Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-10 | 257 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Систематическая новеллизация избирательного законодательства свидетельствует о том, что выборы имеют чрезвычайно важное значение для формирования и реализации принципов молодой и, как показывает практика, еще не окрепшей российской демократии.
Как известно, выборы в современном обществе выполняют ряд функций, в числе которых:
· формирование органов власти;
· выражение воли народа во всем его социально-структурированном многообразии;
· содействие партизации электората;
· гармонизация интересов различных слоев общества.
Однако за пределами весьма заинтересованного, нередко селективного анализа остается одна немаловажная сторона функционального назначения выборов в социально-неоднородных государственно-организованных обществах, к каковым относится и Россия, а именно – гармонизирующая функция выборов.
Гармонизация интересов как функция выборов реализуется только в тех политических системах, которые конституционно оформлены, а в основе общественного строя лежат принципы правового государства, демократического правления, гуманистической социальной политики, направленной на создание благоприятной социальной среды жизни граждан. В конечном итоге, все принципы демократического конституционного строя должны реализоваться в адекватной политике государства, его органов и должностных лиц, институтов гражданского общества. Между тем, отсутствие развитого гражданского общества, партийной системы, как в России, не может служить оправданием снижения демократического потенциала, усиления авторитарных тенденций в политическом режиме. Более того, в период становления демократии в социально дифференцированном обществе значение выборов как средства гармонизации интересов различных субъектов общественных отношений – индивидуальных, коллективных, публично-властных и гражданских и т.д. возрастает. Выборы в таком случае являются инструментом легального мирного разрешения политических противоречий, отражающих конфликт социально-экономических интересов, выступают в качестве средства гармонизации интересов социальных слоев.
|
По весьма ложному, возможно, корыстному пониманию во многих государствах, в том числе и России, выборы нередко рассматривают как средство выявления воли политических партий (в авторитарных режимах – господствующей партии). Такая идеологема активно продвигается в общественное сознание авторами различных партийных «проектов», призванных закрепить «статус кво» в соотношении политических сил (не всегда соответствующих реальному соотношению социальных сил), в избирательной системе, приспосабливаемой к интересам отдельных партийных институтов. При этом авторов политико-партийных проектов мало заботит тот факт, что подрывается гармонизирующий потенциал выборов, в процессе которых может (и должно) проводиться согласование интересов различных социально-политических сил, формироваться политический и социальный консенсус либо компромисс, тем более, что выборы – коллективная, а не индивидуальная форма реализации субъективного права граждан – избирать и быть избранным.
Ретроспективный анализ политических систем прошлого показывает, что выборы появились тогда, когда возникли противоречия между различными социальными общностями, группировками, классами, стратами и т.п., интересы которых требовали уважения со стороны публичной власти, статус которой, в свою очередь, был бы стабильным, обеспечивающим подчинение ее воле всех подвластных, создавших государство.
Консенсус либо компромисс субъектов политических отношений, опосредующий экономические, социальные и иные интересы, относительно уважения выбора механизма управления общими делами является условием и лежит в основе политической и социально-экономической стабильности, прочности всего государственно-властного механизма, уважения духовных начал совместного бытия конкурирующих групп.
|
История развития политических систем (от Древнего Рима до современных демократий) свидетельствует о значительных потерях государств, когда консенсус либо компромисс разрушался фактом отказа победивших на выборах политических организаций, коалиций и т.п. соблюдать результаты политического выбора.
Поэтому в мировой практике стремились выработать правовые ограничения для произвола в политических отношениях, установить принципы развития государства и гражданского общества, обеспечивающие диалектическое равновесие, гармонию публичных, частных, корпоративных и индивидуальных интересов.
Современная Россия закрепила стратегию функционирования государства и общества в принципах конституционного строя. В контексте функционирования политической системы на демократической основе особенно важны положения статей 3, 13 Конституции РФ, в которых установлено, что референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, а важнейшими принципами государственно-организованного общества являются идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равноправие субъектов политической и общественной жизни.
Эти принципы заключают в себе меру свободы и ответственности институтов государственной власти при правовом регулировании общественных отношений, в том числе и избирательных отношений. Соблюдение принципов конституционного строя – обязанность не только граждан, но и государства, депутатов, прежде всего, в процессе законотворчества.
Процесс законодательного регулирования избирательных отношений осложняется тем фактом, что в Конституции Российской Федерации весьма скупо закрепляются избирательные отношения. Поэтому, относящиеся в той или иной степени к выборам нормы статей 3, 13, ч. II ст. 32, ч. 1 ст. 81, ч. II ст. 96 Конституции РФ, должны реализоваться субъектами законотворчества системно, гарантируя выполнение требований ст. 2 Конституции РФ. В силу указанных причин, законодатели, помимо соблюдения чисто формально-юридических требований к законодательному регулированию избирательных отношений, необходимо опираться не только на букву, но и дух Основного Закона, выраженный в принципах конституционного строя, целях, установленных в Преамбуле Конституции РФ положениях, имеющих нормативное значение для законодателей, Президента, как гаранта Конституции.
|
«Дух» Основного Закона применительно к выборам предполагает обеспечение в избирательных отношениях гармонизацию интересов различных социальных групп, социальное партнерство во имя достижения целей государства «обеспечить благополучие и процветание России» (Преамбула Конституции РФ).
Эти цели требуют актуализации законодательства о выборах в той мере, в которой оно должно обеспечить гармонизацию интересов избирателей, действующих от имени всего народа, создать основу взаимодействия государства и гражданского общества в соответствии с Конституцией, которая обязательна и для Государственной Думы [27]. Одновременно оно должно предотвратить деструктивные процессы, обладать антикоррупционным потенциалом, сформировать юридические условия для развития позитивных политических тенденций, препятствовать возникновению сепаратизма, разрушению российской государственности, конструктивного консенсуса либо компромисса социально-политических сил.
Доминирующая в законодательном органе государства политическая партия не свободна в реализации собственных партийных целей и корпоративных интересов (в том числе и сохранении государственной власти в собственных руках). Партии ограничены в своих устремлениях принципами конституционного строя, и не только буквой, но и духом Основного Закона. Все государственно-оформленные партийные инициативы, в том числе и по изменению избирательного законодательства, должны соответствовать конституционно установленным принципам свободы и ответственности.
Исходя из указанных посылок, можно оценить действующее избирательное законодательство, с точки зрения его соответствия функциональному назначению выборов - гармонизировать публичные, частные, корпоративные интересы.
|
1. В мировой практике различные способы организации голосования и подсчета голосов применялись в целях оптимизации условий выражения воли всего народа (корпуса избирателей), иногда – в корыстных интересах отдельных политических сил, в т.ч. представленных партиями. Мажоритарная и пропорциональная системы не признавались в качестве абсолютных. Они играли роль актуального инструментария разрешения социально-политических конфликтов, согласования интересов социальных групп (хотя не исключались разного рода манипуляции общественным мнением). Введение исключительно пропорциональной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, распространение такой системы на региональный и даже муниципальный уровень сужает представительство интересов населения, а, следовательно, и возможность учета их интересов в процессе формирования консенсуса в представительном органе власти, поскольку непартийные граждане лишаются пассивного избирательного права. Тем более, когда это происходит в условиях отсутствия стабильной развитой партийной системы Поэтому возврат к смешанной избирательной системе будет служить гарантией всеобщих и свободных выборов.
2. Сохранение «заградительного барьера» в 7% ведет к снижению степени представительства в органах власти, в том числе и на партийной основе. Российское общество в настоящее время чрезвычайно раздроблено, интересы отдельных социальных групп дифференцированы, поэтому представительство их интересов, выраженных политическими партиями, требует оптимального «заградительного барьера», допускающего прохождение политических партий в законодательный орган власти. При этом следует иметь в виду, что Федеральное собрание не только законодательный, но и представительный орган государственной власти. Представляются несостоятельными утверждения о том, что значительное количество партий в законодательном органе может привести к парализации процесса принятия законов. Опыт зарубежных стран в этом отношении весьма разнообразный (Италии, США и т.д.). Наличие в парламенте небольшого количества крупных партийных фракций вообще может стать фактором публично-властной дисгармонии и угрозой существования парламента в целом в связи с бойкотом заседаний и срывом кворума, как это имеется в практике различных стран. Поэтому предложение о снижении «заградительного барьера» до 5% является необходимым и своевременным. По мере формирования партийной системы до обретения ею устойчивого характера, «заградительный барьер» может меняться как в сторону увеличения, так и уменьшения.
3. Отмена «порога явки» избирателей на выборы, не способствует предотвращению абсентеизма, создает условия для политических спекуляций, искусственного моделирования выгодной кому-либо ситуации. В формальном плане существование указанной нормы может вести к абсурдной ситуации, когда на выборы придут только кандидаты в депутаты. Действующий «порог явки», очевидно, не способствует гармонизации интересов избирателей, поскольку юридически допускает вообще отсутствие последних на выборах.
|
4. Исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех» лишает избирателей возможности выразить свое отношение не только к кандидатам (партиям), но и к действующей избирательной системе, законодателям, утвердившим ее, а также к институтам власти в целом.
5. В контексте правового регулирования выборов в представительные органы власти следует оценить и предложения по процедурным вопросам деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации (в частности, голосование простым большинством). Эта новелла может привести к ущемлению прав меньшинства[28], полному игнорированию принципов идеологического и политического многообразия, составляющих суть демократии в современном обществе.
Таким образом, законодательствование не может осуществляться исключительно «ad hoc» - к удобному случаю для господствующей в парламенте той или иной партии. Законодатели, осуществляя новеллизацию избирательного законодательства, должны учитывать состояние политической системы, характер формирования многопартийности, степень социальной дифференциации общества и сформированности партийной системы, электоральную культуру населения. Законодательствуя, депутаты должны средствами права определять стратегию развития общества, государства, прогнозировать последствия реализации законодательства, его эффективность, способность обеспечить надлежащее представительство и гармонизацию интересов социальных групп, классов.
Право – мера свободы и ответственности всех субъектов общественных отношений, оно должно служить интересам каждого, а не сиюминутной выгоде победителя на выборах (которого, «не судят», но до поры, до времени). Следует помнить, что узаконенным алгоритмом поведения может воспользоваться очередной победитель. Каковы будут последствия применения приспособленных к случаю избирательных законов, прежде всего для демократии, – можно только догадываться либо следует внимательнее посмотреть в российское и зарубежное историческое прошлое.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!