Недостатков произношения фонем — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Недостатков произношения фонем

2017-09-30 341
Недостатков произношения фонем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свистящие фонемы

Механизм образования фонемы с состоит в следую­щем (рис. 2). Губы слегка растягиваются в улыбку, ис­ключая те случаи, когда последующими фонемами явля­ются гласные о и у, что приводит к упреждающему округ­лению губ. Это ясно видно, если сравнить артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су.

Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, обра­зуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и за­крывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в гло­точную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью

спинки языка и передними зубами.

Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению разме­ра полости между языком и рез­цами. Растягивание губ становит­ся более выраженным, хотя здесь, как и при твердой фонеме с, ис­ключение составляют случаи, ког­да последующими фонемами яв­ляются о и у, вызывающие заблаговременное округление губ. Это опять-таки хорошо видно, если сравнить слоги ся, се, си и ся, сё, ею.

Отличие фонемы з от с и з' от с' состоит в том, что при звонких голосовые связки смыкаются и приходят в колебание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, пред­ставляет собой тесное соединение смычного согласного г и щелевого с (рис. 3).

В первый момент язык смыка­ется передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нё­бо поднято, голосовые связки ра­зомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и спинка языка отска­кивает в положение, присущее артикуляции фонемы с (см. рис.3).

Можно указать шесть основ­ных видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, призубный, ши­пящий, боковой и носовой.

При губно-зубном сигматизме фонема с произносится с оттенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами (рис. 4). Тот же оттенок приобретает фонема ц, а к з как бы примешивается оттенок фонемы в.

К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса, при которой верхние резцы резко высту­пают вперед и оказываются непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия называется прогнатией.

При межзубном сигматизме отсутствует ха­рактерный для фонемы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами (рис. 5). Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.

Возникновению межзубного сигматизма способствует такая аномалия прикуса, когда при сжатых коренных зубах между верхними и нижними резцами остается значительное отверстие в виде фронтальной щели, т. е. когда имеет место так называемый передний открытый прикус. В качестве временного явления такой прикус возникает у детей при выпадении молочных резцов. Следует отметить, что иногда межзубная артикуляция распространяется не только на свистящие, но и на шипящие фонемы, а также на другие, образуемые передней частью или кончиком языка —т, д. н, л.

К межзубному сигматизму предрасполагает массивный, недостаточно пластичный, малоподвижный язык. Кроме того, имеются указания на склонность к межзубному сигматизму у детей с аденоидными разращениями, вынужденных дышать ртом и потому постоянно держа­щих его открытым.

Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его при­туплением, а часто и прямой заменой фонем с, ц и з фо­немами т и д («ток» вместо сок, «тырк» вместо цирк, «дайка» вместо зайка}. В последнем случае дефект при­нимает вид парасигматизма.

Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрасполагающим обстоятельством к этому служит так называемый глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубный сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех случаях, когда она наиболее выражена по отношению к высоким тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу свистящих фонем, но и группу шипящих.

При шипящем сигматизме фонемы с, ц и з приобретают более или менее отчетливый шипящий отте­нок. В наиболее выраженных формах этот недостаток принимает характер парасигматизма («щёты» вместо соты, «чирк» вместо цирк, «жюбы» вместо зубы).

Подобное произношение является результатом того, что кончик языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость значительно большего размера, чем это требуется для образования свистящих фонем (рис. 6).

К шипящему сигматизму предрасполагают такие аномалии зубо-челюстной системы, которые затрудняют приближение языка к резцам. Как и призубный сигматизм, шипящий часто наблюдается у тугоухих, которым малодоступны самые высокие тоны речевого диапазона частот и которые вследствие этого воспринимают свистящие звуки как шипящие.

При боковом сигматизме вместо с слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему л'. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спннки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется бо­ковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха (рис. 7).


Иногда такие щели образуются с обеих сторон. К боковому сигматизму предрасполагает так называемый бо­ковой открытый прикус, при котором имеет место щель между верхними и нижними коренными зу­бами с одной или обеих сторон. Другим предрасполагаю­щим фактором является узкий язык, затрудняющий за­мыкание ротовой полости с боков.

Фонемы ц и з при боковом сигматизме приобретают тот же акустический характер, что и с. Первая представ­ляет собою подобие сочетания фонем т и л', с силой про­изнесенных шепотом (например, как в слове тля), а вто­рая отличается от дефектно произнесенной фонемы с лишь дополнением шума тоном голоса.

Определить, с какой стороны образуется щель, проще всего двумя способами. Первый из них состоит в том, что во время протяжного произнесения фонемы с слегка по­стукивают пальцем по щеке. Если звук прерывается, то щель находится со стороны этой щеки, если не преры­вается, то с противоположной. Второй способ состоит в том, что в оба конца резиновой трубки вставляются оливы (наконечники с отверстием). Один конец трубки логопед вводит в свое ухо, а другой проводит вдоль гра­ницы между верхними и нижними зубами ребенка, когда тот длительно произносит фонему с. Место щели легко обнаруживается по резкому усилению шума, воспринимаемого через трубку. Иногда боковая артикуляция охватывает не только группу свистящих фонем, но и шипящих, а порой и фонемы т, д и р.

Общим для всех разновидностей носового сиг­матизма является такое произношение фонем с, ц и з, которое характеризуется резким отклонением в ха­рактере присущего им шума и сопровождается появле­нием носового оттенка у последующей гласной фо­немы.

Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии значительной щели между мягким нёбом и зад­ней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос. Такое положение мягкого нёба в силу известной инертности речедвигательных про­цессов частично распространяется на артикуляцию смеж­ных гласных.

Что касается характера шума, то он в значительной мере варьирует в зависимости от места его возникновения, т. е. от места, где выдыхаемый воздух встречает на своем пути максимальное сужение. Так, если при произнесении фонемы с это сужение образуется корнем языка и задней стенкой глотки, то слышится своеобразный звук, напоминающий очень глубокое X. Если же максимальное сужение образует­ся мягким нёбом, сомкнутым передней своей поверхностью с корневой частью языка, а задней приближающимся к стенке глотки, то возни­кающий шум напоминает скорее храпение (рис. 8). Фо­нема ц в обоих случаях отличается по своей артикуляции от с лишь тем, что щель возникает вслед за предваряю­щей ее смычкой, образуемой теми же органами, в том же месте. Этим определяется аффрикативный характер по­лучаемого звука. Звучание фонемы з отличается от де­фектного с лишь присоединением тона голоса и некото­рым ослаблением шума.

Исправление дефектов произношения свистящих со­гласных следует начинать с фонемы с. Выбор приемов работы зависит от вида сигматизма.

При губно-зубном сигматизме прежде все­го следует показать ребенку, что в момент произнесения фонемы с нижняя губа не должна соприкасаться с верх­ними резцами или сближаться с ними. Если произвольное выполнение этого требования с опорой на зрительный контроль (с помощью зеркала) окажется ребенку недо­ступным, то полезно проделать простейшую артикуляци­онную гимнастику в виде чередования движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов, с обнажением нижних резцов. В случае необходимости временно может приме­няться механическая помощь в виде легкого отжимания нижней губы шпателем книзу.

Не дожидаясь усвоения ребенком способности произ­вольно удерживать нижнюю губу в требуемом положении без механической помощи, следует проделывать упражне-


ния в протяжном произнесении фонемы с, а также простейших слогов и слов, которые с нее начинаются.

В случаях резко выраженной прогнатии указанные упражнения при соблюдении правильного уклада языка уместны не только после исправления прикуса, но и до этого. В результате упражнений правильное произноше­ние достигается даже при сохранении прогнатии.

При межзубном сигматизме, не осложнен­ном аномалиями зубо-челюстной системы, часто бывает достаточно предложить сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести фонему с. Если получится тупой шум, без свиста, характерный для призубного сигматиз­ма, то надо дополнительно воспользоваться приемами, которые рекомендуются ниже для исправления этого ви­да дефекта.

Чтобы предупредить привычное просовывание языка между зубами, первые упражнения на материале слогов и слов лучше проделывать, оставляя зубы все время сжа­тыми. Это особенно важно для тех случаев, когда фоне­ма с находится не в начале слога или слова. Однако как только это окажется возможным, следует отказаться от такого «процеживания» слогов и слов сквозь зубы и пе­рейти к нормальному их произнесению.

Во время упражнений должен быть обеспечен зритель­ный самоконтроль над артикуляцией с помощью зеркала. Если межзубный сигматизм связан с передним откры­тым прикусом, обусловленным неправильным строением зубо-челюстной системы или выпадением молочных зубов, то важной предпосылкой устранения дефекта произношения является нормализация прикуса. В первом случае она достигается средствами стоматологии, во втором — естественным путем, в результате появления постоянных зубов. Однако и при наличии открытого прикуса может быть достигнут определенный эффект путем изменения артикуляции языка—переведения его кончика за десны нижних резцов.

Призубный сигматизм в простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным ее произнесением сначала отдельно, затем в слогах и словах. Артикуляцию полезно иллюстрировать посредством схе­матического рисунка-профиля (рис. 9). Хорошую помощь может оказать ощущение ребенком на тыльной поверхности кисти узкой, сильной и холодной струи воздуха (косо направленной вниз) при правильном протяжном произнесении фонемы с.

В более трудных случаях, особенно осложненных аномалиями прикуса или недостаточной пластичностью языка, следует воспользоваться зондом № 2 (рис. 10) и удержать с его помощью кончик языка у нижних резцов, сохраняя при этом минимальное расстояние между верх­ними и нижними резцами (рис. 11). Для той же цели может быть использован зонд № 4 (рис. 12), укладываемый поперек рта перед нижними клыками, что­бы помешать передне­му краю языка подняться и закрыть щель между верхними и нижними резцами (рис. 13).

Существенную помощь при недостаточной пластичности языка могут оказать артикуляционные упражнения перед зеркалом, в частности просовывание распластанного языка между зубами, высовывание его желобком при открытом рте, выгибание его спинки вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Такие упражнения помогают добиться в конечном счете правильного ук­лада языка при сближенных резцах, и, включив выдох, получить нормальный звук.

При шипящем сигматизме следует прежде все­го обратить внимание на различие в правильном и неправильном звучании фонемы с (свист-шипение). Однако это редко приводит к цели, так как в случае укоренившегося дефекта даже четкое различение на слух шипящих-свистящих звуков не обеспечивает успеха в овладении правильной артикуляцией фонемы с. Поэтому необходимо, приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной (кон­чик у нижних резцов) и дефект­ной (кончик отходит назад) артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук (рис. 14). Добив­шись правильного положения ЯЗЫка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Если указанные приемы не приведут к цели, можно временно установить межзубную артикуляцию фонемы с, более контрастную, чем нормальная, по отношению к ар­тикуляции, лежащей в основе шипящего сигматизма. Благодаря такой контрастности легче отдифференцировать более переднюю и более заднюю позиции языка. В дальнейшем, добившись в результате упражнений на материале слогов и слов устойчивой межзубной артику­ляции фонемы с и отдифференцировав ее от фонем ш и щ, следует перейти к нормальному, т. е. зазубному, произно­шению фонемы со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (см. выше).

Для исправления бокового сигматизма необ­ходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образования по его середине продольного желоб­ка. Если простой показ правильной артикуляции (при не­сколько раскрытом рте) перед зеркалом и ее сопоставление с неправильной не приведут к цели, то следует по­пробовать ряд специальных приемов и остановиться на том, который даст наилучший результат.

В качестве базы для постановки фонемы с может быть использована фонема т, если на нее не распространяется боковая артикуляция.

Ребенка побуждают произнести т с некоторой аспира­цией (придыханием). После взрыва должен быть слышен звук, подобный английской фонеме 9, звучащей, напри­мер, в словах thin, thank. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слитное сочетание смыч­ного и щелевого звука, можно перейти к следующему этапу—предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних рез­цов. При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к фонеме ц, в составе которой ясно слышатся т и с. Не следует лишь указывать на это ребенку и тем более произносить для него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести по образцу эту фонему мо­жет тотчас вызвать привычную дефектную артикуляцию. Если произвольное удерживание кончика языка за нижними резцами окажется непосильным, можно придержать его зондом № 2 или даже шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильно произносимая фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной артикуляции на материале слогов, слов и фраз. В более трудных случаях должен быть использован прием, который состоит из четырех этапов. Сначала ре­бенку предлагают просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Затем то же упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок.

Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха можно дополнительно использовать пробирку или небольшой пустой пузырек с узким гор­лышком. Держа вертикально пробирку (пузырек), ее следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образует­ся желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не удается получить на нем желобок по показан­ному образцу и воздух выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом № 1 (рис. 15), положить его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на язык, облегчить образование желобка.

Когда требуемая артикуляция уже может быть вос­произведена произвольно, механическая помощь устра­няется.

Получив дутье по средней линии языка при межгуб­ном его положении, можно перейти к следующему эта­пу—межзубному произнесению фонемы с. Для этой це­ли достаточно приподнять шпателем или пальцами верх­нюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически образуется щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой меж­зубной артикуляции, можно пояснить ребенку, что при этом получается звук с, и приступить к закреплению фо­немы в таком виде на материале слогов и слов. В заклю­чение осуществляется переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем же путем, как при исправ­лении межзубного сигматизма (см. выше).

Еще один прием исправления боковой артикуляции фонемы с состоит в том, что ребенка побуждают протяж­но произнести фонему ф, а затем проделать то же самое,но


выдвинув при этом язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме ф, должен присоединиться свистящий шум. Соче­тание того и другого напоминает звук, характерный для губно-зубного сигматизма (см. выше).

Наконец, к цели может привести опора на фонему х, если на нее не распространяется боковая артикуляция. Ребенку предлагают шепотом произнести сочетание ихи, а затем повторить то же со сжатыми зубами. Часто при этом отчетливо слышится звук, близкий к с'. Не следует лишь раньше времени указывать ребенку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуляцию. Когда в результате упражнений произнесение свистящего звука укрепится, можно обратить внимание на различие в звучании фонем с и с'.

В особо трудных случаях рекомендуется артикуляци­онная гимнастика перед зеркалом, направленная на вы­работку умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными для этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка «лопатой», «желобком», присасывание языка к нёбу и удерживание его в этом положении при опускании и под­нимании нижней челюсти, образование смычки боковыми краями языка с коренными зубами при одновременном - упоре кончика языка в нижние резцы.

Последнее упражнение проделывается сначала при открытом рте, а затем при постепенном сближении челю­стей. При сохранении полученного уклада языка произ­водится попеременный вдох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний между х' и с', на базе которого в ходе последующих упражнений получается фонема с.

Исправление всех разновидностей носового сиг­матизма сводится к приучению ребенка направлять струю воздуха в рот, закрывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба, и к усвоению им правильной артикуляции языка. Наиболее эффективным путем яв­ляется использование тех четырех этапов, которые опи­саны выше применительно к исправлению бокового сиг­матизма. Этот же путь с некоторой модификацией реко­мендуется и тогда, когда носовой сигматизм выступает в качестве частного проявления открытой гнусавости, возникающей на органической основе (аномалии строения мягкого нёба, его парез, нёбные щели). Однако в задачу настоящей главы не входит рассмотрение недостатков произношения, связанных с открытой гнусавостью, пред­ставляющей собой самостоятельную форму речевого на­рушения.

Остается добавить, что в некоторых случаях носовой сигматизм может быть исправлен и с помощью более про­стых приемов, описанных применительно к коррекции бокового сигматизма (например, исходя из звуков типа т, ф'. х').

При исправлении всех рассмотренных недостатков произношения свистящих согласных усвоение правиль­ной артикуляции фонемы с имеет решающее значение для коррекции остальных согласных данной группы. Фоне­ма с' усваивается уже в то время, когда при закреплении артикуляции фонемы с используются слоги и слова, в которых свистящий согласный стоит не только перед глас­ными а, о, у, ы, но и перед гласными э, и, где мы имеем дело уже с мягкой фонемой с'. Дальнейшее усвоение этой фонемы в слогах типа ся, сё, ею или ось, ось и т. п. не вызывает затруднений.

Звонкие з и з' легко воспроизводятся на основе про­стого присоединения голоса к фонемам с и с'.

Что касается аффрикаты ц то она может быть легко получена с помощью указания на то, что фонеме с дол­жна быть предпослана фонема т (тс ——, тс ___;

атс ___, атс ———; тс ___ а, тс——— а). Следует лишь обратить внимание на то, что в этом случае т про­износится при опущенном к нижним резцам кончике язы­ка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы ц.

В необходимых случаях можно прибегнуть к механи­ческому удерживанию кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или зонда во время произнесения сочетаний с——— тс———тс———, тс———.

Закрепляя произношение фонемы ц, следует начинать с закрытых слогов (ац, оц, эц) и слов, оканчивающихся такими слогами [огурец, палец), так как в открытых сло­гах (ца, цо, це) и в начале слов (цирк, цапля) на первых порах нередко скрадывается взрывный компонент фонемы (вместо ца, цо, цапля, цирк получается «са», «со», «сап-ля», «сырк»).


Шипящие фонемы

Механизм образования фонемы ш состоит в следующем (рис. 16). Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1— 2 мм}. Язык поднят «чашечкой» («ковшом») к нёбу. Боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигается округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого воздуха, несколько уже щель между языком и нёбом.

Фонема щ, как мягкая, отличается от фонемы ш более высоким положением спинки языка и легким перемещением его кпереди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума (рис. 17).

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т' и щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка занимают - такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ (рис. 18).

В произношении шипящих встречается большинство из тех недостатков, которые были описаны применительно к свистящим. Сюда относятся губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и носовой виды сигматизма. При этом в одних случаях дефектные шипящие отличаются в некоторой степени от соответственных свистящих (ш от с, ж от з, щ от с', ч от ц) благодаря округлению губ и обусловленному этим некоторому понижению шума. В других случаях приведенные пары фонем оказываются неразличимыми, что оказывает резко отрицательное вли­яние на овладение письмом, как и парасигматизм с заменой ш на т, ж на д, ч и щ на т'.

Встречается такой вид сигматизма, при котором мягкие шипящие становятся универсальными заменителями и свистящих и твердых шипящих, когда звук ш' является представителем фонем с, с', ш и щ, звук ж' — фонем з, з' и ж, а звук ч — фонем ч и ц.

Специфическим для шипящих является прежде всего парасигма­тизм, выражающийся в замене щипящих свистящими («сапка» вместо шапка, «зук» вместо жук, «цяй» вместо чай, «яс'с'ик» вместо ящик и т. п.). Этот своего рода свистящий сигматизм чаще всего встречается у дошкольников в качестве известного этапа в овладении фонематическим строем речи.

Другую разновидность недостатков произношения шипящих, затрагивающую обычно лишь фонемы ш и ж, представляет такой сигматизм, при котором язык не принимает участия в артикуляции и выдыхаемый воздух, попадая в ротовую полость, встречает на своем пути препятствие лишь в виде щели между зубами, ограниченной с боков прижатыми к ним углами рта. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух образует характерный тупой шум, к которому при произнесении фонемы ж присоединяется тон голоса. Энергичное произнесение подобных ш и ж сопровождается нередко легким раздуванием щек, в связи с чем этот вид сигматизма иногда называют щечным.

В числе недостатков произношения фонем ш и ж следует упомянуть замену их звуками, близ­кими или даже совпадающими с фонемой х и ее звонким вариантом (южнорусское фрикативное г).

Надо иметь в виду, что в некоторых случаях при де­фектном произношении твердых шипящих ш и ж отме­чается правильное произношение мягких ч и щ. Сюда относятся прежде всего два только что указанных вида сигматизма.

Такое расхождение между твердыми и мягкими шипя­щими объясняется тем, что последние могут воспроизво­диться без подъема переднего края языка к нёбу. Можно встретить немало людей, которые артикулируют фонемы щ и ч так, что щель или смычка образуются у нёба не передним краем языка, а передней частью его спинки. Кончик языка при этом опущен и отступает назад из положения, присущего артикуляции фонемы с, что обес­печивает увеличение размеров полости между языком и передними зубами, необходимое для получения шипящего звука (рис. 19). В некоторых случаях, при образовании достаточно большой полости, возможно получить и ниж­ние твердые шипящие—ш и ж. Однако, как правило, при нижней артикуляции эти фонемы приобретают за­метную мягкость.

Из анатомических факторов, предрасполагающих к возникновению недостатков произношения шипящих согласных (прежде всего ш и ж), помимо аномалий в строе­нии речевого аппарата, способствующих появлению дефектов свистящих, следует указать резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую подъем перед­него края языка к нёбу, а также высокое и узкое твердое нёбо.

В случае сигматизма, охватывающего и свистящие и шипящие согласные, целесообразнее, за некоторыми ис­ключениями, начинать с исправления первых. При Сигматизме, распространяющемся на всю группу шипящих, следует, как правило, начинать с исправления фонемы ш.

Попытка исправить дефект у дошкольников или млад­ших школьников на основе подражания предполагает слуховое воcприятие фонемы, подкрепленное примерами сходных звуков окружающего мира (шипением паровоза, сжатого воздуха при открывании дверей автобуса, шума деревьев при сильном ветре и т. п.). Зрительную основу подражания составляет показ перед зеркалом положения языка (при несколько раскрытом рте), пластическое изо­бражение его формы кистью руки (рис. 20). Используется также ощущение широкой и теплой струи воздуха на ки­сти, поднесенной ко рту.


Если таким путем достичь успеха не удается, необ­ходимо использовать специальные приемы.

В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой ш имеется нормально произносимая фонема р, следует вос­пользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции. Для этого ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом фонему р без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. Протягивая этот шипящий звук, после нескольких упражнений его получают уже без предшествующего произнесения глухого р.

Шипение можно получить и без ослабления выдоха, стоит лишь во время произнесения глухого р слегка прикоснуться шпателем или зондом № 5 (рис. 21) к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжа­тыми зубами (шипение становится гуще, т. е. ниже), а затем, в заключение серии упражнений, дополнить артикуляцию округлением губ (шипение станет еще гуще), что приведет к нормальному звучанию фоне­мы ш.

Другой прием основан на использовании в качестве базы фонемы т. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько раз фонему т с интервалами в 3—4 секунды. Затем упражнение видоизменяется: артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а, при полуоткрытом рте, причем указывается, что перед­ний край языка должен смыкаться не с зубами, как вначале, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению альвеолярного т с аспирацией (придыханием), как при английском t. Уже при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий шум. В дальнейшем этот шум постепенно удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ. Указанный прием не всегда удается осуществить, особенно в тех случаях, когда ребенок не в состоянии поднять передний край или кончик языка к нёбу.

Следующий прием постановки фонемы ш состоит в использовании зонда. Базой служит правильно артику­лируемая фонема с. Ребенка побуждают 2—3 раза про­тяжно произнести фонему с отдельно или в слоге с глас­ной а (с——,с——а). Вслед за этим при открытом рте под язык подкладывается зонд № 5, после чего дается инст­рукция сжать зубы и вновь произнести фонему с (рис. 22). Субъективное намерение ребенка выполнить это требование приводит (вследствие механического воздей­ствия на язык) фактически к видоизменению шума от свиста к шипению. Регулируя угол наклона и глубину введения зонда в рот, следует найти такое его положение, которое дает наилучший на данном этапе работы акусти­ческий эффект. Пока новая артикуляция языка не закре­пится, нельзя напоминать ребенку о фонеме ш, показы­вать ему соответственную букву или включать в упраж­нения слова, содержащие данную фонему. Материалом упражнений, проделываемых с помощью зонда, могут служить слоги са, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс.


Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно. Когда новая артикуляция укрепится, можно по­ставить ребенка в известность, какая фонема у него получается, показать ему букву ш и включить в упражне­ния слова с данной фонемой.

В наиболее трудных случаях приходится начинать по­становку фонемы ш с подготовительных артикуляционных упражнений, направленных на выработку умения прида­вать языку требуемую форму и положение. Сюда отно­сится высовывание языка «лопатой» и дутье с образованием по средней линии желобка. Далее следует просовывание языка в зазор между верхними передними зубами и верхней губой (преддверие рта), облизывание широким языком верхней губы, прикладывание языка к ней, дутье в таком положении с контролем при помощи полоски бумаги над направлением струи выдыхаемого воздуха, которая должна идти косо вверх (рис. 23). Если произ­вольный подъем высунутого языка к верхней губе и удер­живание его в этом положении оказываются непосиль­ными, то приходится прибегать к механической помощи, пользуясь шпателем или пальцами. Добившись дутья с положением языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. При таком положении языка в результате дутья должен получиться тупой шум, напоминающий своим звучанием английскую глухую фо­нему th.

Закрепив новую артикуляцию, надо последовательно перейти к заключительным этапам работы, задерживаясь на каждом столько, сколько окажется необходимым для закрепления соответственного уклада речевых органов. Эти этапы состоят из дальнейшего перемещения языка к нёбу, затем смыкания зубов (то и другое приводит к по­явлению отчетливого шипения) и, наконец, округления губ.

Округлять губы раньше времени нецелесообразно, так как это мешает видеть положение языка во рту и может оживить прежнюю дефектную артикуляцию.


 

Дальнейшая задача—закрепление артикуляции в сло­гах и словах, включающих фонему ш, а в случае необ­ходимости—дифференциация этой фонемы с другими, близкими по механизму образования или по звучанию. Надо подчеркнуть важность надлежащей дозировки уп­ражнений, связанных с постановкой и закреплением фо­немы ш, поскольку упражнения эти являются весьма утомительными для дыхательного аппарата.

В тех случаях, когда артикуляция фонемы ш (а также ж, р и л) затрудняется короткой подъязычной связкой, логопедической работе должна предшествовать операция в виде подрезания этой связки. Следует, однако, отме­тить, что в практике наблюдается тенденция направлять на такого рода операцию детей, в сущности, не нуждаю­щихся в ней. Очень часто несколько укороченная связка может быть растянута с помощью упражнений, да и во­обще не препятствует выработке правильной артикуля­ции обычными логопедическими методами.

Лишь в самых редких случаях, когда кончик языка не может быть поднят даже механически (шпателем), операцию надо считать необходимой.

Исправление дефектов произношения фонемы ж при усвоенной артикуляции ш не вызывает затруднений. Ре­бенок побуждается просто произнести протяжно ш и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту (для ощущения струи воздуха) и приложив другую к своей гортани (для ощущения ее вибрации). Таким же обра­зом ребенок проверяет собственное произношение фонем ш и ж.

Добившись успеха, следует закрепить правильное про­изношение фонемы ж на материале слогов, слов и фраз и отдифференцировать ее от фонемы ш. При наличии фонемы з нетрудно получить фонему ж с помощью зонда № 5 тем же способом, который был указан для поста­новки ш от с.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблюдается правильное звуча­ние


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.