Краткая программа курса «история Древнего востока» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Краткая программа курса «история Древнего востока»

2017-09-10 375
Краткая программа курса «история Древнего востока» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е.М. Кунжаров

 

Методические указания

 

 

Братск 2012

Кунжаров Е.М. История Древнего Востока: Методические указания / Е.М. Кунжаров. — Братск: БрГУ, 2012. — 54 с.

 

 

Пособие содержит краткую программу курса, планы семинарских занятий, темы сообщений, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, хронологическую таблицу, список рекомендованных источников и литературы, словарь основных терминов по истории Древнего Востока.

Предназначены для студентов-историков всех форм обучения.

Рецензенты: Г.П. Власов, д-р ист. наук, профессор

Печатается по решению издательско-библиотечного совета

Отпечатано с оригинала автора

665709, г. Братск, ул. Макаренко, 40

ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет»

Тираж 100. Заказ

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………...……………………………………3

Краткая программа курса……..…………………………………….6

Планы семинарских занятий…..…………………………………..14

Темы рефератов…………………………………………………….26

Хронологическая таблица….……………………………………..28

Глоссарий..…………………….……………………………………34

Литература по курсу..…………...…………………………………49

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые друзья!

Цель данного методического пособия - помочь Вам в подготовке к семинарским занятиям и экзамену по истории Древнего Востока.

История Древнего Востока изучается студентами-историками в течение первого семестра и является одним из основных учебных курсов. Он имеет своей целью обеспечить освоение обучающимися знаний по политической и социально-экономической истории древних обществ.

Одним из важнейших составляющих успешного освоения курса является подготовка к практическому занятию. Каждый студент должен иметь тетрадь для записи конспектов к семинарским занятиям и для записей на этих занятиях. Допускается вместо тетради иметь папку с листами ксерокопий, но скопированная литература должна быть проработана (карандашные пометки, подчеркивания, записи на полях или на отдельных листах в дополнение к скопированным страницам).

В первую очередь Вы должны внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке, и, по возможности отобрать что-либо из списка дополнительной литературы. Можно обратиться и к соответствующей главе учебного пособия для того, чтобы получить общее представление о теме; причем нужные моменты можно зафиксировать письменно. После этого Вы приступаете к чтению и анализу исторических источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в практикумах и хрестоматиях), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст из источника.

Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие каждой книги, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит сориентировать студента в том, что именно нужно читать: определенные разделы или проработать всю книгу в целом. После этого можно приступить к конспектированию работы. Прежде всего, необходимо записать название использованной литературы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.п. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованы при ответе. Записи нужно делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выноситься на поля.

Конспект не должен иметь сплошного текста – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего весь материал распределить по вопросам плана практического занятия.

В конце семестра предполагается написание реферативной работы по предложенной проблематике или выбранной самим студентом.

Желаем успехов!

 

 

КРАТКАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы архантропов Вы знаете?

2. Охарактеризуйте главные предпосылки становления человеческого общества.

3. Каковы основные научные взгляды по вопросу о происхождении рас?

4. Выделите причины оформления социальной организации, механизм функционирования родовой организации.

5. Каковы, по Вашему мнению, основные причины появления духовной культуры в первобытную эпоху?

6. Почему в эпоху политогенеза резко усиливается значение войн?

7. Почему для создания авторитета своей власти вожди периодически устраивали «потлач» - угощение сородичей?

Литература: [3, 4, 15, 16, 68, 80, 81, 90, 102, 113, 122, 123, 124, 130, 134, 139, 143]

 

Семинар 2.

Темы для сообщений

1. Древневосточная деспотия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково, на Ваш взгляд, значение номового сепаратизма?

2. Можно ли назвать общество Раннего и Древнего царств рабовладельческим? Почему?

3. Какие, на Ваш взгляд, причины падения Египта в конце Древнего царства?

4. Какую роль в экономической жизни Египта играли несутиу?

5. Какие основные источники рабства характерны для Египта в период Древнего царства?

6. Каковы основные направления торговых экспедиций египтян?

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 22, 49, 63, 64, 65, 72, 119]

Семинар 3.

Темы для сообщений

1. Хатшепсут и Нефертити — женщины и власть в Новом царстве.

2. Аменхотеп IV: личность фараона-реформатора.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите общие черты периода Нового царства?

2. Что позволило египтянам выиграть освободительную войну против гиксосов?

3. Чем определялись направления походов фараонов?

4. Кто являлся основным конкурентом Египта на международной арене? Где разворачивается борьба двух цивилизаций?

5. По Вашему мнению, насколько были связаны религиозные и социально-экономические причины реформы Эхнатона?

6. Какую роль в процессе реформы сыграли представители служилого слоя немху?

7. Какие внутренние и внешние проблемы Египта, привели к окончанию истории великой цивилизации Древнего Востока.

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 22, 57, 63-65, 83, 98, 119, 132]

 

Семинар 4.

Культура Древнего Египта

1.Религиозная система древних египтян. Представления египтян о загробной жизни.

2.Письменность египтян.

3.Литература (жанры, основные произведения).

4.Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта.

5.Повседневная культура древних египтян.

Темы для сообщений

1. Древнеегипетская мифология.

2. Ж.Ф. Шампальон – родоначальник современной египтологии.

3. Пирамиды, их устройство и назначение.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика египетской религии?

2. Какова роль религии в повседневной жизни древнеегипетского общества?

3. Какие виды письма существовали в Древнем Египте?

4. Перечислите основные литературные произведения.

5. Что представлял собой древнеегипетский календарь?

Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 22, 28, 35, 56, 60, 63-65, 76, 79, 83, 87, 91, 99, 115, 129, 130, 132]

 

Семинар 5.

Темы для сообщений

1. «Эпос о Гильгамеше» как источник по истории Месопотамии.

2. Государственное устройство древнешумерских городов на примере Урука.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представлял собой шумерский город-государство?

2. Почему в Древнем Двуречье была велика роль храмового хозяйства?

3. Охарактеризуйте полномочия энси и лугаля?

4. Каковы, по Вашему мнению, причины создания централизованных государств в Месопотамии в III тысячелетии до н.э.? Почему они распались?

5. Какие изменения в военной сфере произвел Саргон Древний?

6. Что представляла собой социальная структура древнешумерского общества?

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22, 49, 54, 63-65, 85, 105, 107, 126]

Семинар 6.

Старовавилонское царство

1. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства. Политический строй Древнего Вавилона.

2. Законы царя Хаммурапи: общая характеристика источника.

3. Экономическое развитие Древнего Вавилона:

а) сельское хозяйство:

- основные земледельческие культуры;

- агротехнические приемы и сельскохозяйственный инвентарь;

- категории непосредственных производителей и их положение;

- скотоводство, его характер;

б) ремесло:

- категории ремесленников;

- орудия труда и материал;

- характер ремесла;

в) торговля и ростовщичество:

- категории купцов;

- основная товарная продукция Вавилонии;

- товары импорта;

- характер торговли.

4. Общественный строй Древнего Вавилона:

а) вавилонская община и ее социальная роль;

б) категории свободного населения;

в) рабство в Древнем Вавилоне;

г) положение воинов по Законам Хаммурапи;

д) семейное право;

е) судопроизводство и уголовное право.

5. Ослабление Вавилона при преемниках Хаммурапи.

Темы для сообщений

1. Предшественники законов Хаммурапи: законы Шульги, Липит-Иштар и Эшнуны.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы способствовали возвышению города Вавилона?

2. Можно ли характеризовать политический строй Вавилона как восточную деспотию?

3. В чём значение судебника Хаммурапи, как он соотносится с более древними памятниками права, в частности, с законами Шульги?

4. Каково главное отличие авилумов от мушкенумов?

5. Выявите основные источники рабства, права и обязанности рабов, их роль в общественном производстве?

6. Каким образом, от чего и от кого законы Хаммурапи защищают воинов?

7. Как в законах представлены права и обязанности женщины?

8. Почему, по Вашему мнению, Вавилонская держава пала под ударами касситов.

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 22, 40, 50, 59, 61, 63-65, 74, 119, 126, 145, 146]

Семинар 7.

Ассирийская держава

1. Формирование и развитие Ассирии до начала I тыс. до н.э.:

а) государственный и общественный строй Ашшура;

б) Ашшур при Шамшиададе I;

в) Ассирийское общество в XV—XI вв. до н. э:

- система управления;

- община и семья;

- рабство;

- возникновение сословий.

2. Экономический и политический подъём Ассирии в Новоассирийский период. Ассирийские завоевания в IX в. до н.э.

3. Упадок государства в первой половине VIII в. Реформы Тиглатпаласара III и новый подъём Ассирии.

4. Организация ассирийской армии. Военные походы Саргонидов. Расцвет Ассирийской военной державы.

5. Царствование Ашшурбанапала. Крушение Ассирии.

Темы для сообщений

1. Ассирийская армия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность географического положения Ассирии и как этот фактор сказался на ее судьбе?

2. В чем, по Вашему мнению, отличие ассирийских законов от законов Хаммурапи?

3. Каковы основные особенности военной державы ассирийцев?

4. В чем заключалась идея «священной войны»?

5. Можно ли назвать ассирийскую державу VIII – VII вв. до н.э. «мировой»?

6. Что нового в политике ассирийских правителей появилось при Тиглатпаласаре III?

7. Какова социальная структура ассирийской державы?

Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 22, 59, 63-65, 119, 126]

 

Семинар 8.

Темы для сообщений

1. Вавилонская башня.

2. Легенда о всемирном потопе в «Эпосе о Гильгамеше» и ее отражение в Библии.

Вопросы для самоконтроля

1. Каков характер религиозных представлений жителей Месопотамии, можно ли назвать его пессимистическим?

2. Какие, по Вашему мнению, религиозные представления соотносятся с политической структурой месопотамских обществ?

3. Почему, по Вашему мнению, «Эпос о Гильгамеше» считается шедевром мировой литературы?

4. Какие сюжеты месопотамской мифологии находят свои параллели в Ветхом завете?

5. Охарактеризуйте положение грамотных людей.

6. Каким языком пользовались в Месопотамии для официальной переписки? Какой язык был разговорным?

7. Чем объясняются достижения вавилонян в астрономии?

Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 21, 55, 63-65, 74, 75, 78, 89, 91, 114, 120, 126, 129, 130, 135, 136]

 

Семинар 9.

Ветхий Завет и его мир

1. Образование и развитие Израильско-иудейского царства..

2. Структура и состав Ветхого Завета.

3. Исторические книги Ветхого Завета: происхождение, содержание.

4. Поэзия и фольклор в Ветхом Завете.

Темы для сообщений

1. Политические течения в Иерусалиме.

2. Иудейство после Вавилонского пленения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие законы ограничивали власть царя по Пятикнижию?

2. Какова структура древнеизраильского общества?

3. Почему распалось единое Израильско-Иудейское царство?

4. Из каких частей состоит Тора?

5. Объясните смысл термина «монолатрия»?

6. В чем заключалась религиозная реформа Иосии?

Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 53, 63-65, 82, 127, 136, 138]

 

Семинар 10.

Держава Ахеменидов

1. Возникновение персидской державы Ахеменидов. Кир II. Камбиз.

2.Переворот Гауматы: версии происшествия.

3. Организация государственной власти в Персидской державе после реформ Дария I.

4. Подати и повинности жителей сатрапий. Политика по отношению к сатрапиям.

5. Внешняя политика персидских царей.

6. Религия и культура древних иранцев.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие исторические условия способствовали формированию мировой Персидской державы?

2.В чем особенности внешней политики Кира II и Камбиза?

3.Какие, по Вашему мнению, факторы повлияли на переворот Гауматы?

4.Каковы, по Вашему мнению, основные причины реформ Дария I?

5.Охарактеризуйте основные особенности социальной структуры державы Ахеменидов?

6.Какие причины привели к греко-персидскому противостоянию?

7.Что такое Авеста?

Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 22, 30, 63-65, 100, 112, 119, 141]

 

Семинар 11.

Древняя Индия

1. Образование империи Маурьев.

2. Организация управления государством в эпоху Маурья.

3. Варны, проблема их происхождения и их социальная роль.

4. Рабство, его особенности в Древней Индии.

5. Религиозно-философские воззрения древних индийцев.

6. Культура Древней Индии.

 

Темы для сообщений

1. Древнеиндийский театр.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему среди источников по истории Древней Индии преобладает религиозно- философская литература?

2. Каковы, по Вашему мнению, главные предпосылки создания государства Маурьев?

3. В чем, по Вашему мнению, значение державы Маурьев?

4. Охарактеризуйте специфические черты в развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли?

5. В чем причины складывания варно-кастовой системы?

6. Что представляли собой древнеиндийские варны, определите соотношение понятий «варна» и «каста»?

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 17, 18, 22-27, 29, 36, 43, 45-48, 63-66, 86, 88, 95, 106, 116, 117, 119, 125, 129, 130, 133, 137, 142]

 

Семинар 12.

Древний Китай

1. Источники по истории Древнего Китая, их общая оценка. «Исторические записки» Сыма Цяня.

2. Политическая система Китая в эпоху Чжаньго: основные царства и взаимоотношения между ними.

3. Реформы Шан Яна в государстве Цинь и его усиление.

4. Объединение Китая государством Цинь и создание империи Цинь.

5. Китай при династии Хань.

6. Крестьянские восстания в ханьской империи.

7. Религиозно-философские воззрения древних китайцев.

 

Темы для сообщений

1. Цинь Ши Хуанди – первый китайский император.

Вопросы для самоконтроля

1.Как происходил процесс становления государственности в Китае?

2. Каким образом реформы Шан Яна повлияли на социально-политическое развитие Древнего Китая?

3. Каковы основные предпосылки объединения страны под эгидой царства Цинь?

4. В чем, по Вашему мнению, роль реформ Цинь Ши Хуанди в процессе объединения страны?

5. Какие причины привели к гибели империи Цинь?

6. Охарактеризуйте основные реформы династии Хань.

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 19, 22, 21, 32, 33, 37, 62, 63-65, 67, 73, 77, 84, 92, 93, 94, 104, 108-110, 115, 117, 118, 121, 128, 129, 130, 140, 144]

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1 Проблемы применения формационного и цивилизационного подходов к истории Древнего Востока (по материалам отечественной историографии).

2 Библия как источник по истории Древнего мира (на примере Израильско-Иудейского царства).

3 Миф о потопе в литературе древнего мира.

4 Персы и греки: проблема взаимоотношений (от Греко-персидских войн до восточных походов А.Македонского).

5 Древняя Месопотамия: структуры повседневности.

6 Философия буддизма.

7 Военная мысль Древнего Китая.

8 Первая дискуссия об азиатском способе производства в советской исторической науке в 20 – 30 годы ХХ века.

9 «Идея человека» в культурах Древнего Востока и концепция «Осевого времени» К. Ясперса.

10 Различные подходы к пониманию характера религиозных верований в древнем мире.

11 Панвавилонизм.

12 Роль географического фактора в истории древневосточных цивилизаций.

13 Новый взгляд «социоестественной истории» на некоторые проблемы истории древнего Египта.

14 Заупокойный культ в древнем Египте.

15 Реформа Эхнатона.

16 Древнеегипетская литература. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник.

17 Особенности политического строя у хеттов (по царским надписям).

18 Экономические и культурные достижения финикийцев (по работам античных авторов: Геродот, Страбон, Плиний).

19 Образ Иерусалима у библейских пророков.

20 Создание первого еврейского государства и возникновение национальной идеи.

21 Власть божественная и власть мирская в текстах Библии.

22 Формирование библейского канона и становление традиции его устной интерпретации.

23 Иудаизм на рубеже эр и «проблема Кумрана».

24 Проблема типического и уникального в еврейской традиции.

25 Зороастризм.

26 Политический кризис в Персидском государстве (по Бехистунской надписи).

27 Общественные отношения в древней Индии по «Артхашастре».

28 Буддизм в контексте древнеиндийской культуры.

29 Проблема формирования культурного архетипа индийской цивилизации.

30 Древнеиндийская литература.

31 Древнеиндийский театр.

32 Сыма Цянь – историк.

33 Конфуцианство и легизм.

34 Даосизм.

35. Шлиман – родоначальник троянской и микенской археологии.

36 Работы Ю. В. Андреева по истории Древней Греции в гомеровскую эпоху.

37 Государственное устройство критских полисов по данным Гортинских законов и античных авторов (Аристотель, Страбон).

38 Греческие историки.

39 Спарта как «идеальный тип» полиса.

40 Персы и греки: проблема взаимоотношений (от греко-персидских войн до восточных походов А.Македонского).

41 Афины в V в. до н.э.: расцвет рабовладельческой демократии.

42 Народное собрание (Народ) в политической системе Афинской демократии (V–IV вв. до н. э.)

43 Античная демократия: от Солона до Перикла.

44 Пелопонесская война в трудах античных авторов.

45 Военно-теоретическая мысль в Древней Греции.

46 Восточный поход А.македонского.

47 Образ А.Македонского в античной и современной историографии.

48 Александр и диадохи.

49 Римские историки.

50 Патриархальная семья и ее роль в древнеримском обществе.

51 Работы И. Л. Маяк по истории раннего Рима.

52 Жизнь и деятельность Ганнибала.

53 Гай Юлий Цезарь: погоня за властью.

54 Сулла: последний республиканец.

55 Военная организация Древнего Рима.

56 Военно-теоретическая мысль в Древнем Риме.

57 Пирр Эпирский.

58 Римские полководцы республиканского периода.

59 Принципат Августа: армия, провинции, политический режим.

60 Работы Е. М. Штаерман по истории древнеримской экономики.

61 Нерон: конец династии.

62 Древняя Греция: структуры повседневности.

63 Пунические войны.

64 Римский урбанизм.

65 Рим и варвары: проблема взаимоотношений.

66 Происхождение христианства.

67 Взаимоотношения христианской церкви и императорской власти в Риме в I-V вв. н.э.

68 Греческие мыслители: Сократ и сократики.

69 Греческая трагедия.

70 Военная мысль античности.

71 Марк туллий Цицерон: политический портрет.

72 Греческая мифология.

73 Вселенские соборы и оформление христианского вероучения.

74 Апокрифические Евангелия.

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древний Египет

V тыс. – Неолитические культуры (Фаюм, Таса, Бадари).

Середина – вторая половина IV тыс. – Первый додинастический (амратский) период, начало разложения родовых отношений.

XXXI – XXIX вв. – Объединение Верхнего и Нижнего Египта, Раннее царство (I–II династии).

XXVIII – XXIII вв. – Древнее царство (III – VI династии).

XXVIII в. – III династия. Строительство первой пирамиды фараона Джосера.

XVII в. – IV династия. Строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра и Менкаура.

Середина XXIII – середина XXI в. – I Переходный период (VII – X династии). Распад государства на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию.

Середина XXI – XVIII вв. – Среднее царство (XI – XIII династии).

XX – начало XVIII в. – XII династия, основанная Аменемхетом I. Расцвет Египта в правление Сенусерта III и Аменемхета III.

Конец XVIII – XVII вв. II Переходный период. Вторжение гиксосов. Гиксосские (XV – XVI династии).

XVI – XI вв. – Новое царство (XVIII – XX династии).

1490 – 1436 гг. – Тутмос III, его завоевательные походы.

1365 – 1348 гг. – Правление Аменхотепа IV (Эхнатона), религиозно-политические реформы.

1290 – 1224 гг. – Рамсес II (XIX династия), противоборство с хеттской державой; активное строительство храмов.

1270 – Мирный договор Рамсеса II с хеттским царем Хаттусили III.

XI – середина X в. – Позднее царство (Ливийско-Саисский Египет).

945 –722 гг. – Правление ливийских XXI – XXIII династий.

718 – 712 гг. – Реформы Бокхориса.

712 – 664 гг. – Египет под властью кушитов XXV Эфиопская династия).

671 – 655 гг. Египет под властью Ассирии.

664 – 525 – Возрождение Египта (XXVI Саисская династия).

525 – 332 гг. – Египет в составе Персидской державы, борьба за независимость, местные династии (XXVIII – XXX).

332 г. – Завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.

Месопотамия

VII – V тыс. – Неолитические культуры Северной Месопотамии: Джармо, Хассуна, Халаф.

Середина V – начало IV тыс. – «убейдское тысячелетие», начало разложения родового строя.

Середина – вторая половина IV тысячелетия – Культура Урука. Формирование основ шумерской цивилизации.

Конец IV – начало III тыс. – Культура Джемдет-Наср.

Первая половина XXVIII – XXIV вв. – Раннединастический период. Образование шумерских государств-городов. Создание клинописи.

XXV в. – Возвышение Лагаша.

2318 – 2312 – Правление Уруинимгины

XXIV – XXII вв. – Месопотамия под властью Аккада. Правление Саргона и его преемников.

Конец XXII – XXI вв. – Объединение Шумера и Аккада под властью III династии Ура.

1894 – 1595 гг. – Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонской (Аморейской) династии.

1792 – 1750 гг. – Правление царя Хаммурапи. Составление законов.

1595 – ок. 1150 гг. – Правление касситской династии.

XVI – XIV вв. – расцвет государства Митанни.

XX – XVI вв. – Староассирийский период в истории Ассирии.

1813 – 1781 гг. – Правление Шамшиадада I.

XV – XI вв. – Среднеассирийский период.

XV – XIV вв. – Составление сборника ассирийских законов.

1365 – 1330 гг. – Правление Ашшурубаллита I

1115 – 1077 гг. – Правление Тиглатпаласара I.

X – VII вв. – Новоассирийский период. Ассирийская военная держава.

745 – 727 гг. – Правление Тиглатпаласара III. Реорганизация ассирийской армии.

722 – 705 гг. – Правление Саргона II.

705 – 681 гг. – Правление Синаххериба

689 г. – Захват Вавилона Ассирией.

681 – 669 гг. – Правление Асархаддона. Завоевание Египта. Расцвет ассирийской державы.

671 гг. –

669 – 627 гг. – Правление Ашшурбанапала. Составление ниневийской библиотеки.

614 г. – Взятие и разрушение Ашшура вавилоно-мидийскими войсками.

612 г. – Падение Ниневии.

609 г. – Захат Харрана. Гибель ассирийской державы.

626 – 539 гг. – Возвышение Вавилона. Нововалилонская держава.

605 – 562 гг. – Правление Навуходоносора II.

539 – Захват Вавилона персидским царем Киром II. Падение Нововавилонского царства.

 

Хеттское царство

Вторая половина VII – первая половина VI тыс. – Неолитическая культура Чатал-Хююка.

XX – XVIII вв. – Торговые колонии в восточной части Малой Азии.

XVIII – XVI вв. – Древнехеттское царство.

Ок. 1650 – 1625 гг. – Правление Хаттусили I.

Ок. 1620 – 1590 гг. – Правление Мурсили I.

Ок. 1530 – 1500 гг. – Правление Телепину. Указ о престолонаследии.

Первая половина XV в. – Среднехеттское царство. Ослабление Хеттского царства.

Середина XV – начало XII вв. – Новохеттское царство. Создание великой державы.

Ок. 1380 – 1335 гг. – Правление Суппилулиумы I

Ок. 1335 – 1305 гг. – Правление Мурсили II.

1270 г. – Мирный договор между Египтом и Хеттским царством.

Начало XII в. – Вторжение «народов моря». Распад Хеттской державы.

Восточное Средиземноморье

VIII – VII тыс. – Земледельческо-скотоводческая культура Иерихона.

Вторая половина III тыс. – Государство Эбла.

Вторая половина II тыс. – Государство-город Угарит.

Конец XIII – начало XII в. – Нашествие «народов моря».

X – IX вв. – Расцвет Тиро-Сидонского царства.

969 – 936 гг. – Правление Ахирама (Хирама) в Тире.

X – IX вв. – Возвышение Дамасского царства.

 

* * *

XIV в. – Приход древнееврейских племен в Палестину.

X в. – Образование единого государства. Правление Давида и Соломона. Строительство храма в Иерусалиме.

IX в. – Распад древнееврейского царства на Израиль и Иудею.

VIII – VI вв. – Пророческое движение.

722 г – Падение Самарии. Разгром Израильского царства ассирийцами.

622 г. – Религиозные реформы Иосии в Иудее.

586 г. – Захват Иерусалима вавилонянами. Начало «вавилонского плена».

Вторая половина III тыс. – Редактирование древнееврейской литературы и составление ветхозаветного канона Библии.

 

Иран и Средняя Азия

Конец III – начало II тыс. – Культура Алтын-тепе.

Конец II тыс. – Расселение ираноязычных племен на территории Ирана и Средней Азии.

673 – 672 гг. – Образование независимого Мидийского царства.

625 – 584 гг. – Правление Киаксара и создание Мидийской державы.

558 – 530 гг. – Правление Кира II, основателя Персидской державы Ахеменидов.

550 г. – Захват Мидии.

547 г. – Захват Лидии.

545 – 539 гг. – Завоевания в Средней Азии.

539 г. – Покорение Вавилона.

530 – 522 гг. – Правление Камбиза II.

525 г. – Завоевание Египта.

522 – 486 гг. – Правление Дария I, административно-финансовые реформы.

499 – 449 гг. – Греко-персидские войны.

334 – 329 гг. – Греко-македонский поход на Восток и крушение державы Ахеменидов.

329 – 327 гг. – Покорение Средней Азии Александром Македонским.

305 – 250 гг. – Средняя Азия в составе державы Селевкидов.

 

Древняя Индия

V – IV тыс. – Неолитические культуры Северо-Западной Индии.

XXIII – XVIII вв. – Древнейшая (Индская) цивилизация

XIII – X вв. – Расселение в Северо-Западной Индии индоевропейских племен Ариев. Создание «Ригведы».

IX – VII вв. – «Поздневедийский период». Образование государств в Северной Индии. Освоение долины Ганга.

VI – V вв. – Распространение железных орудий труда. Строительство городов и изменения в социально-экономическом строе. Зарождение буддизма.

V – IV вв. – Возвышение Магадхи. Создание грамматики санскрита.

317 – 180 гг. – Общеиндийская держава Маурьев.

264 – 231 гг. – Правление Ашоки. Распространение буддизма.

 

Древний Китай

V – III тыс. до н. э. – Неолитическая культура Яншао.

XVII – XI вв. до н. э. – Период Шан-Инь. Генезис древнекитайского государства.

XIV в. до н. э. – Основание города Шан – столицы государства. Появление иньских «гадательных надписей».

XI – VIII вв. до н. э. – Период Западного Чжоу. Господство системы социальных рангов.

VIII – III вв. до н. э. – Период Восточного Чжоу. Политика децентрализации.

VIII – V вв. до н. э. – Период, отраженный в летописи Чуньцю.

VI – V вв. до н. э. – Распространение железных орудий труда и сдвиги в социально-экономической жизни. Жизнь и деятельность Конфуция.

V – III вв. до н. э. – Период «сражающихся царств» (Чжаньго). Распространение монетного обращения.

359 – 350 гг. до н. э. – Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Развитие рабовладении и частной собственности на землю.

221 – 207 гг. до н. э. – Общекитайская династия Цинь, создание централизованной империи. Реформы Цинь Шихуана. Строительство Великой Китайской стены.

 

ГЛОССАРИЙ

Агни («Огонь») — бог огня (в том числе солнечного огня, огня как основной ми-рообразующей стихии, огня домашнего очага, жертвенного костра). Главный из земных богов, протагонист основного ритуала, посредник между богами и людьми.

Адад (акк.), Ишкур (шум.) — бог бури и грома (у шумеров —разрушительных, у аккадцев амбивалентно и разрушительных, и плодородных), сын Ану. Центры культа: Вавилон, Ашшур. В иконографии связан с образом быка и дву- или трезубцем молнии как эмблемой.

Адитьи — особая группа из шести — восьми (позднее двенадцати) богов, включающая Митру, Варуну, Арьямана, Индру, Вивасвата, иногда Сурью и др. Космохранители и космоправители, благосклонные к людям. В послеведийский период старшим из них считался Вишну.

Адон («Владыка») — финикийское умирающее (умерщвляемое) и воскресающее божество растительности и плодородия, возлюбленный Астарты. Как Адонис широко почитался в эллинистическом мире.

Ажи-Дахака — трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея — носителя хаоса, врага космоустроительства.

Айрьяман — бог-покровитель ариев (т.е. либо индоиранцев в целом, либо индоариев и контактировавших с ними части иранцев). Выступает специально как бог-целитель.

Айшма — дэв, божество грабежа и набегов.

Алсу (акк.), Абзу (шум.) — мировой океан подземных пресных вод, окружающих землю, хранилище «ме» (божественные «сути» всех объектов и начал мира, определяющие его свойства), обиталище Эа. Впоследствии персонифицировался как первопричина жизни, муж Тиамат, убитый богом Эа и ставший основанием его одноименного жилища.

Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра — Амон-Ра), покровитель царской власти и завоевательных, войн. Вместе с Лионом так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын —бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анат — богиня охоты и битвы, дева-воительница, дочь Илу, сестра и возлюбленная Баала, помогающая ему в битвах с хтоническими врагами, играющая также роль смертоносной богини-губительницы. Иногда считалась супругой Йево.

Ангро-Майнью — повелитель дэвов, главный носитель злых начал.

Ану (акк.), ан («Небо», шум.) — «отец богов», верховное небесное (пассивное) божество шумеро-аккадского пантеона. Выступает в мифах как воплощение высшей власти. Наделен супругой Антум (иногда — Инанной-Иштар). Символ Ана—рогатая тиара.

Анубис — древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем — божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Ануннаки (доел. «Семя князя», первоначально, видимо, бога Эа, затем считались потомками Ану) — группа родственных друг другу земных, частично небесных и главным образом хтонических божеств, в узком смысле слова — только подземные божества. Каждый ном имел собственную группу ануннаков. Все ануннаки (по позднему счету 600 — 300 небесных и 300 подземных) обитали в общешумерском культовом центре — Ниппуре.

Апам-Напат — благой дух вод (в том числе небесно-дождевых), персонификация грозовой молнии. Создатель и покровитель людей, сохранивший иранское политическое начало (фарн) от Ажи-Дахаки.

Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Апсары — полубожественные женские существа, обитающие на небе, в реках и на горах. Возлюбленные гандхарвов, небесные куртизанки и танцовщицы, утешающие в раю Индры воинов, павших на поле брани.

Ардвисура-Анахита — главное женское божество, богиня воды и плодородия, дух источника мировых вод, стекающих с мировой горы. Впоследствии считается дочерью Ахурамазды. Выступает на стороне богов и героев — космоустроителей.

Арта (Аша Вахишта, «Лучший Распорядок») — персонифицированное начало справедливого миропорядка (прежде всего человеческого порядка). Противостоит аналогичному началу разрухи и несправедливости — Другу («Лжи»).

Астарта (Ашторет) — богиня плодородия и плотской любви и в то же время богиня-воительница, олицетворение Венеры (соответствует аккадской Иштар). Могла изображаться в виде нагой конной лучницы. Баал (Балу, «Господин») — эпитет богов, употреблявшийся прежде всего как имя бога грома и бури Баал-Хаддада (угаритский Алийян-Балу, тж. Баал-Ад-дир), перенимающего (под индоевропейским влиянием?) функции верховного активного божества у своего отца Илу. Баал-Хаддад — Владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресающее божество), космоустроитель, борец с хтоническими и косморазрушительными силами (Йамму, Муту).

Асуры — класс наиболее могущественных демонов, противостоящих богам (хотя исходно асурами назывались и демоны, и боги) и ведущих с ними непрестанные войны. Среди асур выделяются классы гигантов дайтьев, борющихся с адитьями, и тесно связанных с ними семерых данавов —также гигантов. К данавам относится чудовищный змей Вритра, один из главных асур и основной противник Индры.

Атар — божество стихии огня, составляющей по воззрениям иранцев природу всего сущего. В то же время считался сыном Ахурамазды, в качестве космообразующего начала боролся с Ажи-Дахака за фарн. Культ огня был центральным культом иранцев.

Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе IV (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий»)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.363 с.