Подструктуры и способ их влияния — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Подструктуры и способ их влияния

2017-09-10 541
Подструктуры и способ их влияния 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по кн.: Дж. Цезерани «От мозгового штурма к большим идеям», с. 70)

Визу­альная   Связанная (картина, воспринимаемая глазами). Несвязанная (рассматривая себя на картине, рассматривание глазами стороннего наблюдателя). Черно-белая или цветная. Яркость, размер, очертание. Местоположение и расстояние относительно себя, контраст, четкость: смазанная или фокусированная. Движение/скорость— как в кино (при показе слайдов, фотографий). Глубина — объемное изображение/плоское изображение. Обрамленная или без всякой рамки
Слухо­вая   Слова или звуки. Дискретная (прерывистый звук, например слова) или аналоговая (непрерывный звук). Месторасположение и расстояние относительно себя. Высота звука, тон (мягкий или резкий), голос (чей?), ритм. Тембр (полнота звука), внутренний звук, внешний звук. Направление. Темп — быстрый или медленный. Громкость, продолжительность
Кине­стети­ческая   Внутренние ощущения. Внешние или осязательные чувства. Местоположение и форма. Вес — легкий или тяжелый. Продолжительность/частота. Размер, давление от твердого до мягкого. Эмоции, температура, движение. Интенсивность— резкая или тупая. Влажность, текстура (грубая или гладкая), ритм
Обоня­тельная   Острота. Интенсивность. Местоположение. Аромат. Специфический запах
Вкусо­вая   Сладкий вкус. Кислый, соленый, горький. Специфический вкус

 

При воздействии на все каналы взаимопонимание улучшается, общение удовлетворяет партнеров.

Для достижения взаимопонимания с другими людьми исполь­зуют разные приемы, но наиболее распространены подстройка и калибровка.

Подстройка — это использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это оз­начает отражение предпочтительной репрезентативной системы собеседника путем включения в речь соответствующих слов, ти­пичных для него. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинес­тетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать с этим вопросом» — вме­сто того, чтобы говорить: «Давайте рассмотрим этот вопрос более пристально» (визуальный канал). В первом случае собеседник чет­ко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему.

Подстройка может быть как вербальная, так и невербальная. Невербальная подстройка называется отзеркаливанием. Умение отзеркаливать, отражать дает возможность установить с любым человеком подсознательное доверие — раппорт (от фр. — единение). Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть не­сколькими приемами: подстройка к позе (т. е. принять ту же позу, что и у собеседника); к дыханию (копирование дыхания собесед­ника). Подражание льстит любому человеку. «Отражение — выс­шая награда», — говорят американцы. Научившись ненавязчиво подстраиваться, можно расположить к себе собеседника.

Калибровка — это «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербаль­ных сигналов. Специалисты по нейролингвистическому програм­мированию (НЛП) утверждают, что калибровка является ключом к эффективному общению. Используя все демонстрируемые собе­седником сигналы, можно попытаться оценить чувства другого человека и эффективность общения. Каждое взаимодействие не похоже на другие. Для того чтобы заметить сигналы, позволяю­щие его откалибровать, собеседникам необходимо при общении использовать все навыки наблюдения.

Подумай и выполни задание

Для повышения уверенности в себе осуществите следующее: в при­сутствии группы вспомните о себе что-то позитивное. В процессе уп­ражнения все участники по очереди должны побывать на «горячем си­денье». Пока один из них занимает эту позицию, остальные участники делают позитивные комментарии в отношении его личностных особен­ностей или предпринимаемых им действий, при этом комментарии не должны быть двусмысленными или неопределенными. Они могут, на­пример, быть такими:

- Я ценю то, как ты умеешь слушать людей;

- Я получаю удовольствие от работы в паре с тобой;

- Мне нравится, как ты одеваешься;

- Мне кажется, что ты очень уверенный в себе человек, и мне это нравится.

Каждый из участников находится на «горячем сиденье» до тех пор, пока все остальные члены группы не сделают хотя бы по одному пози­тивному комментарию. Обсудите результаты.

Имидж и самопрезентация

Каждый человек вызывает у других определенное представле­ние о себе, т.е. образ, который можно назвать индивидуальным имиджем (от англ. образ), что в буквальном смысле озна­чает облик, образ, тип. Поскольку имидж особенно важен в усло­виях конкуренции, то гораздо большее значение он имеет для деловых контактов, чем для личностных.

Одним из слагаемых успеха в общении, особенно в деловом, является верно найденный свой вербальный и визуальный имидж. Исходить при его формировании следует из тех требований, кото­рые предъявляются человеку в организации, в обществе, и ориен­тироваться на свою индивидуальность. Если речь идет о социаль­ном и профессиональном имидже, то в любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выгля­деть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии — учитель, бизнесмен, топ-менеджер, политик и т.п.

Имидж включает в себя три группы основных харак­теристик человека: внешний облик (привлекательность, уве­ренность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, пове­денческая направленность личности и др.); внутреннее содержа­ние личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутрен­няя культура и др.); психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» — личности).

В литературе описываются следующие шаги формирования имиджа:

-определение стартовых условий (цель, время, самомаркетинг);

- овладение техниками установления контакта для формирова­ния благоприятного первого впечатления;

- сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сиг­налы);

- отработка коммуникативной техники (речи, презентацион-ных умений и навыков);

- овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте);

- совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию);

- изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рацио­нальное питание, спорт и психогигиена);

- психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овла­дение техниками релаксации — уменьшения напряжения).

Самопрезентация. По сути, имидж и есть самопрезентация, внешняя сторона образа, в котором проявляются наиболее суще­ственные его характеристики. Среди свойств личности и комплек­сов умений, способствующих успешности самопрезен­тации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект (ориентация на человека, его эмоции и чув­ства), эго-компетентность, природное обаяние, харизму (от гр. божественный дар, милость), способность к мобилиза­ции и адаптивность, манипулятивные и артистические умения. Тормозящими факторами являются неспособность к са­мораскрытию, неуверенность в себе, застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

Первое впечатление. Поскольку на формирование мнения о другом человеке сильно влияет первое впечатление о нем, по­стольку для правильного восприятия себя другими очень важно создать позитивное первое впечатление. На первое впечатление, которое складывается о человеке, влияет фактор новизны. Счита­ется, что мнение о новом человеке (идентификация) складывает­ся в течение от 4 сек до 1 мин, так как мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, происходит стереотипизация (от гр. твердый + отпечаток — повторяющийся без изменений, шаблонный).

По особенностям нашей памяти информация старается удер­жаться в той же ячейке, куда она попала первоначально, поэто­му, увидев впервые новый объект, мы сознательно или бессозна­тельно причисляем его к категориям «нравится», «безразличен» или «не нравится». На основе сделанных оценок рождается разно­образная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, порой даже любви к нему. Более объективно такие характеристики отношений выявляются в первые две недели, когда люди присматриваются друг к другу. В последующих контактах люди в большинстве случаев играют необходимые роли, надевают мас­ки в соответствии с ситуацией, т.е. демонстрируют имидж. Кроме того, характеристики, даваемые нами человеку, в свою очередь, начинают сами влиять на оценку друг друга, на взаимоотноше­ния, которые складываются между людьми, на их взаимопонима­ние.

Один мудрец сказал, что жизнь есть не что иное, как работа над своим лицом. Лицо — главная составляющая имиджа. Чув­ства, которые мы показываем лицом, создают чуть ли не большее впечатление, чем наряд, которым мы украшаем свое тело. Осознанное использование глаз, например, повышает силу вну­шения слов на 25 %. Для того чтобы быть обаятельным, нужно научиться управлять своими эмоциями и выражениями лица (взгляд, мимика), заниматься фэйсбилдингом («строительством лица»), т. е. специальными упражнениями, гимнастикой для лица, аэробикой глаз.

На первое впечатление влияет фактор привлекательности. Че­ловека, который нам нравится внешне, чаще всего, как правило, считают более хорошим, умным, интересным. Так, в ходе одного из экспериментов, описанных В.Н.Куницыной, психологи зара­нее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии лю­дей?» Мужчины и женщины, участвующие в эксперименте, опи­сали «красивых» людей как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчи­вых, богатых духовно, чем «некрасивых» и даже чем тех, что на­ходились в категории обыкновенных. Кроме этого, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и вни­мательных.

Важным свойством успешного человека является также умение вызывать к себе доверие. Любой человек, а тем более деловой, должен пользоваться доверием у других. Доверие участников об­щения можно потерять в силу недостаточной компетентности, не­возможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, не выполнением взятых на себя обязательств и обещаний.

Достоинства и тактики, которые, как правило, вызывают до­верие и формируют благоприятный имидж:

- как можно больше имейте информации по теме общения, хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаи­модействия;

- учитесь или выполняйте свою работу эффективно, с энту­зиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контакт­ность;

- чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо;

- развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой;

- не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других;

- не будьте слишком негативны по отношению к себе, стройте капитал на своих достоинствах, заставьте их работать на вас;

- запомните, что ваш имидж — это главный аспект вашей лич­ности, приспосабливайте свой имидж к различным группам лю­дей (по возрасту и по статусу);

- наблюдайте за другими людьми, записывайте, что впечатля­ет и восхищает вас в других людях;

- начинайте сегодня же осуществлять свой план действий;

- рассматривайте прежние неудачи как новую возможность.

Имидж включает и внешний вид. Созданию правильного внеш­него облика собеседника способствует его одежда, так как сначала доверие проявляется к имиджу, а уж затем к словам. Обычно люди, которые на работе выглядят уверенно, добротно одеты, демонст­рируют доброжелательный взгляд и владеют собой, как правило, более приятны для общения. На имидж влияет и то, как человек пишет и говорит, как умеет владеть собой, каковы его невербаль­ные сигналы, привлекательность и представительность. Профессио­нальный имидж требует также хорошего состояния тела: подходя­щие к деловой ситуации духи и лосьон после бритья, ухоженные, пахнущие свежестью волосы. Все это вызывает положительные ас­социации.

Известна сценическая шутка об одном неаккуратном молодом человеке, который собирался на маскарад и спросил у знакомого, в какой же костюм ему одеться, чтобы его не узнали. Тот посовето­вал: «Да ты помойся, отутюжься, причешись — и тебя никто не узнает!»

В литературе не существует каких-либо твердых правил по по­воду делового костюма, но в связи с тем, что он может отвлекать внимание собеседника от доносимой информации, для большин­ства видов профессиональной деятельности считается наиболее безопасной традиционная и консервативная одежда.

Большую помощь в успешной деятельности может оказать чув­ство юмора участников взаимодействия. Однако целесообразно придерживаться середины между сверхсерьезным и легкомыслен­ным подходом. Лучшими шутками считаются те, которые имеют отношение к предмету общения, или те, которые помогают в оп­ределенной ситуации снять напряжение и разрядить обстановку. Однако необходимо отметить, что смех безобиден, если он не относится к конкретному лицу, никого не задевает. Чувство юмо­ра социально. Насмешка над конкретным человеком, националь­ностью, традициями или специальностью может вызвать резкую эмоциональную реакцию, вспышку негодования и даже спрово­цировать драку. В то же время для имиджа иногда полезно смеять­ся над самим собой.

Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью разнообразных средств (языка тела, одежды, аксессуаров, косметики и т.п.) используются для самопрезентации и разнообразные коммуникативные стратегии.

Э.Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые страте­гические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни. К ним относятся:

инграциация — приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет вы­сокий статус;

самоподдержка — стремление произвести впечатление, описы­вая свои таланты и выдающиеся познания;

«греться в лучах чужой славы» — выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми людьми;

уравновешивание успехов и ошибок — создание помех и обосно­вание оправданий для плохих результатов и неудач (например, при поражении использовать эвфемизм: «неполная победа»).

Для поддержки благоприятного имиджа необходимо не только быть компетентным, иметь располагающий внешний вид, обла­дать привлекательностью, уметь ладить с другими, но и выраба­тывать собственный набор этических правил для создания безуп­речной репутации:

- всегда сохранять конфиденциальность, держать взятое слово;

- работать над созданием поддерживающей и способствующей работе среды, репутации;

- как можно чаще использовать одобрение достижений и успе­хов, достигнутых в ходе взаимодействия;

- иметь постоянное желание искать новые решения и способы действий и быть готовым применить другой подход;

- обращать внимание на невербальные сигналы и любые дру­гие признаки, указывающие на то, что у собеседника возникают трудности, и корректно «подстраиваться», проявляя гибкость.

Для достижения успеха любому человеку важно осознать свой потенциал и ответить на вопрос — кто Я? С этой целью ему необ­ходимо осуществить самомаркетинг (изучить свои достоинства и недостатки), проанализировать свой профессиональный профиль. Можно также поговорить с людьми, попытаться выяснить, ка­ким его видят партнеры со стороны, как его воспринимают раз­ные по статусу люди. В результате самоанализа и работы над своим имиджем у человека появляется оценка собственной личности, знание своих сильных сторон, а также тех, которые требуют раз­вития.

Подумай и выполни задание

Обратите на себя пристальный и строгий взгляд и попробуйте опре­делить, какие аспекты имиджа вас удовлетворяют и где, как вы сами знаете, вам требуется помощь.

 

Составляющие имиджа   Создает помехи На среднем уровне Выше среднего Первоклассно  
Звучание вашего голоса        
Искусство общения (письменного и устного)                
Навыки презентации        
Светские навыки        
Умение вести себя за столом        
Визуальный контакт        
Рукопожатие        
Осанка        
Поддержание формы        
Уход за собой (волосы, кожа, руки)                
Одежда и индивидуальный стиль                
Манеры        

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест «Умеете ли вы влиять на людей?»

Инструкция. При взаимодействии очень важно уметь положи­тельно влиять на других людей. Это также необходимо, чтобы достичь поставленной цели, реализовать намерения, провести свою линию. Если вы хотите узнать, в какой мере обладаете этим умением, — от­ветьте на следующие вопросы односложно — «да» или «нет».

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политическо­го деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстрава­гантно?

3. Способны ли вы говорить с другим человеком о своих интимных переживаниях?

4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие при­знаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстри­ровать окружающим свои незаурядные способности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизме­нен?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распо­рядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку или переставлять мебель?

11. Любите ли вы новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник в чем-то неправ?

Обработка результатов.

За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите себе по 5 баллов. Ответ «да» — вопросы №1,3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13; ответ «нет» — вопросы № 2, 8, 9.

Комментарий:

35- 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными пред­посылками, чтобы эффективно влиять на других, менять модели их по­ведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе; он должен что-то делать, чтобы люди лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы на­делены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть осторожным, чтобы ваша уверенность в себе не стала агрессив­ной;

30 и менее баллов. Хотя вы часто бываете правы, вам не удается убедить в этом окружающих. Вы считаете, что жизнь должна быть под­чинена строгой дисциплине, здравому рассудку и ход ее должен быть предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. Вы часто бы­ваете слишком сдержаны, не достигая из-за этого желанной цели, и потому неправильно поняты.

 

Тест для диагностики способности к эмпатии

Инструкция. Прочитайте приведенные утверждения и, ориенти­руясь на ваше отношение к ситуации, выразите свое согласие (+) или несогласие (-) с каждым из них.

1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и пере­живать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервни­чать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям не­приятное для них известие.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают не­обдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраива­юсь.

17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угне­тены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волне­нию вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причины.

Обработка результатов.

Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпа­дений.

 

Ответ   Номера утверждений-предложений  
Согласен (+) 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Не согласен (-) 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

 

Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проана­лизируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в таблице.

 

Пол Уровень эмпатических тенденций
  высокий средний низкий очень низкий
Юноши   33-26   25-17   16-8   7-0  
Девушки   33-30   29-23   22-17   16-0  

 

 

Тест «Ведущая репрезентативная система»

Этот тест позволяет более четко определить, какая система являет­ся для вас ведущей.

Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Расставьте эти ответы в следующем порядке: поставьте цифру 1 в бланке ответов (см. табл.) перед предложением, которое, на ваш взгляд, лучше всего вам подходит, затем цифру 2 — перед предложени­ем, которое подходит вам более всего после первого. Цифру 3 поставьте ответу, который еще меньше, чем второй, соответствует вам. Цифра 4 будет свидетельствовать, что данное предложение вам не походит во­обще.

Вопрос/ответ           5 '                
I                                                  
II                                                  
III                                                  
IV                                                  

1. Я, скорее всего, скажу, что принятие важного решения:

I. зависит от моей интуиции;

II. зависит от моего настроения;

III. зависит от моей точки зрения;

IV. это дело логики и ума.

2. На меня, скорее, окажет влияние тот:

I. у кого приятный голос;

II. кто хорошо выглядит;

III. кто говорит разумные мысли;

IV. кто оставляет у меня хорошее чувство.

3. Если я хочу узнать, как идут дела у человека:

I. я посмотрю на его внешность;

II. я обращаюсь к его чувствам;

III. я прислушаюсь к интонации его голоса;

IV. я обращу внимание на то, что он говорит.

4. Для меня легко:

I. создать полноту звуков в стереосистеме;

II. сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;

III. выбрать удобную, комфортную мебель;

IV. подобрать оптимальную комбинацию красок.

5. Мне очень легко:

I. понять смысл новых фактов и данных;

II. воспринимать окружающие звуки;

III. чувствовать удобство одежды, облегающей мое тело;

IV. рассказать в ярких красках об увиденном предмете.

6. Если люди хотят узнать мое настроение, им следует:

I. обратиться к моим чувствам;

II. посмотреть, как я одет;

III. послушать, что я говорю;

IV. прислушаться к интонациям моего голоса.

7. Я предпочитаю:

I. услышать факты, о которых вы знаете;

II. увидеть картину произошедшего события;

III. узнать о ваших чувствах;

IV. обратить внимание на интонацию вашего голоса.

8. Я больше доверяю тому, что:

I. вижу своими словами;

II. слышу конкретные факты;

III. подсказывают мои чувства;

IV. говорит мне мой внутренний голос.

9. Что касается моей семьи, обычно:

I. я хорошо чувствую ее настроение, настроение каждого;

II. я четко вижу особенности их лиц, одежды, маленькие видимые детали;

III. я знаю, что именно думает каждый по поводу наиболее важных вопросов;

IV. я хорошо различаю интонацию голосов каждого.

10. Я стараюсь:

I. понять какие-то новые факты; И. ощутить новизну;

III. услышать что-то новое;

IV. увидеть новые возможности и перспективы.

11. Когда думаю о своих жизненных целях, я скорее:

I. доверюсь своим чувствам;

II. прислушаюсь к внутреннему голосу;

III. остановлюсь на видимом результате;

IV. проанализирую несколько вариантов их достижения.

12. Если я вспоминаю о близком человеке, то вначале в памяти воз­никает его:

I. голос;

II. внешность;

III. мысли;

IV. эмоции и чувства.

Обработка результатов.

Из таблицы 2 перенесите в таблицу 1 с вашими ответами буквы (А, В, Д, К).

Подсчитайте сумму цифр, которые соответствуют буквам А =; В =; Д =; К=.

Для проверки правильности ваших подсчетов следует сложить четыре суммы. Общий результат должен быть равен 120(А + В+Д+К= 120).

Вопрос/ответ                          
I   К   А   в   А   Д   К   Д   В   К   Д   К   А  
II   А   В   к   Д   А   В   В   Д   В   К   А   В  
III   В   Д   А   К   К   Д   К   К   Д   А   В   Д  
IV   Д   К   Д   В   В   А   А   А   А   В   Д   К  

А — аудиальная (слуховая) система;

В — визуальная (зрительная) система;

К — кинестетическая (чувственная) система;

Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».

Та система (обозначенная буквой), которая наберет наименьшую сумму баллов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной для человека. Оценить сте­пень развития данных систем поможет следующая балльная шкала.

Система, набравшая сумму до 20 баллов, развита на «отлично». Раз­витие системы в пределах от 21 до 29 баллов оценивается на «хорошо». От 30 до 38 — оценка «удовлетворительно». От 39 баллов оценивается «неудовлетворительно».

 

 

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

Инструкция. Оцените уровень понимания своего самого близкого друга, ответив на следующие вопросы.

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение от­ношений?

а) да — 1 балл;

б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет — 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно — 2 балла.

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да — 0 баллов;

б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка — 1 балл;

в) об этом не может быть речи — 2 балла.

3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да — 1 балл;

б) не имею представления — 2 балла;

в) я в курсе всех его проблем — 0 баллов.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) да — 0 баллов;

б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1 балл;

в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени, — 2 балла.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите ли за тем, чтобы ваши формулировки были точными?

а) да, я обдумываю, взвеши­ваю свои слова — 1 балл;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем, — 2 балла;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0 баллов.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает — 2 балла;

б) он просто не вникает в мои проблемы — 1 балл;

в) он всегда проявляет участие — 0 баллов.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так — 2 балла;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1 балл;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0 баллов.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поде­литься с другими, чем с самым близким другом?

а) иногда это случает­ся — 1 балл;

б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим другом — 0 баллов;

в) другие меня лучше понимают — 2 балла.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-либо другом?

а) бывает и так — 2 балла;

б) нет, я слу­шаю внимательно — 0 баллов;

в) если чувствую, что рассеян(а), то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1 балл.

10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?

а) не­пременно — 2 балла;

б) обычно я даю возможность партнеру высказать все, что его волнует, — 0 баллов;

в) считаю, что мы оба должны делить­ся своими проблемами, — 1 балл.

Обработка результатов.

А теперь оба друга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...

0-10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каж­дый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друг вас понимает лучше.

11-29 очков. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Однако этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищет.

 

Самодиагностика «Мой имидж»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, на которые вы должны ответить «да» и «нет».

1. Я уверен в себе.

2. Во время разговора я смотрю собеседнику в глаза.

3. У меня есть чувство юмора.

4. Я доброжелательно отношусь к людям.

5. Я уверен в своей внешней привлекательности.

6. Во время разговора я полностью сосредоточен на собеседнике и не прерываю его.

7. Я испытываю чувство самоуважения.

8. Я всегда вежлив даже с неприятными мне людьми.

9. Я из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

10. Я считаю, что мое физическое здоровье и развитие — в норме.

11. Я предпочитаю взаимовыгодные разрешения споров.

12. Я постоянно улыбаюсь окружающим.

13. Если я не прав, я быстро признаю свои ошибки.

14. Я умею разряжать свои отрицательные эмоции.

15. Я говорю людям комплименты.

16. Моя профессиональная компетентность не вызывает сомнения.

17. Мой гардероб тщательно подобран.

18. Я знаком с методами самоуспокоения и релаксации.

19. Мои волосы всегда чисты и аккуратно уложены.

20. Я владею тактикой действий в конфликтных ситуациях.

21. Я продолжаю повышать свой профессионализм.

22. Я питаюсь правильно и избавлен от «плохих» привычек.

23. Я владею приемами красноречия.

Обработка результатов.

Если на все вопросы вы ответили «да», то проблемы создания имид­жа для вас не существует. Если присутствуют ответы «нет», то это сиг­нал к соответствующим действиям.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функ­ции общения.

2. Какова роль первого впечатления в общении и что необходимо де­лать для формирования позитивного первого впечатления?

3. Какие существуют механизмы взаимопонимания в общении?

4. Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

5. Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?

6. Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?

7. Насколько велика роль стереотипизации в деловом общении?

8. Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия на общение?

9. Что такое межличностная аттракция и какова ее роль в общении?

10. Какие существуют эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания?

11. Чем проявляются трудности и дефекты общения и как их преодолевать?

12. Какие с<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.