения рукописи.

Письмо в преклонном возрасте (главным образом, мало и средневыработанный почерки и подписи) свиде­тельствует о некотором разрушении письменно-двига­тельного навыка. Маловыработанным и средневыработанным почеркам, в частности, свойственны замедленность темпа (25%), нестройность и нечеткость (про­пуски отдельных букв), угловатость и изломы движений (57%), атаксия (Д7% случаев), неравномерный наклон и расстановка букв, их неодинаковый размер, понижен­ная связность букв и их элементов между собой.

Частные признаки характеризуются конструктивной простотой движений, уменьшенной их протяженностью в заключительных элементах букв, малой вариационностью письменных знаков. Все это обусловлено наруше­нием в преклонном возрасте координации движений.

В высоковыработанном почерке мало признаков, сви­детельствующих о его принадлежности лицу преклонного возраста. Лишь у людей, не имеющих письменной прак­тики, либо в почерке тяжело больных эти признаки проявляются ярко в замедлении темпа и незначительной нестройности движений, изломах и изгибах при напи­сании отдельных букв, простой конструкции движе­ний в буквах, обычно выполняемых сложными движе­ниями. По существу, это те же признаки, которые прояв­ляются в почерках малой либо средней степени выработанности у лиц преклонного возраста. Но общие признаки при высокой степени выработанности выраже­ны менее четко, а изменения частных признаков встре­чаются реже. Поэтому возможность определения по письму преклонного возраста лица, обладающего высо­ковыработанным почерком, значительно меньшая, чем в рассмотренных ранее случаях, тем более, если это лицо имеет значительную письменную практику.

Экспертам-криминалистам чаще, чем почерк, прихо­дится исследовать подписи лиц преклонного возраста. Обычно на экспертизу поступают подписи, сделанные на завещаниях. К признакам, характеризующим письмо лица в преклонном возрасте, прибавляются нередко и признаки, свидетельствующие о выполнении подписей в тяжелом болезненном состоянии и в неудобном для пишущего положении (лежа в постели).

Таким подписям свойственна простая конструкция движений (если ранее подпись выполнялась конструк­тивно-сложными движениями); более краткая ее транс­крипция (уменьшается количество элементов, выполнен­ных однотипными движениями); меньшая стройность движений. Может быть изменен даже наклон букв и элементов подписи.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.