В.О. Ключевский об истории и историках — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В.О. Ключевский об истории и историках

2017-09-30 579
В.О. Ключевский об истории и историках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.О. Ключевский об истории и историках

1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?

2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории.

3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.

4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.

 

А.Я. Гуревич об эталоне ученого-историка

1. Соберите информацию и дайте краткую справку об А.Я. Гуревиче.

2. Ознакомьтесь с извлечением из статьи А.Я. Гуревича.

3. Найдите ответы на вопросы:

- с какими представлениями об ученом-историке он полемизирует;

- что такое образцовый историк, по Гуревичу.

4. Какие суждения А.Я. Гуревича представляются Вам верными, какие – спорными и почему.

 

Культурно-цивилизационный и формационный подходы к познанию прошлого «из первых рук»: сравнение

1. Изучите тексты извлечений из работ К. Маркса и А.Д. Тойнби.

2. Сравните методологические подходы К. Маркса и А.Д. Тойнби по следующим позициям:

- ключевые понятия у К. Маркса и А.Д. Тойнби, их сущностные отличия;

- движущие силы развития общества;

- отношение к тезису о «единстве цивилизации».

3. Какой методологический подход представляется Вам боле предпочтительным и почему?

 

Историческая память и музеи

1. Посетите один из исторических музеев г. Елабуги.

2. Напишите аннотированный отчет о посещении:

- с какой музейной экспозицией Вы познакомились;

- какие материалы в ней представлены.

3. Какое впечатление произвела (если произвела) на вас экспозиция, т.е. какое эмоциональное воздействие она на Вас произвела, что Вы обрели в познавательном плане. Ваша критика (если есть основания для нее) в адрес музея.

4. Выскажите свое мнение по вопросу о роли музеев в современном обществе, располагающем новыми мощными средствами распространения знаний, в том числе и исторических.

 

Культура Древней Руси (9 – первая треть 13 в.)

1. соберите информацию по теме «Культура Древней Руси» (материальная, духовная).

2. Составьте словарь основных терминов по этой теме (не менее 3-х терминов по следующим разделам: литература, устное народное творчество, ремесла, земледелие, промыслы, живопись, архитектура).

 

Культура Древней Руси: самобытность, заимствования

1. Соберите информацию по темам «Художественное ремесло», «Оружие», «Письменность и книга», «Зодчество».

2. Проанализируйте собранную информацию под углом зрения трех компонентов:

- достижений предшественников;

- заимствования из других культур;

- собственный вклад творцов.

3. Сделайте вывод об основных чертах, характеризующих древнерусскую культуру.

 

7. Древняя Русь: Ярослав Мудрый

1. Соберите информацию о Ярославе Мудром, в том числе и об оценках его личности в литературе.

2. Сформулируйте на ее основе несколько тезисов, раскрывающих место Я. Мудрого в древнерусской истории.

3. Сравните личность Я. Мудрого с другими князьями Древней Руси и сделайте свое заключение по вопросу «Что отличало Я. Мудрого от них».

 

Новгородская земля в XII-XV вв.

1. Соберите информацию о политическом устройстве (системе управления) Новгородской земли, основных занятиях ее жителей.

2. Сделайте, на основе ее сравнения с другими княжествами Руси, вывод об особенностях политического строя Новгорода.

3. Какова судьба Великого Новгорода за пределами обозначенной в теме хронологии?

4. Подумайте над вопросом: как можно объяснить отличия политического устройства Новгорода от других древнерусских земель (сформулируйте 1-2 положения).

 

Александр Невский

1. Составьте на основе собранной информации краткую биографическую справку об А. Невском.

2. Объясните политический выбор князя «Меч на Западе, мир на Востоке».

3. Подумайте и дайте ответ на вопрос «Какую черту истории отражают личность и деяния А. Невского»?

 

Нашествия Батыя на Русь

1. Соберите информацию о нашествиях Батыя на русские земли (1237-1241 гг.).

2. Найдите ответы на вопросы:

- где на Руси завоеватели встретили активное сопротивление;

- имена каких героев этого сопротивления дошли до нас.

3. Назовите памятники литературы, устного народного творчества, в которых отразилась героика сопротивления завоевателям?

 

Александр I

1. Соберите информацию о внутренней политике императора.

2. Проанализируйте ее. На основе анализа дайте свой аргументированный ответ на вопрос «Кем же был Александр I?» (Реформатором? Консерватором? И т.д.).

3. Сделайте вывод о последствиях внутренней политики Александра 1(как она соотносилась с внутренними потребностями страны).

 

М.М. Сперанский

1. На основе собранной информации составьте биографическую справку о М.М. Сперанском.

2. Охарактеризуйте идеи и дела М.М. Сперанского, вписавшие его имя в российскую историю.

3. Сформулируйте на основе жизни и деятельности М.М. Сперанского свое аргументированное мнение по вопросу «Почему столь непростыми были судьбы российских реформаторов?»

 

Николай II

1. Ознакомьтесь с «Дневником» императора.

2. Какое представление об императоре дал Вам этот исторический источник:

- о его нравственно-моральных качествах;

- образованности;

- мировоззрении;

- качествах государственного деятеля и т.д.

3. Ваше представление о последнем российском императоре после ознакомления с его дневниковыми записями

А) изменилось

Б) не изменилось

В) сформировалось, т.к. его не было.

Ответ поясните.

Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма / Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989. – С.485-585.

Народная воля» и террор

1. Изучите материал о деятельности организации «Народная воля» и найдите ответы на вопросы:

- кто такие народовольцы;

- в чем конкретно проявлялась их террористическая деятельность;

- как сами народовольцы объясняли свою приверженность к террору;

- какие оценки деятельности народовольцев есть в литературе?

3. На основе изученного «народовольческого сюжета» определите и поясните свое отношение к насильственным террористическим способам деятельности:

- они абсолютно отвергаются Вами;

- допускаются в определенных ситуациях;

- Вы считаете, что для достижения целей все средства хороши и допустимы.

 

Декабристы: след в истории

1. Соберите информацию о декабристах (организации, идеи, личности, деятельность, в том числе и после поражения восстания).

2. Проанализируйте собранную информацию. Какое значение имело движение декабристов для А) власти; Б) оппозиции (в том числе и прежде всего оппозиции в последующие периоды нашей истории); В) народа.

3. Определите свое отношение к декабристам, их движению.

 

23. Оппозиционные партии в России в начале XX в.

1. Изучите материал о либеральных и революционных партиях в России в начале XX в.

2. Составьте на его основе таблицу.

  Кадеты Союз 17 октября ПСР РСДРП
1. Форма государственного правления        
2. Права и свободы граждан        
3. Форма национально-территориального устройства        
4. Решение аграрного вопроса (ключевые положения)        
5. Решение национального вопроса        
6. Решение рабочего вопроса        
7. Способы достижения целей        

3. Ответьте на вопросы: что общего в позициях партий, каковы отличия и как они могут быть объяснены?

Коллективизация в СССР

1. Ознакомьтесь с партийными документами по коллективизации (С.100-102).

2. Найдите в них ответ на вопрос о том, какие задачи коллективизации (выделите 3-4 задачи) ставились руководством страны и как они аргументировались.

3. Изучите разделы учебника по коллективизации и сделайте свое заключение по вопросу: какова же реальная цель коллективизации 1930-х гг.

Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 11. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.

 

Сопротивление сталинизму

1. Изучите извлечение из платформы «Союза марксистов-ленинцев» (С. 117-118).

2. Соберите информацию о руководителе организации М. Н. Рютине.

3. Изучив документ, ответьте на вопросы:

- какие обвинения сталинскому руководству предъявлял М.Н. Рютин (выделите 4-5 позиций);

- какие альтернативы этому курсу он отстаивал.

4. Сформулируйте свое заключение по изученному материалу.

Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 11. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.

 

ХХ съезд КПСС

1. Ознакомьтесь с извлечением из доклада Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС (С. 128-132).

2. Дайте, исходя из документа, ответы на следующие вопросы:

- что вкладывал Н.С. Хрущев в понятие «культ личности Сталина);

- в чем он видел причины этого явления.

3. Как расширил прочтенный вами материал представление о Н.С. Хрущеве, если оно было, или какое представление о нем у Вас сложилось, если его не было?

4. Сравните современную интерпретацию сталинского периода в нашей истории с интерпретацией Н.С. Хрущева. В чем их различия? Как эти различия могут быть объяснены?

Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 2. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.

 

Россия постсоветская

1. Изучите разделы учебника о радикальных социально-экономических преобразованиях в РФ в 1992-2000 гг.

2. Каковы их итоги (сформулируйте 3-5 позиций).

 

Наука и общество

1. Соберите информацию о двух-трех представителях российской науки (из предложенного списка имен).

2. Напишите о них эссе.

3. Дайте ответ на вопрос, какие социальные последствия имели открытия и изобретения этих ученых т.е. какие изменения в жизнь человека привнесла научная деятельность ученых, о которых вы собрали информацию.

 

В.О. Ключевский об истории и историках

1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?

2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории.

3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.

4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.