Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-30 | 649 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В период обучения чистописанию, когда учащиеся первого и второго классов учатся письму путем подражания стандартным прописям либо образцам, выполняемым учителем на доске или в тетради ученика, их письмо, казалось бы, должно полностью соответствовать стандартам (прописям) и быть одинаковым. Однако при изучении письма учащихся первого класса установлено наличие в нем отклонений от типовых прописей. Это объясняется неодинаковой степенью овладения каждым учеником письмом, что зависит от индивидуальных физиологических и психических особенностей ребенка, различных условий образования начальных навыков письма (дошкольного развития, условий выполнения домашних заданий и правильной либо неправильной техники письма — посадки ученика, положения тетради, ручки, пишущего прибора) 1.
Здесь приведены результаты изучения признаков письма учащихся начальных классов, обучавшихся письму по старой и новой методике.
Признаки, характеризующие письмо учащихся первых классов. В письме учащихся первого класса, обучавшихся по старой методике, наблюдались характерные отклонения от типовых прописей.
Многие дети не делают рекомендуемого прописями нажима в определенных штрихах букв. Так, без нажима писали 36%, с нажимом, но не во всех буквах — 50%, и лишь 14% учеников полностью соблюдали это правило. 50% учащихся не выполняли требование писать с начальной точки буквы с, к, ж, х, м, л или заканчивать движения точкой в буквах \, Б, Г, К, Р, П, Ю, Н, Ф. 3. (Точки либо вообще отсутствовали, либо были слабо выражены.) Выполняли этот элемент, но не во всех буквах 40%, полностью соблюдали правило лишь 10% учащихся.
Не все ученики выполняли требование о размещении точек начала движения при написании букв а, д, б, р, ф. Низкое размещение точки начала движений в овалах букв а, д, б отмечено у 41% учащихся; более низкое либо более высокое, чем рекомендуется прописями, размещение точки начала движения при выполнении продольных элементов букв р, ф — у 48% испытуемых. Различно и отличается от рекомендуемого прописями размещение точек соединения движений при связывании второго и третьего элементов буквы к у 65% учащихся; отступали от требований прописей в форме траектории движений при выполнении элементов букв л, м, т, р, п, н, и — 46% учащихся, подстрочного элемента букв у, д, з — 36%, начальной части первого элемента буквы ч — 63% детей; при соединении элементов букв и, ш, а, ж, к петлеобразная форма появлялась у 25%, разная протяженность движений при выполнении элементов буквы в — у 52% и различное размещение точки окончания движения наблюдалось у 12% учащихся. У 24% ^учеников было иное, чем предусмотрено прописями, направление движения при выполнении подстрочного элемента букв ц, щ.
|
Таким образом, письмо первоклассников, обучавшихся по старой, традиционной методике, характеризуется совокупностью признаков, соответствующих требованиям прописей, и признаков-отклонений от таких прописей, незначительных по своему количеству (примерно от двух до восьми в почерке каждого ребенка).
В письме учеников, обучавшихся письму по новой методике, отмечены следующие характерные отклонения от экспериментальных (стандартных для этого класса) прописей '.
В связи с тем что ученики обучались письму в тетрадях с графической сеткой очень непродолжительное время и вскоре стали писать в тетрадях в одну линию, общие признаки почерка имели отклонения от стандарта: неодинаковый, хотя и средний, размер букв отмечен у 60%, неравномерный наклон вправо — у 55%, узкая расстановка букв — у 10%, широкая — у 65% учащихся.
В частных признаках почерка встречались следующие отступления от прописей: размещение слева точки начала движения в овалах букв а, д, б — у 20%, на значительном расстоянии от второго элемента — у 31%, ближе к середине овала — у 20% учащихся; размещение точки начала движения в буквах л, м относительно линии строки (эти точки располагаются значительно выше линии строки) —у 17%, размещение точек соединения движений при связывании элементов букв р, т, п, н, ж, я, д (ближе к линии строки) —у 60% детей. Направление движений при выполнении подстрочного элемента букв щ, ц, первого элемента буквы ч, второго элемента буквы к наблюдалось соответственно у 40, 33, 20% учащихся; изогнутая и угловатая 'форма траектории движений при выполнении элементов букв л, м, п, р, д, у, и, б, Б, Т, П, Г, К появлялась у 30% испытуемых; петлеобразная форма траектории движений при соединении элементов буквы К — у 20%, размещение точек начала и окончания движений в букве о — у 13% первоклассников.
|
Наиболее часто встречаются у учащихся данной группы нарушения требуемой прописями формы траектории движений при выполнении элементов (особенно надстрочных) в заглавных буквах и упрощения движений (главным образом соединительных).
В целом необходимо отметить, что в почерке каждого первоклассника, обучавшегося письму по новой методике, отклонений значительно больше (от восьми до 12 признаков), чем у детей, обучавшихся по старой методике (рис. 7, 8).
Признаки, характеризующие письмо учащихся вторых классов. Учащиеся второго класса, обучавшиеся по старой методике, выполняли письменные упражнения в тетрадях с графической сеткой, и поэтому почерк их
отличается стройностью, что свидетельствует о выработке навыка стройного письма. Остальные общие признаки, за исключением связности в письме отдельных учеников, также не отличались от нормы '. Тем не менее, несмотря на кажущуюся на первый взгляд близость к прописям, в письме учеников второго класса встречалось больше отступлений от нормы, чем в письме первоклассников (от пяти-шести и до десяти и более изменившихся частных признаков). Большинство из этих признаков по своему характеру сходно с теми, которые отмечались в письме учеников первого класса. Ряд признаков обусловлен некоторым упрощением движений.
Чаще всего в письме учащихся второго класса встречались отступления от прописей в следующих частных признаках: петлеобразная, угловатая, дугообразная, заменяющая нередко примыкающий вид соединения элементов форма траектории движений при соединении элементов букв ж, р, н, к, а, ч наблюдалась у 58% учащихся; упрощение движений в начальных элементах заглавных букв /С, Н, Ю, Ф — у 12%, в букве ч —у 75% учеников; упрощение надстрочного элемента буквы б, элементов букв л, н — у 59% испытуемых; направление движений при выполнении букв Ц, Щ (подстрочного элемента), букв к, д и замена общей структуры движений в этих буквах — у 15% второклассников (рис. 9); размещение точки начала движения в буквах .л, м относительно линии строки (располагается теперь выше)—у 40% детей.
|
Перечисленные частные признаки встречались наряду с вариантами выполнения букв, усвоенными в первом классе.
У некоторых учащихся появлялись изогнутость элементов букв т, п, р, в, м, л, переходившая затем в третьих-четвертых классах в вычурность.
В письме некоторых учащихся встречалось устойчивое раздельное выполнение элементов в буквах м, и, ш (с однотипными элементами), обусловленное своеобразной (неправильной) координацией движений, выработанной за истекший период обучения письму.
Таким образом, письмо учащихся второго класса характеризуется совокупностью признаков, которые являются следствием, с одной стороны, соблюдения правил типовых прописей, с другой — перечисленных ранее отступлений от них.
Письму школьников второго класса, которые обучались по новой методике, свойствен более упрочившийся, чем у учеников, обучавшихся по старой методике, навык. Хорошо успевающие ребята пишут, как ученики третьих—четвертых классов, овладевавшие письмом по старой методике.
У учащихся экспериментальных классов, вырабатывали навык письма в тетрадях без специальной графической сетки. Поэтому их почерку свойственны относительно устойчивый одинаковый размер букв, правый наклон и равномерная расстановка. Появляется тенденция к уменьшению размера букв (у 30% учащихся). Чем меньше буквы, тем шире их расстановка. В основном эти колебания происходят в пределах среднего размера и средней расстановки букв. Лишь в отдельных случаях при малом размере букв наблюдается широкая расстановка (у 5% детей). У многих учащихся (30%) резко снижается связность почерка.
|
Частные признаки-отступления от прописей таковы: меньшая конструктивная сложность движений при выполнении букв я, р, к, ц, щ наблюдалась у 66%; размещение точек соединения движений при связывании элементов букв ж, р, н, т ближе к линии строки — у 60%; выпрямляющаяся форма траектории движений в начальном элементе буквы ч — у 26%; дугообразная при соединении элементов буквы ж — у 23%, петлеобразная форма траектории движений при соединении элементов букв — у 20%; размещение точки начала движения относительно линии строки (ближе к строке) в буквах л, м и относительно центра овала в буквах а, б, д, о — соответственно у 36 и 45%; изменение формы траектории движений в элементах букв Д, Г, П, б, и — у 53%; протяженность движений в отдельных элементах букв (увеличивается в буквах П, К, Т, Г) — у 23%, уменьшается' в буквах а, р, к, т — у 36% учащихся.
Общие и частные признаки, свойственные письму учащихся второго класса, обучавшихся по новой методике, образуют уже значительный комплекс признаков, в отдельных случаях являющийся даже индивидуальной совокупностью. Такая совокупность может служить основанием для вывода о том, что письмо выполнено учащимся не первого, а более старшего класса.
Признаки, характеризующие письмо учащихся третьих классов. Учащиеся третьего класса, обучавшиеся по старой методике ', переходили к письму в тетрадях, графленных в одну строчную. горизонтальную линию. Поэтому их почерк характеризовался неустойчивым наклоном букв вправо, вплоть до вертикального положения их продольных осей, неодинаковым размером букв (1,5—5 мм) и неравномерной их расстановкой (наблюдается тенденция к сужению). Лишь незначительное число хорошо успевающих учеников сохранили стройное, четкое и красивое письмо, усвоенное в первом и втором классе.
Таким образом, к совокупности признаков, характеризующих почерк учащихся третьего класса, добавились общие признаки, кроме связности. Большинство ребят сохранили навык связного письма, выработанный при обучении чистописанию.
Наиболее часто встречавшиеся частные признаки почерка, выразившиеся в отклонении от прописей, таковы: размещение точек начала и окончания движения в букве в относительно друг друга наблюдалось у 42%; размещение слева точки начала движения в овале буквы а (редкий признак)—у 14%; размещение точки начала движения буквы р на уровне строчной части — у 40%; изменение формы траектории движений при выполнении начального элемента буквы ч— у 80%; надстрочного элемента буквы б — у 60%; протяженность движений в подстрочных элементах букв з, д, у, р, надстрочного элемента в букве б — у 50%; направление движений в подстрочном элементе букв ц, щ — у 63% учеников.
|
Характерными особенностями письма значительного числа учащихся (до 25% в каждом классе) являются нажимные движения с прогибом, приближающимся по форме к полуовалу, либо выполнение элементов перечисленных букв несколько изогнутыми движениями. Частные признаки почерка третьеклассников значительно устойчивее, и встречались они чаще, чем в письме учащихся вторых классов. Появившийся вариант обычно повторялся по всей тетради.
Таким образом, почерк этого контингента школьников третьих классов характеризовался совокупностью признаков, являющихся отступлениями от прописей, и частными признаками, выполненными в соответствии с прописями.
Письмо учеников третьего класса, обучавшихся по новой методике ', более совершенно, чем во втором классе. У хорошо успевающих учеников 2 по внешнему виду оно приближается к почерку школьников пятых— шестых классов, обучавшихся по старой методике. По сравнению с почерком во втором классе в третьем почерк ребят становится более стройным — у 30%; уменьшается размер букв — у 33%, увеличивается их расстановка до широкой — у 60%; равномерным становится наклон— '• у 66% учащихся. Многие движения при выполнении букв, особенно соединительные, значительно упрощаются. Причем если в почерке учащегося содержится значительное число ранее появившихся отклонений от прописей, главным образом направленных на упрощение движений, новых частных признаков почерка наблюдается меньше, чем в почерке ученика, которому было свойственно письмо, относительно близкое к прописям.
Из частных признаков в почерке учащихся третьего экспериментального класса чаще других встречаются следующие: более простая конструктивная сложность движений при выполнении букв к, р, я, ц, щ, н, м, ч, а, д — у 72%; размещение точек соединения движений ближе к линии строки при связывании.элементов букв т, н, м, ш, а, к — у 66%; размещение относительно друг друга точек начала и окончания движений при выполнении буквы 0— у 40% и точки начала движения в буквах а, д, с — у 85%; направление движений при выполнении элементов букв к, р, ч, т, я — у 50%; форма траектории движений при выполнении надстрочного элемента букв Т, П, Б, Г, к, л, м, б и буквы с (элементы вычурности) — у 40%; изогнутость движений в буквах л, т, м, р, б — у 47%; завитковое движение в букве с — у 47%; петлеобразная форма при соединении
движений, связывающих элементы букв, — у 72%; сокращение протяженности движений в заключительных частях элементов букв а, у, д, т (особенно в буквах, расположенных в конце слов) наблюдалось у 47% учащихся.
Итак, большинство частных признаков, свойственных почерку учеников третьего класса, является следствием упрощения движений, некоторые из них — результатом стремления к вычурности. Последнее, вероятно, и можно объяснить становлением индивидуального почерка и желанием выработать свой, оригинальный, почерк.
Таким образом, письмо школьников третьего класса, обучавшихся по новой методике, характеризуется совокупностью общих и большого числа частных признаков, из которых значительную долю составляют отступления от прописей. Совокупность таких признаков нередко бывает уже индивидуальной, характеризующей почерк определенного ученика.
Признаки, характеризующие письмо учащихся четвертых классов. В почерке учащихся четвертых классов отклонений от прописей и правил, предъявляемых при обучении чистописанию, еще больше, чем в предшествующих трех классах. Именно в этом классе у детей начинает вырабатываться индивидуальный почерк, характеризующийся «собственным», своеобразным строением. В нем преобладают округлые либо вычурные движения с характерным изгибом и необычным нажимом.
Почерк четвероклассников в основном стройный, размер букв становится одинаковым и приближается к среднему; наклон — относительно равномерный, преобладает правый; степень наклона больше, чем в третьем классе. Расстановка букв чаще всего равномерная - средняя, в отдельных вычурных почерках встречается и узкая. В стройных либо вычурных почерках связность сплошная; в небрежных, нестройных — связность нарушается.
Отклонений от норм прописей — частных признаков — отмечается значительно больше, и характер их несколько иной, чем в предыдущих классах. Появляются новые варианты написания букв — с иным направлением движений, расположением точек начала и пересечения движений, петлеобразной формой траектории соединительных движений; заметны вычурные движения и деформация сложных движений.
Почерку учащихся четвертого класса свойственны такие частные признаки — отступления от требований прописей: изменение направления "движений в буквах ж, ц, щ, я, к; слитное соединение элементов в буквах с, ж, а, д, т, р; петлеобразная либо угловатая форма траектории движений при связывании элементов букв л, м, н; неправильное размещение точки начала движения в буквах а, п; увеличенная либо уменьшенная протяженность движений в начальных частях первых элементов букв а, д, ч; необычная форма траектории движений в надстрочном элементе букв б, в.
Признаки, характеризующие письмо учащихся пятых-шестых классов. Письмо учащихся пятых—шестых классов 2 составляет как бы один этап развития. Почерк
пятиклассников становится индивидуальным и окончательно закрепляется в шестом классе.
В основном почерк пятиклассников более стройный и четкий, чем почерк четвероклассников; преобладает правый наклон (у 85%); расстановка букв средняя, равномерная, в почерке отдельных учащихся — неравномерная (широкая и узкая); связность букв ниже, чем в почерке учеников четвертого класса, — встречаются слова со сплошной связностью, в иных словах буквы выполняются отдельными группами (с двумя-тремя «разрывами» в слове).
Встречаются почерки с вычурным строением — в виде изогнутой траектории движений при выполнении элементов букв л, м, т, р, и, в, иногда в сочетании с левым наклоном букв —у 10%; с правым — у 25% учащихся.
Характер частных признаков свидетельствует о дальнейшем упрощении движений, особенно в соединительных штрихах, связывающих элементы букв между собой, а также движений, соединяющих между собой буквы. Появляется новая форма траектории соединительных движений в буквах я, к, ж, р, т, п, н, а, д и сочетаний ой, яз, ее, ее, сэ, ем, ел, ри между собой (у 10%), буквы а с предшествующей буквой (у 14%); более близкое к линии строки размещение точек соединения движений в этих же буквах, а также в буквах л, м (у 25%); сокращение протяженности движений при выполнении овалов в буквах о, а, д, ф, б (у 37%), в подстрочных элементах букв з, д, у, в строчном элементе буквы в (у 42% учащихся).
В совокупности общих и частных признаков, характеризующих почерк учащихся пятых—шестых классов, встречаются варианты букв н, т, п, р, с, л, м, я, выполненные в соответствии с требованиями прописей.
Признаки, характеризующие почерк учащихся седьмых—восьмых классов. Почерк учащихся седьмых-восьмых классов — это определенный этап дальнейшего развития и совершенствования письма, и характеризуется он несколько иным строением (за счет большого числа упрощенных движений).
Почерк школьников этих классов напоминает уже почерк взрослого человека. Нестройные почерки (вследствие увеличения скорости письма) появляются у 75%' учащихся; хотя в большинстве случаев преобладает средний размер букв, встречается мелкий почерк (у 15%); правый наклон становится более интенсивным (у 75%); значительно чаще встречается широкая расстановка букв; связность букв повышается (у 55%), причем преобладают слитные соединительные (среди них и петлеобразной траектории) движения. Полностью отсутствует вычурность в виде изогнутых движений, однако появляются элементы некоторого «украшательства» при выполнении заглавных букв (в почерке 28% учащихся). Дальнейшее упрощение движений проявляется в следующих частных признаках: сокращении протяженности движений при выполнении заключительных элементов букв а, и, м, ш, т, п с размещением точки окончания движения на линии строки (у 20%); сокращении протяженности движений в сочетаниях букв бр, ор, ал, ся, сч, те, то, бр и др.
Наряду с упрощением встречается и увеличение протяженности движений в начальных элементах букв т, п, н, к (в 15% почерков).
Почерку учащихся седьмых—восьмых классов свойственна большая вариационность частных признаков.
Признаки, характеризующие почерк учащихся девятых—десятых классов. Почерк этих учащихся является дальнейшим этапом совершенствования движений и закрепления приобретенных навыков. Существенных изменений признаков по сравнению с предыдущим периодом не наступает, так что практически различить эти два этапа в большинстве случаев очень трудно.
О принадлежности исследуемого текста учащемуся 9—10-х классов могут свидетельствовать лишь большая стройность почерка, более быстрый темп (следствие упрочившегося навыка письма) и отдельные частные признаки, вызванные дальнейшим упрощением движений.
Признаки, характеризующие почерк лиц после окончания средней школы. В почерке лица, окончившего среднюю школу и не имеющего значительной письменной практики, не происходит существенных изменений, и признаки, приобретенные в школе, сохраняются до преклонного возраста.
Поэтому по письму таких людей трудно определить, в какой период их жизни выполнялся текст.
Почерк лица, имеющего после окончания школы большую письменную практику ', напротив, претерпевает существенные изменения и характеризуется следующими общими признаками: высокой степенью выработанности, быстрым темпом письма (92%); недостаточной стройностью и четкостью (в связи с потребностями большой письменной практики и быстрым письмом), значительным правым наклоном (98%); широкой расстановкой (98%); высокой связанностью (52%); средним и малым размером букв (93%).
Частные признаки проявляются в упрощении движений во многих буквах, например: р, к, ж, я, н, т, а, д, з.
С упрощением связано уменьшение протяженности движений при выполнении подстрочных и надстрочных элементов букв б, р, д, з, у, ц, щ (79%).
Как показывает практика, у некоторых лиц появляется даже новый навык письма — индивидуальная совокупность общих и частных признаков, что позволяет резко разграничить периоды времени: до появления нового навыка и после него.
Сформировавшийся в 25—30-летнем возрасте человека почерк даже в процессе значительной письменной практики существенных изменений не претерпевает, поэтому ему свойственны все признаки, которыми он обладал в период окончательного становления. В нем могут появиться лишь отдельные новые частные признаки вследствие некоторого совершенствования движений в процессе быстрого письма. Причем варианты определенных частных признаков могут быть относительно устойчивыми в различные, исчисляемые несколькими годами, отрезки времени. В отдельных случаях, когда это свойство ярко проявляется, оно может быть использовано для определения времени выполнения рукописи.
Письмо в преклонном возрасте (главным образом, мало и средневыработанный почерки и подписи) свидетельствует о некотором разрушении письменно-двигательного навыка. Маловыработанным и средневыработанным почеркам, в частности, свойственны замедленность темпа (25%), нестройность и нечеткость (пропуски отдельных букв), угловатость и изломы движений (57%), атаксия (Д7% случаев), неравномерный наклон и расстановка букв, их неодинаковый размер, пониженная связность букв и их элементов между собой.
Частные признаки характеризуются конструктивной простотой движений, уменьшенной их протяженностью в заключительных элементах букв, малой вариационностью письменных знаков. Все это обусловлено нарушением в преклонном возрасте координации движений.
В высоковыработанном почерке мало признаков, свидетельствующих о его принадлежности лицу преклонного возраста. Лишь у людей, не имеющих письменной практики, либо в почерке тяжело больных эти признаки проявляются ярко в замедлении темпа и незначительной нестройности движений, изломах и изгибах при написании отдельных букв, простой конструкции движений в буквах, обычно выполняемых сложными движениями. По существу, это те же признаки, которые проявляются в почерках малой либо средней степени выработанности у лиц преклонного возраста. Но общие признаки при высокой степени выработанности выражены менее четко, а изменения частных признаков встречаются реже. Поэтому возможность определения по письму преклонного возраста лица, обладающего высоковыработанным почерком, значительно меньшая, чем в рассмотренных ранее случаях, тем более, если это лицо имеет значительную письменную практику.
Экспертам-криминалистам чаще, чем почерк, приходится исследовать подписи лиц преклонного возраста. Обычно на экспертизу поступают подписи, сделанные на завещаниях. К признакам, характеризующим письмо лица в преклонном возрасте, прибавляются нередко и признаки, свидетельствующие о выполнении подписей в тяжелом болезненном состоянии и в неудобном для пишущего положении (лежа в постели).
Таким подписям свойственна простая конструкция движений (если ранее подпись выполнялась конструктивно-сложными движениями); более краткая ее транскрипция (уменьшается количество элементов, выполненных однотипными движениями); меньшая стройность движений. Может быть изменен даже наклон букв и элементов подписи.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!