Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

2017-09-10 600
Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, Кафедра «Изобразительное психологии и социальных наук искусство и культурология»

 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Изобразительное искусство»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе»

 

Выполнила студентка 13ЗНПИ51

Мамонова М.

Научный руководитель

стар. преп.Бобровцева Т.М.

 

Пенза, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….……………………………….3

Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

1.1. Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа…………………...……………………………….….6

1.2. Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажана уроках изобразительного искусства…………................................14

 

Глава II. Методические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

2.1. Психологический портрет учащихся среднего школьного возраста…..20

2.2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству в 6 классе в формировании основ колорита изображения средствами пейзажа……...…...22

2.3. Педагогический эксперимент, констатирующий урок………………...…24

 

Заключение ……………………………………………………………………. 26

Список литературы ………………………………………………………….. 28

Приложения ……...………………………………………………………….....30

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание колоритав изображении пейзажа имеет свой особый язык. Составным элементом этого языка служит цвет, как средство создания художественного образа и настроения в пейзаже, являющийся непосредственным орудием общения между автором и зрителем. Поэтому огромное значение имеет приобщение подростков к теоретическим основам формирования колорита в изображении пейзажа у обучающихся в 6 классе.

Изучение педагогической литературы, педагогических исследований, методических программ под научным руководством Б. М. Неменского, В.С Кузина, Т.Я. Шпикаловой показали актуальность разработок по вопросам теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе.

Для овладения любым художественным средством необходимо знание основ изобразительного искусства: композиции, свойства цвета, совершенствование технических приемов, умений и навыков.

На уроках по изобразительному искусству дети знакомятся с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, при этом у них формируются основы колористического мышления, с помощью которых ученики самостоятельно выполняют разнообразные пейзажи.

Тема курсовой работы - «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе».

Объект исследования - уроки изобразительного искусства в 6 классе.

Предмет исследования - процесс формирования основ колористического изображения средствами пейзажа.

Цель работы: разработатьметодические рекомендации по формированию умений цветового и композиционного решения в пейзажной композиции на уроках изобразительного искусства в 6 классе.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;

2. Проанализировать искусствоведческую литературу с целью изучения

истории развития современного пейзажа, его содержания и художественных особенностей;

3. Провести анализ учебных программ по изобразительному искусству на тему теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;

4. Разработать и провести констатирующий урок;

5. Проанализировать результаты и сделать вывод.

Методы исследования - анализ искусствоведческой и педагогической литературы, наблюдение за художественной деятельностью школьников, анализ продуктов художественно-творческой деятельности школьников, педагогический эксперимент - констатирующий урок, математический и фактические анализы результатов исследования.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА у ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы над темой «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе» мы проанализировали учебные задачи уроков изобразительного искусства в направлении обучения и специфику формирования колорита изображения на уроках рисования, на тему «пейзаж». Также нами были комплексно исследованы методики преподавания теоретических основ формирования колорита на уроках тематического рисования и предложены варианты проведения уроков в данном разделе изобразительного искусства в 6 классе.

Изучена психолого-педагогическая литература, выявлены традиционные подходы и методики развития воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции. Проанализировав программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, и В.С. Кузина, мы можем сделать вывод: что во всех программах присутствуют уроки посвященные пейзажу, но программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов» отличается прежде всего, тем, что в ней присутствует наибольшее количество уроков посвященных теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа, изучению воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции, на основе этой программы был проведён педагогический эксперимент, констатирующий урок.

По окончанию нашей методической работы мы пришли к следующим выводам:

- Уроки-беседы, направленные на формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа, должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Эта связь способствует успешному решению методики учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом;

- Связь между беседами об искусстве и уроками рисования, на темы передачи колорита изображения средствами пейзажа осуществляется по-разному. Так, знания, полученные учеником в процессе практических занятий по изобразительному искусству, находят свое дальнейшее развитие и закрепление при анализе произведений художников. Вместе с тем следует отметить, что сведения, которые ученики получают во время бесед на тему композиции рисунков, они в будущем используют, когда рисуют с натуры, по темам в пейзажных композициях;

- В ходе написания нашей курсовой работы мы пришли к выводу, что проанализировать формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа помогают целевые наблюдения природы, рассматривания репродукций с картин художников-пейзажистов;

- В методике преподавания теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования следует обращать внимание на составление колористической гаммы, передающей состояние времени в пейзаже, симметричное и асимметричное расположение объектов на рисунке, корректируя в ходе урока ошибки школьников. Проанализировав рисунки школьников 6 классов, мы пришли к выводу, что в основном они заключаются в том, что дети избегают заграждений одних предметов другими. При этом им следует показывать, что данное явление имеет место в реальной жизни. Поэтому и на рисунке не стоит избегать моментов, когда один объект закрывает часть другого. Другой распространенной ошибкой является выполнение пейзажных композиций без учета воздушной перспективы, пространственных изменений предметов, то есть предметы кажутся плоскими и не имеют объема.

Все вышесказанное надо учитывать в ходе самого процесса обучения теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа на уроках и уделять данным моментам больше внимания, ведь ошибки легче предупредить, нежели потом исправлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрямова О.С., Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. - Пенза 2005. – 70 с.

2. Беда Г.В. Живопись: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

3. Белый А. Формы искусства/Символизм как миропонимание. - М.,1994.-528с.

4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 367 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.- 528 с.

6. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. – М., 1992.. Второе издание, 2002, Москва, АСТ. – 173 с.

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – (Образование XXI века).

10. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2003. – 462 с.

11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

12. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 37–42.

13. Мальцева Л.В., Белая Т.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 2015. – 159 с.

14. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 138 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

16. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 209 с.

17. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 ч. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996.– Ч. 2. Основы живописи. – 80 с.

20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 544 с.

21. Талызина Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – 3-е изд., стереотипное. – М.: Akademia, 2003. – 287 с. – (Педагогическое образование).

22. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. – (Библиотека педагога-практика).

23. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 76–79.

24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

25. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1970. – 48 с. – (Искусство).

Приложение 1

Таблица 1

 

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Автор программы Тема урока Задание Средства исполнения  
Б.М.Неменский Изображение пространства Беседа. Изображение рельс в перспективе. Линейная перспектива, линия горизонта, точка схода.
  Правила линейной и воздушной перспективы   Изображение уходящей вдаль аллеи Цельность, цветовая гамма, горизонт, колорит.
  Пейзаж – большой мир.   Организация изображаемого пространства Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»   Перспективная выразительность, воздушная перспектива.
  Пейзаж – настроение.   Природа и художник. Создание пейзажа настроения; работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе   Колорит. Цвет.
  Городской пейзаж Создание пейзажа родного города, работа по представлению и памяти узнаваемых мест города. Воздушная и линейная перспектива. Колорит.

 

 

Таблица 2

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

В. С. Кузина «Изобразительное искусство» Основы обучения изобразительному искусству в школе

Автор программы Тема урока Задание Средства изображения
В.С.Кузин В осеннем лесу, парке Работа над композицией пейзажа по памяти.   Рисование дерева с натуры и по памяти Композиция. Передача состояния природы. Цвет. Колорит

 

Таблица 3

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов»

Автор программы Тема урока Задание Средства изображения
Т.Я. Шпикалова Красота осеннего пейзажа Создание осеннего пейзажа в технике монотипии   Композиция. Цвет. Колорит. Воздушная перспектива.
  Осенний пейзаж в нашем творчестве Рисование с натуры или по памяти, по наблюдению осеннего пейзажа   Композиция. Передача состояния природы. Колорит.Перспектива.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, Кафедра «Изобразительное психологии и социальных наук искусство и культурология»

 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Изобразительное искусство»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе»

 

Выполнила студентка 13ЗНПИ51

Мамонова М.

Научный руководитель

стар. преп.Бобровцева Т.М.

 

Пенза, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….……………………………….3

Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

1.1. Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа…………………...……………………………….….6

1.2. Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажана уроках изобразительного искусства…………................................14

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.