Кафедра управления экономики фармации, фармакогнозии и фармацевтической технологии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кафедра управления экономики фармации, фармакогнозии и фармацевтической технологии.

2017-09-10 297
Кафедра управления экономики фармации, фармакогнозии и фармацевтической технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.ГОРЬКОГО

Кафедра управления экономики фармации, фармакогнозии и фармацевтической технологии.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МЕДИЦИНСКОЙ

БОТАНИКЕ 2 КУРС ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

ДОНЕЦК – 2015

Методические рекомендации и контрольные задания по медицинское ботанике 2 курс заочная форма обучения, фармацевтического факультета / Сост. Бухтиярова И.П. Попович В.П., И. П., Тюрина С.В., Проченко Т.Н., Пересекина Е.Н., – Донецк: Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького. – 2015. - с.

 

Авторы:

к.ф.н. Попович В. П. асс Тюрина С.В.,

асс. Проченко Т.Н., асс. Пересекина Е.Н.,

 

 

Рецензенты: зав. кафедрой, к.ф.н. Бухтиярова И.П.

к.ф.н. Попович В. П.

 

Ответственный за выпуск –

 

 

Методические указания содержат требования к выполнению и контрольные задания по медицинской ботанике. Приводится список литературы для подготовки к практическому занятию и образцы тестовых заданий. Работа с методическими указаниями позволит студентам ориентироваться в каждой конкретной теме и повысить эффективность усвоения материала.

 

 

Цель и задачи изучения фармацевтической ботаники

Цели:

 

Достичь понимания строения, химического состава и функций растительных клеток, тканей, органов и организмов в целом, в том числе и лекарственных растений, которые уже используются или являются перспективными для медицины и фармации, как источники ЛРС и БАР.
Усвоить теоретические основы по строения, классификации, экологии и географии лекарственных растений и грибов, их значение и использование в медицине, фармации и тому подобное.
Освоить методы и процедуры макро - и микроскопического анализа растительных органов, определение растений.
Продемонстрировать умение делать на основе результатов макро-и микроскопических признаков растительных объектов выводы относительно их диагностических признаков, возраста, жизненной формы, принадлежности в соответствующий орган, типа строения, особенностей экологических условий существования и тому подобное.
Заложить умения по определению и описанию морфолого-анатомических признаков отдельных органов лекарственных растений, лекарственного растительного сырья.
Приобрести умение составлять целостное представление о растении и ее экологию на основе совокупности отдельных морфолого-анатомических и эколого-географических признаков.

Задачи:

Проводить микроскопический анализ органов растений различных жизненных форм и эколого-географических групп.
Составлять морфологические и морфолого-анатомические описания отдельных органов растений и растений в целом, обращая особое внимание на лекарственных растений, которые уже используются или являются перспективными для медицины и фармации, как источники ЛРС и БАР.
Во время анализа растений выделять ключевые диагностические признаки для определенных таксонов в целом и отдельных представителей в частности.
На основе выделенных диагностических признаков определять органы растений, их систематическое положение и условия роста.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
- морфологическое описание растительных органов и растений;
- систематическую принадлежность растений по совокупности морфологических признаков или с определителем;
- качественные реакции на одеревенение (лигнификацыю), скорковіня (суберинизацыю), кутинизацыю, минерализацию, ослизнение клеточной оболочки;
- анатомическое строение органов растений;
- типы корневой системы, метаморфозы корней;
- морфологическую характеристику и эволюцию репродуктивных органов;
- характеристику низших и высших споровых растений, высшие семенные растения.

уметь:
- демонстрировать владение методами определения растений;
- собирать растения с учетом рационального отношения к природе;
- составлять морфологический описание и определять систематическую принадлежность растений;
- гербаризовать экземпляры растений;
- фиксировать растительное сырье;
- определять видовой состав растений в разных биогеоценозах;
- осторожно относиться к фитосферы, распространять знания о растениях вообще, особенно о лекарственных.

иметь навыки:

- владение методиками ботанических исследований;
- собирать и гербаризовать лекарственные растения или их части;
- обрабатывать, фиксировать, хранить растения или их части;
- определения и отбора средств размножения культур по жизненной форме, биологическими и морфологическими особенностями;
- определять изменения в развитии растения согласно фенологических фаз;
- распознавать лекарственные растения, культивируемые в открытом и закрытом грунте;
- владение приемами ухода за растениями и их защиты;
- оформление геоботанических описаний;
- морфологического описания корней и корневых систем, побегов, листьев, соцветий, цветков, плодов;
- определение подземных метаморфозов;
- определение приспособлений растений к вегетативного и полового размножения;
- наблюдение за развитием растений в природе, определение их изменений и фенологического состояния;
- определение растений с помощью определителя в условиях лаборатории;
- узнавание растений разных климатических поясов мира;
- сушки, фиксирование образцов лекарственных растений в оранжерее;
- гербаризации лекарственных растений оранжереи;
- уходу и выращиванию растений;
- тщательного отношения к дикорастущих или культивируемых растений садов и парков, уходу за выращиваемыми растениями;
- узнавание синантропной растительности городских садов и парков;
- узнавание культурных растений. Составление морфологического описания и определения систематической принадлежности культурных растений;
- ухода за культурными растениями открытого грунта.


 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания к выполнению контрольной работы по фармацевтической ботанике для студентов 2 курса фармацевтического факультета ДНМУ им. Горького (заочная форма обучения) составлены в соответствии с учебной программой по дисциплине «Медицинская ботаника» для специальности - Фармация (Донецк 2015), которая определяет объем знаний по дисциплине и служит руководством при изучении курса и подготовке к экзамену.

К экзамену допускаются студенты, освоившие учебный план по курсу медицинской ботаники, успешно выполнившие все контрольные работы, посетившие лекции и практические занятия, получившие зачет.

Выполнение учебного плана включает в себя:

1) самостоятельное изучение части теоретического курса;

2) выполнение двух контрольных работ;

3) посещение лекций и практических занятий в период проведения сессий;

4) сдачу итогового контрольного модуля.

Первая контрольная работа выполняется по теме «Растительная клетка. Ткани растений. Анатомия растений. Морфология растений».

Каждая контрольная работа состоит из конкретных заданий, включающих тестовый контроль из вопросов различного уровня сложности, задания в форме таблиц, вопросы на соответствие, и вопросы, требующие умения выбирать верную информацию в материале учебников.

Целью контрольных работ по фармацевтической ботанике является проверка качества усвоения студентами учебного материала, а также умения использовать приобретенные знания.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.ГОРЬКОГО

Кафедра Управления экономики фармации, фармакогнозии и

фармацевтической технологии.

 

Контрольная работа по медицинской ботанике № _2_____

 

Вариант___________________________________________

 

Студента ____________ курса___ группы______

 

заочного отделения фармацевтического факультета

 

Ф.И.О.______________________________________________

 

Домашний адрес ______________________________________

E-mail

 

 

6. В случае возникновения затруднений при изучении курса студенту следует обратиться на кафедру к преподавателю (время проведения консультаций – дни заочника, указанные в графике учебного процесса).

7. Неудовлетворительно выполненная контрольная работа возвращается студенту для полной или частичной доработки. Повторная работа рецензируется (с оплатой) только в том случае, если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

8. Студент, выполнивший работу не по своему варианту, зачет не получает.

9. Контрольная работа должна включать список использованной литературы, который оформляется согласно приведенному образцу (см. п.3)

 

Итоговый модульный контроль

По завершению изучения каждого модуля осуществляется итоговый модульный контроль. К нему допускаются лишь те студенты, которые выполнили самостоятельную индивидуальную самостоятельную работу в полном объеме полностью посетили аудиторные учебные занятия, предусмотренные учебной программой для данного модуля, и имеют средний бал за текущую учебную деятельность (учитывая и оценку за индивидуальную самостоятельную работу) не менее 3,0.

Студенту, который по уважительной причине не выполнил всех видов работ, предусмотренных учебной программой, вносятся коррективы в индивидуальный учебный план и разрешается отработать академическую задолженность до определенного срока.

Итоговый контроль должен быть стандартизированным.

Оценка за итоговый контроль определяется по тому же принципу, что и оценки за текущую учебную деятельность - на основании процентного соотношения тестов, правильно решенных студентом, или навыков, выполненных студентом:

- 90-100% - «5»,

- 75-89% - «4»,

- 60-74% - 3»,

- менее, чем 60% - «2».

В последнем случае студент должен пересдать итоговый контроль. Если итоговый модульный контроль для этого модуля, кроме тестового контроля, предусматривает также контроль освоения практических навыков, студенту должны быть выставлены 2 оценки.

Контроль освоения практических навыков, как и тестовый контроль, должно быть стандартизированным и проводиться согласно перечня практических навыков для этой дисциплины, согласованного с профильной методической комиссией и утвержденного ЦМР университета.

Освоение практических навыков, как и решение тестов, оценивается по единой приведенной выше шкале.

При получении «2» за один из этапов студент получает общую оценку за итоговый модульный контроль «2» и должен пересдать тот этап контроля, который не составил.

 

Оценивание модуля.

.

Оценка за модуль определяется на основании процентного соотношения, полученного студентом среднего балла за модуль до максимально возможной величины этого показателя, то есть до 5:

- 90-100% - «5»,

- 75-89% - «4»,

- 60-74% - 3»,

- студент не сдал итоговый модульный контроль или не допущен к нему за низкий рейтинг - «2»

Средний балл за модуль рассчитывается как сумма 50% от среднего балла за индивидуальную самостоятельную работу (оценки за индивидуальное задание), 10% от среднего балла за текущую учебную деятельность и 40% от среднего балла за итоговый модульный контроль.

 

5. Оценка дисциплины

 

Поскольку эта система оценивания предусматривает, прежде всего, повышение мотивации студентов к систематической самостоятельной работы в течение всего периода изучения предмета, оценка по дисциплине должна определяться на основании процентного соотношения, полученного студентом среднего балла за дисциплину к максимально возможной величины этого показателя, то есть до 5:

- 90-100% - «5»,

- 75-89% - «4»,

- 60-74% - «3».

Если студенту не зачтен хотя бы один модуль, который входит в этой дисциплине, он получает «2».

Средний балл по дисциплине. рассчитывается как среднее арифметическое средних баллов за все модули, входящие в этой дисциплине.

 

6. Конвертация результатов изучения студентом модуля и дисциплины в оценки по шкале ECTS и по 4-бальной (традиционной) шкале.

 

Особое методологическое значение имеет вопрос конвертации результата изучения студентом дисциплины (общего количества баллов) в оценки по шкале ECTS и по 4-бальной (традиционной) шкале.

Кроме того, необходимо конвертировать и оценку за модуль, чтобы предоставить студенту возможность продолжить обучение по этой дисциплине в другом ВУЗЕ или в другой стране.

Механизм конвертации результатов изучения студентом модуля в оценку по традиционной шкале и шкале ЕСТЅ представлен в таблице 1.

Оценка FХ выставляется студентам, которые были допущены к итоговому контролю, но не сдали его. Они имеют пересдать итоговый модульный контроль в течение учебного года в сроки, установленные графиком учебного процесса (разрешается не более двух пересдач). При получении «2» на обеих пересдачах студенты имеют право на повторное изучение модуля.

 

Таблица 1

Механизм конвертации результатов изучения студентом модуля в оценку по традиционной шкале и шкале ЕСТЅ

Средний балл за модуль Отношение полученного студентом среднего балла за модуль до максимально возможной величины этого показателя Оценка за модуль по 4-балльной шкале Оценка за модуль по шкале ЕСТЅ
4,5-5,0 90 -100%   А
4,0-4,45 80-89 %   В
3,75-3,95 75-79%   С
3,25-3,7 65-74 %   D
3,0-3,2 60-64%   Е
  не сдал итоговый модульный контроль   FX
  не допущен до итогового модульного контроля за низкий рейтинг   F

 

Оценка F выставляется студентам, которые не допущены к итоговому модульному контролю за низкий рейтинг (посетили полностью аудиторные учебные занятия, но при текущей учебной деятельности получили количество баллов меньше минимальной). Для допуска к итоговому модульному контролю эти студенты должны отработать темы, по которым получили «2» (не больше двух раз каждую тему), для увеличения среднего балла за текущую учебную деятельность до 3,0. Если в результате всех отработок средний бал за текущую учебную деятельность не достиг уровня 3,0, студент имеет право на повторное изучение модуля.

Механизм конвертации результатов изучения студентом дисциплине в оценку по традиционной шкале и шкале ЕСТЅ представлен в таблице 2.

Оценка FX, F ("2") по дисциплине выставляется студентам, которым не зачтен хотя бы один модуль из дисциплины после завершения ее изучения.

 

Таблица 2

Механизм конвертации результатов изучения студентом дисциплины в оценку по традиционной шкале и шкале ЕСТЅ

Средний балл за дисциплину Отношение полученного студентом среднего балла за дисциплину к максимально возможной величины этого показателя Оценка по дисциплине за 4-балльной шкале Оценка по дисциплине по шкале ЕСТЅ
4,5-5,0 90 -100%   А
4,0-4,45 80-89 %   В
3,75-3,95 75-79%   С
3,25-3,7 65-74 %   D
3,0-3,2 60-64%   Е
  если хотя бы один из модулей оценен на «2»   FX, F

Программа по ботанике

На весенний семестр

Царство грибы

Общая характеристика царства. Происхождение грибов.

Отдел настоящие грибы.

Особенности строения. Мицелий. Способ питания, строение клетки, запасные вещества. Типы размножения грибов. Грибы низшие и высшие. Основные классы грибов: хитридиомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, несовершенные грибы и их краткая характеристика.

Класс зигомицеты. Порядок мукоровые. Белая головчатая плесень - мукор. Особенности развития и размножения. Паразитические зигомицеты.

Класс аскомицеты. Строение мицелия. Бесполое размножение и половой процесс. Основные типы спороношения. Гаплоидная, дикарионтическая и диплоидная фазы в цикле развития. Сумка, ее формирование и рассеивание спор. Основные представители (дрожжи, спорынья). Лекарственные виды сумчатых грибов. Спорынья, цикл ее развития, применение в медицине.

Класс базидиомицеты. Первичный и вторичный мицелий и их соотношение в цикле развития. Дикарионтизация мицелия. Плодовые тела. Образование базидий и базидиоспор. Съедобные и ядовитые грибы. Березовый гриб - чага и его применение в медицине.

Класс несовершенных грибов. Общая характеристика. Важнейшие представители.

Отдел лишайники. Симбиотическая природа лишайников. Морфологические типы. Размножение. Основные принципы классификации. Роль лишайников в природе и их использование в медицине.

Царство растения

Общая характеристика царства растений.

Отдел багрянки (красные водоросли). Характерные особенности багрянок, строение клетки, пигменты, запасные вещества. Особенности размножения. Главнейшие циклы развития. Распространение, практическое использование человеком.

Отдел диатомовые водоросли. Общая характеристика отдела, строение клетки диатомовых водорослей, клеточная стенка, пигменты, запасные вещества. Особенности размножения. Распространение. Роль диатомовых водорослей в природе.

Отдел бурые водоросли. Общая характеристика отдела, строение клетки бурых водорослей, пигменты, запасные питательные вещества. Основные черты анатомического строения слоевища (таллома). Способы размножения. Главнейшие представители бурых водорослей. Использование в медицине и фармации.

Отдел зеленые водоросли. Общая характеристика отдела, строение клетки зеленых водорослей, пигменты, запасные вещества. Основные типы строения тела. Главнейшие формы размножения, циклы развития. Деление на классы: вольвоксовые, протококковые, улотриксовые, сифоновые, конъюгаты или сцеплянки. Их общая характеристика. Основные представители (хламидомонада, вольвокс, хлорелла, улотрикс, ульва, каулерпа, вошерия, спирогира). Значение зеленых водорослей.

Отдел харовые водоросли. Общая характеристика. Особенности строения тела.

Подцарство высшие растения

Общая характеристика подцарства высших растений. Происхождение высших растений. Особенности воздушной среды обитания. Расчленение вегетативного тела на органы и ткани. Особенности строения органов размножения. Основные отделы высших растений.

Отдел риниофиты. Общая характеристика. Риниофиты - как одна из древнейших групп высших растений.

Отдел моховидные. Общая характеристика. Моховидные - особая линия эволюции высших растений. Классы моховидных: антоцеротовые, печеночные и листостебельные мхи и их общая характеристика. Строение тела и размножение. Цикл развития и чередование поколений. Основные подклассы листостебельных мхов: бриевые и сфагновые. Роль моховидных в природе и использование их человеком. Применение в медицине.

Отдел плауновидные. Происхождение плауновидных. Ископаемые плауновидные. Морфологическая и биологическая характеристика современных плауновидных. Равноспоровые и разноспоровые плауновидные. Цикл развития плауна булавовидного, чередование поколений и смена ядерных фаз. Баранец, другие виды плаунов и их использование в медицине.

Отдел хвощевидные. Происхождение хвощевидных. Ископаемые хвощевидные. Морфологическая и биологическая характеристика современных хвощевидных. Чередование поколений и смена ядерных фаз у хвощей. Хвощ полевой и его использование в медицине.

Отдел папоротниковидные. Происхождение папоротниковидных. Ископаемые представители. Общая характеристика современных папоротниковидных. Деление на классы. Особенности морфологической организации папоротниковидных. Чередование ядерных фаз и смена поколений в цикле развития у папоротников. Разноспоровые папоротники, их эволюционное значение как предковой группы для голосеменных растений. Использование папоротников в медицине.

Отдел голосеменные

Общая характеристика семенных растений. Понятие о семени как о новом образовании, возникшем в процессе эволюции. Общая характеристика отдела голосеменных и их происхождение. Понятие о стробиле. Семязачаток (семяпочка), его строение и развитие у голосеменных, строение пыльцы, процесс опыления и оплодотворения. Формирование семени. Чередование поколений и смена ядерных фаз у голосеменных. Семенные папоротники и беннеттитовые - вымершие голосеменные. Классы современных голосеменных: саговниковые, гинкговые, гнетовые, хвойные. Основные порядки класса хвойных - сосновые и кипарисовые; распространение их важнейших представителей. Использование продуктов хвойных в медицинской практике.

Класс двудольные

Подкласс магнолииды. Порядок магнолиевые. Семейство магнолиевые. Порядок бадьяновые. Семейство лимонниковые. Порядок лавровые. Семейство лавровые. Порядок нимфейные. Семейство нимфейные.

Подкласс ранункулиды. Порядок лютиковые. Семейства барбарисовые, лютиковые. Порядок маковые. Семейство маковые.

Подкласс кариофиллиды. Порядок гвоздичные. Семейства гвоздичные, маревые. Порядок гречишные. Семейство гречишные.

Подкласс гамамелидиды. Порядок буковые. Семейства буковые, березовые.

Подкласс дилленииды. Порядок чайные. Семейства чайные, клузиевые. Порядок фиалковые. Семейства страстоцветные, фиалковые. Порядок тыквенные. Семейство тыквенные. Порядок каперсовые. Семейство крестоцветные (капустные).Порядок ивовые. Семейство ивовые. Порядок вересковые. Семейство вересковые. Порядок первоцветные. Семейство первоцветные. Порядок мальвовые. Семейство мальвовые. Порядок крапивные. Семейство крапивные. Порядок молочайные. Семейство молочайные.

Подкласс розиды. Порядок розовые или розоцветные. Семейство розоцветные. Порядок бобовые. Семейство бобовые. Порядок миртовые. Семейства миртовые и кипрейные. Порядок рутовые. Семейства рутовые, сумаховые. Порядок сапиндовые. Семейство конскокаштановые. Порядок льновые. Семейство льновые. Порядок крушиновые. Семейство крушиновые. Порядок лоховые. Семейство лоховые. Порядок аралиевые. Семейства аралиевые, зонтичные (сельдерейные). Порядок ворсянковые. Семейства жимолостные, валериановые.

Подкласс ламииды. Порядок горечавковые. Семейства логаниевые, мареновые, кутровые, ластовневые, горечавковые, вахтовые. Порядок пасленовые. Семейство пасленовые. Порядок синюховые. Семейство синюховые. Порядок бурачниковые. Семейство бурачниковые. Порядок норичниковые. Семейства норичниковые, подорожниковые. Порядок губоцветные. Семейство губоцветные (яснотковые).

Подкласс астериды. Порядок сложноцветные (астровые). Семейство сложноцветные (астровые).

Класс однодольные

Подкласс лилииды. Порядок лилейные. Семейство лилейные. Порядок амариллисовые. Семейства луковые, амариллисовые. Порядок спаржевые. Семейства спаржевые, ландышевые. Порядок диоскорейные. Семейство диоскорейные. Порядок орхидные. Семейство орхидные. Порядок осоковые. Семейство осоковые. Порядок злаки. Семейство злаки (мятликовые).

Подкласс арециды. Порядок пальмы. Семейство пальмы. Порядок аронниковые. Семейство аронниковые.

Флористическая география

Основные разделы: учение об ареалах (фитохорология), учение о флорах и историческая география. Задачи и методы изучения географического распространения таксонов. Местонахождение. Понятие об ареале. Размеры и типы ареалов. Формирование ареалов. Растения - эндемики и космополиты. Реликты. Явление эндемизма. Понятие о флоре и элементах флоры. Главнейшие элементы флоры России. Флористические области земного шара.

Элементы экологии растений

Задачи и методы экологии растений. Местообитание. Экосистема. Среда обитания организмов. Понятие об экоморфах. Понятие о факторах среды. Факторы среды и популяции. Биотические и абиотические факторы среды. Климатические факторы: свет, тепло, вода, состав воздуха и т.д. Растения - гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (склерофиты и суккуленты).Тепло как экологический фактор. Жаростойкость и морозостойкость. Жизненные формы по Раункиеру. Свет как экологический фактор. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Почвенные или эдафические факторы, физические свойства и солевой режим почвы. Псаммофиты, галофиты. Биотические факторы - влияние животных и человека. Интродукция и акклиматизация растений.

Элементы геоботаники

Основные понятия: фитоценозы (растительные сообщества), понятие о растительности и растительном покрове. Задачи и методы геоботаники. Разделы геоботаники: фитоценология и география растительности. Фитоценология. Флористический состав фитоценозов, их формирование. Эдификаторы. Понятие о вертикальной и горизонтальной структуре растительных сообществ, наземной и подземной ярусности. Доминанты. Динамика фитоценозов. Сукцессии. Классификация растительности.

География растительности. Широтная зональность и высотная поясность растительности Земли. Основные растительные зоны Земли. Понятие об азональной и интразональной растительности.

Растительность России. Арктическая и тундровая зоны. Типы тундр, приспособления растений тундры. Бореальная зона хвойных лесов. Неморальная зона лиственных лесов. Главные лесообразующие породы, их хозяйственное значение. Степная зона. Зона полупустынь и пустынь. Луга и болота. Сорно - рудеральная растительность. Субтропики. Ценные субтропические культуры.

 

 

Контрольная работа по ботанике №2

Вариант 1

1. Общая характеристика царства грибы. Происхождение грибов, классификация. Строение грибной клетки.

2. Общая характеристика семенных растений. Понятие о семени как о новом образовании, возникшем в процессе эволюции.

3. Семейство маковые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство крушиновые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство злаки (мятликовые). Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. У двудольных мочковатая корневая система чаще всего встречается

а) при вегетативном размножении,

б) при семенном размножении,

в) всегда,

д) не встречается никогда.

7. У плауновидных корни

а) главный, боковые и придаточные,

б) только придаточные,

в) только главный и боковые.

8. Среди голосеменных вымершими группами являются

а) семенные папоротники, саговники, беннеттиты,

б) беннеттиты, кордаиты, гинкговые,

в) семенные папоротники, беннеттиты, кордаиты.

9. Карпофор у зонтичных это:

а) вильчато разветвленная колонка, на которой подвешены мерикарпии,

б) брюшная сторона мерикарпиев,

в) проводящие пучки на поверхности мерикарпиев.

Вариант 2

1. Отдел настоящие грибы. Особенности строения, способ питания. Типы размножения. Основные классы грибов.

2. Характеристика отдела голосеменные. Их происхождение. Прогрессивные признаки, появившиеся в процессе эволюции.

3. Семейство лютиковые, эволюция цветка в рамках семейства. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство крестоцветные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство орхидные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Выберите органы гомологичные побегу

а) корень,

б) луковица,

в) клубень,

г) корнеплод,

д) столон,

е) усы у гороха,

ж) корневище,

з) корнеклубень.

7. Стробил это

а) собрание спорофиллов на оси, отделенной от вегетативной части побега,

б) собрание вегетативных листьев и спорофиллов на оси, отделенной от вегетативной части побега,

в) гаметофит, питающийся за счет спорофита,

г) спороносящая часть побега.

8. Листья хвойных

а) игловидные и чешуевидные,

б) игловидные и уплощенные с дихотомически ветвящимися жилками,

в) только игловидные.

9. Корона (привенчик) у представителей семейства амариллисовые представляют собой:

а) разросшиеся основания тычинок, либо доли околоцветника,

б) разросшиеся основания тычинок,

в) разросшееся цветоложе.

Вариант 3

1. Класс зигомицеты. Систематическое положение. Особенности строения, развития и размножения на примере мукора, его цикл развития.

2. Понятие о стробиле. Семязачаток (семяпочка), его строение и развитие у голосеменных, строение пыльцы, процесс опыления и оплодотворения. Формирование семени.

3. Семейство магнолиевые. Основные представители, систематические признаки.

4. Семейство мальвовые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство гречишные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Хроматофоры у водорослей это:

а) таллом водоросли,

б) фотосинтезирующие пластиды,

в) пигменты,

г) стадия бесполого размножения.

7. Выберите органы аналогичные листу

а) филлокладии иглицы,

б) запасающие листья алоэ,

в) почечные чешуи,

г) фотосинтезирующие побеги спаржи,

д) чешуи луковицы,

8. В цветке происходят процессы

а) бесполое размножение, гаметангиогенез,

б) спорогенез, гаметогенез, опыление,

в) спорогенез, гаметогенез, оплодотворение.

9. Для представителей какого семейства характерно "живорождение"?

а) луковые,

б) лилейные,

в) амариллисовые.

Вариант 4

1. Класс аскомицеты, их строение, размножение, практическое значение.

2. Особенности цикла развития отдела голосеменные на примере сосны обыкновенной.

3. Семейство крапивные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство бобовые. Эволюция цветка в рамках семейства. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство осоковые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Для красных водорослей характерны следующие типы полового процесса:

а) изогамия,

б) гетерогамия,

в) оогамия,

г) коньюгация,

7. Укажите три пары гомологичных органов

а) усы гороха,

б) усы земляники,

в) колючки боярышника,

г) колючки кактуса,

д) корнеклубни,

е) корни-подпорки.

8. Плодолистик это

1 2 3

а) видоизмененный вегетативный лист,

б) видоизмененный мегаспорофилл,

в) видоизмененный мегастробилл.

9. В подсемействе розовые "ложные" плоды

а) ценокарпные,

б) апокарпные,

в) монокарпные.

 

 

Вариант 5

1. Спорынья, цикл ее развития, применение в медицине.

2. Характеристика класса хвойные. Использование их в народном хозяйстве и медицине.

3. Семейство розоцветные. Общая характеристика. Эволюция цветка в рамках семейства. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейство пасленовые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство диоскорейные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. В жизненном цикле багрянок имеются следующие фазы (поколения)

а) одна гаплоидная и одна диплоидная,

б) одна гаплоидная, одна диплоидная и одна дикарионтическая,

в) две гаплоидных и одна диплоидная,

г) одна гапдоидная и две диплоидных.

7. Укажите три пары аналогичных органов

а) филлокладии иглицы,

б) колючки белой акации,

в) листья земляники,

г) колючки боярышника,

д) усы земляники,

е) усы гороха,

ж) усы винограда.

8. Тычинка это

а) видоизмененный микроспорофилл,

б) видоизмененный микростробилл,

в) видоизмененный вегетативный лист,

9. Для представителей семейства губоцветные характерен ценокарпный плод

а) коробочка,

б) ценобий,

в) ягода.

Вариант 6

1. Характеристика класса базидиомицеты, их строение, размножение, систематическое положение. Цикл развития на примере шампиньона.

2. Общая характеристика покрытосеменных, происхождение и эволюция цветковых растений. Прогрессивные черты покрытосеменных.

3. Семейство зонтичные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

4. Семейства буковые, березовые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство лилейные. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Подвижные стадии в жизненном цикле отсутствуют

а) у багрянок,

б) у бурых водорослей,

в) у центрических диатомовых водорослей,

г) у пеннатных диатомовых водорослей,

д) у одноклеточных зеленых водорослей,

е) у колониальных зеленых водорослей,

ж) у нитчатых зеленых водорослей,

з) у зеленых водорослей, для которых характерна коньюгация.

7. Видоизменения вегетативных органов связаны с

а) видовой принадлежностью растений,

б) условиями окружающей среды,

в) выполняемой функцией.

8. Эндосперм в семени покрытосеменных

а) образуется из остатков гаметофита,

б) образуется из зиготы вместе с зародышем,

в) образуется из оплодотворенного вторичного ядра,

9. Четырехгранный стебель у представителей семейства

а) губоцветные,

б) норичниковые,

в) пасленовые.

Вариант 7

1. Отдел лишайники, классификация. Морфологические типы. Размножение. Роль лишайников в природе и использование их в медицине.

2. Корень. Морфология корня. Типы корневых систем. Видоизменения корней.

3. Семейство валерьяновые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве

4. Семейство сложноцветные. Общая характеристика. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

5. Семейство амариллисовые. Основные представители, систематические признаки, значение в медицине и народном хозяйстве.

6. Основная фаза жизненного цикла диатомовых водорослей

а) гаплоидная,

б) диплоидная,

в) дикарионтическая.

7. У раздельного листа выделяют

а) лопасти,

б) сегменты,

в) доли,

8. У покрытосеменных антеридии и архегонии

а) отсутствуют,

б) антеридиев нет, архегонии есть,

в) есть и те, и другие.

9. Плод яблоко образуется следующим образом:

а) экзокарпий, мезокарпий из гипантия, эндокарпий из завязи,

б) экзокарпий из гипантия, мезокарпий и эндокарпий из завязи,

в) экзокарпий из гипантия, мезокарпий из цветоложа, эндокарпий из завязи.

Вариант 8

1. Отдел багрянки (красные водоросли). Характерные особенности строения, размножения, распространения. Особенности цикла развития. Изо- и гетероморфная смена поколений. Практическое использование человеком.

2. Стебель – осевой, структурный элемент побега. Функции стебля. Расположение стеблей в пространстве. Видоизменения стеблей.

3. Семейство гвоздичные. Основные представители, систематические признаки, значение в м


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.