Антимонопольная деятельность государства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Антимонопольная деятельность государства

2017-09-10 329
Антимонопольная деятельность государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антимонопольная деятельность государства подразумевает следующие мероприятия [3]:

– контроль рыночного поведения фирм, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %;

– предупреждение и пресечение деятельности монополистов;

– запреты на слияние фирм, оперирующих на одном рынке;

– распад «материнской» компании с выделением экономически независимых друг от друга фирм одного рынка;

– расширение границ реализации продукции и вход на рынок фирм с товарами той же группы, произведенными в других регионах;

– расширение географических границ товарных рынков;

– перепрофилирование действующих предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;

– развитие малого предпринимательства;

– снижение правовых, административных, экологических и про­чих барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Основой антимонопольного регулирования является закон от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он запрещает фирмам:

1) создавать товарный дефицит для повышения цен;

2) навязывать потребителю невыгодные условия договора;

3) осуществлять дискриминацию по цене;

4) создавать барьеры входа;

5) нарушать порядок ценообразования, установленный нормативными актами;

6) устанавливать монопольно высокие и низкие цены;

7) прекращать безубыточное производство товаров повышенного спроса;

8) отказывать отдельным покупателям в продаже продукции.

К антиконкурентной деятельности также относится ограничение цен, объёмов производства, территориальный раздел рынка и ассортимента продукции. В случае недобросовестной конкуренции антимонопольный комитет выдаёт предприятиям предписание обязательное к выполнению.

Соглашение между конкурентами противоправно, если они имеют общую долю на рынке более 65 %.

Вертикальная интеграция может подрывать конкуренцию на рынке и, наоборот, противостоять доминирующей фирме. Поэтому вопрос о существовании этой интеграции решается антимонопольным комитетом индивидуально в каждом конкретном случае.

Если рыночная доля фирмы от 35 до 65 %, то антимонопольный орган должен доказать, что она доминирующая. Если же доля больше 65 %, то теперь фирма должна доказать, что она не доминирующая. При этом значение доли должно быть стабильным в течение нескольких периодов.

Статья 19 закона о конкуренции дает право антимонопольным органам разделять (разукрупнять) организации. Демонополизация – это создание независимых друг от друга продавцов на монополизированном рынке.

Меры по демонополизации устанавливаются специальными постановлениями Правительства РФ.

Для разделения (выделения) фирмы необходимо, чтобы она:

– занимала доминирующее положение;

– совершила более одного нарушения антимонопольного законодательства.

При этом фирма может доминировать на рынке основной продукции, а нарушать закон по другому виду хозяйственной деятельности. Если нарушение имеют форму недобросовестной конкуренции, то для разделения не требуется доминирование.

Недобросовестная конкуренция – это любые направленные на приобретение конкурентных преимуществ действия предприятий, которые противоречат действующему законодательству и могут причинить убытки конкурентам.

При принудительном разделении:

1) новые фирмы должны конкурировать с действующими;

2) новые предприятия могут действовать независимо от фирмы, из которой они выделены;

3) «материнская» фирма должна потреблять не более 30 % продукции, производимой выделяемым структурным подразделением. Чем меньше взаимная обусловленность деятельности структурных подразделений, тем меньше нарушается организационная структура фирмы и меньше затраты, связанные с реорганизацией, которые сопоставляются с возможной выгодой от разделения.

После разделения внутри «материнской» фирмы должны быть сохранены активы, обеспечивающие эффект экономии от масштаба производства или сохраняющие преимущества от вертикальной интеграции. Другие отношения, которые до разделения были внутренними, заменяются более эффективными рыночными.

На каждом отраслевом и региональном рынке существуют свои технологические и экономико-географические особенности, которые определяют преобладание одних и меньшую значимость других задач. Поэтому федеральные программы демонополизации дополняются региональными.

В классическом подходе к рассмотрению направлений регулирования уровня рыночной власти и ее последствий выделяют: регулирование и антитрестовскую политику (политику в области конкуренции).

 

 

 
 

 

 

Рис. 12.1. Парадигма «структура – поведение – результат»
с учетом государственного регулирования [3]

Регулирование имеет место в том случае, когда фирма обладает монопольной или близкой к монопольной властью и её действия (например, установление цены) оказываются под контролем регулирующего органа.

Целью антитрестовской политики (или политики в области конкуренции) является удержание фирмы от действий, которые чреваты увеличением рыночной власти с неприемлемыми для общества последствиями. С учётом государственного влияния на состояние рыночной конкурентной среды парадигма «Структура – поведение – результат» имеет иной вид (рис. 12.1.) [5].

Вопросы для повторения

6. Что такое альтернативные издержки монополии?

7. Что подразумевает модель Х -неэффективного производства?

8. Какие факторы оказывают влияние на потери от монопольной власти?

9. Как государственное регулирование влияет на структуру парадигмы «структура – поведение – результат»?

10. В чем заключается модель «мертвого груза» и чем она отличается от модели долгосрочной оценки?

11. Какие методы государственного регулирования цен (тарифов) естественных монополий вам известны?

Темы для эссе

1. Государственные меры по демонополизации и развитию конкурентной среды на рынках строительного комплекса (основание для подготовки: Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов,
[и др.]; под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – С. 202–203).

2. Государственные меры по демонополизации и развитию конкурентной среды на рынках услуг связи. (основание для подготовки: Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов [и др.]; под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – С. 203–205).

3. Программа мер по демонополизации и развитию конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства (основание для подготовки: Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов [и др.]; под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – С. 205–206, 210–211).

4. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов как метод демонополизации (основание для подготовки: Конкуренция
и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов [и др.]; под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – С. 213–215).

5. Антимонопольная политика в США и странах Западной Европы (основа для подготовки: Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учеб. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – С. 282–287).

6. Проблемы и перспективы реформирования естественных монополий в России: электроэнергетики, газовой отрасли, железнодорожного транспорта (основа для подготовки: Бутыркин А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2003. – С. 120–138).

Расчетные задания

1. Спрос на рынке, контролируемом монополистом, описывается уравнением P = 1200 – Q, где P – цена, Q – объем спроса. Общие издержки фирмы-монополиста опи­сываются уравнением TC (Q) = Q 2. Какой потолок цен должно установить государство, что­бы максимизировать благосостояние общества [3]?

2. Общие издержки зависят от выпуска как ТС = 10 Q где Q
в тыс. шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс. руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как
MR = 50 – Q. По какой цене монополия продает товар? Определите показатель монопольной власти фирмы [3].

3. Спрос на товар в городе М описывается уравнением Q =
= 1000 – Р, где Р – в тыс. руб., Q – в тыс. шт. В условиях свободной конкуренции и постоянной отдачи от масштаба производственной функции средние издержки типичной фирмы составляют 200 тыс. руб. Фирма ABC обещает значительно снизить издержки выпуска товара, если ей будет предос­тавлено монопольное право продажи данного изделия в городе М. При этом выпуск монополиста будет на 25 % ниже выпуска на конкурентном рынке. Какую экономию на издерж­ках (на единицу продукции) должна обеспечить фирма ABC, чтобы мэрия города, целью которой является максимальное общественное благосостояние, приняла предложение фир­мы [3]?

4. Рыночный спрос на колбасу описывается уравнением P =
= 800– Q, где P – цена (в тыс. руб.), Q – объем спроса (в тоннах). Колбасу в городе производит только один завод, причем совокупные издержки зависят от выпуска как TC (Q) = Q 2. Местные органы власти вводят налог на продажи монополиста в размере 10 тыс. руб. на одну тонну. Каким образом это мероприятие отразится на благосостоянии жителей города и прибыли монополиста [3]?

5. Антимонопольный комитет страны установил, что фирма, являющаяся монополис­том на данном рынке, производит 25 тыс. шт. товара в неделю. При этом ее цена завышена на 10 % по сравнению
с ценой, которая сложилась бы на конкурентном рынке, а объем выпуска занижен на 29 %. Каковы чистые потери благосостояния от монополии на данном рынке, если предельные издержки составляют 100 тыс. руб. [3]?

 

 

Раздел 3
МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ

В экономической теории существуют два основных класса хозяйственных проблем: макроэкономические и микроэкономические. Микроэкономические проблемы относятся к развитию отдельных товарных рынков и поведению индивидуальных участников на этих рынках (фирмы, потребители). При исследовании товарных рынков можно использовать экономические модели.

Экономическая модель – это некоторое логическое описание (обычно математическое) того, что исходя из качественного анализа экономическая теория считает особо важным при исследовании данной проблемы.

Поскольку модели намеренно упрощены, каждая имеет смысл
в пределах ограниченного круга вопросов. Все модели, рассматриваемые в данном разделе, объединяет постановка задачи о возможном прогнозе взаимодействия в различных рыночных структурах при условии влияния конкуренции.

Основой формирования моделей поведения, прежде всего, являются цели фирмы.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.