Формы общения детей разного возраста со сверстниками — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формы общения детей разного возраста со сверстниками

2017-09-10 638
Формы общения детей разного возраста со сверстниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К 2 годам складывается первая форма общения со сверс­тниками- эмоционально-практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за по­требностью в активном функционировании, общении со взрос­лыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: соору­жение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на само­выявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрас­тает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широ­ко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубо­ки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вно­сят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуа­тивно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потреб­ность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллек­тивный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое со­трудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выра­жено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игруш­ку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, со­ревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет ин­тересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведе­ния. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении состав­ляет стремление к признанию и уважению. Контакты характе­ризуются яркой эмоциональностью.

Дети используют разнообразные средства общения, и не­смотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежне­му ситуативной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается доволь­но редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошколь­ников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью дого­вориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим де­тям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к лич­ности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя дело­вые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Различен вклад каждой формы общения в психическое раз­витие. Эмоционально-практическая форма общения побуждает де­тей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоци­ональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благопри­ятные условия для развития личности, самосознания, любозна­тельности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению само­ценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.