Советская Россия (ноябрь 1917-1918гг.) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Советская Россия (ноябрь 1917-1918гг.)

2017-09-30 193
Советская Россия (ноябрь 1917-1918гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К осени 1917 г. Временное правительство фактически утратило власть и контроль над страной и армией. В Петрограде находилось до полумиллиона солдат, которых большевики подстрекали к неповиновению и отказу от участия в военных действиях.

Они открыто готовились к захвату власти вооруженным путем во время открытия II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов, назначенного на 25 октября 1917 г.

Это вызвало противодействие других социал-демократических партий, представители которых покинули этот съезд (кроме левых эсеров). Среди оставшихся участников съезда преобладали большевики и их сторонники.

После того как большевики арестовали членов Временного правительства по их предложению II всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, представлявших сравнительно небольшую часть населения, провозгласил себя высшим органом власти в России, а так же переход власти в центре и на местах к советам. Из ближайших сподвижников В.И. Ленина было сформировано новое правительство, получившее наименование совета народных комиссаров (СНК).

В перерывах между съездами советов высшим органом власти стал избранный на съезде Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), в котором тоже преобладали приверженцы В.И. Ленина, занявшего пост председателя совнаркома.

Важнейшим актом II всероссийского съезда советов стал декрет о земле, утвердивший аграрную программу эсеров. Это было сделано большевиками в тактических целях, чтобы привлечь на свою сторону крестьянство и основную массу солдат.

Декрет провозгласил отмену частной собственности на землю, которая переходила "во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней". Предусматривалась "социализация" земли, т.е. ее уравнительное перераспределение. Провозглашалось многообразие форм землепользования, запрещение наемного труда и аренды земли. После принятия декрета о земле представители левых эсеров вошли в состав ВЦИК и СНК.

В ноябре 1917 г. состоялись всероссийские выборы в учредительное собрание, в котором подавляющее большинство завоевали эсеры и меньшевики.

Заседание его открылось 5 января 1918 г. Оно осудило действия большевиков, узурпировавших власть. После этого большевики разогнали учредительное собрание и демонстрации в Петербурге в его поддержку.

Акцию большевиков по разгону законно избранного высшего органа власти в России поддержали только левые эсеры. Под их давлением в январе 1918 г. представители части крестьянских советов приняли участие во всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов. Этот съезд был большевиками объявлен всероссийским съездом всех советов — и рабочих, и солдатских, и крестьянских депутатов.

Кроме съездов советов, изданием законодательных актов занимались ВЦИК и СНК. До июля 1918 г. первый издал более 100 декретов, а совнарком — более 600 актов законодательного характера.

В июне 1918 г. большевики от имени ВЦИК издали декрет о создании волостных и сельских комитетов бедноты, которые должны были стать опорой их власти в деревне.

Вместе с так называемыми "продотрядами", направленными большевиками из городов, они стали грабить крестьянство, отбирая у него продовольствие и другую продукцию сельского хозяйства. Одновременно они громили в селах старые органы власти и изгоняли из сельских советов противников "ленинцев". Комбеды просуществовали до конца 1918 г., после чего их членов включили в состав сельских советов.

В июне 1918 г. левые эсеры резко вытупили против создания и деятельности комитетов бедноты. Тогда большевики изгнали их представителей из состава ВЦИК и СНК и подавили вооруженной рукой антибольшевистские выступления левых эсеров в ряде городов.

Не довольствуясь этим, в июне 1918 г. коммунисты от имени ВЦИК приняли постановление "Об исключении из состава ВЦИК и местных советов представителей контрреволюционных партий эсеров и меньшевиков". После этого очищенный "ленинцами" советский аппарат власти, в котором теперь не было их политических противников, стал простым исполнителем их партийных решений и партийных догм.

На третьем всероссийском съезде советов в январе 1918 г. было принято постановление "О федеральных учреждениях Российской Республики". Оно закрепило сформированную большевиками систему высших государственных органов: Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК. Оно также предусмотрело возможность, естественно, под контролем "ленинцев" и без "контрреволюционеров" и "буржуазных националистов" создание областных республик.

В конце 1917 г. — первой половине 1918 г. в России на основе декрета о земле было ликвидировано помещичье землевладение, а во второй половине 1918 г. произведено уравнительное перераспределение земли между крестьянскими хозяйствами по числу в них трудоспособных и так называемых "едоков".

Хоть третий всероссийских съезд советов и декларировал право народов, входивших в состав России на самоопределение и создание своей государственности, большевики согласились предоставить независимость только Финляндии. А стремление других народов к обретению или восстановлению своей государственности В.И. Ленин и его окружение подавляли вооруженной рукой.

Декабрьский декрет 1917 г. провозгласил национализацию банков и отказ от признания государственных долгов России. Вскоре была осуществлена полная национализация промышленности и транспорта.

Государственной доктриной стало положение об "уничтожении паразитических слоев общества", как об этом говорилось в декрете о введении всеобщей трудовой повинности. Управление национализированными предприятиями было возложено на всероссийский совет народного хозяйства.

Создание коммунистами в России советской государственности стало возможным на основе массового террора против всех несогласных с ними. Для этого использовались внесудебные репрессивные органы, в короткое время созданные ими на территории всей страны.

В декабре 1917 г. постановлением СНК была учреждена всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а весной 1918 г. повсеместно были сформированы местные чрезвычайные комиссии, подчиненные всероссийской.

В своей сверх активной репрессивной деятельности они не были связаны никакими нормами права. На основе произвола они производили по всей стране обыски, аресты, конфискации, реквизиции, истребляли политических противников "ленинцев" (да и не только их).

Система чрезвычайных комиссий была мощным, подчинявшимся только В.И. Ленину аппаратом политических репрессий. Другой государственной структурой расправы большевиков над всеми несогласными с ними стала сеть так называемых революционных трибуналов, созданных в начале 1918 г. для "борьбы против контрреволюционных сил".

К числу государственных репрессивных органов относилось и главное управление рабоче-крестьянской инспекции, хотя в его задачу входила в некоторой степени и борьба с уголовной преступностью.

Для борьбы с нею были учреждены и специальные органы — уголовного розыска, а при губернских и уездных управлениях милиции — отделы уголовного розыска. На службу в репрессивные органы в центре и на местах допускались только "ленинцы" и их сторонники.

В.И. Ленин и его окружение отдавали себе отчет в том, что если они не развалят старую армию и не создадут новую, находящуюся под их контролем, они не смогут удержать власть.

На развал старой армии были направлены декабрьские декреты 1917 г. СНК "О выборном начале и об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах". Старый командный состав в армии упразднялся, а власть передавалась солдатским советам и комитетам.

Формирование новой армии началось в январе 1918 г. изданием декрета СНК "О создании рабоче-крестьянской красной армии". Основой ее организации послужили ранее созданные большевиками отряды красной гвардии.

Первоначально в эту армию допускались только лица, которые отличались лояльностью по отношению к коммунистам. Однако желающих служить в красной армии оказалось немного. Тогда в апреле 1918 г. появилось постановление ВЦИК "О порядке замещения должностей в рабоче-крестьянской красной армии", вводившее комплектование ее на основе принципа воинской повинности. Вначале в красной армии командиров выбирали красноармейцы, но оказалось, что далеко не все выборные военачальники безропотно выполняют приказы большевиков и контролируемых ими органов власти.

Поэтому было введено назначение воинских командиров сверху. Кроме того, были назначены во все воинские части политические комиссары, пользовавшиеся равными правами с командирами.

Окончательно переход к формированию массовой красной армии был закреплен майским декретом 1918 г. ВЦИК "О введении всеобщей воинской повинности". При этом "трудящихся" обязали служить в ней с оружием в руках, а "нетрудовые элементы" — в нестроевых частях.

Для формирования воинских частей на основе массового принудительного призыва мужского населения были созданы губернские, уездные и волостные комиссариаты по военным делам.

Красной армией и ее боевыми действиями против противников большевизма руководил революционный военный совет республики, который возглавлял ближайший сподвижник Ленина Л.Троцкий.

В.И. Ленин стремился придать созданной им путем вооруженного захвата власти советской государственности конституционный характер.

Был подготовлен проект советской конституции, утвержденный в июле 1918 г. V всероссийским съездом советов. В конституции был провозглашен марксистский принцип диктатуры пролетариата как социальной основы новой советской государственности. А осуществление этой диктатуры В.И. Ленин и его окружение взяли на себя с помощью мощного репрессивного аппарата.

Созданное ими государство получило наименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). В наименовании была закреплена основная цель, которую ставили перед собой русские последователи К.Маркса, — построение социализма.

Конституция определила в качестве важного шага на пути к социализму национализацию земли, лесов, водоемов, промышленности, банков, транспорта.

В ней высшим представительным органом власти провозглашался всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Ему было предоставлено право избрания постоянно действующего Всероссийского центрального исполнительного комитета, формировавшего правительство — совет народных комиссаров. Комиссары же возглавляли отраслевые народные комиссариаты (министерства).

«Представительными» органами власти на местах становились губернские (областные), уездные и волостные съезды советов, а исполнительными — их исполкомы.

Законодательные полномочия конституция закрепила на основе сложившейся практики: их имели и всероссийский съезд советов, и ВЦИК, и СНК.

По конституции созданное большевиками "народное государство" должно было строиться на основе строжайшей централизации советского государственного аппарата. Основной задачей нижестоящих советов было выполнение распоряжений сверху. Конституция создала условия для формирования в России тоталитарного советского государственного режима. Предусмотренная ею избирательная система давала возможность коммунистам сформировать его с помощью непрямых выборов советских органов.

К выборам допускались только представители отдельных социальных групп населения, объединявшихся общим понятием "трудящиеся". Представительство от этих социальных групп тоже не было равным. Предусмотренное пятикратное преимущество для рабочих было направлено на то, чтобы обеспечить представителям малочисленного рабочего класса (менее 3 млн.чел.) большинство в органах советской власти.

На это же была направлена многоступенчатая система непрямых выборов в советы, которая также давала возможность большевикам "отсеивать" нежелательные для них элементы.

Вскоре после захвата власти коммунистами начался слом старой судебной системы. На смену ей пришли народные суды, революционные суды, суды народной совести и другие учреждения, создававшиеся местными советами.

Одновременно большевики начали формировать новую единую для всей страны судебную систему, которая должна была стать одним из орудий проведения в жизнь их политики.

Ноябрьский 1917 г. декрет о суде №1 упразднил все ранее существовавшие судебные органы, прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей.

Вместо старых судов предусматривалось создание местными советами повсеместно новых местных судов, которые состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Эти суды должны были рассматривать мелкие гражданские и уголовные дела (с наказанием до 2 лет лишения свободы).

Судьи не только выносили приговор, но и обязаны были вести предварительное расследование по делу, которое они рассматривали.

Судьям в своей деятельности предписывалось руководствоваться декретами ВЦИК и СНК, а также положениями политических программ большевиков и левых эсеров, с которыми первые тогда сотрудничали. В феврале 1918 г. ВЦИК утвердил декрет о суде №2, который переименовал ранее предусмотренные местные суды в окружные.

Под давлением левых эсеров в новый декрет было включено положение о том, что эти суды должны состоять из 3 постоянных судей, 4 народных заседателей по гражданским делам и 12 народных заседателей по уголовным делам. Заседателям предоставлялось право принимать решение и о факте наказания, и о мере наказания.

Предусматривалось создание при окружных судах следственных комиссий и коллегий правозащитников. Носивший демократический характер декрет о суде №2 коммунистами не был осуществлен: это могло ограничить деятельность чрезвычайных комиссий и других репрессивных органов. К тому же в июне 1918 г. эти органы арестовали руководителей партии левых эсеров и разгромили их местные организации.

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о народных судах РСФСР», предусматривавшее их организацию. Получившие новое название суды теперь состояли из одного народного судьи и нескольких заседателей. Судьи должны были назначаться местными советами, а заседатели — их исполкомами. Всем им предписывалось руководствоваться советским декретами и «социалистическим правосознанием».

Защиту и обвинение в народных судах должны были осуществлять должностные лица местных советов. Организация и деятельность народных судов могли проходить только под их контролем.

Декрет о суде №1 отменил действие старых законов. При отсутствии новых, основным источником права, вернее правового беспредела, стало так называемое «революционное правосознание», марксистские догмы, «революционная справедливость».

Субъектами правотворчества были советские органы в центре и на местах, ЦК партии большевиков, ее местные органы и члены новых судебных органов.

В декабре 1917 г. были приняты декреты, которые предусмотрели только гражданскую форму брака и свободу развода. Они отменяли ограничения на вступление в брак и уравнивали права супругов.

В сентябре 1918 г. появился кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он был направлен против скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений в сфере брачно-семейных отношений.

На защиту интересов работающих по найму, которых коммунисты считали своей опорой, были направлены положение «О страховании на случай безработицы» (декабрь 1917 г.), декрет «О страховании на случай болезни» (декабрь 1917 г.), кодекс законов о труде РСФСР (декабрь 1918 г.). Начало формированию нового гражданского права положили декреты о национализации, декрет «Об отмене наследования» (апрель 1918 г.), декрет «О дарениях» (май 1918 г.).

Однако заметного развития гражданское право не получило из-за запрещения товарно-денежных отношений и использования вместо гражданско-правовых норм административного регулирования.

В сфере уголовного права использовался не принцип законности, а принцип «революционной целесообразности», позволявший большевикам и уголовное право использовать для борьбы со своими политическими противниками.

Этот принцип получил закрепление в декабре 1919 г., когда народный комиссариат юстиции издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР».

Они предписывали судам активно использовать по своему усмотрению «социальную функцию права» для «обуздания классовых врагов пролетариата».

В октябре 1917 г. большевики насильственным путем захватили власть в России. Чтобы удержать ее, они создали новую советскую государственность, основанную на насилии и антидемократизме.

Антисоветские государственные образования в России

После падения самодержавия в России усилилось национально-освободительное движение в национальных районах империи. Вначале в нем преобладали автономистские устремления, ставилась задача добиться автономии для народов, включенных в состав империи на разных этапах ее существования.

После захвата большевиками власти в Петрограде, многие участники национально-освободительного движения, опасаясь установления в национальных районах большевистских порядков, стремление к автономии заменили на требование создания независимых национальных государств и отделения их от советской России.

Было провозглашено создание независимых национальных государств в Украине, Прибалтике, Закавказье и некоторых других национальных районах.

В начале ноября 1917 г. СНК принял декларацию прав народов, в которой провозглашалось право народов бывшей Российской империи на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Однако это были только пустые слова, резко противоречащие практической деятельности руководства большевистской партии. Оно было вынуждено признать независимость только Финляндии, Польши, Эстонии, Латвии и Литвы, за спиной которых стояли страны Антанты. Все остальные национальные государства были объявлены контрреволюционными образованиями, против которых началось наступление войск красной армии.

Захватывая национальные районы, они уничтожали возникшие здесь государства, и провозглашали советские республики. Во главе их ставились в основном коммунисты, прибывшие из Москвы. Для придания им национального «колорита» в число их руководителей включались обычно и несколько лиц местной национальности, которые соглашались выполнять все предписания из Москвы. Всего таким образом возникло более 20 советских республик и областей.

Ранее в литературе писали о том, что на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик советского типа, которые добровольно делегировали свои властные полномочия московскому руководству.

На самом деле эти республики узнали об этом «делегировании» из июньского декрета ВЦИК 1919 г. «Об объединении советских республик для борьбы с мировым империализмом».

Насильственный захват власти большевиками и массовый террор против противников этого не дозволяли им легальное существование на территориях, контролировавшихся В. И. Лениным. Антисоветские силы были вынуждены или уйти в подполье, или вести вооруженную борьбу против коммунистов и их власти. На обширных территориях возникло массовое разнородное по своему составу и конечным целям «белое движение», во главе которого встали некоторые военачальники старой армии.

Это привело к возникновению государственных образований, возглавлявшихся командующими антибольшевистскими силами, в том числе Колчаком, Деникиным, Врангелем.

Первоначально их армии действовали весьма успешно — к середине 1919 г. они взяли под свой контроль большую часть бывшей Российской империи. А власть большевиков распространялась только на центральную и северную часть собственно России. Здесь они за счет чрезвычайных мер, предельной централизации власти и принуждения создали массовую красную армию, в которой было до 5 млн. красноармейцев.

В государственные образования, возникшие в процессе «белого движения», входили остальные регионы бывшей империи, территории которых изменялись в зависимости от военных успехов «белого движения».

Особенностью этих государственных образований было то, что в них высшая власть принадлежала командующему армией. При осуществлении ее он в той или иной степени опирался на советы, совещания, комитеты демократического толка. Командующие сами присваивали себе властные полномочия, но по мере возможности стремились их легализовать.

Власть Колчака была узаконена частично воссозданным им учредительным собранием, которое в некоторой степени выполняло функции парламента. Генерал Врангель осуществлял гражданскую и военную власти с санкции «правительствующего сената».

На территориях антибольшевистских государственных образований обычно ликвидировались органы власти, созданные коммунистами, и восстанавливалась деятельность земств, городских дум и других ранее существовавших органов управления.

На них создавались и общерегиональные органы управления, причем нередко на антидемократических началах. Последнее объяснялось прежде всего теми чрезвычайными обстоятельствами, в которых они создавались и действовали.

К работе в них привлекались отдельные члены Временного правительства, Государственной думы, Государственного совета, бывшие сотрудники старого государственного аппарата, деятели различных политических партий, действовавших в России до узурпации власти большевиками.

Летом 1918 г. возникло государственное образование, столицей которого стал Омск. Здесь находилось так называемое сибирское правительство, в которое входили представители различных политических сил. Оно рассматривало себя как временное всероссийское правительство.

Легитимный характер ему был придан решением воссозданного им учредительного собрания, в которое вошли те его члены, которых удалось собрать в Омске. На своих заседаниях это собрание обсуждало вопросы государственного устройства России после того, как большевики будут лишены власти.

На территории этого государственного образования были восстановлены ранее существовавшие здесь городские и земские органы самоуправления, действие прежней судебной системы, имперских нормативных актов и законов Временного правительства.

После того, как войска красной армии были изгнаны из Поволжья, в Самаре эсеры и меньшевики — депутаты учредительного собрания — образовали комитет учредительного собрания. Он сформировал временное правительство, которое тоже считало себя всероссийским.

В Уфе в сентябре 1918 г. состоялось совещание представителей омского и самарского правительств, правительств, созданных в казачьих районах, а также органов власти, возникших в национальных районах — казахских, башкирских, татарских.

На нем было принято решение о создании всероссийского временного правительства. Составлено оно было из представителей различных партий, но его деятельность оказалась малоэффективной — его члены были в основном заняты выяснением взаимоотношений.

Для концентрации власти и повышения ее эффективности в борьбе с большевизмом была учреждена из 5 членов директория, располагавшаяся в Омске. В восточной части бывшей Российской империи в то время разрозненно действовали различные антибольшевистские силы, не имевшие общего руководства. Инициативу их объединения взял на себя бывший командующий Черноморским флотом адмирал Колчак, возглавлявший антибольшевистские силы в западной Сибири.

В ноябре 1918 г. он лишил омскую директорию власти и принял титул верховного правителя России. Этот титул за Колчаком признали не только «белые» генералы, возглавлявшие борьбу против большевизма в других регионах, но и страны Антанты. Свой титул адмирал утратил в январе 1920 г., когда его войска потерпели поражение в борьбе с красной армией.

Стремясь избежать столкновения с войсками Японии, находившимися на дальнем востоке, В. И. Ленин согласился на временное провозглашение в апреле 1920 г. Дальневосточной республики, якобы независимой от Москвы. А после ухода японцев из Владивостока ее территория была включена в состав РСФСР (1922 г.).

Другое крупное государственное образование возникло в процессе «белого» движения на юге Европейской части бывшей Российской империи. Здесь возникла территориальная организация власти, которая возглавлялась главнокомандующими вооруженными силами юга России. Вначале во главе ее был генерал А. И. Деникин, а затем генерал П.Н. Врангель.

На контролировавшихся ими территориях началось восстановление старых органов государственного управления и самоуправления, пользовавшихся значительной автономией. Но главнокомандующий являлся основным источником власти — и военной, и гражданской.

При нем действовал совет, имевший правительственно-совещательные функции. В него входили государственный контролер, начальник гражданского управления, начальник хозяйственного управления, начальник управления внешних сношений.

Процесс государственного строительства на юге европейской России усилился после того, как главнокомандующим стал Врангель. Им были изданы «Правила о восстановлении уездных и волостных земств» на территориях, контролировавшихся его войсками. Они предусматривали восстановление полномочий местного самоуправления и создание волостных земельных советов. Право контроля за деятельностью уездных и волостных земских собраний и их управ предоставлялось губернаторам и начальникам уездов.

Восстановлена была и старая судебная система, в том числе мировые и окружные суды. В нее были включены также вновь созданные военно-полевые суды, корпусные и военно-судные комиссии, действовавшие при начальниках гарнизонов. В состав комиссий включались по 2 представителя от крестьян территории, на которой они действовали.

Были восстановлены системы уголовного розыска и преследования на основе ранее действовавшего в России законодательства. При этом уголовное наказание было дополнено новым видом — высылкой в советскую Россию лиц, «изобличенных в явном сочувствовании большевизму, в непомерной личной наживе».

Главнокомандующие вооруженными силами юга России, как и другие лидеры «белого» движения, рассматривали себя как временных властвующих лиц в чрезвычайных условиях, выступали за восстановление единой государственности в России после разгрома большевизма, против создания на ее территории национальных государств, за «единую и неделимую Россию». Форму государственного устройства должно было, по их мнению, определить избранное населением учредительное собрание.

Лидеры «белого» движения выступали за предоставление гражданам основных политических и гражданских прав, за всемерное развитие частного бизнеса, за взвешенную государственную социальную политику, за выполнение обязательств по выплате международных долгов России, ее международных договоров.

Лидеры «белого» движения не могли остаться в стороне и от решения важного для крестьянства аграрного вопроса. Они признавали право крестьян на получение в собственность обрабатываемых ими земель, на предоставление им части помещичьих земель на условиях компенсации их стоимости владельцам. Но право на окончательное решение аграрного вопроса лидеры «белого» движения признавали за учредительным собранием.

Стремясь расширить социальную базу этого движения, привлечь на его сторону больше крестьян, генерал Врангель в апреле 1920 г. утвердил закон «О земле». Он предусматривал сохранение частной собственности на землю, части помещичьего землевладения (по установленным нормам), передачу другой ее части крестьянству на условиях ее выкупа новыми собственниками.

Миллионы российских граждан после захвата власти большевиками были вынуждены эмигрировать за пределы страны. В Западной Европе возникла многочисленная и разнородная российская эмиграция, которую тоже волновали вопросы будущего государственного устройства России.

В начале 1920 г. в Праге был обнародован проект «Основы конституции Российского государства», подготовленный правоведами и политиками разных направлений.

В нем говорилось, что форму государственного правления должно определить учредительное собрание. Однако фактически она определялась: Россия должна была стать президентской республикой.

Глава государства, наделенный широкими полномочиями, должен был избираться не населением, а совместным собранием двух палат парламента — Государственной думы и Государственного совета. Главе государства предоставлялось право созывать палаты парламента, областные сеймы, назначать и увольнять высших государственных служащих.

Предполагалось, что Государственная дума будет формироваться на основе всеобщего избирательного права, а Государственный совет — областными сеймами.

Проект предусматривал федеративное устройство Российского государства: оно должно было разделяться на области в зависимости от своеобразия местных национальных, экономических и социальных условий. В областях предполагалось учредить выборные областные сеймы, которым предоставлялось право формирования областных правительств.

Законодательная власть в России должна была принадлежать двухпалатному парламенту, а исполнительная — «общеимперскому управлению государством», возглавляемому канцлером. Право на формирование правительства и на прекращение его полномочий предоставлялось парламенту. Предполагалось формирование уголовной, гражданской и административной юстиции, возглавлявшейся верховными съездами.

В процессе «белого» движения, боровшегося против большевиков и их власти, возник ряд государственных образований на востоке и юге России, возглавлявшихся руководителями антибольшевистских военных формирований. Все они были разгромлены войсками красной армии, также как и государства, созданные в национальных районах.


 

РАЗДЕЛ III   ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 — 1939 гг.)

 

Великобритания

Первая мировая война имела для Великобритании двоякое значение. С одной стороны, она победила своего главного конкурента на мировой арене — Германию, захватила большую часть ее колониальных владений, обеспечила себе немалую часть германских репараций.

С другой стороны, первая мировая война привела к ослаблению позиций Великобритании. Около 750 тыс. английских подданных были в ходе военных действий убиты, страна утратила почти треть национального богатства.

За счет налогов была покрыта только третья часть военных расходов, а остальные финансировались за счет внутренних и внешних государственных займов. К концу войны внешний долг составил 1150 млн. фунтов стерлингов, в том числе США — 850 млн.

В период между двумя мировыми войнами в основном сохранялась политическая система, при которой на выборах господствовали две основные партии. Победа на парламентских выборах одной из них приводила к формированию однопартийного правительства.

Создавались в этот период и коалиционные правительства, что объяснялось не только итогами выборов, но и обострением внутриполитического положения, вызванного экономическими проблемами в стране.

На политическую арену вышла лейбористская партия, которая до 1918 года не имела программных документов. В принятом уставе она провозгласила в качестве одной из основных своих целей достижение «общественной собственности на средства производства и наилучшей системы народного управления и контроля в каждой отрасли промышленности и каждом виде услуг».

Накануне парламентских выборов конца 1918 года лейбористы вышли из правительственной коалиции, в которую входили в годы первой мировой войны, и участвовали в выборах самостоятельно. Но коалиция консерваторов и либералов сохранилась.

Парламентские выборы происходили на основе нового избирательного закона. Он ввел всеобщее избирательное право для мужчин и частичное избирательное право для женщин.

Все лица мужского пола старше 21 года получили право избирать при удовлетворении требованиям ценза оседлости (проживания в избирательном округе до 6 месяцев). А избирательное право для женщин было предоставлено только тем из них, кто достиг 30 лет и владел недвижимостью, которая давала доход в год не менее 5 фунтов стерлингов.

Выборы закончились убедительной победой консерваторов и либералов, а лейбористы получили всего 60 парламентских мандатов. Коалиционное правительство консерваторов и либералов возглавил Ллойд-Джордж.

Основной его задачей был перевод экономики страны на мирные рельсы. Был демонтирован громадный военный механизм государственного регулирования экономикой, ликвидированы почти все государственные контрольные органы, учрежденные для этого в годы первой мировой войны.

Интенсивно шел процесс денационализации созданных во время войны военных и прочих государственных предприятий. Однако немалая их часть сохранялась как государственная собственность.

Был отменен государственный контроль над железными дорогами, но в 1921 году он был частично восстановлен. Закон 1919 года закрепил отказ от золотого стандарта фунта стерлингов, но государство сохранило контроль над эмиссией бумажных денег.

Парламент принял программы помощи безработным, жилищного строительства, развития народного образования. Однако сохранялись высокие налоги, введенные в годы войны. Причиной этого было то, что до 40% государственного бюджета уходило на выплату процентов по государственным долгам.

Перестала быть монолитной Британская колониальная империя, в которой усилились центробежные силы. Они привели к заметным изменениям в системе колониальных владений: доминионы получили статус автономных государств в составе Британской империи.

В 1923 году британский парламент предоставил им право самостоятельно заключать международные договоры с иностранными государствами, участвовать или не участвовать по собственному усмотрению в международных договорах Великобритании.

Были внесены изменения в систему управления Индией, предоставившие возможность индийцам принимать некоторое участие в управлении.

Вышла из повиновения старейшая английская колония — Ирландия, которая в январе 1919 года провозгласила себя независимой и суверенной республикой. В Ирландии началась успешная партизанская война против английской администрации и британских войск.

В итоге Великобритания была вынуждена пойти на уступки. 6 наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств Ирландии остались в составе Великобритании.

А остальные 26 графств получили статус «Ирландского свободного государства» с правами английского доминиона. Лондон имел право контролировать внешнюю политику Ирландии и иметь на ее территории свои вооруженные силы.

События в России в 1917 году привели к возникновению в Великобритании коммунистической партии и других экстремистских левацких организации, которые ставили своей задачей насильственный захват власти.

На борьбу против них были направлены два закона. Акт о полиции 1919 года предусмотрел ответственность за внесение смуты в среду полиции: «Если любое лицо, — говорилось в нем, — вызовет или попытается вызвать недовольство среди служащих полиции... или совершит любое действие, рассчитанное на то, чтобы склонить любого служащего полиции прекратить исполнение своих обязанностей или совершить нарушение дисциплины, такое лицо виновно в преступлении и может быть осуждено судом присяжных к тюремному заключению».

А в октябре 1920 года парламент принял закон о чрезвычайных полномочиях правительства. Он предоставил ему право издания от имени короля указа о введении в Великобритании чрезвычайного положения. При условии если он


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.