Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-30 | 257 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В XV – XVII вв.
Вопросы:
1. Специфика (особенности) становления и развития Российского государства в XV – XVII вв.
2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Методические указания
Первый вопрос семинарского занятия преследует задачу выявления специфики становления и развития Российского государства в XV – XVII вв. в сравнении с западноевропейскими и азиатскими странами Евразийского континента. Для этого необходимо провести сравнительно–исторический анализ общественно-исторического развития России и государств Европы и Азии по следующим основаниям:
– формационная направленность стран и народов в XV – XVII вв. (изучить сущность и содержание категорий «рабовладельческое общество», «феодализм», «капитализм», аграрная и промышленная цивилизации);
– исторические условия, в которых происходило становление централизованных государств в Европе и Азии (феодальная раздробленность, оккупация стран, борьба за национальную независимость и т.д.);
– факторы (экономические, политические, социальные, духовные), которые в большей, либо меньшей степени повлияли на формирование централизованных государств;
– роль различных социальных сил в становлении нового общества и государств.
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо, прежде всего, изучить причины и цели реформ Ивана Грозного. С этой целью следует проанализировать исторические условия, в которых оказалось Русское государство в середине XVI столетия, рассмотреть внешнеполитическое и внутреннее положение страны. Затем целесообразно выявить движущие силы преобразований, определить классы, сословия и социальные группы на которые опиралось правительство Ивана IV в ходе преобразований.
|
При изучении содержания реформ целесообразно вначале выделить основные направления преобразований (государственного управления, военные, финансовые и др.), а затем приступить к их анализу. При этом важно уяснить, какие изменения произошли в общественно-государственном устройстве и как они повлияли на жизнь представителей различных социальных сил российского общества.
Особое внимание надо уделить такому историческому явлению как «опричнина». Необходимо строго научно, без эмоций подходить к анализу этого исторического периода на Руси. Для этого надо знать оценки опричнины в трудах русских и советских историков, уяснить причину(ы) разногласий царя Ивана Грозного и деятелей т.н. Избранной Рады. В обязательном порядке следует изучить международное положение Русского государства, уяснить основные этапы становления феодально–крепостнического строя. Объективно и беспристрастно надо подвести итоги преобразований Ивана Грозного.
На семинарском занятии студенты (курсанты) могут сделать сообщение (доклад) по следующим темам (на выбор и по согласованию с преподавателем одно сообщение продолжительностью 10-12 мин.):
а) Социально-правовое положение сословий в России в XV - XVII вв.
б) Вооруженные силы Российского государства в XVI в. (для курсантов АГЗ МЧС России).
При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы и явления оказали влияние на ход исторического процесса в мире в XV–XVII вв.
2. Чем, в сравнении с государствами Европы и Азии, отличался процесс формирования Российского государства? Какова его специфика?
3. Какие внешние и внутренние факторы обусловили реформы Ивана Грозного? Что представляли собой данные преобразования?
4. Существовала ли объективная необходимость в реформах Ивана IV или все определялось сугубо личными (субъективными) качествами царя?
|
5. Какова оценка опричнины в трудах российских и советских историков?
Рекомендуемая литература:
Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.
Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. /А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).
Инв. №2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.
Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов. 9-е изд. М.: КДУ, 2008.
Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.
Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.
Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.
Инв. № 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). - М., 2000.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
Фомин С.В. Правда о первом русском царе: Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2010.
Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние //Вопросы истории. 2002. №11. С. 30-53;
Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации //Вопросы истории. 2006. №2. С. 113-123.
Занятие 5/2.Семинар
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!