Донецкая народная республика — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Донецкая народная республика

2017-09-10 213
Донецкая народная республика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Информационно-методические материалы

Для специалистов психологической службы

Рекомендации педагогу-психологу (практическому психологу)

По профилактике безнадзорности и правонарушений

Среди несовершеннолетних

Исходя из круга задач, очерченных законодательством по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливается необходимость выявлять и устранять причины и условия, приведшие к указанным девиациям. Для специалистов психологической службы это означает раннюю диагностику и выявление. В случае педагогов-психологов (практических психологов) это возможно сделать с помощью методов психодиагностики (в том числе наблюдения, беседы, применения тестовых методик и т.д.).

Перечень диагностического инструментария по направлению профилактики противоправного поведения был приведен в приложении №2 к Письму ДРУМЦ ПС СО №01/03-20 от 22.02.2016 г. Согласно рекомендуемому ориентировочному образцу планируемой деятельности педагога-психолога основное исследование обучающихся проводится с использованием «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)». Указанная методика высоко информативна, т.к. позволяет оценить предрасположенность к преодолению каких-либо норм и правил, склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Другие показатели методики позволяют исследовать склонность к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, а также склонности к делинквентному (противоправному) поведению. Помимо того, оценивается противопоставляемая девиациям способность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, то есть методика позволяет выявить девиантное поведение на латентной стадии и оценить готовность к совершению антисоциальных поступков.

В дальнейшем с обучающимся, попавшим в поле зрения психолога благодаря результатам теста, должна быть проведена более углубленная диагностическая работа, которая может включать в себя опрос (беседу) и применение дополнительных тестовых методик. Выбор последних зависит от гипотезы, выдвигаемой психологом о причинах и факторах, влияющих на отклоняющееся поведение несовершеннолетнего, а также исследования его проявлений. В указанном приложении к Письму ДРУМЦ ПС СО приведен ориентировочный перечень методик.

В диагностике несовершеннолетних по вопросу выявления склонности к бродяжничеству, уходам из дома, или по исследованию беспризорности важно понимать, что не существует конкретного определенного диагностического инструментария. Некоторыми психологами ошибочно используется «Опросник склонности к риску А.Г.Шмелева».Но в случае применения данного теста следует помнить, что результаты тестирования полностью зависят от искренности респондента, а сама склонность к риску не может точно и однозначно указывать на склонность к побегам. Эта методика больше рассчитана на исследование процессов принятия решения в ситуации неопределенности, поэтому её применение в рамках диагностики данного направления нецелесообразно.

Помимо того, к важной части диагностического обследования необходимо отнести определение отклонений в психическом развитии несовершеннолетних и перенаправление их на обследование психолого-медико-педагогической консультации (далее – ПМПК). Согласно ст. 23 Закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проходят комплексное обследование в ПМПК, где для них готовят рекомендации по оказанию дальнейшей психолого-медико-педагогической помощи и определению форм последующего обучения и воспитания. Соответственно, педагогу-психологу (практическому психологу) следует ориентироваться в вопросах выявления отклонений в психическом развитии и перенаправлении несовершеннолетнего для дальнейшей индивидуально-профилактической работы.

Педагогу-психологу (практическому психологу) также следует знать и дифференцировать стремление к бродяжничеству и побегам с так называемым «синдромом бродяжничества», который является признаком психиатрической патологии. Он проявляется в виде необоснованного и непреодолимого влечения уйти из дома «в никуда», отсутствия планов по собственному передвижению и местопребыванию (куда идти и что там делать), непонимания последствий побега и др. Согласно психиатрическому диагнозу данное психическое нарушение по МКБ-10 (международной классификации болезней) является социализированным расстройством поведения, поэтому в случае необходимости желательно проконсультироваться с врачом-психиатром и/или рекомендовать родителям несовершеннолетнего обратиться в психоневрологический диспансер.

Для работы по проблеме бродяжничества и побегов из дома психологу системы образования следует ориентироваться в причинах подобного поведения несовершеннолетнего, коими могут быть, например:

- проблемные семейные отношения, от которых несовершеннолетний в прямом и переносном смысле убегает. Это конфликты с родителями, ревность к мачехам и отчимам, непонимание между сиблингам и т.п.;

- желание вырваться из-под сильного родительского контроля, избежать притеснений и блокирования самостоятельности со стороны родителей, их гиперопеки, попытки доказать свою взрослость. В данном случае поведение ребенка выражает протест против давления взрослых;

- стремления самореализации и стремление идентифицировать себя с группой (как проявления возрастного кризиса у подростков). Не имея реальную возможность занять активную социальную позицию и совершать полезные, социально-одобряемые поступки, а также, не примкнув к социально-активной и положительной группе сверстников, подростки самореализуются путем совершения аморальных и антисоциальных действий, бессмысленно бродят по улицам и бессодержательно проводят время, присоединяются к асоциальным сообществам и примыкают к субкультурам. Здесь (в желании убегать из дома) прослеживается тяга к поиску приключений и доказывании социуму своей значимости. Так, например, появившийся в интернет-сообществах квест «Исчезновение на 24 часа» диктует несовершеннолетнему условия, согласно которым он на сутки не выходит ни с кем на связь и отключает телефон. Современная игра заставляет родителей существенно переживать и разыскивать своё чадо, которое просто «играет» в современные прятки;

- проблемные отношения воспитанников образовательных учреждений интернатного типа (как по горизонтали, так и по вертикали). Конфликты, ссоры, агрессия, скандалы в образовательной организации толкают ребенка за стены учреждения на поиск лучшей жизни, условий комфорта, понимания, доверия и принятия.

Для эффективной работы с девиантными несовершеннолетними важен индивидуальный подход к ребенку (как во время консультаций, так и при осуществлении коррекционно-восстановительной и развивающей деятельности). А это зависит от точного определения его личности и оценки его индивидуально-психологических особенностей. Чехова И.А. выделила и описала четыре основных независимых профиля личности безнадзорных подростков:

· 1-й профиль – дезорганизаторы. Основные черты характера – обладают устойчивым комплексом асоциальных установок: склонностью к риску, жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, стремлением к лидерству любым путем, переоценивают себя и проявляют заносчивость. Они претенциозны, агрессивны к окружающим. У этих подростков отмечается выраженное чувство соперничества, демонстративность, склонность к самоутверждению любым способом, возбудимый вариант акцентуации. Подростки данного типа чаще всего становятся лидерами подростковых группировок.

· 2-й профиль – неустойчивые. Характерны зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, стремление идти на поводу у собственных примитивных желаний, потворство своим слабостям, готовность удовлетворять их любыми, даже недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они подчиняются сильным и тиранят более слабых. Отмечаются непостоянство, несобранность, безответственность, беспринципность, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным влияниям. Такие подростки способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки. Поведение неустойчивых подростков больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Склонность к бродяжничеству этих подростков связана с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий.

· 3-й профиль – зависимые. Не имеют собственных нравственных убеждений и выступают как полные конформисты и исполнители чужой воли. Они трусливы, боятся наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам равнодушны. Главные черты – неустойчивость поведения, слабоволие, тяга к развлечениям, удовольствию, безделью, инфантилизм, иждивенческие тенденции, неуверенность в себе, нерешительность, ориентация на мнение группы, недостаточно самостоятельны, зависимы. Подростки этой группы чаще всего становятся подручными у лидеров подростковых группировок.

· 4-й профиль – напряжённые. Переживают постоянное чувство обиды, фрустрации, замкнуты, пассивны. Для этих подростков характерны интровертированность, некоммуникабельность, значительное своеобразие суждений и поступков, неловкость в межличностных контактах, внутренняя напряженность, тревожность, нервозность, хронически существующее чувство душевного дискомфорта, неуверенности, комплекс вины и неполноценности, пассивность личностной позиции, беспричинная тревога, преобладает плохое настроение, свойственны мрачные предчувствия.

Перечисленные профили личности позволяют педагогу-психологу (практическому психологу) подобрать методы психологического сопровождения с учетом личностных качеств безнадзорного несовершеннолетнего. Это, в свою очередь, дает возможность выстроить эффективную, точечную, индивидуальную коррекционно-восстановительную и развивающую деятельность в отношении девианта.

В Законе по профилактике безнадзорности (ст.31) перечислены общие для всех субъектов профилактики формы профилактики правонарушений:

1) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

2) правовое воспитание и просвещение;

3) профилактическая беседа;

4) профилактический учет;

5) проверка по месту жительства, работы, учебы;

6) социальная адаптация;

7) содействие правоохранительным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;

8) иные формы, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

Психологам следует понимать, что постановкой безнадзорных несовершеннолетних на учет, проверкой по месту жительства, а также социальной адаптацией занимаются социальные педагоги. А вот непосредственно педагог-психолог (практический психолог) в рамках предлагаемых форм профилактики и пределах своей компетенции может проводить семинары, лекции, беседы по пропаганде здорового образа жизни, социально полезного и законопослушного поведения (ст. 32 Закона), пониманию и принятию основ государственного права (ст. 32 Закона), может разъяснять психологические и социально-правовые последствия противоправного поведения, укреплять моральную и правовую ответственность за нарушение соответствующих норм права (ст. 33 Закона). То есть, психологи системы образования оказывают содействие в интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, опираясь на свои профессиональные знания и действуя в рамках своих должностных обязанностей.

Коррекционно-восстановительная и развивающая работа также ведется по указанным темам и включает в себя занятия с элементами тренинга, направленными на:

- обучение приемам саморегуляции эмоциональных состояний и коррекции агрессии (для профилактики насильственных преступлений);

- выработку «стоп-реакций», на укрепление силы воли несовершеннолетних, повышение уровня ответственности за собственные действия, обучение эффективным способам отказа и освоение «нет-стратегиям» (для профилактики корыстных преступлений и аддиктивного поведения);

- повышение уровня эмпатии, развитие способности сопереживать и сочувствовать, учитывать потребности окружающих, выработку умения поставить себя на место другого (для профилактики преступлений против жизни и здоровья личности, а также половой неприкосновенности).

Система работы практического психолога (педагога-психолога) по профилактике безнадзорности и правонарушений включает работу по повышению психологической компетентности и информированности родителей и педагогов. Просвещение проводится по вопросам: возрастные особенности ребенка, причины отклоняющегося поведения, условия, способствующие созданию благоприятного психологического климата в семье и образовательном учреждении, необходимость поддержания доверительных отношений, бесконфликтного общения, применения/использования ненасильственных форм воспитания и т.д.

 

Разъяснения относительно ведения документации
педагогов-психологов (практических психологов)

Рекомендации социальному педагогу

Среди несовершеннолетних

Социальная адаптация несовершеннолетних – одно из ведущих направлений деятельности социального педагога.

Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются: агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), пропуски школы, бродяжничество и т.д. Такие дети нуждаются в особом подходе к ним – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Несовершеннолетние данной категории нуждаются в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение социально опасной ситуации, в которой они оказались, а с другой — на минимизацию их социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.

На всех этапах своей работы социальный педагог соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей.

В соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «Об образовании», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказу №905 от 15.12.2015 г. Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении»(далее – Инструкция), социальный педагог:

1. Проводит комплекс мероприятий по ведению необходимой документации учета.

1.1. Совместно с классным руководителем (мастером) и заместителем директора готовит представление на постановку на учет (форма 1-у);

1.2. Совместно с классным руководителем (мастером) заполняет учетную карточку обучающегося (воспитанника), находящегося в социально опасном положении (форма 2-у), котораяхранится с протоколами заседаний Совета профилактики образовательной организации у заместителя директора;

1.3. Совместно со специалистами психологической службы и педагогами образовательной организации, с участием сотрудников секторов по делам несовершеннолетних городских (районных) отделов внутренних дел Донецкой Народной Республики по территориальности (по необходимости) принимает участие в составлении индивидуальной программы коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником) (форма 3-у), которая утверждается заместителем директора;

1.4. Ведет индивидуальную карточку психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника) (форма 4-у) данная карточка заполняется/ведётся отдельно социальным педагогом и практическим психологом (педагогом-психологом), т.к. их работа с обучающимся, состоящим на учёте, существенно отличается и содержит конфиденциальные сведенья;

1.5. Совместно с классным руководителем (мастером) и заместителем директора готовит представление на снятие с учета обучающегося (воспитанника) (форма 5-у);

1.6. Формирует банк данных образовательной организации об обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении;

1.7. Готовит отчетную документацию по своей деятельности по направлению профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (воспитанников);

1.8. Принимает участие в составлении социально-педагогических характеристик и рекомендаций.

2. Проводит анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся (воспитанников) и определяет меры по их устранению.

2.1. Изучает документацию обучающегося (характеристику подростка, школьную документацию, медицинскую карту, обращая внимание на состояние здоровья подростка, анамнез развития ребенка, особенности его физического развития и т.д.);

2.2. Изучает личностные особенности подростка через диагностику (наблюдение, опросники, анкеты);

2.3. Проводит индивидуальную беседу с подростком с целью выяснения данных о нем, выяснения причины его поступка (правонарушения);

2.4. Проводит работу по изучению особенностей семьи подростка;

2.5. Определяет социальный статус подростка в коллективе сверстников и в сфере неформального общения (секция, кружок, клуб и т.п.), проводит беседу с одноклассниками с целью выяснения взаимоотношений классного коллектива с подростком.

2.6. Выявляет характер ближайшего окружения подростка и его положения в нем.

3. Оказывает консультативную помощь педагогам по работе с обучающимися и родителями (законными представителями).

4. Проводит консультационную и просветительскую работу с родителями (законными представителями), направленную на улучшение отношений с детьми; адекватное отношение к их проблемам и трудностям; рассмотрение возможных путей разрешения конфликтных ситуаций; ориентацию, развитие и сохранение у подростков семейных ценностей, традиций, уважительных, доверительных, демократичных отношений между всеми членами семьи; создание комфортного климата в семье.

Алгоритм изучения семьи социальным педагогом

1. Состав семьи, ее структуру (полная, неполная, родители разведены, другие члены семьи, проживающие с ребенком, и т.д.).

2. Жилищно-бытовые условия семьи (наличие жилплощади в соответствии с санитарными нормами, необходимость улучшения жилищных условий, наличие у ребенка отдельной комнаты или места для занятий и игр) (отражаются в Акте обследования жилищно-бытовых условий)

3. Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).

4. Характер взаимоотношений в семье:

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные и т.д.) и ребенком (забота, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие, гиперопека, бесконтрольность и т.д.);

б) положение ребенка в семье, отношение взрослых в семье к ценностям ребенка (соответствует норме, игнорирование его интересов, ребенок предоставлен сам себе, запуган, неуверен в себе, избегает общения с родителями и т.д.);

в) отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей, относится к ним безразлично или пренебрежительно, тяготеет к одному из членов семьи и т.д.).

5. Проявления отклоняющегося от нормы поведения кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.п.).

6. Духовно-нравственный климат и воспитательный потенциал семьи с целью выяснения стиля воспитания в семье (авторитарный, демократический, либерально-демократический):

а) отношение родителей к организации учебы, труда;

б) осведомленность об интересах и свободном времяпрепровождении ребенком;

в) осуществление контроля за ребенком, соблюдение ребенком режима дня;

г) единство требований к ребенку: формы поощрения, наказания;

д) включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о трудностях и успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем);

е) интерес родителей к личной и общественной жизни подростка, обсуждение его проблем и жизненных ситуаций.

7. Участие родителей (законных представителей) в общественной жизни класса и образовательной организации.

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.