Расчёты, связанные с учётом течения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Расчёты, связанные с учётом течения

2017-09-30 651
Расчёты, связанные с учётом течения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенность учёта течения состоит в том, что относительные лаги не способны показывать составляющие вектора скорости судна относительно грунта. Поэтому графически учёт течения выполняется как векторное сложение скорости судна Vc и скорости течения vт:

. (28)

. (29)

Для графического учёта течения необходимо знать вектор его скорости, т.е. направление и величину скорости в слое воды, соответствующем осадке судна. Но в поверхностном слое действуют очень разные силы, вызывающие течение. Поэтому в навигации течения классифицируют по важнейшему для навигации признаку – постоянству – на постоянные, периодические (приливо-отливные) и временные.

Сведения о постоянных течениях приводятся на морских навигационных картах в виде направленных стрелок с указанием скорости, а также в лоциях в текстовой форме.

Сведения о приливных течениях приводятся на морских навигационных картах либо в виде направленных стрелок с указанием скорости сизигийных приливных и отливных течений (главным образом при реверсивных течениях), либо в виде таблиц с указанием направления и скорости на фиксированные моменты времени до и после полной воды в определённом пункте. Более подробные сведения приводятся в Атласах приливов на хорошо исследованные воды.

Наименее исследованы временные течения, формирующиеся главным образом под воздействием ветра, направление которого незначительно изменяется в течение нескольких последних часов. Ориентировочную скорость вызываемого ветром течения в поверхностном слое воды открытого моря за несколько часов развития можно вычислить по формуле Экмана

. (30)

где U – скорость истинного ветра, м/с;

φ- широта места;

vв – скорость ветрового течения, м/с, которую при необходимости нужно перевести в узлы.

Направление ветрового течения изменяется по глубине от совпадающего с направлением ветра до противоположного ветру на глубине слоя трения. В слое глубокого моря, соответствующем осадке морского судна, можно ориентировочно принимать

(31)

Для мелкосидящих судо смешанного плавания и на мелководье угол отклонения осреднённого по слою осадки ветрового течения может быть меньше 45˚.

Если в конкретном районе моря действуют одновременно несколько видов течения, то на судно воздействует суммарное течение, которое можно ориентировочно получить как векторную сумму его составляющих

. (32)

В навигации направлением течения Кт считается то направление, в котором перемещается водная масса (мнемоническое правило: течение из компаса). Скорость течения обычно задаётся в узлах.

Учёт течения выполняется по-разному в прямой и обратной задачах.

В прямой задаче задан или известен истинный курс ИК, угол дрейфа α, путевой угол ветрового дрейфа ПУα,вектор течения vт, скорость судна Vс, а требуется найти угол сноса судна течением β и путевой угол суммарного сноса судна ПУс, т.е. решить векторное уравнение (29).

В обратной задаче задан путевой угол суммарного сноса судна ПУс (т.е. направление, по которому должно перемещаться судно), вектор течения vт, направление КU и скорость U истинного ветра, а требуется найти путевой угол ветрового дрейфа ПУα, угол сноса судна течением β, угол дрейфа α, истинный курс ИК, гирокомпасный курс ГКК, компасный курс по магнитному компасу КК.

Таким образом, в обратной задаче в обратной последовательности решается векторное уравнение (29), т.е. из ПУс вычитается вектор течения

, (33)

а по полученному вектору ПУ α в обратном порядке аналитически как обратная задача учёта ветрового дрейфа находится α, ИК, ГКК, КК.


Прокладка на карте

Прямая задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; гирокомпасный, компасный, истинный курс ИК; скорость судна Vc, истинный ветер КU, U; направление Кт и скорость vт течения; начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту и подписать временем и отсчётом лага.

2. По методу решения прямой задачи учёта ветрового дрейфа построить ветровой скоростной треугольник, определить элементы кажущегося ветра W, КW, КУW, вычислить угол ветрового дрейфа α по (21) и путевой угол дрейфа ПУα (5.а. пункты 1 – 9).

3. На линии ПУα отложить скорость судна Vc, выраженную в узлах, в выбранном масштабе скоростей – получить вектор ПУα.

4. Приступить к векторному сложению ПУα и vт по формуле (29). С помощью транспортира и линейки из конца вектора скорости судна отложить направление течения Кт (тонкой линией). На этом направлении отложить в выбранном масштабе скоростей скорость течения vт.

5. По линейке из начальной точки через конец вектора скорости течения провести жирную линию – путевой угол суммарного сноса ПУс, рис. 14. Счислимое место судна будет располагаться на этой линии.

6. Не меняя положение линейки, приставить к ней транспортир и оцифровать полученный путевой угол ПУс относительно ближайшего напечатанного на карте меридиана.

7. Аналитически вычислить угол сноса течением β

β = ПУс – ПУα. (34)

Проверить полученный знак угла β: если течение сносит судно с ПУα вправо, то β > 0; если течение сносит судно с ПУα влево, то β < 0.

8. Над/под линией ПУс (или над выносной чертой) подписать

(рис. 15): ГКК (ΔГК) КК(ΔМК) α β

Иногда вместо β записывают суммарный угол сноса с = α + β.

9. Проверить правильность расчётов и построений:

аналитически ГКК + ΔГК + α + β = графически ПУс (35)

аналитически КК + ΔМК + α + β = графически ПУс (36)

10. Для получения счислимого места рассчитать пройденное судном расстояние S по (2, 3) и отложить его от начальной точки по линии ПУα, пользуясь масштабом на боковой рамке карты. Из полученной на ПУα точки провести линию параллельно вектору течения до пересечения с ПУс. Точка на ПУс и есть счислимое место судна; эту точку подписать временем и отсчётом лага (рис. 15).

11. В судовой журнал в колонку 5 внести запись отсчёта лага, ΔГК, ΔМК, направления и скорости кажущегося ветра, учитываемый угол дрейфа α, направления и скорости течения, учитываемый угол сноса течением β или суммарный угол сноса с = α + β, рисунок 16.

Рисунок 14. Получение ПУс решением скоростного треугольника:
скорость судна Vс на ПУα плюс вектор скорости течения vт
(надписи скоростей и путевых углов показаны
для удобства понимания)

Рисунок 15. Надпись на линии ПУс
(остальные надписи показаны для удобства понимания)

Рисунок 16. Запись в судовом журнале параметров кажущегося ветра, угла дрейфа, параметров течения, угла сноса течением


Обратная задача

Известно: начальная точка на карте φн, λн; путевой угол судна ПУс; скорость судна Vc, истинный ветер КU, U; направление Кт и скорость vт течения; начальный и конечный отсчёты лага ол1, ол2; моменты времени Т1 и Т2 снятия отсчётов лага.

1. Нанести по известным координатам φн, λн начальную точку на карту и подписать временем и отсчётом лага.

2. С помощью транспортира и линейки провести из начальной точки линию пути ПУс (жирной линией), а также направление течения Кт (тонкой линией), помня, что течение – из компаса.

3. По направлению течения Кт отложить скорость течения vт, узлы, в выбранном масштабе скоростей.

4. Приступить к вычитанию вектора скорости течения по (33). На измеритель взять скорость судна Vс, узлы, в выбранном масштабе скоростей. Установив одну иглу измерителя на конец вектора скорости течения vт, вторую иглу измерителя установить на линию ПУс. Такое положение измерителя соответствует путевому углу ветрового дрейфа ПУα, рис. 17.

Рисунок 17. Получение ПУα вычитанием вектора течения из ПУс

5. Приложить к иглам измерителя линейку, убрать измеритель и, не меняя положения линейки, приставить к ней транспортир для оцифровки значения ПУα относительно напечатанного на карте меридиана.

6. Перенести полученное направление ПУα параллельно самому себе в начальную точку и провести из неё линию ПУα (средней толщины).

7. Вычислить величину угла сноса течением β по формуле (34).

8. На ПУс построить ветровой скоростной треугольник в выбранном масштабе скоростей: отложить на линии ПУс скорость судна Vc, м/с; в конец вектора Vc подвести вектор истинного ветра U; из начала вектора U в начало вектора Vc провести вектор кажущегося ветра W и оцифровать его в выбранном масштабе скоростей; измерить курсовой угол кажущегося ветра КУW, рис. 18.

Рисунок 18. Построение ветрового скоростного треугольника

9. Вычислить по (21) величину угла дрейфа α и определить его знак.

10. Рассчитать по (27) истинный курс ИК.

11. По величине ИК рассчитать ΔГК и ГКК по (10, 11), затем ΔМК и КК по (14 – 18), рис. 19.

12. Выполнить проверку аналитической и графической работы по формулам (35, 36).

13. Для получения счислимого места на Т2 / ол2 и записи в судовом журнале выполнить действия пунктов 6.а 10, 11 прямой задачи учёта течения, рис. 20.

Рисунок 19. Расположение линий ПУс, ПУα, ИК;
перенос пройденного пути S с линии ПУα на ПУс;
надпись на карте курсов, угла дрейфа и угла сноса течением

Рисунок 20. Нанесение счислимой точки на ПУс:
отложить Sл на ПУα, а затем полученную точку перенести
на ПУс параллельно вектору течения


УЧЁТ ЦИРКУЛЯЦИИ

Диаметр циркуляции среднетоннажных судов, как правило, лежит в пределах 0,25 – 0,5 мили. На путевых картах масштаба мельче 1:100000 радиус циркуляции меньше 0,2′ графически трудно учесть. Поэтому графическому учёту на мелкомасштабных путевых картах подлежит циркуляция с радиусом Rц >> 0,2′, а на крупномасштабных путевых картах и планах – любая.

При графической прокладке циркуляцию судна обычно представляют дугой окружности постоянного радиуса. Как правило, подлежат определению следующие элементы учёта циркуляции:

- точка начала поворота (контролируется либо по контрольным навигационным параметрам, либо по отсчёту лага);

- расположение на карте линии пути судна после поворота;

- точка окончания поворота на новый курс (контролируется по компасу);

- отсчёт лага окончания поворота или путь, проходимый судном на циркуляции.

При графической прокладке циркуляции в морских водах действие ветрового дрейфа и течения не учитывается из-за кратковременности процесса.

Порядок учёта циркуляции различается в прямой и обратной задачах.

В прямой задаче задана линия начального пути, место начала поворота, путевой угол движения судна после поворота, рис. 21.

Рисунок 21. Учёт циркуляции в прямой задаче

В обратной задаче заданы линия начального пути, линия пути после поворота судна, рис 22.

Рисунок 22. Учёт циркуляции в обратной задаче

Прокладка на карте

Прямая задача

Известно: начальная линия пути судна ПУ1 и гирокомпасный курс ГКК1, соответствующий ПУ1; точка начала поворота Т1/ол1 на начальной линии пути; диаметр или радиус циркуляции Rц; путевой угол ПУ2, которым судно должно следовать после поворота; гирокомпасный курс ГКК2, соответствующий путевому углу ПУ2.

1. Поставить на начальной линии пути точку начала поворота и подписать её временем и отсчётом лага Т1/ол1. Для контроля выхода судна в точку поворота приискать 1 – 2 наиболее удобных навигационных параметров.

2. Выразить радиус циркуляции Rц в морских милях и взять его на циркуль по боковой рамке карты.

3. Поставить карандаш циркуля в точку начала поворота, а иглу циркуля – перпендикулярно линии пути в сторону поворота – на центр окружности поворота и провести из этого центра дугу окружности, рис. 23.

4. С помощью транспортира установить линейку на путевой угол ПУ2 и провести по касательной к окружности циркуляции линию пути ПУ2. Точка касания будет точкой окончания поворота и начала движения новым путевым углом. Контроль окончания поворота ведётся по достижении гирокомпасного курса ГКК2.

Рисунок 23. Проведение на карте из точки начала поворота
08.18/48,9 радиусом Rц дуги окружности и касательной к ней,
соответствующей новой линии пути

5. Рассчитать ориентировочно путь, проходимый судном по циркуляционной дуге

, (37)

где α = ГКК2 – ГКК1 - угол поворота судна.

6. Рассчитать ориентировочный отсчёт лага ол2 точки окончания поворота

,. (37)

Обратная задача

Известно: начальная линия пути ПУ1 и гирокомпасный курс ГКК1, соответствующий ПУ1; диаметр или радиус циркуляции Rц; новая линия пути ПУ2; гирокомпасный курс ГКК2, соответствующий путевому углу ПУ2.

1. Проложить начальную линию пути ПУ1 и новую линию пути ПУ2.

2. Выразить радиус циркуляции Rц в морских милях и взять его на циркуль по боковой рамке карты.

3. От начальной и новой линий пути из произвольных точек в сторону поворота циркулем отметить дугой радиус циркуляции Rц, рис. 24.

Рисунок 24. Отметка радиусом циркуляции дуг окружностей
от линий прежнего и нового пути

4. Параллельно линиям пути ПУ1 и ПУ2 провести по касательной к отмеченным дугам циркуляции вспомогательные линии до их пересечения. Точка пересечения вспомогательных линий есть центр окружности циркуляции, рисунок 25.

5. Из полученной точки центра циркуляции провести радиусом циркуляции Rц дугу окружности касательно к линиям пути ПУ1 и ПУ2. Точки касания есть точки начала и конца поворота с выходом на новую линию пути, рисунок 26.

6. Рассчитать отсчёт лага ол1 точки начала поворота и приискать для неё 1 – 2 контрольных навигационных параметров.

7. Рассчитать ориентировочно путь, проходимый судном по циркуляционной дуге, по формуле (37) и отсчёт лага ол2 точки окончания поворота по формулам (38). Контроль завершения поворота ведётся по достижении гирокомпасного курса ГКК2, рис. 27.

Рисунок 25. Проведение параллельно линиям пути касательных
к дугам окружностей и получение центра окружности циркуляции
на пересечении касательных

Рисунок 26. Проведение окружности циркуляции

Рисунок 27. Расчёт точек начала и конца поворота


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.