Технология когнитивного управления — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Технология когнитивного управления

2017-09-30 570
Технология когнитивного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когнитивное управление – это управление, основанное на проблемных знаниях, т.е. информации, необходимой для выявления и решения проблем организации. Знания уменьшают неопределенность и снижают риск принятия неправильных управленческих решений.
Накопление проблемных знаний должно осуществляться с помощью так называемой базы проблемных знаний (БПЗ), содержащего информацию:
- о всех известных прецедентах решаемых проблем;
- о принятых мерах по решению проблем и полученных результатах;
- о результатах научных исследований проблем.
В соответствии с когнитивным подходом выявление и решение проблем организации осуществляется на основе опыта руководителей организации, специалистов и знаний, содержащихся в постоянно накапливаемой и обновляемой БПЗ.
Технология когнитивного управления включает следующие этапы:
1. Выявление (обнаружение) проблем. Осуществляется на основе текущей информации о социальных нормах и постоянного мониторинга внешней и внутренней среды, позволяющего обнаружить отклонения (или угрозы отклонений) от социальных норм.
2. Формулирование (составление описаний) проблем.
3. Сортировка проблем. Проблемы подразделяются на ординарные-неординарные, важные-второстепенные, срочные-несрочные, действительные-ложные.
4. Исследование проблемы.
5. Подготовка альтернативных программ решения проблемы.
6. Оценка и выбор оптимальной программы.
7. Реализация программы.
8. Оценка результатов реализации программы.
9. Подготовка отчета по результатам реализации программы.
10. Внесение новой (обновление) информации в БПЗ по решаемой проблеме.
Подготовка альтернативных программ для решения конкретной проблемы осуществляется с помощью БПЗ, которая постоянно пополняется за счет:
- новых сведений о подобных проблемах (прецедентах) и опыте их решения;
- информации о результатах проведенных и проводимых исследований проблемы;
- информации о результатах решения данной проблемы.
Поскольку БПЗ постоянно пополняется новыми знаниями, вероятность принятия неправильных управленческих решений с каждым разом (проблемы имеют обыкновение повторяться) уменьшается (знания уменьшают неопределенность). В этом собственно и состоит суть когнитивного управления.
По сравнению с известными из теории принятия решений технологиями управления [53], данная технология имеет три принципиальных достоинства.
Первое: она основана на постоянно пополняемой БПЗ, содержащей информацию о мировом и отечественном опыте решения аналогичных проблем (для этого может быть эффективно использован Интернет). Второе: она предполагает постоянную корректировку накапливаемой информации, поскольку новые знания могут противоречить старым. Третье: она предусматривает изучение инициатив «снизу», их оценку и принятие решений на их основе или, по крайней мере, с их учетом.
Данная технология превосходит по свои возможностям также технологию ситуационного управления [61], основанную на знании различных проблемных ситуаций, типичных для управляемого объекта, поскольку последний предполагает высокую повторяемость ситуаций. Однако проблемные ситуации не повторяются в точности: обнаруживаются новые факторы, которые необходимо учитывать, а значит и новое решение должно быть другим.
Основная трудность в практической реализации технологии когнитивного управления видится в сложности формализации проблем и связанной с ними информации для ведения БПЗ, однако эта трудность может быть преодолена, если произойдет переход к проблемному мышлению.
Для реализации технологии когнитивного управления требуются специально подготовленные кадры:
- социологи и аналитики, занимающиеся обнаружением и распознаванием социальных проблем на основе непрерывного мониторинга внешней и внутренней обстановки;
- социальные информатики, занимающиеся формализацией проблем и ведением баз проблемных знаний, где накапливается информация о всех решаемых проблемах;
- юристы, осуществляющие подготовку соответствующих законодательных актов и обновление государственной нормативно-правовой базы;
- экономисты, осуществляющие расчет экономической эффективности при­нимаемых решений и программ;
- социальные инженеры, осуществляющие проектирование и внедрение соответствующих организационных институтов и систем;
- культурологии – специалисты по формированию и введению новых куль­турных ценностей;
- специалисты по управлению инновациями и др.
Как видим из этого далеко не полного перечня, указанные специалисты, за исключением юристов и экономистов, у нас почти отсутствуют и необходимо приступить к их подготовке в вузах и на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Подготовительная работа в этом направлении уже началась на первом в стране факультете социального управления Института социологии (ныне Академии социологии и управления) Московского государственного социального университета (МГСУ), однако требует заинтересованной поддержки органов государственной власти.

6.7.МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Для совершенствования управления организациями обычно используются методы консалтинга [97]. При этом проводится диагностика организации, позволяющая обнаружить «узкие места» (недостатки) в ее работе и в дальнейшем устранить их с помощью специально разработанной программы мер. Такой подход является достаточно универсальным, однако, как показывает практика, он приводит к слишком медленным улучшениям работы организации, которые не всегда соответствуют скорости необходимых преобразований. Кроме того, недостаточная эффективность методов консалтинга обусловлена также ограниченностью представления о механизме функционирования социальной организации, на котором основана работа консультантов по управлению, так как в своей работе они обычно придерживаются рационалистической (целевой) модели организации.
На наш взгляд, для совершенствования организаций необходимо использовать новое представление о социальном механизме, а также все возможные средства, позволяющие производить как малые, так и коренные изменения в работе организаций.
Ввиду многочисленности и разнообразия методов совершенствования управления, зависящих от типа организации, мы не имеем возможности здесь на них останавливаться. Остановимся только на двух новых методах совершенствования управления, основанных на современном понимании механизма управления социальной организации.
Первый метод (функционально-диагностический) предназначен для совершенствования функций социального управления.
Второй метод относится к методам реинжениринга и предназначен для комплексного совершенствования управления организацией путем создания в них так называемых «мозговых центров».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.