I. Организационный этап урока. Постановка целей. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

2017-09-10 260
I. Организационный этап урока. Постановка целей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

II. Основной этап урока. Особенности поэзии Сергея Есенина 1

1. Страницы биографии. Слово учителя .

Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи не возможно не узнать, нельзя перепутать со стихами других поэтов.

У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, голос Блока окружает нас предчувствием тайны.

Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.

 

Мини-концерт.

Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник), Цель — дать детям возможность почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, следует написать на доске.)

 

Работа с учебником.

Коллективное чтение вступительной статьи учебника, с. 51-52. Необходимо привлечь внимание детей к дате переезда поэта в Москву (четвертый абзац, с. 51: «После окончания школы поэт отправился в Москву»). Это позволит сделать логический переход к стихотворению «Я покинул родимый дом...».

 

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...» (учебник, с. 52-53).

— Давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест? (В 1918 году Есенину было 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.)

— Какие события за это время произошли в России?

На этот вопрос детям ответить, вероятно, будет трудно. Учитель может написать несколько дат и рассказать о значимости происходивших событий.

1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год — международная интервенция, попытка захвата территории России войсками стран-участников Первой мировой войны.

— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

— Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? («Родной » — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.)

— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду? (В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него это древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)

— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? (Образ голубых небес над просторами полей.)

— Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора:

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

 

Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой царевной), которая «распласталась на тихой воде».)

— Почему вода названа тихой?

— Использует ли поэт звукопись?

Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом. По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р].

— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?

— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги? (Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил.)

 

5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» (учебник, с. 53-54).

— Каким годом датировано это стихотворение?

— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?

— Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше.)

— Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями…».)

— Сравним несколько строк:

 

«Я покинул родимый дом...»

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

Голубую оставил Русь...

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес...

Старый клен на одной ноге...

Только видели березы да цветы,

Да ракитник, кривой и безлистый...

Долго петь и звенеть пурге...

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть..

И я знаю, есть радость в нем...

Нежность грустную русской души...

 

— Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? («Сереньким ситцем» «северныхбедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытыххлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый ». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — «то уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — «родимая выть».)

— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?

— Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.)

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.