Специфика философской мысли Древнего Востока (Индия, Китай). — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Специфика философской мысли Древнего Востока (Индия, Китай).

2017-09-30 222
Специфика философской мысли Древнего Востока (Индия, Китай). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по философии (2007г.)

1. Предмет и функции философии.

2. Объективный идеализм Г.Гегеля.

3. Этапы развития философии.

4. Движение и развитие.

5. Информационное общество: сущность и явление.

6. Структура философского знания.

7. Философия и религия.

8. Специфика философской мысли Древнего Востока (Индия, Китай).

9. Древнегреческая философия: основные направления и школы.

10. Особенности и проблематика средневековой философии.

11. Философия о развитии общества.

12. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

13. Смысл жизни как философская проблема.

14. Теория познания И.Канта.

15. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX - начала XX века.

16. Философия марксизма: сущность и реалии.

17. Философия экзистенциализма.

18. Человек в обществе: особенности взаимодействия.

19. Проблема бытия в философии.

20. Предмет логики и её значение.

21. ораль и право как формы общественного сознания.

22. Пространство и время как философские категории.

23. Духовная жизнь общества.

24. Принципы и законы диалектики.

25. Философия культуры.

26. Культурно-цивилизационная концепция исторического процесса.

27. Проблема человека в философии.

28. Философия образования.

29. Мышление и язык.

30. Общественное и индивидуальное сознание.

31. Детерминизм и индетерминизм как философские концепции развития.

32. Идеализм Платона.

33. Чувственное и рациональное познание.

34. Понятия материального и идеального.

35. Проблема соотношения знания и веры.

36. Сущность и явление, содержание и форма как категории диалектики.

37. Эстетические ценности, их роль в жизни человека.

38. Категории диалектики: необходимость и случайность, возможность и действительность.

39. Философия о глобальных проблемах человечества.

40. Философия и методология науки.

41. Проблема истины в философии.

42. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Генезис человека.

43. Категории «единичное», «особенное», «общее» в философии.

44. Позитивизм и этапы его развития.

45. Теория психоанализа и неофрейдизм.

46. Философия иррационализма.

47. Философия эпохи Возрождения.

48. Основные формально-логические законы.

49. Познание и практика.

50. Формы логического мышления.

Литература.

1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. (Любые издания)

2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 560 с.

3. Гетманова А.Д. Логика. (Любые издания)

 

1. Предмет и функции философии.

Автор термина – Пифагор (philio – любовь, пристрастие, стремление, тяга; Sophia – мудрость). Зарождается в 6-7 века до н.э. на востоке и западе как один из способов мировоззрения, зарождается на почве мифорелигиозного сознания (это было 1м способом объяснения человеку всего и вся) – когда культура достигает своего расцвета, начинает клониться к упадку, тогда возникает ф-я => опыт, осмысление пройденного.

6-7 века до н.э. – происходит поворот человечества к осмыслению бытия + зарождается мировая религия: Вавилон, Шумерская мифология, Иран, Индия, Др. Китай, Др. Греция.

2 ветви философии – западная (теория, знание, рефлексия), восточная (ф – жизн. мудрость: и теория, и практика. Философ – наставник, живёт, как думает)

На востоке выдвигается пр.всего этическая тематика, на западе – гносеология, онтология (учение о бытие).

Философия – система интерпретационных действий человека относительно его жизненного мира.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1) Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2) Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Функции ф-ии:

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач. Многообразие функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная мировоззренческая система, но и конкретно-практический способ человеческого существования в мире и отношения к миру.

1. мировоззренческая – предназначенная для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире;

2. методологическая предназначена для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности.

3. идеологическая выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

Все функции философии раскрывают богатство и многообразие ее возможностей в познании мира.

 

 

2. Объективный идеализм Г.Гегеля.

Философия Гегеля – одна из последних универсальных концепций. Система Гегеля строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Гегель (1770-1831) был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер (все законы развития действ-ти отражают развитие идеи, т.к. действ-ть – отражение идеи). Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития (законы диалектики), понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития (закон единства и борьбы противоположностей) и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. С одной стороны диалектика – учение о действительности, а с другой – метод познания. Гегель считал свою концепцию завершающей, итоговой, т.к. она открывает основные принципы познания: 1) развитие; 2) взаимосвязанность – 2 осн. принципа диалектики. То есть столкновение 2х теорий, идей необходимый момент в познании, толчок к развитию познания путём разрешения противоречий.

Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.

 

3. Этапы развития философии.

Становление философии. Источники философского знания. Исторические типы философии: античная, средневековая, эпохи Возрождения и философия Нового мира. Античная фил., развивавшаяся в Др. Греции и Др. Риме, исторически первой формой своей мысли сделала материализм. Древние материалисты все явления и процессы, наблюдающиеся человеком, стремились объяснить примерами из самой природы.Это особенно характерно для милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).Шел поиск некоторого природного основания – материи, определяющего единство многообразного мира вещей.У Ф. – вода, у Г. – огонь, у Анаксимена – воздух.Так были выделены 4 природные стихии, 4 материи, 4 сущности: огонь, воздух, вода, земля, ктр. содержатся в философских системах древних материалистов в качестве основополагающих по отношению ко всему бесконечному многообразию конкретных вещей. в 5 в. до н. э. возникает немифологическое мировоззрение, центральным элементом которого стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила.Другие философы усматривали основу мира в едином незримом бытии, ктр. можно постичь лишь разумом, но не чувством. Античн. фил. носит космоцентрический характер. Философия средневековья V-XV вв. была на службе у религии.Это было время господства в духовной жизни общества религиозной идеологии. Религия сделалась ведущей формой общественного знания, подчинивший себе все другие, в том числе и философию.Строгое следование христианской официальной доктрине поддерживали ученые – теологи и философы Аврелий Августин и Фома Аквинский.Пьер Абеляр считал, что вера должна быть не слепой, а обоснованной рассудком, стремился ввести в богословие рационализм.Религиозный характер фил. мысли средневековья определил схоластические ценностные ориентации. Схоластика – бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики.Проблема – Бог, мир, человек – решается через призму идеи творения, вся природа представляется как проявление божественной мудрости, как символическое выражение определенного отношения Бога к человеку.Особенность фил. мысли эпохи Возрождения – ее антисхоластический характер.В фил. Возржд. утверждается новое самосознание человека и новые собственные принципы – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, уважение к чел. достоинству.Пантеизм явл. религиозно-философским учением, отождествляющим Бога и мир.Натуралистические тенденции пантеизма особенно отчетливо проявились в эпоху Возрожд. Эти идеи выражал Николай Кузанский, рассматривающий Бога как бесконечный максимум и приближающий его к природе как ограниченному максимуму, тем самым сформулировал идею бесконечности Вселенной.Выдающимся фил. этого времени был Джордано Бруно.Он отождествлял природу с Богом, природа есть Бог в вещах.Идеи мыслительной эпохи Возр. были развиты философией Нового времени. Прогресс знаний, науки требовали замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру.Родоначальником этого нового метода познания стал англ. философ Ф. Бэкон.Он и Т. Гоббс разрабатывали метод эмпирического, опытного исследования природы.Р. Декарт основоположник рационализма.Б. Спиноза сделал центральным пунктом своей теории единство бога и природы. Во Франции плеяда представителей была представлена Вольтером, Руссо, Дидро, Ламетри.Они считали, что изменение общества, его обновление возможно путем просвещения. Представителями немецкой классической философии нового времени явл. Кант, Фихте, Гегель. Фил. получила название диалектика. Основоположник нем. клас. фил. явл. Кант.Он утверждал невозможность познания сущности мира – «вещи в себе», недоступной человеческому разуму.В истории фил. можно выделить 3 функции: теологическая – основа бытия, включ. чел-ка, гносеологичекая или функц. познания и аксеологическая – функц. рассматрив. смысл, назначение мира и чел-ка, учение о ценностях. Источники:- мифология возникла когда появился развит. язык, чел-к пытается объяснить что-то длин. рассказами.миф – рассказ, для первобытного чел-ка реальность. Первобытное сознание рассматривает причинно следственную связь по событиям, а не по последственности. Первобытный человек не выделял себя из природы.Предметы были одухотворены. Человек не отделял символ от реального объекта. Символ, миф превращались в реальность. Мифологическое мышление было отвергнуто рациональным мышлением.Объяснить события с ью рациональной, причинно-следственной зависимости. Религия - этап анимизма (одушевление всего) этап тотемизма (предки) происхождение от животных этап магии, вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.Язык философии – не образы, не картинки, а категории, понятия.Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам.Положения фил. не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.Фил-фия относится к рефлексивному типу мировоззрения, такому, в котром содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны – одна из черт фил. сознания.

4. Движение и развитие.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ-я материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Движение есть абстрактная сторона развития. Движение - изменение вообще. Все вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое. Движение - перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функций организмов, рост знаний и т.д. движение может быть определено как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Любая вещь, оставаясь до какого то предела самой собой, в то же время непрерывно меняется, перестаёт быть тождественной себе. Вне такого непрерывного движения вещь не существует и не может мыслиться. Поэтому в марксистской диалектике понятие абсолютного покоя рассматривается как несостоятельное. Движение и покой. Движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это значит, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Если абсолютизировать движение и полностью отрицать покой, это приводит к тому, что вещь, как носитель движенья, растворяется в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения. Покой и движение не являются полноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой как относительный. Покой относителен в двух смыслах: 1) В пределах каждого покоящегося происходят непрерывные изменения, подрывающие покой изнутри. 2) Всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя. Так как всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл: - В широком смысле движение целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движения. - В узком смысле движение за вычетом покоя. Материя и движение неразрывно связаны. Как нет материи без движения, так нет движения без материи. Движение принадлежит материи, являясь её способом существования, свойством материи. С другой стороны, движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Попытку оторвать движение от материи предпринял в начале двадцатого века Освальд (махизм). Он полагал, что противоположность материализма и идеализма может быть преодолена, если понятия материи и духа заменить нейтральным понятием энергии, но это просто изменение терминологии. Освальд фактически рассматривал энергию, как существующую объективно, вне сознания. С появлением соотношения массы и энергии, энергетизм стремился доказать, что оно свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако эта формула фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству - массе.

Движение материи – не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предме-та.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых ти-пов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Развитие - процесс охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое, развитие - бесконечное движение от низшего к высшему: понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий развития. Порядок развития: высшее можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего и некоторого нового, возникшего содержания, приращения сложности. Современная наука доказала, что развитие существует. Но когда человек углубляется в сущность развития, то неизбежно возникает представление, что развитие невозможно (парадокс). Рассматривая развитие как движение от низшего к высшему, приходим к двум взаимоисключающим понятиям: с одной стороны, если высшее возникает из низшего, то приращение сложности должно прийти из низшего, так как ему больше неоткуда появиться. С другой стороны, если из низшего возникает действительно высшее, то приращение сложности не могло прийти из низшего, так как тогда не было бы факта развития. Решение парадокса развития опирается на признание такого факта, как в высшей ступени развития имеется дополнительное содержание, приращение сложности, которого нет в низшем: два шага в решении парадокса: 1) Ослабить противоположность низшего и высшего. Парадокс возникает потому, что мы обнаруживаем в высшем такое приращение содержания, которого не было и не могло быть в предыдущей ступени развития: в неживой природе не могло быть свойства жизненности, в животном мире не было мыслящего существа. Но новое содержание не является абсолютно чуждым низшему и до некоторой степени присутствует в нём. Оно присутствует прежде всего в возможности в живом в появлении человека. Но в мире ничто не возникает только в силу возможности, всё возникает в силу той, или иной объективной необходимости, которая заложена в низшей ступени развития.

Возможность и необходимость появления новой направленности развития. В низшем, в самой его природе, заложена направленность развития в сторону более сложного, высшего. Новое не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития. 2) Самоусложнение, возникновение нового, переход от низшего к высшему - изначальная, коренная, не выводимая из каких либо причин способность материи. Самопревращение простого в сложное, низшего в высшее - коренной способ бытия материи, её сущность. Материя - реальность, непрерывно творящая себя в самой себе, она существует в процессе перехода от низшего к высшему. Материя всегда существует, со всеми атрибутами и в то же время она вечно развивается. Материи присуще внутреннее противоречие развития, она всегда сложнее самой себя, то есть непрерывно усложняется. Способ бытия материи - непрерывный переход от низших состояний к высшим. Дискуссии о развитии: 1) Развитие - бесконечное движение от низшего к высшему. 2) Развитие - круговорот, состоящий из двух равноправных процессов: прогрессивного и регрессивного развития. К ним часто добавляют нейтральное развитие (в одной плоскости, без повышения или понижения сложности, то есть не прогресс и не регресс. Центральный момент постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии, согласно которому они находятся в равновесии). 3) Развитие - необратимые качественные изменения. Сохраняет несколько основных положений из 2, но рассматривает круговорот как момент необратимого движения + главный постулат из 2. 4) Развитие - бесконечное движение от низшего к высшему, включает в себя создание концепций круговорота (существование круговоротов как подчинённых элементов развития) и необратимые качественные изменения.

5. Информаионное общество: сущность и явление.

Информационное общество – после пост-индустриального. самое ценное – информация, интересы общества – информация. Проблемы которые решаем - как хранить, распространять информацию. Старые проблемы философии не актуальны - высокий уровень образования.

Философское осмысление постиндустриального общества. В 40 годах 20 века появилась концепция индустриального общества. Ее автор, Жан Фурастье заимствовал идею у Сен-Симона. Раймонд Арон – сторонник этой концепции. По их мнению общество стало слишком быстро развиваться (рост технических и материальных благ). Все общество делили на доиндустриальный и постиндустриал. периоды. В доинд. обществе доминирует натуральное хозяйство, возникают сословия и общественная иерархия. Способ правления в таком обществе – авторитарный. Переход к индустриальному обществу - коллосальный прогресс (заслуга техники и промышленного производства). Потребовалось уничтожить натуральное хозяйство и создать единый товарный рынок. Индустр. общество – общество равноправных граждан. На смену авторитаризму приходит демократия. Индустриальная эпоха начинается с конца 18 века. Эта концепция в начале 60 годов дала начало идее постиндустриального общества. Было обнаружено, что основная часть ВВП в США была создана в сферах услуг. Постиндустриальное общество характеризуется: создание информационных технологий, возникает в центрах в центрах производства знаний, Информатизация – замещение труда знаниями, Информация – ресурс производства. Концепция модернизации: Последователи – Фитлер, Дженкс(30е годы), Адорн, Бодрияр (70-80 годы). Рано или поздно новое общество должно вступить в конфликт с предыдущим. Социальный постмодернизм отрицает идею общества, т.к. оно будет постоянно изменяться. Наступит эра разрыва между личностью и обществом. Общество будет характеризоваться унификацией. Производить будут вне зависимости от экономики. Экономика будет не нужна.

6. Структура философского знания.

Мировоззрение – система обобщ взглядов на мир, место чел-ка в мире, отнош его к миру + основ на этих убежд., чувства, идеалы, ценностн.ориент. а) Мифологическое мир-е (рассказы о прошл.и буд.), фантазии и мифы; б) религиозное мир-е – вера в сверхест.силы, деление мира на земной и небесн, появл.культовая система, фил-религии – помощь преодолеть историч.изменчивые, переход.аспекты бытия. Филос-е мир-е – ф.система общих теор.взглядов на мир в целом. Наиболее общие представления, логически упорядоченная система знаний + свои принципы. В содерж. философии входят обобщен. экон., полит., правов., эстетич., религиозн, нравств.проблемы. Ф-ии присуще рассм-е мира за пределами челов.опыта.

С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной т. з. является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

=> онтология - философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология – учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Ясно, что жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала. Тем не менее первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции – уже у древних греков); позднее, начиная с 16–17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания – к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д. + эвристика (наука о путях творчества), методология (о спос-х познания), логика (учение о мышлении), этика (о морали), эстетика (о красоте, прекрасном в природе, общ-ве и т.д.), праксиология (о видах и способах деят-ти), диалектика (о развитии)

Философия – лучшая школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь.

7. Философия и религия

На ранней стадии развития человеч.истории мифология не была единой мировоззренческой системой. В тот же период сущ.религия. воплощённые в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры – основным элементом была культовая система (система обрядов действий, направленных на установку опред.отношений со сверхестественным). Основная функция религии – помочь человеку преодолевать исторические изменчивые, переходящие аспекты его бытия и возносить человека до ч\л абсолютного, вечного. Религия придаёт смысл и знание, след-но устойчивость, спос-ть преодолевать житейские трудности. Философия носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Философия и религия. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т.е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения. Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский,С.Л.Франк, братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Теория познания И. Канта.

Кант, его учение о познании, теория нравст-сти (катег. императив)

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? Онт


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.