Вопрос №58: Нормативно-правовые акты и их классификация. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос №58: Нормативно-правовые акты и их классификация.

2017-09-10 203
Вопрос №58: Нормативно-правовые акты и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

1. Направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;

2. Создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;

3. Имеет официальный характер;

4. Это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

a. Наименование акта (например, закон, постановление, приказ);

b. Наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);

c. Дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

5. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества;

6. Содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;

7. Имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;

8. Имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;

9. Его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

a. государственный орган;

b. общественные организации;

c. народ (референдум).

2. По сфере их распространения:

a. федеральные НПА;

b. акты субъектов РФ;

c. акты муниципальных органов;

d. локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

3. По времени их действия:

a. акты, принятые на неопределенное длительное время;

b. акты временные (на определенный период).

4. По юридической силе:

a. законы

b. подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

a. Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации»,

b. Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.