Раздел 1. Общие основы экономического развития — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел 1. Общие основы экономического развития

2017-09-30 450
Раздел 1. Общие основы экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

к проведению семинарских и практических занятий

для студентов направления

380301 - Экономика

всех форм обучения

 

 

Севастополь



УДК 330 (076)

ББК

П503

 

Методические указания к проведению практических и семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономических специальностей всех форм обучения / Сост. А.М.Филинков, Е.П.Гармашова, Е.А.Федорченко, А.М.Дребот. — Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2017.— 59 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам в подготовке к практическим и семинарским занятиям, что должно способствовать более глубокому и полному изучению дисциплины, самостоятельному творческому изучению теоретических вопросов, закреплению и расширению знаний студентов.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики предприятия, протокол № от «» июня 2017 г.

 

 

Допущено учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.

 

 

Рецензент: доктор экономических наук, профессор кафедры Финансов и кредитов Севастопольского филиала ФГБОУ ВО Российского экономического университета им. Плеханова Тумакова С.В.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

Раздел 1. Общие основы экономического развития……………………………..5

1. Предмет и метод экономической теории……………………………….5

2. Экономические потребности и интересы …………………………… 6

3. Экономическая система общества…………………………………… 9

4. Отношения собственности.....................................11

5. Общественное производство …………………… 13

6. Деньги………………………………………………………………….….17

7.Закономерности развития переходных экономик 20

 

Раздел 2. Общие основы рынка……………………………………………..…….21

8. Рыночная экономика ………………………….21

9. Конкуренция и монополия в рыночной экономике.............. 25

10. Капитал, затраты и прибыль 28

11. Предпринимательство в аграрной сфере……………………………33

12. Доходы в рыночной экономике…………………. ………………. 37

Раздел 3. Макроэкономика и мировое хозяйство ………………………………39

13.Национальное производство и воспроизводство…………………….39

14.Государственное регулирование экономики ……… ……………… 41

15. Финансовая система и кредитная системы ……………………… 44

16. Экономический рост и циклическое развитие…………………….. 46

17. Мировое хозяйство………………………………………………….. 49

18. Глобализация экономики……………………………………………..53

 

Библиографический список……………………………………………………. 56


ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал английский экономист Джон Мейнард Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Представляется, что будущее за разносторонне грамотными специалистами, которые не только в курсе современных проблем, но знакомы и с теоретическим и практическим опытом предшественников. Все это делает очень важным для будущих экономистов, менеджеров, финансистов, бухгалтеров изучение политической экономии как методологической основы практического экономического знания.

Поэтому первым этапом изучения экономических дисциплин выступает такая фундаментальная экономическая дисциплина как «Политическая экономия». Она знакомит будущих специалистов с наиболее общими аспектами функционирования экономических систем и подготавливает основу для успешного усвоения содержания других общеэкономических, а в последующем функциональных и отраслевых экономических дисциплин.

Настоящие планы семинарских занятий в равной степени рекомендованы для студентов всех экономических специальностей. В них в полном соответствии с Типовой программой по политической экономии, Рабочей программой по политической экономии для студентов экономических специальностей Севастопольского национального технического университета, к каждому семинарскому занятию приводится план темы, блок новых терминов и понятий, знание которых является необходимым условием квалифицированного обсуждения вопросов.

Дополнительными формами проверки степени усвоения теоретического материала по той или иной теме являются выполнение тестовых заданий и решение задач.

Все студенты в процессе изучения политической экономии в течение первого семестра на первом курсе обязаны подготовить выступление по той или иной реферативной теме. Темы докладов прилагаются к каждому плану семинарских занятий. С целью активизации самостоятельной работы студентов конкретный список литературы к рефератам не приводится, студент обязан, используя библиотечный фонд, ознакомившись с несколькими источниками учебной и периодической экономический литературы, подготовить выступление на ту или иную тему.

В конце планов семинарских занятий приводятся список учебной литературы, к которой студенты обращаются при подготовке к семинарским занятиям.


Терминологический словарь

Меркантилизм. Физиократы. Марксизм. Маржинализм. Кейнсианское направление. Институционализм. Микроэкономика. Макроэкономика. Предмет политической экономии. Нормативная политическая экономия. Позитивная политическая экономия. Экономическая категория. Экономический закон. Методология. Метод научной абстракции. Анализ, синтез. Индукция, дедукция. Экстраполяция и интерполяция. Экономико-математические методы.

Тесты и проблемные ситуации

1. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:

а) «Домострое Сильвестра»;

б) «Русской правде»;

в) «Летописи Нестора»;

г) «Рукописи В. О. Ключевского».

2. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) кейнсианство;

г) классическая политэкономия;

д) физиократы.

3. Термин «политическая экономия» в обращение ввел:

а) Пол Самуэльсон;

б) Аристотель;

в) Антуан Монкретьен;

г) Альфред Маршал.

4. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.

5. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) проявляются через экономическую деятельность людей;

в) носят исторически приходящий характер;

г) являются вечными.

6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

7. Кто не является лауреатом Нобелевской премии по экономике:

а) Пол Самуэльсон;

б) Василий Леонтьев;

в) Джон Мейнард Кейнс;

г) Дж.М.Бьюкенен.

8. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется

а) абстракция;

б) предельный анализ;

в) рациональный выбор;

г) контролируемый эксперимент.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей и фирм;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

 

Темы докладов

 

1. Индивидуальные потребности на современном этапе и степень их удовлетворения.

2. Взаимодействие экономических потребностей и интересов.

3.Интересы как экономическая основа повышения уровня благосостояния

Терминологический словарь

Потребность. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы. Экономические мотивы и стимулы. Пирамида Маслоу. Индивидуальные интересы. Коллективные интересы. Общественные интересы. Территориальные интересы.

Тесты и проблемные ситуации

 

1. Социальные потребности – это:

а) основные потребности в товарах и услугах, без которых невозможно существование человека;

б) потребности в получении образования, медицинских услуг, страховании, воспитании детей и т.д.;

в) потребности в посещении кино, театров, картинных галерей, развитии личности и т.д.

2. Взаимодействие между потребностями и общественным производством определяется следующим образом:

а) производство создает блага и тем самым содействует удовлетворению потребностей;

б) ускорение НТП порождает новые потребности;

в) экономические потребности часто обгоняют производство и тем самым способствуют развитию производства;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Экономический интерес – это:

а) осознанная потребность как конкретная цель деятельности субъекта;

б) осознанная потребность с выбором средств реализации;

в) осознанная потребность, содержащая в себе социальный компонент;

г) потребность, которая может быть удовлетворена.

4. Отличия экономических интересов от экономических потребностей:

а) экономические интересы находят выражение в поставленных целях и действиях по удовлетворению потребностей;

б) экономические интересы не отражают уровень и динамику удовлетворения потребностей;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

 

5. По возможности реализации экономические потребности разграничиваются на:

А) абсолютные;

Б) идеальные;

В) действительные;

Г) рациональные;

Д) платежнспособные.

 

6. Определяющими в системе интересов общества являются интересы:

А. коллективные

Б. территориальные

В) индивилуальные

Г) общественные

Д) профессиональные.

 

7. Какие потребностик не включаются в Пирамиду А.Маслоу:

А) физиологические;

Б) в самовыражении;

В) потребности в развитии производительных сил;

Г) действительные.

 

8. Личные потребности классифицируются по объектам как:

А. Физиологические

Б. Социальные

В. Образовательные.

Г. Духовные;

Д. Материальные.

 

9. По степени реализации потребности не включают:

А. первичные;

Б. Общественные;

В. Вторичные;

Г. Материальные;

Д. Третичные.

 

10. Какие интересы не включаются в классификацию интересов по объектам:

А. Имущественные;

Б. Общечеловеческие;

В. Финансовые;

Г. Индивидуальные;

Д. Максимизации заработной платы.

 

 

Темы докладов

1. Модели смешанной экономической системы.

2. О формировании в России новой экономической системы

3. Закономерности, особенности и модели переходных экономик.

4. Особенности Шведской модели экономики

5. Особенности Немецкой модели экономики

6. Особенности модели экономики Канады

 

Терминологический словарь

Экономическая система. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Плановая экономика. Смешанная экономика. Экономические отношения. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Цивилизация.

Тесты и проблемные ситуации

 

1. Проблемы: что, как и для кого производить – могут иметь отношение:

а) только к плановой системе;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

2. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

3. Какая из названных характеристик не относится к плановой системе:

а) централизованное планирование;

б) свобода частного предпринимательства;

в) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг.

4. Деятельность государства при переходе от плановой к рыночной системе направлена на:

а) усиление равенства в обществе;

б) повышение эффективности экономики;

в) содействие экономической стабилизации.

5. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъек­том выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора эконо­мики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:

а) рыночная экономика (чистый капитализм);

б) смешанная экономика;

в) традиционная экономика;

г) командная экономика;

д) все ответы неверны.

6. Экономическая модель может быть охарактеризована с учетом:

а) форм хозяйствования;

б) экономической ролью государства;

в) преобладающих форм собственности;

г) места и роли рынка в экономической системе;

д) способов осуществления экономической власти;

е) все ответы верны.

7. Централизованно управляемая экономика характеризуется:

а) отсутствием системы санкций;

б) индивидуальным планированием;

в) принципом экономической субординации;

г) отсутствием системы информации.

8. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) активная конкуренция;

в) всеобщее государственное регулирование;

г) взвешенные действия предпринимателей.

9. Какая из перечисленных ниже характеристик не свойственна переходным экономическим системам:

а) устойчивость;

б) неопределенность;

в) многовариантность развития;

г) историчность.

10. Какая из стадий развития общества не относится к формационному подходу:

а) первобытнообщинная;

б) феодальная;

в) капиталистическая;

г) индустриальная.

11. 1. В смешанной экономике роль государства:

а) никак не проявляется;

б) ограничена;

в) значительна;

г) проявляются во многих секторах хозяйства.

 

Упражнения

Заполнить ячейки таблицы 2.

Таблица 2 – Черты экономических систем

Главные признаки Традиционная система Командная система Рыночная экономика Смешанная экономика
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.

 

Терминологический словарь

Экономическое содержание собственности. Субъект собственности. Объект собственности. Право собственности. Владение. Пользование. Распоряжение. Отчуждение. Присвоение. Частная собственность. Общественная собственность. Приватизация. Разгосударствление.

 

Тесты и проблемные ситуации

1. Собственность — это:

а) отношение человека к вещи;

б) сама вещь;

в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

2. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

а) коллективная собственность и коллективное присвоение;

б) частная собственность и частное присвоение;

в) общественная собственность и общественное присвоение;

г) все ответы неверны.

3. Что можно отнести к нетрудовой собственности:

а) предпринимательскую деятельность;

б) получение дивидендов от акций;

в) собственное хозяйство.

4. Права собственности —это:

а) право исключительного физического контроля над благом;

б) право применения полезных свойств блага для себя;

в) право обладать результатами от использования блага;

г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага;

д) право на отчуждение блага;

е) право на уничтожение блага;

ж) право на передачу блага по наследству;

з) право на бессрочность обладания благом;

и) все ответы верны.

5. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) является потенциальным собственником;

б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;

в) является полным собственником;

г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или по­дарить);

д) является владельцем этого имущества;

е) данное имущество является бесхозным;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

6. Существование государственной собственности обусловлено:

а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей (угольная промыш­ленность, ж/д и автомобильные дороги и т.п.);

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;

в) стремление увеличить государственные доходы;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Какая из перечисленных форм собственности не относится к коллективной:

а) кооперативная;

б) акционерная;

в) муниципальная;

г) собственность общественных организаций.

8. Какое понятие отражает возможность определения судьбы имущества:

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

9. Разгосударствление – это:

а) смена формы собственности;

б) национализация;

в) переход к экономическим методам управления экономикой.

10. Что не относится к объектам приватизации:

а) предприятия;

б) армия;

в) жилой фонд;

г) земля.

Упражнения

1. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;

б) государство;

в) производственные здания и сооружения;

г) акционерное общество;

д) прокатный стан;

е) Иван Иванович Иванов;

ж) прогулочный катер;

з) автомобиль;

и) костюм.

2. Разграничьте положительные и отрицательные проявления частной собственности:

а) имущественная дифференциация собственников;

б) жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов его производственной деятельности;

в) способствует развитию предприимчивости;

г) усиление конкурентной борьбы.

3. Тождественны ли понятия «собственник» и «предприниматель»? Ответ поясните.

 

Терминологический словарь

Общественное производство. Эффективность производства. Показатели эффективности экономики. Факторы производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Простое товарное производство. Развитая форма товарного производства. Общественное разделение труда. Товар. Услуга. Стоимость. Полезность. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Закон стоимости.

Тесты и проблемные ситуации

 

1. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

а) экономические ресурсы – то же самое, что и факторы производства;

б) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г) факторы производства — это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

2. Что такое средства производства:

а) часть капитала;

б) трудовые ресурсы и капитал;

в) предметы и средства труда;

г) все материальные ресурсы.

3. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

 

4. Выберите неэкономическое благо:

а) яхта;

б) знания;

в) книга;

г) энергия ветра.

 

 

5 Натуральное хозяйство — это такая форма организации экономики, при которой:

а) продукты труда производятся для обмена на рынке;

б) существует замкнутость производителей;

в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;

г) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная;

д) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта;

е) верны ответы б), в), г);

ж) верны ответы а), в), д);

з) все ответы верны.

6. Какие черты характеризуют товарное производство:

а) общественное разделение труда;

б) универсализация труда;

в) продукты производства не для собственного потребления, а для продажи;

г) экономические связи между производством и потреблением опосредованы деньгами;

д) экономическая обособленность производителей и развитие обмена;

е) возможность определять, что, как и для кого производить;

ж) верны ответы б), в), г); д);

з) верны ответы а), в), г); д); е);

и) все ответы верны.

7. Товар—это:

а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью;

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда и обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

8. Что такое потребительная стоимость товара:

а) совокупность его полезных свойств;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в товаре труд.

9. Что такое меновая стоимость:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в товаре труд.

10. Что такое стоимость товара:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в нем абстрактный общественный труд.

11. Предельная полезность—это:

а) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека;

б) субъективная оценка блага индивидуумом;

в) сумма полезностей равновеликих частей блага;

г) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода.

12. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:

а) уменьшается;

б) возрастает;

в) остается неизменной;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

13. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, предельная полезность этого блага:

а) уменьшается;

б) возрастает;

в) остается неизменной;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Какую функцию не выполняет закон стоимости:

а) регулятора пропорций развития экономики страны;

б) защиты национальных производителей от внешних конкурентов;

в) стимулятора развития производительных сил;

г) имущественного расслоения хозяйствующих субъектов.

15. 2. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

 

Упражнение:

1. Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности:

а) А. Смит;

б) К. Менгер;

в) Е. Бем-Баверк;

г) Д. Рикардо;

д) К. Маркс;

е) В. Визер;

ж) Г. Госсен.

2. Заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Черты различных форм организации общественного производства

Характерные черты   Натуральное хозяйство     Простое товарное производство     Развитое товарное производство  
1. 1. 1.
2. 2. 2.

Задачи

Задача № 1. Как изменится меновая стоимость товаров 18 карандашей = 50 тетрадей:, если:

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза?

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

а) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

Задача № 2. За 8 часов рабочий производит 8 изделий. Как изменится величина стоимости одного изделия и всех изделий, если:

- производительность труда возрастает в 2 раза;

- интенсивность труда возрастает в 1,5 раза.

Задача № 3. В стране имеются 3 производителя обеспечивающие потребности общества в товарах (таблица 4).

Таблица 4 — Исходные данные задачи

Производители Индивидуальное рабочее время t, затрачиваемое на производство 1 ед. товара Х (ч) Количество производимых товаров Х (Q)
А    
В    
С    

Рассчитать величину стоимости товара Х, (или общественно-необходимое время,(tон), затрачиваемое на производство товара Х).

Задача № 4. У потребителя имеются 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется:

1-ой – 10 ед.;

2-ой – 8 ед.;

3-ей – 6 ед.

Определить общую полезность (ТU) запаса лимонада и предельную полезность (MU) 3-ей единицы товара. Начертите графики общей и предельной

полезности.

 

Тема 6: Деньги

Вопросы для обсуждения

 

1. Возникновение и сущность денег эволюция и типы денег.

2. Эволюция и функции денег.

3. Денежная система и ее типы.

4. Сущность, причины, виды и последствия инфляции.

 

Темы докладов

1. Функции денег в различных экономических школах.

2. Показатели денежной массы в России

3. Денежные реформы в России

 

Терминологический словарь

Формы стоимости. Деньги. Денежная система. Денежное обращение. Закон денежного обращения. Функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Ликвидность. Золотодевизный стандарт. Золотослитковый стандарт, Золотовалютный стандарт. Бумажные деньги. Банкнота. Чек. Кредитная карточка. Электронные деньги. Валютный курс. Конвертируемость денег. Инфляция. Дефляция. Нуллификация. Деноминация. Девальвация. Ревальвация.

 

Тесты и проблемные ситуации

1. В чем заключается экономическая целесообразность денег:

а) в высокой стоимости;

б) в способности измерять стоимости товаров и обмениваться на любое благо;

в) в способности создавать богатство.

2. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:

а) акции;

б) недвижимость;

в) облигации;

г) деньги;

д) товары первой необходимости.

3. Деньги – это:

а) стоимость товара, выраженная в другом товаре;

б) стоимость товара, выраженная в затратах труда;

в) всеобщий эквивалент товаров.

4. Какую функцию выполняют кредитные деньги:

а) средство обращения;

б) средство платежа;

в) средство накопления;

г) все ответы неверны.

5. Функция денег как мера стоимости – это:

а) цена товара, выраженная в деньгах;

б) цена труда при производстве товара;

в) масштаб цен, с помощью которого определяют стоимость товаров и услуг.

6. Предложение денег осуществляют:

а) предприятия и население;

б) коммерческие банки;

в) государство через центральный банк страны;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Золотое обращение существует в условиях:

а) золотодевизного стандарта;

б) золотослиткового стандарта;

в) золотомонетного стандарта;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

8. Денежная система – это:

а) виды государственных денежных знаков;

б) форма организации денежного обращения;

в) совокупность денег во всех функциях, которые они выполняют;

г) сумма всех денег, обращающихся в национальной экономике.

9. Различие между деньгами и «квази деньгами» состоит в том, что:

а) деньги в отличие от «почти денег» можно расходовать непосредственно;

б) «почти деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогда как деньги не включают их;

в) деньги обращаются быстрее «почти денег»;

г) «почти деньги» — это неразменные бумажные деньги в отличие от денег;

д) «почти деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги.

10. Чем обеспечивается общественная ценность современных бумажных денег:

а) золотым запасом страны;

б) товарами и услугами, которые производятся в стране;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

Упражнения

1. Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:

а) деньги — результат договоренности между людьми;

б) товар особого рода, ставший всеобщим эквивалентом в результате длительного исторического развития обмена;

в) изобретение человечества;

г) социальная условность, средство обмена всех других благ;

д) то, что используется как деньги.

2. Если номинальная стоимость денег не изменится, а цены на товары и услуги возрастут в 2 раза, то покупательная способность денег:

а) возрастет в 2 раза;

б) упадет в 2 раза;

в) упадет в 4 раза;

г) не изменится;

д) возрастет в 1,5 раза.

3. Какие из перечисленных функций денег выделяются в качестве основных представителями металлической теории денег, классической политической экономии, марксизма, номиналистической теории денег:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство накопления (образование сокровищ);

г) средство платежа;

д) мировые деньги.

Задачи

Задача №1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. ден. ед; суммы цен товаров в кредит – 200 тыс. ед.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 тыс. ед., а взаимопогашенные – 15 тыс. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращении будет выкуплено – 150 тыс. ден. ед.

Задача №2. Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации, составляет 120 млрд. долл, сделки в кредит составляют 20 млрд. долл. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд. бумажных долларов.

К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?

Выберите мероприятия для предотвращения этого экономического явления:

1. Расширить продажу товаров в кредит.

2. Осуществить дополнительную эмиссию денег.

3. Увеличить производство товаров.

4. Снизить государственные расходы на оплату военных заказов, на выплату жалованья чиновникам, на содержание армии и полиции.

5. Ускорить оборачиваемость денег.

Терминологический словарь

 

Переходная экономика, трансформационная экономика, развивающиеся страны, черты административно-командной экономики, концепции переходной экономики,, постсоциалистические страны, социально-ориентированная экономика, социально-экономические преобразования, градуализм, «шоковая терапия», транзитология, инсайдкры.

 

 

Темы докладов

1. Переходные экономики как особый класс экономических систем.

2. Основные направления реформирования экономики в переходном периоде.

6. Тесты и проблемные ситуации

1. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что …

а) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

б) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой,чем спад производства;

в) необходим длительный переходный период;

г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства.

2. Основным инструментом приватизации в переходной экономике России был …

а) Ваучеры;

б) Аукционы;

в) Выкуп пая;

г) Лизинг и кредитование.

3.Градуализм – это экономическая концепция:

а) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен;

б) направленная на возникновение, развитие и укрепление рыночных правил экономического поведения;

в) направленная на формирование самодостаточной экономической системы;

г) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ.

4.Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики не является:

а) финансовая стабилизация;

б) трансформационный спад;

в) бюджетный кризис;

г) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

д) верны ответы в) и г).

5.В соответствии с каким сценарием проводились реформы в первой половине 1990-х гг. в России:

а) неоклассическим;

б) неоинституциональным;

в) кейнсианским;

г) маржиналистским.

 

Тема 8. Рыночная экономика

Вопросы для обсуждения

1. Сущность, объективная основа, аргументы «за» и «против» рынка

2. Структура рынка

3.. Сущность, функции и виды инфраструктуры рынка.

 

 

Темы докладов

1. Товарная биржа: история и современность.

2. Фондовая биржа.

3. Банковская система России.

4. Проблемы формирования рынка в России.

5. Структура рынков в России по степени конкуренции.

 

Терминологический словарь

Рынок. Структур рынка. Инфраструктура рынка. Биржа: товарная, фондовая, валютная, труда. Универсальные и специализированные биржи. Банк. Торгово-промышленная палата. Торговля. Коммерция. Реклама. Информация. Консалтинг. Аудит. Маркетинг. Акция. Облигация. Вексель. Форвардная сделка. Фьючерс. Опцион. Хеджирование. Спот. Брокер. Маклер. Дилер. «Бык», «медведь

Тесты и проблемные ситуации

1. Сделка, заключаемая на бирже на условиях поставки товара на следующий день по цене, обусловленной в контракте, это:

а) форвард;

б) фьючерс;

в) опцион;

г) спот;

д) хеджирование;

е) все ответы неверны.

2. Спекулянты и хеджеры, которые играют на понижение цен, продавая контракты, товары и т.д., это:

а) «медведи»;

б) «быки».

3. Биржевой посредник, который осуществляет посреднические торговые операции от своего имени и за свой счет, это:

а) брокер;

б) джоббер;

в) маклер;

г) дилер.

4. Что не является элементом рыночной инфраструктуры:

а) земельный аукцион;

б) торгово-промышленная палата;

в) транспортные коммуникации;

г) инвестиционный фонд;

д) строительное предприятие;

е) рекламное агентство;

ж) юридическая кантора.

5. Документ, который подтверждает передачу в долг денег на определенный срок с правом получения ежегодного фиксированного дохода и обязательство возвращения суммы долга, это:

а) ваучер;

б) варрант;

в) акция;

г) облигация;

д) вексель.

6. Временный договор, заключаемый между для страхования от возможного колебания цен, это:

а) фьючерсный договор;

б) форвардный договор;

в) хедж;

г) опцион.

7. Коммерческая организация, основной задачей которой является помощь в развитии экономических и торговых связей и предоставление целевых информационных услуг:

а) торговый дом;

б) ассоциация;

в) торгово-промышленная палата;

г) аудиторская фирма.

8. Что не является видом биржевой операции:

а) опцион;

б) коносамент;

в) фьючерс;

г) онкольн.

9. Фирма, предоставляющая у


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.418 с.